Правила этикета. Этикет во время беседы
К сожалению, некоторые движения, жестикуляция могут происходить машинально или по привычке, и не всегда выглядеть красиво. Вам следует за этим следить и не допускать следующего:
- Нет ничего страшного, если вы легко прикоснетесь к своей щеке, но если вы полностью опираетесь на подбородок, ваш собеседник подумает, что вам скучно или вы устали.
- Если вы опираетесь на руку, при этом ваш подбородок лежит на большом пальце, а указательный направлен в направлении виска, это выглядит со стороны, словно вы не очень доверяете собеседнику или оцениваете его.
- Не стоит держать ладони сцепленными друг с другом, а также скрещивать руки на груди. Этими жестами вы словно закрываетесь от собеседника, что может выдать в вас недоверие к нему. Также не держите руки за спиной.
- Не чешитесь. Почесывание уха, шеи, руки и так далее свидетельствует, что вам не терпится высказать свое мнение или вы устали и хотите уйти.
- Не держите во рту пальцы, карандаши ли ручки. Это выглядит некрасиво.
- Ни в коем случае не показывайте жесты пальцами, это может выглядеть вульгарно, особенно это важно, если вам предстоит встреча с иностранцами. Например, латинская “V” (victory) на Западе обозначает “Победа”, а у итальянцев это знак супружеской неверности. Не зная этих особенностей, можно попасть в неприятную ситуацию.
Говоря о правилах поведения во время беседы, нельзя не упомянуть телефонные переговоры, ведь даже если собеседник не видит вас, он вас слышит и может делать выводы.
Жёсткие переговоры начинаются тогда, когда вы потеряли контроль над тем, с кем вы их ведёте: сначала над его эмоциями - отрицательные эмоции доминируют, затем над его поведением - он нападает или обороняется и в конце концов над его отношением к вам - он не верит, что договорённость с вами возможна.
Основная причина перехода к жёстким переговорам - это дефицит ресурсов у одной из сторон. Если мы говорим о коммерческих переговорах, то чаще всего речь идёт о дефиците времени, затем - информации и только потом - денег.
Если у вас не хватает времени, то вы не готовитесь к переговорам должным образом - не определяете список своих целей, не собираете информацию о предпочтительных целях партнёра, не разрабатываете черновые варианты решений. Как следствие, вы зажимаетесь во время переговоров, не понимаете, какой информацией стоит делиться, а какой - нет.
Как определить, что будет жёстко
Во-первых, важно соблюдение норм делового этикета. Деловые люди начинают переговоры в соответствии с этими правилами. Все остальные ими пренебрегают, либо потому что не знают их, либо потому что считают себя выше условностей. Можно ли ожидать от такого человека конструктивных переговоров, если его на такую малость не хватило? Чудес не бывает.
Есть два теста, которые помогут определить настрой. Первый - расположение собеседников во время переговоров. Если они сидят на разной высоте - это плохой сигнал. Также должен быть верный вектор относительно друг друга - нельзя, чтобы один сидел прямо, а другой под углом. Ну и, конечно, комфорт. Один в кресле, а другой на «приставном стульчике» - это плохой вариант.
Нарушение равенства - признак попытки манипулировать, создать стартовые неравные условия, стремление вести переговоры с позиции нападения или защиты.
Если в ходе переговоров на вас «наезжают», не стесняйтесь ответить так же. Если после переговоров вы обнаружили, что вас обманули, отвечайте тем же
Второй тест - процедура начала переговоров. Если оглашается повестка обсуждения и это происходит на принципах равенства объёма информации, то, скорее всего, переговоры будут конструктивными.
Но! Изменения могут произойти и по ходу переговоров.
Первый маркер «тучи на горизонте» - нарушение объёма подачи и приёма информации. Одинаково плохо, и когда партнёр говорит больше, и когда партнёр говорит меньше вас. Если вы это заметили, то есть смысл подвести предварительный итог: обозначить то, о чём вы договорились/перепроверить полученную и выданную информацию к этому моменту. Такая «завязка» на том общем, что у вас уже есть, позволяет восстановить баланс.
Второй маркер - завышение или занижение темпа обсуждения со стороны партнёра. Это приводит так же к нарушению объёма приема-передачи информации и ведёт к негативным последствиям.
Как разрулить конфликт
Жёсткий стиль - нелегитимный . Он разрушает совместное и конструктивное обсуждение, поиск взаимовыгодных вариантов решений.
Нет ничего постыдного обнаружить, что вами манипулировали. Совсем другое дело - вести себя неграмотно после того, что вы обнаружили. В тот момент, когда вы понимаете, что действия партнёра несовместимы с вашим представлением о справедливости, вы получаете возможность выбрать свою тактику и ответить.
