Первые упоминания о сарматах встречаются в. Сарматская военная тактика
Отвечая на вопрос, кто такие сарматы, надо сразу сказать, то сарматы не были единым народом, но скорее несколькими группами кочевых народов, имевших общее происхождение. Сарматы кочевали по евразийским степям – огромному коридору, простирающемуся от Китая до Венгрии – постепенно уходя на запад. Они говорили на иранских наречиях, близких к наречиям скифов и родственных персидскому языку.
Сарматы появились на исторической сцене в VII в. до н.э. в районе степи, расположенном к востоку от Дона и югу от Урала. На протяжении столетий сарматы жили в относительном мире со своими западными родственниками и соседями – скифами. В III в. до н.э. или немногим ранее сарматы перешли через Дон и атаковали скифов, населявших северное побережье Черного моря (Понт Эвксинский). Вскоре «большая часть этой страны превратилась в пустыню» (Диодор). Уцелевшие скифы ушли в Крым и Бессарабию, оставив свои пастбища пришельцам. Сарматы доминировали на своих новых землях на протяжении следующих пяти столетий.
Вверху: аверс бронзовой монеты боспорского царя Рескупориса II (69-93 гг. н.э.). Царь показан попирающимм варвара-сармата. Еще один длинноволосый варвар стоит на коленях. Справа видны трофеи.
Внизу: Богиня Ника на реверсе призвана увековечить военную победу. Литеры “MH” означают цену монеты – 48 сестерциев.
Наиболее известны следующие сарматские племена: савроматы, аорсы, сираки, язиги и роксоланы. Появившиеся позже аланы были родственниками сарматов, но обычно их рассматривают в качестве самостоятельной группы племен. О том, что аланы не были одним народом, а представляли собой конфедерацию разных племен, свидетельствует Аммиан Мацеллин и некоторые средневековые арабские источники.
Большинство сарматских племен занималось скотоводством. Это занятие обеспечивало их пищей и одеждой. Зиму они проводили на южном крае степей, неподалеку от Черного и Каспийского морей, в районе устьев Дона, Днепра и Волги. Весной сарматы откочевывали на север. Транспортом и жилищами сарматам служили повозки. Аммиан Марцеллин пишет: «В них мужья спят со своими женами, в них рождаются и вскармливаются дети».
Ранние сарматы стали источником знаменитого мифа об амазонках. Согласно Геродоту, женщины сарматов охотятся, стреляют из луков и метают дротики, разъезжая верхом на конях. На войну они отправляются вместе с мужчинами и даже одеваются одинаково. Миф об амазонках подтверждается археологически. В ранних сарматских женских захоронениях находят бронзовые наконечники для стрел, а иногда даже мечи, кинжалы и наконечники копий. У скелетов девочек в возрасте 13-14 лет отмечаются кривые ноги – свидетельство того, что они научились ездить верхом раньше, чем ходить. Статус женщины был у сарматов неожиданно высок. Некоторые античные авторы (Псевдосиллакс) даже полагали, что сарматским обществом управляют женщины.
В I в. до н.э. сарматы и аланы оставили особенно заметный след в истории, совершив несколько успешных набегов на своих оседлых соседей. Вторгшись в Малую Азию, кочевники опустошили земли, населенные парфянами, мидийцами и армянами. Одновременно другие сарматские племена грабили дунайские провинции Римской Империи: Паннонию и Мезию. Затем сарматы прошли дальше по нижнему течению Дуная и закрепились на Венгерской равнине. Некоторые поступили на военную службу в римскую армию, но на протяжении нескольких столетий сарматы оставались непредсказуемыми соседями, начинавшими войну по минимальному поводу. Напряженность на границе была настолько высока, что римские власти начали разрешать сарматам селиться на территории Империи. В результате войн с сарматами римская армия претерпела коренное перерождение. Легионерская пехота, бывшая прежде основной боевой силой армии, стала отходить на второй план, зато необычайно усилилась прежде второстепенная конница. Римская конница теперь взяла за образец вооруженную копьями конницу сарматов.
На протяжении всей своей истории сарматы поддерживали тесные связи с греческими колониями на северном побережье Черного моря, а также с киммерийским Боспорским царством, лежавшим на востоке Крыма и западе Таманского полуострова вплоть до устья Дона. В середине I в. н.э. в Боспорском царстве к власти пришла сарматская династия, в результате армия царства в значительной степени «сарматизировалось». Внешне тяжелая боспорская конница практически перестала отличаться от тяжелой конницы сарматов. Боспорское изобразительное искусство сохранило для нас наилучшие изображения сарматского оружия.
Появление готов нарушило прежние связи сарматов и Боспорского царства. Готы – германский народ – около 200 г н.э. начал переселение на юг из Скандинавии через Польшу в Поднепровье. К 250 г. готы овладели Ольвией и продолжили свое движение на восток, заняв Крым. В итоге готы полностью вытеснили сарматов и аланов их этого региона.
Где-то спустя столетие не менее драматичным было появление в Причерноморье гуннов. Последовательные волны готов и гуннов причинили большое беспокойство западной границе Римской Империи. Аланам ничего не оставалось иного, как влиться в состав гуннов. Волны нашествия достигали Галлии, Испании и даже Северной Африки. Небольшие группы сарматов и аланов служили в составе римской армии. К середине V века сарматы уже не представляли собой заметной силы, а к VI в. удается проследить лишь следы их присутствия на западе Европы. По-видимому, сарматы не исчезли, а органически влились в пестрый гобелен народов, который представляла собой средневековая Европа.
Только на двух из 400 сцен на колонне Траяна изображена сарматская конница. Всадники и кони с ног до головы покрыты чешуйчатыми доспехами. Чешуя видна даже на конских копытах. Это явное преувеличение, но оно дает представление о том, как выглядели сарматы в глазах римлян. Копья, прежде присоединенные к колонне, давно утеряны. Обратите внимание на штандарт-дракон.
В археологии с именем сарматов связывают Сарматскую культуру , представленную преимущественно погребальными курганами . В её рамках выделяют несколько отдельных хронологически последовательных культур: раннесарматскую (прохоровскую), среднесарматскую (сусловскую), позднесарматскую.
Первая в череде сарматских культур датируется IV-I вв. до н. э., другое её название «прохоровская культура». Это название она получила в связи с раскопками крестьянами курганов у села Прохоровка в Оренбургской области в 1911 году , а затем доследованными С. И. Руденко в 1916 году . М. И. Ростовцев , опубликовавший материал раскопок у села Прохоровка, впервые отождествил памятники этого типа с историческими сарматами, датировав их III-II вв. до н. э. Классическое понятие «прохоровская культура» в хронологических рамках IV-II вв. до н. э. было введено Б. Н. Граковым для аналогичных памятников на территории Поволжья и Приуралья . В настоящее время наиболее поздние памятники, относимые к раннесарматской культуре, датируются рубежом эр.
Среднесарматская культура была выделена П. Д. Рау в 1927 году . В его периодизации подобные памятники составили ступень A (Stuffe A) и относились к раннесарматскому времени. Он датировал эти памятники, большая часть которых происходила из Сусловского курганного могильника , концом II в. до н. э. - концом I в. до н. э. В периодизации Б. Н. Гракова аналогичные комплексы получили название сарматской или «сусловской» культуры. И далее, в работах К. Ф. Смирнова, за ними утвердилось современное название «среднесарматская культура».
Антропология
Антропологически сарматы относились к брахикранным европеоидам (широкая и круглая голова), за исключением племени алан, которые относились к долихокранным европеоидам (узкий череп). Поздним сарматам была присуща примесь монголоидности.
История
Происхождение
Приблизительная карта Скифии в первом тысячелетии до н. э.
Сарматы были одним из северных иранских народов , наряду с европейскими скифами и азиатскими саками . Античные авторы, в частности Геродот , сообщают, что сарматы ведут свой род от амазонок , выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. «Потому сарматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом », - заключает историк.
По-видимому, сарматы отделились от основной массы скифов довольно рано: ещё в священной книге зороастрийцев Авесте сарматы упоминаются под именем «сайрима» и называются кочевниками, «которые не знают власти верховных правителей ». Действительно, сарматы отставали от соседних скифов в общественном развитии, у них ещё не было государства. В VII-V веках до н. э. сарматы переживали этап разложения родового строя. Углублялось имущественное и социальное неравенство. Во главе племён стояли вожди, опиравшиеся на дружины из военной знати.
