Обратный молоток самодельный для кузовного ремонта. Что такое обратный молоток для кузовного ремонта авто? Структура, принцип работы
Такая разновидность автомобильного ремонта как ремонт кузова - операция достаточно сложная. От вас потребуется ряд специальных знаний, а также приспособления и инструменты. Немаловажную роль в кузовном ремонте играет обратный молоток. Данный инструмент достаточно прост и его можно без проблем сделать самостоятельно. Тем более что на эту тему есть много рекомендаций и видео, а также чертежи.
Сегодня вы узнаете, как сделать обратный молоток своими руками и как правильно применять его по назначению.
Действие
Это устройство используется для того чтобы выровнять незначительные участки на деформированных машинах после мелких аварий.
Есть такие участки кузова, которые можно выровнять с помощью простого резинового молотка, выполняя обратные удары. Однако такого доступа к большинству поверхностей не существует. Именно поэтому и нужен обратный молоток. Наконечник молота прикрепляется к месту деформации. С помощью груза на обратном конце на поверхность оказывается рывковое оттягивающее усилие.
Прежде чем начать делать обратный молоток для кузовного ремонта своими руками, потребуется понимать, как устроен данный инструмент и какие его разновидности существуют. Также рекомендуется сделать чертеж. И только после этого нужно приступать к работе.
Разновидности
Несмотря на то что конструкция обратного молотка достаточно проста, со временем даже у него появилось несколько модификаций. Тот или иной вариант используется в разных случаях - все зависит от мастерства , а также типа деформации. Но в целом конструкция всегда одинаковая, одинаковый и принцип работы. Различия заключаются только в методике крепления такого инструмента к кузову.
Наиболее простой вариант молотка:
- Это металлический прут, с одного конца которого располагается крючок, а со второго - груз и упор;
- За шайбу цепляют крючок, а шайбу приваривают к месту деформации посредством сварки;
- При условии приложения на груз ударных усилий деформация вытянута до нужного момента.
А вот второй вариант (тоже достаточно простой) несколько будет отличаться от первого. На конце вместо крючка располагается простая резьба. Чтобы с помощью такого приспособления выровнять поверхность, в центре деформации проделывается отверстие, в которое вставляется конец с резьбой, а с обратной стороны на нем прикрепляются гайка и шайба.
Вакуумный молот - это самый сложный вариант его исполнения. Он прикрепляется на поверхности деформированного участка посредством разреженного воздуха. Присоска начинает работать как обычным методом, так и с помощью компрессора.
Благодаря вакуумному устройству можно исправить незначительные кузовные повреждения и сохранить неповрежденное лакокрасочное покрытие.
Изготовление
Самостоятельно сделать такое приспособление не так уж и сложно. Специальных инструментов и материалов при этом не потребуется. И времени много для этого не будет нужно. Чтобы иметь наглядное представление о работе, можно посмотреть обучающее видео, а также сделать примерный чертеж.
Если говорить про инструментарий, то для работы вам потребуется следующее:
- Штырь из металла на 50 см и диаметром в 20 мм;
- Груз с внутренним отверстием;
- Желательно иметь инструмент для нарезания резьбы;
- Аппарат для сварки;
- Болгарка.
Если вы хотите сделать молоток с крючковым типом крепления, то выполните крючок на конце штыря. Его можно сделать из пассатижей или тисков. Другой вариант - приварить уже готовый крючок от другого инструмента.
Если же захват инструмента будет резьбовым, то нарежьте резьбу на конце штыря специальным инструментом. Много нарезать ее не нужно, поскольку металл кузова достаточно тонкий.
Когда будет готов наконечник, на штырь надевают груз, ограниченный с обратной стороны инструмента. Это можно выполнить посредством резьбового упора или же методом сварки. Резьбовой упор - вариант более приемлемый, поскольку можно применять грузы разного веса в зависимости от того, какое нужно усилие на конце инструмента.
Применение
Такой инструмент имеет следующий принцип работы:
Однако, наравне с преимуществами, такой молоток имеет и ряд недостатков. Из-за них можно вместе с имеющейся вмятиной на кузове удалить и неповрежденный ранее слой краски . Кроме этого, данный инструмент не подойдет для исправления больших вмятин на капоте, крыше или поверхности багажника машины. А приваривание скоб может испортить металл, из-за этого деталь потребуется заменить полностью.
Вакуумный обратный молоток
Есть отдельный вид устройства - это вакуумный молоток. Вакуумная рихтовка автомобильного кузова имеет свою особенность, благодаря которой можно привести в порядок достаточно крупную поврежденную поверхность машины.
Его преимущество заключается в том, что на нем присутствует вакуумная присоска, благодаря ей не потребуется снимать толстый слой лакокрасочного покрытия перед началом кузовного ремонта. Еще по сравнению с обычным инструментом не нужно будет сверлить или приваривать скобы на участке, подверженном ремонту. В этом случае используются пистоны разных конфигураций и форм. Посредством вакуумной присоски при выравнивании вмятины материал хорошо удерживается. Работа с вакуумным инструментом снизит время на работу и трудозатраты.