Ответить на неправильные действия можно как во время переговоров, так и после их завершения. В обоих случаях нужно давать симметричный ответ. Если в ходе переговоров на вас «наезжают», не стесняйтесь ответить так же. Если после переговоров вы обнаружили, что вас обманули, отвечайте тем же.
Многим этот совет покажется диким или неэтичным, потому что это и дико, и неэтично. Но хулиганы на улице не склонны к обсуждению «мандельштамов». «Миндальничая» с ними или не давая ответа, вы должны точно знать: вы провоцируете переговорного хулигана применять такие приёмы всё чаще именно по отношению к вам. Ведь на вас они срабатывают. Почему он должен вести переговоры с теми, на ком его приёмы не срабатывают?
Есть простой приём - рационализация. Когда ты объясняешь партнёру, что тебя не устраивает в его поведении и что в обмен на его отказ от такого поведения вы тоже готовы для него что-то сделать. А если он не готов пойти вам навстречу, проведение переговоров станет невозможным в данный момент.
Но мы не можем уступить партнёру, который применяет нелегальные способы договориться (хамство, обман, сокрытие информации и т.д.), как быть? А вот здесь вы идёте по двум векторам. Если у вас есть взаимовыгодное предложение (пусть не идеальное, но удовлетворяющее интересы обеих сторон), выводим предложение. Если у вас такого варианта нет, предлагаете не терять время на бесплодных переговорах, взять паузу и подумать над вариантами решений. Указать срок, через который вы с партнёром свяжетесь.
Вам нужно решить для себя: стоит ли вести переговоры и за себя, и «за того парня». Если результат переговоров вам нужен больше, чем партнёру, или просто сильно нужен - попробуйте. Здесь всё решают ваши ресурсы. Если у партнёра нет времени на подготовку и обмен информацией, вам нужно взять на себя то время, которое он не желает тратить. Сидеть и придумывать: какие цели и интересы вы можете свести в законченные решения, которые вы можете ему предложить. Если он не хочет расставаться с информацией, можно ли его склонить к её выдаче или найти кого-то из окружения партнёра, кто «сольёт» вам необходимые сведения. Да, это тоже требует времени. А если он не может дать вам ту цену, которую вы бы хотели получить, - опять же это вам нужно будет подумать: а что вы можете для него сделать, чтобы он вам эту цену дал.
Все мы индивидуальны. Но эта индивидуальность распространяется далеко за пределы нашего . Как, впрочем, и за пределы наших . У каждого человека есть привычки и особенности, которые делают его тем, кем он есть. Но, кроме того, по этим же привычкам его можно прочитать, словно книгу, если знать, на что обращать внимание.
Психологи уверены - люди, которые едва заметно или активно касаются собеседника при разговоре, очень хотят ему что-то сказать. Что именно? Восемь наиболее вероятных вариантов ищите в этом материале.
Проявление интереса
Согласно языку тела, прикосновение может быть признаком физического влечения. Впрочем, акт прикосновения сам по себе не обязательно выступает проявлением сексуального интереса (так что не обольщайтесь). Но часто он действительно свидетельствует о том, что человек хочет приблизиться к тому, к кому он прикасается.
Забота
Человек может коснуться другого человека еще и тогда, когда он испытывает искренние, несексуальные эмоции к собеседнику. Если вы чувствуете себя очень комфортно, разговаривая с кем-либо, и совершенно уверены, что ведете беседу с хорошим человеком, вы можете коснуться его во время разговора, не отдавая себе отчета в том, что вы делаете.
Просьба о помощи
Одно исследование, на которое ссылается speeli.com, показало, что человек, который дотрагивается до собеседника до того, как просит о помощи, скорее получит эту помощь, в отличие от того, кто ничего подобного не делает. Люди, которые знают об этой необычной функции, иногда могут пользоваться тактильным контактом, чтобы увеличить свои шансы на успех.
Поощрение
Многие люди, говорят ученые, прикасаются к другим во время разговора, чтобы побудить кого-то сделать что-то и/или показать, что действуют исключительно из добрых побуждений. Банальный, но очень показательный пример: может потрогать одного из посетителей за плечо, имея в виду, что тот отлично работает.
Улучшение коммуникации
Несмотря на то, что научных данных на этот счет до сих пор не слишком много, некоторые исследователи полагают, что «касательная тактика» способна облегчить коммуникацию (если она уже состоялась) или помочь наладить контакт (если этого пока не произошло). Бессознательный жест означает, что собеседник стремится сделать диалог более плавным и комфортным. Как для себя, так и для другого.