Завоевание Скифии
В V-IV веках до н. э. сарматы были мирными соседями Скифии . Скифские купцы, направляясь в восточные страны, свободно проходили через сарматские земли. В войне с персами сарматы были надёжными союзниками скифов. Во времена Атея союзнические отношения сохранялись, сарматские отряды состояли на службе в войске и при дворе скифского царя. Отдельные группы сарматов поселялись на территории Европейской Скифии.
В III веке до н. э. дружественные отношения сменились враждой и военным наступлением сарматов на Скифию. Агрессивная воинственность молодых сарматских союзов совпала по времени с ослаблением Скифского царства. В конце IV века до н. э. скифы потерпели поражение от правителя Фракии Лисимаха . Фракийцы и кельтские племена галатов теснили скифов с запада. Следствием неудачных войн был упадок хозяйства и отпадение от Скифии части завоёванных прежде земель и племён.
В известном рассказе Лукиана «Токсарис или дружба» скифы Дан-дамис и Амизок испытывают свою верность дружбе в тяжёлых событиях сарматского нашествия. «Вдруг напали на нашу землю сарматы в числе десяти тысяч всадников, - рассказывает скиф Токсарис, - а пеших, говорят, явилось втрое больше того. А так как их нападение было непредвиденно, то они всех обращают в бегство, многих храбрецов убивают, других уводят живыми. … Тотчас же сарматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился ».
Постоянные набеги и постепенный захват сарматами скифской территории завершились массовым переселением сарматских племен в Европейскую Скифию - в Северное Причерноморье и на Северный Кавказ .
Дальнейшая история
После завоевания Европейской Скифии сарматы приобрели славу одного из наиболее могущественных народов древнего мира. Вся Восточная Европа вместе с Кавказом получила название Сарматии . Установив своё господство в европейских степях, сарматы стали налаживать мирное сотрудничество с земледельческими народами, оказывали покровительство международной торговле и греческим городам Причерноморья. Политические объединения сарматских племён заставили считаться с собой ближних и дальних соседей от Китая до Римской империи .
Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Мы узнаем от Страбона названия их племен - языги , роксоланы , аорсы , сираки , аланы ; Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты »; сосланный в город Томи в 8 году н. э. поэт Овидий с тоской и страхом описывает в своих «Печальных песнях» сарматов под городом - «враг, сильный конем и далеко летящей стрелою, разоряет… соседнюю землю »; Иосиф Флавий и Арриан оставили сообщения о войнах аланов в I и II веках н. э. в Армении и Каппадокии - «суровые и вечно воинственные аланы ».
Западные сарматы
Западные сарматские племена - роксаланы и языги , занимали степи Северного Причерноморья. Около 125 года до н. э. они создали мощную, хотя и не очень прочную федерацию, возникновение которой объясняют необходимостью противостоять давлению восточных сарматских племён. По-видимому, это было типичное для кочевников раннее государство во главе с племенем царских сарматов. Однако повторить государственный опыт скифов западным сарматам не удалось - с середины I века до н. э. они действовали как два самостоятельных союза. В степях между Доном и Днепром кочевали роксоланы, к западу от них - между Днепром и Дунаем - жили языги.
В первой половине I века новой эры языги продвинулись на Среднедунайскую низменность, где заняли междуречье Дуная и Тисы (часть нынешней территории Венгрии и Сербии). Вслед за языгами к границе Римской империи подошли роксоланы, большая часть которых поселилась в нижнем течении Дуная (на территории современной Румынии). Западные сарматы были беспокойными соседями Рима, они выступали то его союзниками, то противниками, и не упускали случая вмешаться в междоусобную борьбу внутри империи. Как и подобает в эпоху военной демократии, сарматы рассматривали Рим как источник богатой добычи. Способы её приобретения были разными: грабительские набеги, получение дани, военное наёмничество.
Языги во второй половине I века, а роксоланы в начале II века добились от Рима выплаты ежегодных субсидий в обмен на участие в обороне римских границ. Прекратив получать эту дань, роксоланы в 117 году призвали на помощь языгов и вторглись в дунайские провинции Рима. После двухлетней войны империя была вынуждена возобновить плату роксоланам. Мирный договор римляне заключили с царём Распараганом, который имел два титула - «царь роксоланов» и «царь сарматов». Возможно, это говорит о том, что языги и роксоланы формально сохраняли единую верховную власть. Чаще всего они выступали в тесном союзе, хотя языги занимали равнины Среднего Дуная, а роксоланы расположились на Нижнем Дунае и в Северо-Западном Причерноморье. Завоевав фракийцев , живших между языгами и роксоланами, римляне попытались разрушить их связи и даже запретить общение между ними. Сарматы ответили на это войной.
Особенно упорной была борьба сарматов с Римом в 160-е и 170-е годы. Известны условия мирного договора, который языги в 179 году заключили с императором Марком Аврелием . Война надоела как римлянам, так и сарматам, в стане которых боролись две партии - сторонники и противники соглашения с Римом. Наконец, мирная партия победила, и царь Банадасп, вождь сторонников войны, был взят под стражу. Переговоры с Марком Аврелием возглавил царь Зантик. По договору языги получили право проходить к роксоланам через римские земли, но взамен обязались не плавать на судах по Дунаю и не поселяться вблизи границы. Впоследствии римляне отменили эти ограничения и установили дни, по которым сарматы могли переходить на римский берег Дуная для торговли. Языги вернули Риму 100 тысяч пленных.
Столкновения сарматов с Римом происходили и позже. Мир сменялся войной, за которой вновь следовало сотрудничество. Сарматские отряды поступали на службу в римскую армию и к королям германских племён. Группы западных сарматов расселялись в римских провинциях - на территории нынешних Венгрии , Румынии , Болгарии , Югославии , Франции , Италии , Великобритании .
Восточные сарматы
Восточные сарматы были известны китайским географам как Янтсай (Yancai ) и помещались на территории Западного Казахстана (во II в. до н. э.)
Восточные сарматские союзы аорсов и сираков населяли пространства между Азовским и Каспийским морями, на юге их земли простирались до Кавказских гор. Сираки занимали приазовские степи и северокавказскую равнину к северу от Кубани. Предгорные и равнинные районы Центрального Предкавказья тоже принадлежали сиракам, но на рубеже новой эры их потеснили аорсы. Аорсы кочевали в степях от Дона до Каспия, в Нижнем Поволжье и Восточном Предкавказье. За Волгой их кочевья доходили до Южного Приуралья и степей Средней Азии.
По словам древнегреческого географа и историка Страбона , аорсы и сираки «частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием ».
Наиболее высоким уровнем общественного развития отличались сираки, которые подчинили на Северо-Западном Кавказе земледельцев-меотов и создали своё государство. Одной из резиденций сиракских царей был город Успа, находившийся недалеко от восточного побережья Азовского моря.
Аорсов, которые жили в степях Прикаспия и Предкавказья, называли «верхними аорсами». Они господствовали над западным и северным побережьем Каспийского моря и контролировали торговые пути, шедшие через Кавказ и Среднюю Азию. Могущество и богатство аорсов уже в древности объясняли участием в международной торговле. В Китае страна аорсов называлась «Янтсай» - через неё шёл путь, соединявший Китай и Среднюю Азию с Восточной Европой и морской торговлей по Черному и Средиземному морям.
О взаимоотношениях сираков с аорсами известно мало. В середине I века до н. э. они были союзниками и совместно оказывали военную помощь боспорскому царю Фарнаку. В середине I века новой эры, во время борьбы за престол между боспорским царем Митридатом VIII и его братом Котисом , аорсы и сираки выступают как враги. Сираки поддержали Митридата, аорсы вместе с римлянами оказались на стороне Котиса. Объединенные войска римлян, аорсов и боспорской оппозиции захватили сиракский город Успу. Эти события описал римский историк Корнелий Тацит. Он рассказывает, что после падения Успы царь сираков Зорсин «решил предпочесть благо своего народа » и сложил оружие. Лишившись союзников, Митридат вскоре прекратил сопротивление. Не желая попасть в руки римлян, он сдался царю аорсов Евнону. Тацит пишет: «Он вошёл в покои царя и, припав к коленям Евнона, говорит: Перед тобой добровольно явившийся Митридат, которого на протяжении стольких лет преследуют римляне ».