Вакуумная рихтовка кузова осуществляется следующим образом:
- Сначала место для выравнивания очищается от жира и прогревается;
- Вмятина по центру и краям проклеивается клеевыми пистонами нужного размера. Пистоны зацепляются вакуумным молотком, при этом воздействие на поверхность достаточно аккуратное;
- Повторяйте по очереди два предыдущих действия, пока поверхность кузова не примет нормальную форму;
- В конце после выравнивания ее хорошо прорабатывают с помощью минилифтера, который идет в комплекте с пистонами.
Несмотря на очевидные преимущества вакуумной вытяжки перед обычным выравниванием, такой способ рихтовки кузова тоже имеет свои минусы. Целиком убрать дефект не получится . Более того, если на поврежденном участке были трещины, то так вы рискуете еще больше его повредить. Соответственно, к выбору способа рихтовки нужно отнестись внимательно, а также правильно выбирать инструменты для работы.
Как видим, обратный молоток - это незаменимый инструмент для проведения рихтовальных работ кузова. Он имеет немало минусов, о которых мы рассказали выше. Но, несмотря на это, только с его помощью можно избавиться от вмятин в труднодоступных местах. Поэтому он обязательно должен присутствовать в арсенале инструментов каждого автомобильного слесаря.
Обратный молоток — это необходимый инструмент, с помощью которого можно исправить вмятины в труднодоступных местах кузова автомобиля. Это такие части авто, где невозможно выдавить вмятину с обратной стороны.
К ним в основном относятся арки, пороги и стойки автомобиля. Такое оборудование применяется при незначительном повреждении определенного участка, которое не требует замены всего фрагмента.
Инструмент этот не представляет сложного оборудования и не имеет крупного размера. Именно об обратном молотке будет повествоваться в данной статье.
Вконтакте
Одноклассники
Что это за прибор
Если вы хоть немного знакомы со слесарным делом, то создать такой инструмент в домашних условиях вам будет достаточно просто.
Самостоятельное изготовление такого приспособления не займет много времени, и даже не потребует наличия специального оборудования или знаний. Для более наглядного понимания представляем примитивный чертеж, который не будет лишним.
Как уже отмечалось выше, конструкция такого молотка очень простая. На стальной прут длиной 50 см диаметром от 10 до 20 мм насаживается металлическая втулка, которая должна иметь удобства для захвата рукой.
Диаметр ее отверстия должен позволять свободно скользить по пруту молотка, не создавая большого люфта. На верхней части устанавливается рукоятка для удерживания инструмента рукой. Перед рукояткой на прут наглухо крепится ударная шайба.
Внизу крепится еще одна шайба предохранительная, которая не позволяет, чтобы во время работы втулка могла слететь с прута, тем самым нанести дополнительное повреждение выравниваемой поверхности. И на самом наконечнике инструмента должен находиться крючок для захвата скоб.
Если вы решили сделать такой молоток сами, а не купить в магазине, где цена будет значительно выше, то желательно чтобы крючок и нижняя шайба были съемными. Так как для удобства при работе лучше иметь набор крючков разной длины, а также несколько втулок различных по весу.
Как использовать
Принцип работы обратного молотка заключается в следующем:- Прежде всего, следует осмотреть поврежденный участок автомобиля, подобрать соответствующий крюк исходя из месторасположения и основных размеров вмятины, чтобы потом правильно рассчитать точность силы приложения.
- Затем ремонтируемый участок поверхности кузова необходимо тщательно очистить от лишнего покрасочного слоя и грунта до металла.
- Далее, нужно приварить на металлическую поверхность вмятины специальные ремонтные скобы (шайбы) при помощи сварочного аппарата. Если электрический споттер идет в комплекте вместе с обратным молотком, то в процессе выравнивания понадобится лишь смена насадки.
- Затем нужно зацепить за скобы крючок автоинструмента, после чего аккуратными и легкими ударами начать вытягивать вмятину.
- Выравнивание рекомендуется производить до полной ликвидации поврежденной части кузовной поверхности .
- Чтобы избавиться от вмятин на вашей машине, необходимо сначала приварить несколько скоб и через их отверстия протянуть прут молотка для удаления повреждения.
- После чего исправленный дефект поверхности следует обработать грунтовкой и снова покрыть краской в тон кузову.
Полезно знать: обратный молоток для кузовных работ является одним из важнейших инструментов, предназначенный для удаления неровностей в труднодоступных местах автомобиля.
Однако стоит обратить внимание на то, что такое приспособление имеет свои минусы, из-за которых вместе с вмятиной на кузове авто удаляется полностью и слой краски, который не был даже поврежден. Помимо этого, участки обширных вмятин капота, крыши и поверхности багажника авто с его помощью невозможно выправить. Приваривание скоб может сильно деформировать металл, что в итоге приведет к полной замене детали.
Вакуумный прибор
Хочется добавить особый вид описываемого прибора - вакуумный обратный молоток.Интересно знать, что вакуумная рихтовка кузова имеет характерную особенность, которая дает возможность отремонтировать немалую площадь поврежденной поверхности автомашины.