Спокойствие
Люди нередко прикасаются к другим в разговоре, когда хотят, чтобы они . Это обычно наблюдается во время словесных перепалок или оживленных дискуссий, но может случаться и в самом обычном на первый взгляд диалоге, который на самом деле полон внутреннего напряжения.
Привлечение внимания
Касание - лучший способ привлечь внимание, когда мы говорим о группе собеседников. И здесь нет никаких подводных камней и бессознательных факторов. Лишь трезвый расчет и вежливая попытка взять слово, когда вам его по тем или иными причинам не предоставляют.
Эмоциональная близость
Мы уже говорили, что прикосновение в разговоре может свидетельствовать о физическом влечении человека. Но, кроме того, это может быть попыткой создать эмоциональную близость между собеседниками. Психологи говорят, что это следует расценивать как то, что человек максимально искренен в разговоре с вами. А заодно - как то, что вы ему небезразличны.
Наталья Клюшникова
Занятие «Как себя вести во время разговора»
Цель: Познакомить детей с правилами поведения во время разговора.
Оборудование: карточки-подсказки с девятью «не».
Ход занятия
I. Чтение стихотворения А. Кондратьева «Перебивалка».
За рекой…
За какой?
За широкой такой!
Проживал крокодил…
Что жевал крокодил?
Не жевал! Про-жи-вал!
Просто жил крокодил!
Но ведь ты говорил,
Что он что-то жевал? Или переживал?
Ох, ну ладно,- жевал,
Страшно переживал,
И кусал, и глотал,
Тех, кто перебивал!
Воспитатель: Если разговаривают двое взрослых, должен ли ребенок вмешиваться в их разговор, тем более – требовать его прекращения? (Ответ детей.)
Воспитатель: Но если уж что – то срочное нужно сказать, то какими словами должен остановить ребенок разговор взрослых? (Ответы детей: «Извините, что я вас перебиваю, но…»)
II. Чтение стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы».
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы -то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
III. –А теперь попробуем вспомнить следующие девять НЕ. (Воспитатель предлагает детям карточки – подсказки, где изображены ситуации, в которых можно вставить частицу «не». Например, если на карточке изображены люди во время обеда, следует ответить: «Не разговаривай во время обеда».)
1) НЕ разговаривай во время еды.
2) НЕ перебивай говорящего.
4) НЕ размахивай руками во время разговора.
5) НЕ показывай пальцем на кого бы то ни было.
6) НЕ передразнивай говорящего.
7) НЕ протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой.
8) НЕ вмешивайся в чужой разговор, не сказав: «Извините».
9) НЕ держи руки в карманах, разговаривая с кем – либо.
Публикации по теме:
22 июля мною было проведено летнее мероприятие с детьми среднего возраста "Как вести себя в природе". Целью данного меропрятия была такова:вспомнить.
Как вести себя родителям в период кризиса 4-х лет Родителей знакомы с возрастным кризисом детей. Он проходит втот момент, когда поведение вашего спокойного ребенка резко меняется в худшую.
Как вести себя в транспорте. Консультация для родителей и дошкольников Правила поведения в общественном транспорте. 1. При входе в транспорт не толкайся, пропускай вперед пожилых людей и женщин. 2. Не.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Как вести себя на улице» Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного.
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Как вести себя с незнакомцем» Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим. Тема: «Как вести себя с незнакомцем»..
Конспект занятия «Улица полна неожиданностей» (Как вести себя на улице) Цель:Расширять представления детей о правилах поведения во дворе и на улице; учить видеть детей всё то,что представляет опасность для их.
Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? Есть такие отношения, Как дорожное движенье, И в пределах всех дорог, Возникает.
Памятка для родителей «Как учить ребёнка правильно вести себя на дороге» Как нам кажется, очень легко научить ребёнка правильно вести себя на дороге. Стоит только познакомить его с основными ПДД и ни будет, ни.
Рекомендации для родителей «Как вести себя в детском саду» Рекомендации для родителей как, вести себя в детском саду. * Детский сад – это не исправительное учреждение, а дом добра, заботы и любви,.
Занятие
Риторика.
Тема: Как себя вести во время разговора.
Цель:
–ознакомить детей с правилами поведения во время разговора;
– научить определять правила вежливости при разговоре.
Этапы урока
Работа в учебнике. 3 1– Откройте учебники на с. 48. Посмотрите на рисунки на развороте учебника.