Две Сарматии
Известно, что Клавдий Птолемей в своем трактате , касательно Сарматии и Кавказа, писал о двух Сарматиях:
Европейской Сарматией он именовал территорию Северного Причерноморья от устья Истра (Дуная) до устья Танаиса (Дона); Азиатской Сарматией - территорию от Танаиса до Коракса (совр. Кодор), которая по мнению некоторых учёных , полностью соответствует исторической Черкесии XV в. (по Интериано).Аланы
Аланы - союз кочевых восточно-сарматских ираноязычных племен , оказавшийся в поле зрения античных авторов в середине I века н. э. Термин «алан» происходит от древнеиранского слова «ариана», популярного в этнонимике скифо-сарматского населения.
Аланы особенно выделялись воинственностью среди восточных сарматских союзов, возглавляемых аорсами. Упоминаниями о «неукротимых», «храбрых», «вечно воинственных» аланах пестрят источники той поры. Античная традиция упоминает их и в низовьях Дуная, и в Северном Причерноморье, и в степях Предкавказья.
Во II веке н. э. упоминается «Алания» как территория, заселенная аланами. Тогда же река Терек получила название «Алонта». Не позднее середины III века в китайских летописях прежние владения аорсов, локализуемые в арало -каспийских степях, переименовались в «Аланья». Одновременно со страниц источников исчезли названия иных сарматских племен. Всё это вехи процесса, суть которого заключалась в том, что аланы, по словам автора IV века Аммиана Марцеллина , «мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространили на них своё имя ».
Аланы совершали походы через Кавказ, пользуясь как Дарьяльским («Аланские ворота »), так и Дербентским проходами, разоряя Кавказскую Албанию, Атропатену и доходя до Каппадокии, как это было в 134 году. Установив контакт с некоторыми северокавказскими горскими племенами, они стали подлинным бичом Закавказья. Отголоски этих событий сохранились, кроме античных, в грузинских хрониках. Правитель Каппадокии Флавий Арриан счел важным создать труд «Аланская история».
Аланы принимали активное участие в делах Боспорского царства . В Фанагории существовала группа аланских переводчиков. Воинский авторитет алан был так значителен, что в Римской империи создали специальное военное пособие - руководство для борьбы с ними, а римская кавалерия заимствовала ряд тактических приемов аланской конницы.
Сираки
Потомки сармат
Прямыми потомками алан являются современные осетины и ясы . Осетинский язык (потомок аланского языка) является единственной сохранившейся формой сарматского языка .
Язык венгерских ясов был утрачен в XIX веке, однако сохранившиеся письменные памятники ясского языка свидетельствуют, что он практически совпадал с осетинским.
Некоторыми исследователями считается, что часть сарматов (преимущественно донские аланы) была ассимилирована восточными славянами (антами ) и вошла в состав казачества , и, через него - в состав русской и украинской наций.
Так, самоназвания славянских народов сербов и лужичан считаются происходящими от сарматского племени serboi, первоначально зафиксированного в районе Кавказа и Причерноморья в трудах Тацита и Плиния. В Речи Посполитой была официальной версия о сарматском происхождении польской шляхты (сарматизм).
Быт
Одежда
Основной одеждой сарматов были длинные просторные штаны , кожаные куртки, сапоги из мягкой кожи и островерхие войлочные шапки (башлык).
По свидетельствам древних историков, сарматы «племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвовали в войне наравне с мужчинами » (Римский географ I века новой эры Помпоний Мела).
Жилища
Сарматы, по сообщениям древних авторов, были кочевниками. Жилищем им служили шатры и кибитки. «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства. Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги » (Помпоний Мела).
Во время перекочёвок сарматы перевозили своих детей, стариков, женщин и имущество в кибитках. Как сообщает греческий географ конца I века до н. э. - начала I века н. э. Страбон : «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут, вокруг кибиток пасётся скот, мясом , сыром и молоком которого они питаются ».
Положение женщин
Знатные женщины нередко выполняли почётные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины - предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.
О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины «ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьёт врага ». Псевдо-Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики. Он приводит и такую удивительную деталь: у девушек нередко удаляли правую грудь, чтобы вся сила и жизненные соки перешли в правое плечо и руку и сделали бы женщину сильной наравне с мужчиной. Сарматские женщины-воительницы, вероятно, послужили основой древнегреческих легенд о загадочных амазонках .
Захоронения
Курганы кладбища - курганы, в которых несколько погребений расположены по определённому правилу: либо по кольцу, либо в ряд . Погребенные лежат в прямоугольных ямах, вытянуто на спине, головой к югу. Из вещественных находок обычно встречаются мечи и кинжалы с серповидным навершием, бронзовые и железные наконечники стрел, ворворки и пряжки от портупейного набора, лепная керамика, бронзовые зеркала, костяные проколки, пряслица , костяные ложечки.
Культура и религия
Военное дело
Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжёлую конницу , их оружием были мечи и копья . Появившись сначала в Нижнем Поволжье, сарматский меч, длиной от 70 до 110 см, вскоре распространился по всем степям. Он оказался незаменимым в конном бою.
Сарматы были серьёзными противниками для своих соседей. «…у сарматов имеет значение не один голос вождя: они все подстрекают друг друга не допускать в битве метания стрел, а предупредить врага смелым натиском и вступить в рукопашную » (Корнелий Тацит). Однако сарматы редко появлялись перед врагами пешими. Они всегда были на конях. «Замечательно, что вся доблесть сарматов лежит как бы вне их самих. Они крайне трусливы в пешем бою; но, когда появляются конными отрядами, вряд ли какой строй может им противиться ».
Сарматы были очень ловкими воинами. Сарматы-воины были вооружены длинными пиками, носили панцири из нарезанных и выглаженных кусочков рога, нашитых наподобие перьев на льняные одежды. Они проезжали огромные пространства, когда преследовали неприятеля или когда отступали сами, сидя на быстрых и послушных конях, и каждый вел с собой ещё одну лошадь, или две. Они пересаживались с лошади на лошадь для того, чтобы давать им отдых.
Военное дело сарматов в работах античных авторов
Сарматское военное искусство для своего времени находилось на высоком уровне развития. Сарматскую стратегию и тактику, новейшие образцы вооружения перенимают скифы, боспорцы, и даже римляне. В процессе восточной экспансии с кочевыми племенами столкнулись сначала греческие, а затем и римские колонисты. Греческие авторы уделяли больше внимания обычаям и истории варваров. Военное дело их интересовало в меньшей степени, так как их отношения с местным населением носил, скорее всего, мирный характер. Искусство войны сарматов по большей части осветили римские историки. В описаниях Сарматии прослеживается много традиционных и легендарных моментов. Так, например, большинство авторов I-II вв. н. э. по традиции именует сарматов скифами или савроматами. До I в. до н. э. нет прямых сведений о военном деле сарматов, но так как время первого активного выступления кочевников на исторической арене выпадает на IV-III вв. до н. э., то следует рассмотреть документы, косвенно повествующие о различных сферах военного дела номадов.
Краткие сообщения
Военные эпитеты и краткие упоминания о сарматах как о свирепых воинах появляются с I в. н. э. в сочинениях поэтов и философов. Римский поэт Овидий , отправленный в 9 г н. э. в ссылку на черноморское побережье в город Тома, одним из первых упоминал о сарматах как о свирепых воинах и сравнивал их с Марсом (Скорбные элегии, V, 7).
Некоторые обычаи «скифов и подобных им племен» описал Луций Аней Корнут, философ стоической школы, живший во времена Нерона. Автор уделял внимание неукротимой справедливости и военным упражнениям кочевых племен. Писатель также упоминал почитание бога войны Ареса.
О родстве номадов с богом войны упоминал и Дионисий Периэгет. Его работы относятся к I-II вв. н. э. Латинский автор описывает кочевников живущих в близи Меотиды, и в их числе «племена савроматов, славный род воинственного Ареса» (Описание населенной земли, 652-710).
Поэт Гай Валерий Флакк Сетин Бальб оставил сведения, касающиеся «свирепой сарматской молодежи» и их «животного рева» (VI, 231-233).
Руфий Фест Авиен, писал о «свирепом сармате» обитавшим вокруг Тавра (Описание круга земного, 852-891). Клавдий Клавдиан упомянул сарматские конные отряды (Пангерик на третье консульство, VV, 145-150).
Античные авторы, описывая сарматскую конницу, большое внимание уделяли таким качествам как выносливость и благородство. По сведениям писателей сарматские кони могли проходить за день до 150 миль, что приравнивается 220 км. Некоторые авторы упоминают сменных лошадей. Все это позволяло кочевникам преодолевать значительные расстояния. Овидий сообщает о том, что «враги налетают хищною стаей» (Скорбные элегии, V, 10), Иосиф Флавий описывает «стремительные набеги» сарматов на Мезию и на Мидию (О войне иудейской, VII, 4, 3; 7, 4).
Описания оружия и вооружения сарматов
Античные авторы большое внимание уделяли стрелам кочевников. Аристотель писал о рецепте скифского яда для стрел приготовленного из ехидны и человеческой крови (О чудесных случаях, 141). Почти дословно этот рассказ повторяет повествование Псевдо-Аристотеля , в его рассказе вместо компонента ехидны скифы используют змей (Рассказы о диковинах, 845а, 141).
Теофраст пишет о «смертоносных растениях, которыми смазывают стрелы». Как повествует античный ботаник, одни яды сразу убивают, от действия других человек умирает от истощения. (Теофраст, О растения, XV, 2).
Огромное значение стрелам придает Овидий. Поэт неоднократно упоминает ядовитые крючковатые стрелы номадов (Скорбные элегии, III, 10; V, 7, 10; Письма с Понта, IV, 7, 10). Один колчан он даже отсылает в подарок своему другу Фабию Максиму с письмом (Письма с Понта, III, 8).
Павсаний повествует о сарматских костяных наконечниках стрел (Описание Эллады, I, 21, 5). Плиний Старший также пишет о том, что скифы смачивают ядом свои стрелы (Естественная история, 2, XI, 279). Об этом же пишет и Клавдий Элиан (О животных, IX, 15).
Описание традиционного оружия ближнего боя - меча и копья также представлено в работах античных авторов. Овидий пишет о сарматах вооруженных ножами (Скорбные элегии, V, 7). Иосиф Флавий упоминает сарматский меч (О войне иудейской, VII, 7, 4), Валерий Флакк описывает «управляющего огромной пикой сармата» (Аргонавтика, VI, 20), Павсаний пишет о костяных копьях (Описание Эллады, I, 21, 5). Клавдий Клавдиан также пишет о сарматских копьях (О консульстве Стилихона, I, 122).
Довольно часто о античные авторы упоминают в своих работах об использовании сарматами аркана. Его использовали либо для захвата пленных, либо для сбрасывания всадника с коня. Иосиф Флавий пишет о попытке пленения арканом армянского царя Тринидада (О войне иудейской, VII, 7, 4). Павсаний отмечает то, что «на врагов сарматы накидывают арканы и затем, повернув лошадей вспять, опрокидывают попавших в арканы» (Описание Эллады, I, 21, 5). Наиболее позднее упоминание об использовании кочевниками арканов встречается у епископа Македонского Амвросия, жившего в V веке н. э. Епископ пишет о том что «аланы искусны в обычае накинуть петлю на шею врага» (О разрушении Иерусалима, V).
Первое упоминание, относящееся к защитному вооружению кочевников, принадлежит Теофрасту Эресскому. В трактате «О водах» он пишет: «Таранд водится в Скифии или Сарматии, мордою похож на оленя… Кость его обтянута кожей, откуда и растет шерсть. Кожа толщиной в палец и очень крепка, потому ее высушивают и делают панцири» (О водах, 172).
Интересное описание доспеха оставил Павсаний: «Панцири делают они следующим образом: каждый из них держит много лошадей…. Лошадей они употребляют не только для войны, но и приносят в жертву туземным богам и употребляют в пищу. Их копыта они собирают, очищают, разрезают и делают из них нечто вроде змеиной чешуи. Кому не случалось видеть змеи тот, наверное, видел еще зеленые сосновые шишки, итак с бороздками, виднеющимися на сосновых шишках можно, пожалуй, безошибочно сравнить то, что делают из копыт. Эти пластинки они просверливают, сшивают лошадиными и бычьими жилами и употребляют в качестве панцирей, которые ни красотой, ни крепостью не уступают эллинским, они выдерживают даже удары и раны, наносимые в рукопашной» (Описание Эллады, I, 21, 5).
Клавдий Элиан аналогично Теофрасту описывал животное Таранд, но в его рассказе кочевники обтягивали шкурой щиты, а не делали из неё панцири (О животных, II, 16).
Полномасштабные описания военного дела и военных обычаев сарматов
Страбон описывает разгром 50 тысячного войска «воинственных» роксоланов, а также отмечает и то, что кочевники «носят шлемы и панцири из сырой воловьей кожи и сплетенные из прутьев шиты, а наступательным оружием им служат копья, лук и меч» (VIII, 3, 17). Географ приводит численность войск сираков и аорсов, пишет о господстве последних над большей частью каспийского побережья (V, 8).
Публий Корнелий Тацит повествует о неудачном сарматском набеге на Мезию в 69 году н. э. (История, I, 79). Упоминая, что мало кто может противостоять конным сарматским ордам, Тацит описал разгром девяти тысячного войска кочевников вспомогательными силами третьего легиона. В описании вооружения сарматов Тацит упоминает пики и длинные мечи, которые сарматы держат обеими руками, а также тяжелые панцири вождей и знати, состоящие из пригнанных друг к другу пластин или из самой твердой кожи. При этом он уточняет, что кочевники совсем не пользуются щитами.
Большое значение имеют труды римского историка и выдающегося государственного деятеля Флавия Арриана , управлявшего в 131-137 годах Каппадокией. В 135 году н. э. Арриан «отражает» аланский набег. Следует отметить, что битва римских легионов с сарматами не состоялась - армия Каппадокии выступила к восточной границе, а кочевники решили не рисковать и отступили. В результате «столкновения с аланами» у Арриана родился интерес к своим противникам, и он посвятил событиям 135 года «Диспозицию против Аланов». Описывая сценарий несостоявшейся битвы, Арриан характеризует сарматское вооружение и тактику (Диспозиция против аланов, 17, 28, 30, 31). Сарматы у Арриана пользуются щитами и пиками, облачены в доспехи, используют различные тактические приемы во время боя - ложное отступление, захват в кольцо.
Сарматы не были единым народом, но скорее несколькими группами кочевых народов, имевших общее происхождение. Сарматы кочевали по евразийским степям — огромному коридору, простирающемуся от Китая до Венгрии, постепенно уходя на запад. Они говорили на иранских наречиях, близких к наречиям скифов и родственных персидскому языку.
Сарматы появились на исторической сцене в VII в. до н.э. в районе степи, расположенном к востоку от Дона и к югу от Урала. На протяжении столетий сарматы жили в относительном мире со своими западными родственниками и соседями — скифами . В III в. до н.э. или немногим ранее сарматы перешли через Дон и атаконали скифов, населявших северное побережье Черного моря (Понт Эвксинский). Вскоре «большая часть этой страны превратилась в пустыню » (Диодор, 2.43). Уцелевшие скифы ушли в Крым и Бессарабию, оставив свои пастбища пришельцам. Сарматы доминировали на своих новых землях на протяжении следующих пяти столетий.
Наиболее известны следующие сарматские племена: савроматы , аорсы , сираки , язиги и роксоланы . Появившиеся позже аланы были родственниками сарматов, но обычно их рассматривают в качестве самостоятельной группы племен. О том, что аланы не были одним народом, а представляли собой конфедерацию разных племен, свидетельствуют Аммиан Мацеллив (31.2.13 17) и некоторые средневековые арабские источники.
Северное Пичерноморье во II в. до н.э. - III в. н.э.
Большинство сарматских племен занималось скотоводством. Это занятие обеспечивало их пищей и одеждой. Зиму они проводили на южном крае степей, неподалеку от Черного и Каспийского морей, в районе устий Дона, Днепра и Волги. Весной сарматы откочевывали на север. Транспортом и жилищами сарматам служили повозки. Аммиан Марцеллин пишет (3S.2.18): «В них мужья спят со своими женами, в них рождаются и вскармливаются дети «.