– Посмотрите, как ведут себя герои на иллюстрации. А какие правила вежливого поведения подсказывает нам волшебное зеркало? Опишите.
Рассмотрим описание ситуаций на примере (вторая пара рисунков.)
– Что изображено на рисунках? – Кто говорит, а кто слушает? – О чём разговаривают мальчики? – Обратите внимание на жесты, мимику и позу говорящих. – Хорошо ли во время разговора отворачиваться от собеседника? Почему? – А держать руки в карманах? – Почему это считается невежливым? Аналогично рассматриваются другие ситуации. – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?Познавательные УУД: 1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний; 2) формируем умение осознавать недостаток информации; 3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.
Регулятивные УУД:
1 ) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.Личностные УУД:
1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей; 2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.Коммуникативные УУД:
1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения; 2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему; 3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности. 1. – Давайте послушаем стихотворения и подумаем, о каких правилах поведения во время разговора напоминают поэты. 3 1Чтение стихотворений Г. Остера, А. Кондратьева, С. Маршака.
ПЕРЕБИВАЛКА
– За рекой...
– За какой?
– За широкой такой!
Проживал крокодил...
– Что жевал крокодил?
– Не жевал!
Про-жи-вал!
Просто жил крокодил!
– Но ведь ты говорил,
Что он что-то жевал?
Или пере-жи-вал?
– Ох, ну ладно, жевал!
Страшно переживал!
И кусал, и глотал
Тех, кто пе-ре-би-вал!
(А. Кондратьев.)
СОВЕТЫ НЕПОСЛУШНЫМ ДЕТЯМ
Если к папе или к маме
Тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный
И серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой, сдавайся, руки вверх!».
И когда со стула тётя
С перепугу упадёт
И прольёт себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать,
И, гордясь своим ребёнком,
Папа руку вам пожмёт!
(Г. Остер.)
ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ
Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы –
То есть сами.
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы
Вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.
Не тратить же
Товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!..
И ежели вы
Вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Знал одного ребёнка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребёнку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо» говорил.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите!
(С. Маршак.)
– О каких правилах поведения во время разговора мы вспомнили?
– Как вы объясните сложившиеся правила?
– Как вы думаете, как появились эти правила? Их кто-то специально придумал? 2
2. – Попробуем вспомнить, объяснить и запомнить девять «НЕ ».
● Не разговаривай во время еды.
● Не перебивай говорящего.
● Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
● Не размахивай руками во время разговора.
● Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
● Не передразнивай говорящего.
● Не протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой.● Не вмешивайся в чужой разговор, не сказав «простите», «извините».
● Не держи руки в карманах, разговаривая с кем-либо.
– Какие из правил вы запомнили?
– Какие из них выполняете?
– Какие иногда нарушаете?
– Над чем вам ещё стоит поработать?
– Какие полезные для себя знания сейчас открыли?
– О каких правилах вам хотелось бы рассказать своим друзьям, которых сегодня не было с нами на уроке? 4
– Недавно учёные с удивлением обнаружили, что на свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам», а они не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом», а они не здороваются.
Учёные придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот – и получится как раз правильно!
Вот несколько советов для непослушных детей: Когда состаришься, ходи По улице пешком. Не лезь в трамвай – всё равно Стоять придётся там. И нынче мало дураков, Чтоб место уступать. А к тем далёким временам Не станет их совсем. Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит, лёжа в луже: Ты ничуть не огорчён – Настоящий друг не любит Огорчать своих друзей. Потерявшийся ребёнок Должен помнить, что его Отведут домой, как только Назовёт он адрес свой. Надо действовать умнее, Говорите: «Я живу Возле пальмы с обезьяной На Гавайских островах». Потерявшийся ребёнок, Если он не дурачок, Не упустит верный случай В дальних странах побывать! (Г. Остер.) – Передайте содержание стихотворения наоборот, чтобы это были уже не вредные, а полезные советы. Работа по учебнику. 3 1 2 2 – Откройте свои учебники на с. 50. Знакомы ли вам эти герои? – Расскажите, из-за чего поссорились Заяц с Волком?– Посмотрите на следующую иллюстрацию на с. 51.
– Из какого мультфильма герои?
– Что сказали мышата, чтобы Леопольд их не наказал?
Можно показать фрагмент из этого мультфильма.
– Как нужно вести себя во время разговора, чтобы людям было приятно с вами беседовать? 4
– Что труднее: знать правила или их выполнять?
– Кому из вас захотелось больше внимания обращать на своё поведение во время разговора?
– Надеюсь, у вас это получится.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Чем полезна тема сегодняшнего урока? 4
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? – Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.