Ранние сарматы стали источником знаменитого мифа об амазонках. Согласно Геродоту (4.116) женщины савроматов охотятся, стреляют из луков и метают дротики, разъезжая верхом на конях. Ни войну они отправляются имеете с мужчинами и даже одеваются одинаково. Миф об амазонках подтверждается археологически. В ранних сарматских женских захоронениях находят бронзовые наконечники для стрел, а иногда даже мечи, кинжалы и наконечники копий. У скелетов девочек в возрасте 13-14 лет отмечаются кривые ноги — свидетельство того, что они научились ездить верхом раньше, чем ходить. Статус женщины был у сарматов неожиданно высок. Некоторые античные авторы (Псевдосиллакс, 70) даже полагали, что сарматским обществом управляют женщины.
В I в. от Рождества Христова сарматы и аланы оставили особенно заметный след в истории, совершив несколько успешных набегов на своих оседлых соседей. Вторгшись в Малую Азию, кочевники опустошили земли, населенные парфянами, индийцами и армянами. Одновременно другие сарматские племена грабили дунайские провинции Римской Империи: Паннонию и Мезию. Затем сарматы прошли дальше по нижнему течению Дуная и закрепились на Венгерской равнине. Некоторые поступили на военную службу в римскую армию, но на протяжении нескольких столетий сармагы оставались непредсказуемыми соседями, зачинавшими войну по минимальному поводу. Напряженность на границе была настолько высока, что римские власти начали разрешать сарматам селиться на территории Империи. В результате войн с сарматами римская армия претерпела коренное перерождение. Легионерская пехота, бывшая прежде основной боевой силой армии, стала отходить на второй план, зато необычайно усилилась прежде второстепенная конница. Римская конница теперь взяла за образец вооруженную копьями конницу сарматов.
На протяжении всей своей истории сарматы поддерживали тесные связи с греческими колониями на северном побережье Черного моря, а также с киммерийским Боспорским царством, лежащим на востоке Крыма и западе Таманского полуострова вплоть до устья Дона. В середине I в. от н.э. в Боспорском царстве к власти пришла сарматская династия, в результате армия царства в значительной степени «сарматизировалась». Внешне тяжелая боспорская конница практически перестала отличаться от тяжелой конницы сарматов. Боснорское изобразительное искусство сохранило для нас наилучшие изображения сарматского оружия.
Появление готов нарушило прежние связи сарматов и Боспорского царства. Готы — германский народ — около 200 г. от н.э. начал переселение на юг из Скандинавии через Польшу и Поднепровье. К 250 г. готы овладели Ольвией и продолжили свое движение на восток, заняв Крым. В итоге готы полностью вытеснили сарматов и аланов из этого региона.
Где-то спустя столетие не менее драматичным было появление в Причерноморье гуннов . Последовательные волны готов и гуннов причинили большое беспокойство западной границе Римской Империи. Аланам не оставалось ничего иного, как влиться в состав гуннов. Волны нашествия достигали Галлии, Испании и даже Северной Африки. Небольшие группы сарматов и аланов служили в составе римской армии. К середине V века сарматы уже не представляли собой заметной силы, а к VI в. удается проследить лишь следы их присутствия на западе Европы. Повидимому, сарматы не исчезли, а органически влились в пестрый гобелен народов, который представляла собой средневековая Европа.
КОММЕНТАРИИ
САВРОМАТЫ (лат. Sauromatae) - кочевые иранские племена, жившие в VII-IV вв. до н.э. в степях Поволжья и Приуралья. Первый сарматский народ, отмеченный в письменной истории.
В V в. до Р.Х. Геродот (4.21) писал, что савроматы живут к востоку от Дона на безлесной равнине, которая простирается на 15 дней пути к северу от Мсотийского озера (Азовского моря). Савроматы Геродота, по-видимому, соответствуют культуре, обнаруженной между Доном и Волгой археологами и относящейся к VII-IV вв. до н.э. На востоке эта культура достигает территории современного Казахстана, простираясь от северного побережья Каспийского моря до южного Урала.
По происхождению, культуре и языку савроматы родственны скифам. Древнегреческие писатели (Геродот и др.) подчеркивали особую роль, которую у савроматов играли женщины. Большая часть известных нам фактов, относящихся к савроматам, носит полумифический характер. Геродот (4.110-116) утверждает, что савроматы были детьми скифов и амазонок, обитавших к северу от Кавказа. Их язык представляет собой искаженный скифский, так как матери-амазонки никогда не знали его в совершенстве.
Отраженная в письменных источниках история савроматов начинается следующим событием. В 507 г. до Р.Х. (датировка неуверенная) савроматы выступили союзниками скифов, подвергшихся нападению со стороны персидского царя Дарим I. Отряд савроматов продвинулся далеко на запад, дойдя до Дуная, стараясь помешать действиям персидской армии.
Археологами найдены захоронения богатых женщин с оружием и конским снаряжением. Некоторые савроматские женщины были жрицами - рядом с ними в могилах обнаружены каменные алтари. В кон. V-IV вв. до н.э. савроматские племена потеснили скифов и перешли Дон. В IV-III вв. до н.э. у них сложились сильные союзы племен. Потомки савроматов - сарматы (III в. до н.э. - IV в. н.э.).
В наши дни под савроматским периодом понимается самый ранний период истории сарматов (VII-IV вв. до н.э.). Савроматы формировали ядро сарматской группы племен, которая постепенно двигалась в западном направлении.
АОРСЫ (греч. "Aorsoi") - одна из наиболее могущественных кофедераций сарматских племен, по-видимому, откочевавшая сюда эткудато с востока.
Страбон (11.5.8) выделяет две группы аорсов: одни жили ближе к Черному морю и могли собрать армию в 200 000 конных воинов, другие были еще более могущественными и обитали ближе к Каспию. Современные ученые считают, что земли аорсов простирались вплоть до Аральского моря.
Некоторые ученые считают, что аорсы и упоминающийся в китайских летописах народ Йень-Цай (Ань-Цай) - это одно и тоже. В хронике ранней династии Хань ("Хань-шу"), составленной около 90 г. от н.э., утверждается, что "у них 100 000 фенированных лучников ". Они живут в 2000 ли (1200 км) к северо-западу от Кхань-чу (Согдианы) - государства, лежавшего в плодородном междуречье Амударьи и Сырдарьи (Трансоксании) к юго-востоку от Арала. Позже в китайских текстах описываются одежда и обычаи народа Йень-Цай, которые были близки к таковым в Кахань-Чу.
В ходе Боспорской войны в 49 г. от н.э. аорсы поддержали проримскую фракцию, тогда как сираки выбрали противоположную сторону.
Тем временем аорсы были покорены и поглощены новой конфедерацией сарматских племен - аланами, которые, как и их предшественники прибыли в Причерноморье из Средней Азии. Некоторые из аорсов отступили на запад, на север Крыма, где какоето время сохраняли самостоятельность. Птолемей упоминает об "аланорсах", вероятно, о смешанном союзе. В китайских хрониках на место народа Йень-Цай пришел народ "Алан-Ляо".
СИРАКИ (греч. "Sirakoi", лат. "Siraces" или "Siraci") - часть сарматской орды, кочевое племя, возглавившее крупный союз племен, откочевали в конце V в. до н.э. из Казахстана в Причерноморье. К концу IV в. до н.э. они заняли земли от Кавказа до Дона, постепенно став единовластными хозяевами района, известного в наши дни как Кубань. Сираки стали первыми из сарматов, установившими контакты с греческими колониями на черноморском побережье. В 310-309 гг. до н.э. царь сираков Арифарн вмешался в войну за трон Боспорского царства, но вскоре его армия потерпела поражение в битве на Фатесе, так в те времена назывался один из притоков Кубани.
Сираки были сравнительно малочисленным народом, но Страбон (11.5.8) утверждает, что царь Абеак мог собрать до 20 000 всадников в годы правления боспорского правителя Фарнака (63-47 г.г. до н.э.). Аристократия сираков вела полукочевой образ жизни, но низшие социальные слои были оседлыми. Сираки эллинизировались в большей степени, чем прочие сарматы, они также поддерживали тесные контакты с Боспорским царством.
В ходе Боспорской войны в 49 г. от н.э. аорсы поддержали проримскую фракцию, тогда как сираки выбрали противоположную сторону. В ходе войны римляне осадили укрепленный город сираков Успу. Укрепления города, состоящие из плетеных изгородей, обмазанных глиной, оказались лишком слабыми, чтобы выдержать штурм (Тацит, "Анналы", 12.16-17). "Ночь не остановила осаждавших. Осада была завершена в течение суток ". Успу быстро взяли штурмом, все население города перебили. Сиракам пришлось присягнуть на верность Риму. Война 49 года серьезно ослабила сираков, они почти исчезли из истории вплоть до еще одного боспорского конфликта, в 193 году, после которой их следы окончательно теряются.
ЯЗИГИ - часть сарматской орды, кочевое племя, возглавившее крупный союз племен, кочевавших в Северном Причерноморье и Приазовье.
Смысл слова "язиги" (греч. и лат. "Iazyges") остается непонятным. Однако, слово "язиги" в классических текстах неизменно употребляется в составе словосочетания "Iazyges Sarmaiae", что указывает на то, что они представляли собой какую-то часть сарматской орды.
Язиги и роксоланы в числе первых переправились через Дон. Язиги в качестве нового места жительства выбрали район непосредственно к северу от Крыма.
В 16 г. до н.э. язиги вступили в первый вооруженный контакт с Римом. Проконсул Македонии отбросил вторгшихся было на территорию Рима кочевников за Дунай. На протяжении следующих трех столетий сарматы постоянно беспокоили восточные границы Рима. Поэт Овидий был свидетелем нескольких таких набегов, произошедших в 8-17 гг. от н.э., когда пребывал в изгнании в черноморской колонии Томи (современная – Констанца). Овидий описывает сарматских конников и их повозки, пересекающие замерзший Дунай.
Язиги продвигались на северо-запад вдоль нижнего течения Дуная. К середине I в. н.э. они достигли Венгерской равнины в междуречье Дуная и Тисы. В 50 г. они оказали помощь Ваннию, зависимому от Рима царю свевов, в его войне с соседями. Язиги обеспечили Ванния конницей, но когда царь свевов укрылся в крепости, язиги "не выдержали осады и рассеялись по округе ", после чего Ванний быстро потерпел поражение (Тацит, "Анналы" 12.29-31).
На протяжении этого периода язиги в целом сохраняли дружеские отношения с Римом и даже иногда выступали в роли прямых союзников, участвуя в военных операциях Империи. Создание Траяном в 106 году провинции Дакия вбило клин между роксоланами и язигами, приведя к вражде с обоими народами. Мир удалось восстановить лишь в период правления Андриана, когда сарматам было разрешено перемещаться по Дакии, а царь роксолан Распарагн получил римское гражданство.
Крупные беспорядки снова возникли в ходе войны с маркоманнами (167-180 гг.), когда язиги вместе с некоторыми германскими племенами вторглись в Дакию и Паннонию. Тяжелые потери язиги понесли в бою с римлянами на льду замерзшего Дуная зимой 173-174 гг.
Через два года удалось заключить мир. Марк Аврелий получил титул "Сарматский" (Sarmalieus), а царь язигов Зантик передал в качестве заложников Риму отряд в 8 000 конных воинов. Большая часть этого отряда позднее была переброшена в Британию. В течение какого-то времени вынашивался план превращения земель язигов в новую провинцию, которую предполагалось назвать Сарматия.
В течение половины столетия царил мир, но появление в украинских степях готов вызвало цепную реакцию конфликтов. Проведя в 236-238 гг. кампанию против язигов император Максимин I (по прозвищу Фракиец, его мать была сарматкой) получил титул "Величайший сармат" (Sarmalicus Maximus). В 248-250 гг. язиги вторглись в Дакию, а в 254 г. в Паннонию, но в 282 г. потерпели в Паннонии поражение от армии императора Кара (282-283 гг.). Сражения с язигами продолжались на протяжении всего правления Диоклетиана (284-305 гг.).
На протяжении III-IV вв. Рим позволил некоторым сарматским племенам переселиться на территорию Империи, где им отводилась роль живого щита, призванного прикрыть Империю от набегов готов. Кроме того, сарматы охотнее шли служить в армию, нежели выродившееся коренное население Империи. В Notitia Dignitatum перечисляются 18 центров сарматских поселений на территории Галлии и Италии. До сих пор следы этих поселений сохраняются в топонимике. Так, под Реймсом есть города Сермэ и Сермье, которые прежде были поселениями сарматов. Многие представители сарматской знати сумели получить римское гражданство, а некоторые смогли добиться могущества, например, Виктор, шталмейстер императора Иовиана (ок. 363 г.).
РОКСОЛАНЫ (лат. Roxolani; иран. - "светлые аланы") - сармато-аланское кочевое племя, возглавившее крупный союз племен, кочевавших в Северном Причерноморье и Приазовье.
Среди множества попыток объяснить значение слова "роксоланы" (греч. "Rlioxolanoi") наиболее правдоподобным выглядит связывание первой части слова с иранским прилагательным раокхшна - "белый", "светлый". Таким образом, роксоланы - "белые аланы".
Предки роксолан - сарматы Поволжья и Приуралья. Во II-I вв. до н.э. роксоланы отвоевали у скифов степи между Доном и Днепром. Как сообщает античный географ Страбон, "роксоланы следуют за своими стадами, выбирая всегда местности с хорошими пастбищами, зимою - в болотах около Меотиды (Азовского моря), а летом - и на равнинах ".
Роксоланы и язиги в числе первых переправились через Дон. Если язиги в качестве нового места жительства выбрали район непосредственно к северу от Крыма, то роксоланы продвинулись дальше на север, заселив территорию нынешней южной Украины. В 107 г. до н.э. роксоланы под предводительством Тасия вмешались в конфликт на территории Крыма, где столкнулись с армией понтийского царя Митридата VI Эвпатора. Страбон сообщает (7.3.17), что смешанная роксоланско-скифская армия численностью 50 000 человек не смогла устоять против отряда численностью 6 000 человек, возглавляемого полководцем Диофантом. После этого поражения многие сарматы перешли на сторону Митридата и участвовали в era войне с Боспорским царством и Римом (Ашшан, "Митридат", 15, 19. 69; Юстин 38.3, 38.7).
В I в. н.э. воинственные роксоланы заняли степи и к западу от Днепра. Во время Великого переселения народов в IV-V вв. часть этих племен откочевала вместе с гуннами.
Сарматские племена (роксоланы, языги, аланы и др.) доминировали на территории Украины с III в. до н.э. по III в. н.э. Пришли они из южно-уральских степей, обосновались к северо-востоку от скифов. В середине III века н.э. их смели германские племена (готы). Часть сарматов вошла в состав готской державы Германариха, часть "попросила убежища" у праславян и влилась в состав Черняховской культуры, остальные ушли за Дон. Окончательно смяли сарматов гунны – кого смогли истребили, остальных – ассимилировали.
За 600 лет сарматы довольно внушительно
повлияли на мировоззрение народностей в ареале своего обитания. Как – это
мы с вами и выясним.
Национальность
Сарматы – "родственники" скифов,
антропологический тип и тех, и других, схож.
Язык
Как пишет Геродот,
"савроматы
говорят на скифском языке, но издревле искаженном".
Военное
дело
Сарматы, как и скифы, представляли собой народ-армию, где всё мужское население являлось военнообязанным. Античные авторы всегда подчёркивали агрессивность сарматов, их воинственность.
Со скифами сарматы воевали и как враги, и как союзники. В мирное время разделяли зоны влияния и совершали набеги на праславянские сёла, на земли понтийского царя Митридата, на античные полисы (Ольвию, Тиру, Никоний). С сарматами вела постоянные войны Римская империя.
Несмотря на то, что главным родом войск у
сарматов была конница, в военной тактике от своих предшественников они
несколько отличались. У киммерийцев и скифов была лёгкая конница, у
сарматов – тяжёлая: их лошади были не быстры, но чрезвычайно выносливы. И
если киммерийцы и скифы стремительно проносились мимо противника и осыпали
его ливнем стрел, то сарматы шли "в лоб". Пользовались они и более длинным
мечом – 70-110 см.
Быт
Основой общественного устройства сарматов
являлась родовая община, включавшая группу родственных семей. Жили они
лагерем, в шатрах, напоминающих юрты монголов. Городов, во всяком случае
на территории Украины, у них не было. Зимой они шатры утепляли, ни
землянок, ни других стационарных жилищ не строили. Это был народ кочевой –
находились они на одном месте до тех пор, пока скот не съедал траву. Затем
перемещались в другое. При этом каждое племя имело свою территорию, выход
за которую приводил к межплеменным войнам. Питались сарматы мясом, сыром,
молоком. Разводили лошадей и овец – тех животных, которые не теряли вес
при частых перемещениях. Погребая умерших, они клали рядом с ними вещи,
которыми те пользовались при жизни: мужчинам – оружие, конскую сбрую,
кубки с вином; женщинам – украшения, зеркала, иголки.
Экономика
Основу сарматской "экономики" составляли война и грабёж. Нападая на степных крестьян и жителей греческих полисов, они захватывали провиант и уводили в рабство здоровых крепких мужчин.
Сарматы не чуждались и ремёсел: обрабатывали шкуры, шили из них одежду, колчаны, шлёмы; что-то там ткали, лепили, однако это было обычное домашнее рукоделие.
Сарматы умели добывать и обрабатывать металлы – литейщики отливали котлы, зеркала, металлические части конской сбруи; кузнецы ковали железные мечи, кинжалы; ювелиры из золота и серебра изготавливали украшения.
Сарматы достаточно активно приторговывали –
немного шкурами, немного ремесленническими поделками. Но основная статья
их экспорта – рабы, которые "растамаживались" в Греции, Риме, на Ближнем
Востоке, и даже в Индии и Китае. Импортировали они ювелирные изделия,
керамику, пряности.
Религия
В религиозных воззрениях сарматов особое место занимали культы солнца и огня. Поклонялись они и символу благосостояния – барану. В более позднее время сарматы переняли от скифов традиции поклонения мечу.
И, так же как и скифы, почитали аналогов
греческих богов. В частности, Афродиту-Аргимпасу, которой даже ставили
святилища. Эти сооружения имели форму круга и были своего рода духовным
центром, объединяющим кочевников на определённое время. Состояло святилище
из вала и жертвенника. Сведений о человеческих жертвоприношениях нет.
Несомненно, в этих святилищах, кроме принесения в жертву богине Любви
животных, сарматы проводили эротические культовые ритуалы. Как греки у
алтарей храмов Афродиты.
Культура
Сарматы любили пользоваться красивой посудой – амфорами, краснолаковыми кувшинами, тарелками, кубками. Эта посуда была греческого производства – собственные их керамические поделки довольно примитивны.
Сарматы обожали ювелирные украшения. Поскольку животные в их жизни занимали значительное место, это сказалось на их культуре – сарматские золотые и серебряные изделия выполнены в так называемом зверином стиле: на оружии, предметах быта, конской упряжи много изображений барсов, пантер, волков, медведей, оленей, козлов, кабанов, орлов, баранов, лошадей, чьи фигурки стилизованы, полны динамики и экспрессии. Распространенными сюжетами были схватки диких зверей.
На сарматских золотых изделиях также часто
встречаются изображения Эрота и его супруги – Психеи.
Письменность
Своей письменности у сарматов не было. Так же
как и чужой.
Сарматские амазонки
Как видим, сарматы почти во всём напоминают скифов. Зачем же тогда в этой книге они выделены в особый раздел? Можно ведь было и тех, и других степных кочевников объединить в главу "скифо-сарматы", и не морочить вам лишний раз голову. Не правда ли?
Да, можно. Было бы. Если бы не...
Если бы не сарматские женщины. Они сто ят того, чтобы поговорить о них отдельно.
Дело в том, что особенностью сарматского строя являлась гинекократия – высокое положение в обществе женщин, своего рода матриархат. Сарматские женщины были не только хозяйками и воспитателями детей, но и нередко занимали в иерархии племени самое высокое место. "Путеводитель" Скилакса Кариандского сообщает, что сарматские женщины часто держали в своих руках бразды правления. Это подтверждают и записи Полиэна (II в н.э.), рассказывающего о предводительницах сарматских племён царицах Тиргатао и Амаги.
Сарматки являлись воинами наравне с мужчинами. В могилу умершей женщины, даже девочки, кроме украшений клали оружие. А родовое кладбище формировалось вокруг захоронения предводительницы, которую почитали праматерью.
Античные авторы сообщали, что сарматские женщины были великолепными наездницами, умело метали дротики и стреляли из луков. А чтобы этому занятию не мешала правая грудь, они её, бывало, удаляли. В общем, дамы были весьма и весьма эмансипированы, независимы, на равных участвовали в "разборках". Любили поохотиться, иногда выезжали "на кабана" с мужьями, иногда и без них.
Всё это их соседям грекам, воспринимающих жену не более, чем прислугу, казалось настолько невероятным, что они складывали о сарматках легенды. В частности, о загадочных амазонках. Вот одна из них, которую записал Геродот.
О савроматах рассказывают следующее. Эллины вели войну с амазонками. ... После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трех кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили [всех] мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем, парусами и веслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам на озере Меотида Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю.
Скифы не могли понять, в чем дело, так как язык, одеяние и племя амазонок были им незнакомы. И скифы недоумевали, откуда амазонки явились, и, приняв их за молодых мужчин, вступили с ними в схватку. После битвы несколько трупов попало в руки скифов и таким образом те поняли, что это женщины. Тогда скифы решили на совете больше совсем не убивать женщин, а послать к ним приблизительно столько молодых людей, сколько было амазонок. Юношам нужно было разбить стан поблизости от амазонок и делать все, что будут делать те; если амазонки начнут их преследовать, то они не должны вступать в бой, а бежать. Когда же преследование кончится, то юноши должны опять приблизиться и вновь разбить стан. Скифы решили так, потому что желали иметь детей от амазонок.
Отправленные скифами юноши принялись выполнять эти приказания. Лишь только женщины заметили, что юноши пришли без всяких враждебных намерений, они оставили их в покое. Со дня на день оба стана все больше приближались один к другому. У юношей, как и у амазонок, не было ничего, кроме оружия и коней, и они вели одинаковый с ними образ жизни, занимаясь охотой и разбоем.
В полдень амазонки делали вот что: они расходились поодиночке или по двое, чтобы в стороне отправлять естественные потребности. Скифы, приметив это, начали поступать так же. И когда кто-нибудь из юношей заставал амазонку одну, женщина не прогоняла юношу, но позволяла вступить с ней в сношение. Разговаривать между собой, конечно, они не могли, так как не понимали друг друга. Движением руки амазонка указывала юноше, что он может на следующий день прийти на то же место и привести товарища, знаком объясняя, что их будет также двое и она явится с подругой. Юноша возвратился и рассказал об этом остальным. На следующий день этот юноша явился на то же место вместе с товарищем и застал там уже ожидающих его двух амазонок. Когда прочие юноши узнали об этом, они укротили и остальных амазонок.
После этого оба стана объединились и жили вместе, причем каждый получил в жены ту женщину, с которой он впервые сошелся.
Вот такой удивительный рассказ.
Сарматские женщины отличались от "слабого пола" соседних народностей не только воинственностью и властолюбием, но и страстью к хорошей одежде. Что только не включало в себя убранство знатной сарматки! И золотую диадему, и серьги, и ожерелья, и всевозможные украшения со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней – рубина, граната, сердолика, бирюзы.
В качестве примера можно привести сарматский костюм из погребения у села Ковалёвка под Николаевом: длинное платье с узкими рукавами из красной ткани типа репса, расшитое мелкими золотыми бляшками и бусинками из стекла, агата, халцедона. Подол украшен широкой полосой пышного орнамента золотого шитья. Поперёк груди – полоса золотых бляшек с эмалевой инкрустацией. Поверх платья – синий халат с широкими рукавами. Его борта, рукава, разрезы украшены широкими полосами из множества мельчайших золотых бляшек различных форм. Халат застёгивался двумя золотыми фибулами – с ажурным приемником и в форме жука-скарабея, изготовленного из полудрагоценных камней. Мелкими золотыми бляшками были расшиты туфли, множеством стеклянных бисеринок – манжеты шаровар. Костюм дополняли золотые браслеты и ожерелья с рубиновыми вставками, золотые серьги и диадема из полудрагоценных камней.
Ну и ну! Такой богатой и со вкусом подобранной
одежды не было даже у гречанок! А у греков – не было столь удивительных
женщин.
Менталитет
Так кто же они, сарматы, непосредственные участники формирования восточнославянских наций и восточнославянского менталитета?
По базису – как и скифы, "беспредельщики". Их постоянные набеги и требования платить чудовищную дань пагубно сказались на развитии земледельческих племён. Сарматские бесчинства сделали жизнь последних настолько невыносимой, что значительная их часть, к примеру, племена зарубинецкой культуры, ушли подальше на север, к Десне, так сказать, в Черниговскую область.
Римляне внешность сарматов описывали так: "Свирепое лицо, грубый голос, ни волосы, ни борода не пострижены". Интересное наблюдение о психологическом типе сарматов сообщает историк Арриан, один из прокураторов Римской империи, который часто с сарматами воевал, а потому знал их не понаслышке: " [ Их ] коней сначала трудно разогнать, ... зато они выдерживают какие угодно труды; и тогда можно видеть как резвый, рослый и ретивый конь выбивается из сил, а эта малорослая шелудивая лошадёнка сначала перегоняет того, а потом оставляет далеко позади".
Но ведь это сказано не о людях, о лошадях. Казалось бы, причём здесь сами сарматы?
Человек заводит себе собаку, схожую с ним по характеру. Добрый – добрую, злой – злую. Сарматы предпочитали схожих с ними "по характеру" лошадей. Отсюда и выходит, что они – "долго запрягали", но затем пёрли так, что не остановить. "Раскачка" – типичная сарматская черта.
Наибольшее сокровище сарматов – их женщины. Само слово "сарматы" в переводе означает "женоподвластные". Дамы воевали наравне с мужчинами и не очень-то стремились к извечной женской мечте – оседлости и стабильности. Потому и не оставили после себя ни обустроенных поселений, ни прочих свидетельств тихой семейной жизни. Не от них ли у восточных славян повелось: мужчина – голова, женщина – шея, куда повернёт, туда и будет? Не от сарматских ли амазонок к нашим перешли те черты, которые неведомы ни европейкам, ни азиаткам – независимый нрав, строптивость, непокорность, способность поставить на место и мужа, и пана, и султана? Не от сарматских ли модниц к нашим перешёл тонкий вкус в подборе одежды? Ведь европейские женщины, при всех их возможностях, одеваются всё же довольно просто. Об американках я вообще молчу. А ведь глядя на одежду, мы можем сделать безошибочный вывод о менталитете её владельца, не так ли?
Самобытные обычаи и традиции сарматов, как "хорошие", так и "плохие", несомненно оказали большое влияние на обычаи и традиции живших рядом с ними народов. В том числе и славян. Недаром шляхта Речи Посполитой любила подчеркнуть, что её корни – сарматские, польские аристократы желали, чтобы художники изображали их в стиле "а-ля сармат". В искусствоведении даже есть специальный термин – "сарматский портрет". Да и Богдан Хмельницкий "скромно" именовал себя сарматским князем.
Как считают лингвисты, от сарматов в украинском языке сохранилось много слов. Например: дбати, тримати, катувати, Дунай, Днепр, Днестр, Дон и другие. Специфическое украинское "Ґ", которого нет ни русском, ни в других славянских языках – сарматское.
Геродот называл сарматов «ящероголовыми». Ломоносов считал, что от них произошли славяне, а польская шляхта называла себя их прямыми потомками. Русским девушкам достались в наследство от сарматов кокошники.
Ящероголовые или ошибка?
Происхождение названия сарматов покрыто глубокой тайной. Считается, что первый раз о них упомянул Геродот в V веке до нашей эры, назвав племена кочевников к востоку от Танаиса савроматами, что в переводе с греческого означает ящероголовые.
Два века спустя на той же территории у античных географов появляются сарматы. Ошибка ли переписчика привела к изменению названия или имелись в виду два разных племени неизвестно. Но в силу тождества территории принято считать савроматов Геродота сарматами.
В I веке до нашей эры греческий географ Страбон упоминает после сарматов несколько племен, наиболее известными из которых были роксоланы. Их название переводится из иранских языков как белые аланы. Их то позднее и принял Ломоносов за предков русов.
Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…
На исторической арене сарматы появляются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако археологические свидетельства подтверждают их движение с южного Урала. В северном Причерноморье сарматы на протяжении четырех столетий – до II века нашей эры, занимали главенствующее положение, вытеснив оттуда других кочевников.
Сарматы, вероятно, не были никогда одним народом и представляли из себя группу разноэтничных, в первую очередь ираноязычных племен. Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы – такие названия даются римскими писателями разным кочевникам, живущим севернее Черного моря, время от времени тревожащим балканские владения римлян. К сожалению, римляне и греки, из произведений которых мы черпаем почти все известные данные о сарматах, не описывали их подробно. Более многочисленны археологические свидетельства, но и они не могут ответить на все вопросы.
Кокошники
В сарматских погребениях, и что важно, не только в них, археологи иногда находят черепа с удлиненной задней частью. Некоторые специалисты предполагают, что речь может идти об обычае искусственной деформации черепа, когда новорожденному ребенку перетягивают голову повязкой. На территориях северного Причерноморья, Кубани и Северного Кавказа такой обычай наблюдался с XXII по VII - VI века до нашей эры.
«Сарматский ритуал» постепенно исчез с территории России вместе с самими сарматами, но остался запечатленным в народном костюме, в частности, в кокошнике.
После наступает перерыв, и вновь удлиненные черепа начинают находить с III века до нашей эры. Это время совпадает с активностью сарматов в регионе, однако неясно, связаны ли эти факты между собой.
Соседи амазонок
Греческий историк Геродот писал, что сарматы произошли от браков скифов и амазонок. С тех пор амазонки, в описаниях народов живущих севернее Черного моря, часто соседствуют с сарматами. Этот факт приобретал в глазах античных писателей особый интерес, так как женщины у сарматов, по его же словам, имели больше прав – участвовали в общественной жизни, сакральных действиях и даже в сражениях. Вероятно, в действительности, матриархат у сарматов в то время проявлялся в счете родства по женской линии, а позднее и этот обычай был изменен.
Конные воины
Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Это обеспечили им два вида оружия – длинное тяжелое копье и длинный меч. До сарматов, конница степных кочевников в основном была легковооруженной – большие массы конных лучников обеспечивали превосходство над всеми армиями оседлых государств. Тяжеловооруженная конница, с короткими мечами – акинаками и щитами, была немногочисленна и в битвах ей отводилась роль последнего резерва.
Сарматы первыми среди кочевников начинают применять длинные, до 130 см, мечи. Позднее к мечу добавилось тяжелое копье – contus sarmaticus. Его длина составляла 3 и более метров и держать его приходилось уже двумя руками. Для щита при таком вооружении не оставалось рук, и единственной защитой сарматского всадника оставался чешуйчатый панцирь.
Пробивная мощь всадника с таким копьем была чрезвычайно велика. При первом ударе конник мог «нанизать» на копье несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч. Вероятнее всего, сарматы заимствовали этот тип кавалерии у парфян, а позднее такие всадники стали элитой византийской армии – катафрактариями.
Сарматские курганы и золото
На юге России – в Прикубанье, на Северном Кавказе и на Украине сарматы оставили много следов. Прежде всего, это курганы, высотой до 5 метров. Под курганами располагались погребения, часто очень богатые. Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших. Также в курганах можно было найти оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило.
Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей – хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Изготовить такие украшения римскому или греческому мастеру было сложно. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.
Сарматские памятники археологии исчезают в III – IV веках нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен – тех же аланов, продвигаются под натиском с востока и севера на юг, на Балканы. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько веков спустя.
Сарматизм
В XV – XVII веках, в эпоху, когда складывались современные нации, интерес к сочинениям древнегреческих и древнеримских писателей сильно вырос. В их произведениях политологи раннего Нового времени стали искать истоки своих государств и наций. И если для большинства западноевропейских стран общим государством-предком была Римская империя, а для немцев – победоносные древнегерманские племена, то в сарматах стали искать своих предков поляки.
В Польше это привело к созданию целой идеологии сарматизма - своего рода генетичского мифа. Шляхтичи считали себя потомками сарматов, грозы западного мира и культурных соседей дикого востока, а также были уверены, что гербы польской знати были скопированы с сарматских тамг (родовых знаков).
Это породило шляхетские вольности, республиканизм, восточная любовь к роскоши, заимствование культуры барокко и господство католицизма, переросшее в идею о мессианстве Речи Посполитой. С самим племенем сарматов идеология была связана только древним именем, однако она очень способствовала его распространению.