Преимуществом такого обратного молотка является вакуумная присоска, с помощью которой не нужно будет снимать толщину лакокрасочного покрытия с машины, прежде чем начать кузовной ремонт. При работе обратным вакуумным молотком не требуется производить засверливание или приваривание скоб на выравниваемый участок кузова.
В данном случаи применяются пистоны любой формы и конфигурации. При помощи вакуумной присоски материал крепко удерживается при выравнивании вмятины. Работа с таким инструментом сокращает затраты труда и время производства работы.
Восстановление кузова с помощью вакуумной рихтовки происходит в несколько этапов:
- Очищение поверхности от жира и прогревание места для выравнивания.
- По центру и по краям вмятины приклеиваются два специально подобранные клеевые пистоны.
- Производится зацепка пистона вакуумным молотком, аккуратно воздействуя на выравниваемую площадь.
- Повторение двух предшествующих действий до того момента, пока поверхность не примет нужную форму.
- Основательно доработать выровненную поверхность минилифтером, который продается в наборе с пистонами.
Возьмите на заметку: для выравнивания неровностей в сложных местах используются крючки одинаковой формы и разной длины, позволяющие устранить дефект в самых разных частях поверхности кузова авто.
Однако вакуумная вытяжка вмятин также не лишена недостатков, которые заключаются в том, что она не избавляет полностью от дефекта. Кроме того, если поврежденные участки автомобиля имеют трещины, то такая рихтовка способна ее сильнее повредить. Поэтому стоит с огромным вниманием отнестись к способу проведения кузовного ремонта и выбору соответствующих инструментов.
Тем не менее, при выполнении работ по ремонту кузова для удаления вмятин в трудных местах, где нет доступа изнутри машины, вам поможет только обратный молоток. Такой надежный инструмент для выравнивания вмятин должен иметь каждый автослесарь, который занимается ремонтом автомобилей.
Как сделать обратный молоток из подручных материалов, смотрите в следующем видео:
Вконтакте
Видите неточности, неполную или неверную информацию? Знаете, как сделать статью лучше?
Хотите предложить для публикации фотографии по теме?
Пожалуйста, помогите нам сделать сайт лучше! Оставьте сообщение и свои контакты в комментариях - мы свяжемся с Вами и вместе сделаем публикацию лучше!
Одним из наиболее удачных приспособлений для кузовного ремонта является обратный молоток. Обратный молоток с успехом применяют во время ремонта порогов, арок, стоек, куда нет доступа с внутренней стороны. Конструкция обратного молотка очень проста, основанием является стальной пруток диаметром 20мм. и длиной 500мм, на него надета гиря (втулка) с одной стороны пруток сделан в виде крючка, а с другой приварена шайба, чтобы втулка не вылетала, а сила удара обратного молотка передавалась прутку.
Принцип работы; перед началом работ необходимо ознакомится с ремонтным участком кузова автомобиля, места подлежащие вытягиванию следует зачистить до металла и приварить ремонтные шайбы. Далее крючком обратного молотка цепляемся за шайбу и легкими ударами вытягиваем вмятину, повторяем эту операцию до полного удаления вмятины. Для удаления продолговатых вмятин и кромок приваривают, несколько шайб просунув, сквозь отверстия стержень из металла.
Важно: Ни в коем случае не применяйте обратный молоток для ремонта больших площадей кузова, это центральные части крыши, капота и крышки багажника, так как в результате приварки шайб можно сильно вытянуть металл, результат будет плачевный деталь на свалку. Так же встречаются обратные молотки с двумя, тремя гирями, что позволяет регулировать силу удара.
Молоток обратный своими руками
Для изготовления обратного молотка вам понадобится стальной или нержавеющий пруток диаметром 20 миллиметров и длинной 500 миллиметров, стальная гиря (втулка) эбонитовая рукоятка и крючок. Крючок можно изготовить самостоятельно из листового металла толщиной 4 мм. Следует отметить, что для изготовления вакуумного обратного молотка, вместо крючка придется приспособить, как это не смешно звучит присоску от вантуза.
Важно: Все детали обратного молотка должны быть обработаны напильником и удалены все заусенцы и зазубрены. Не забывайте обратный молоток это ручной инструмент, Сделайте его таким, чтобы его было приятно держать в руках
Вакуумный обратный молоток
Для ремонта кузова без покраски применяют вакуумные обратные молотки, так как они не нарушают наружную покраску кузова автомобиля. Кроме того их можно применять при ремонте больших площадей кузова.
Исправление дефектов автомобильного кузова не обходится без применения специальных инструментов. В частности, необходим вакуумный обратный молоток или его модификации. Виды различны, некоторые модели создаются . Что это такое, и как сделать инструмент своими руками – описано в этой статье.
Что такое молоток для рихтовки и для чего применяется
Не все места кузова подлежат исправлению с наружной стороны. Для на порогах, стойках и арках, пригодится обратный молоток для споттера – сварочного аппарата. Представляет собой устройство конструкцию в виде пистолета с выдвижным электродом и ударной болванкой. Действует автоматика без участия рук мастера, только управляющего клавишами прибора.
Обычный ручной выправляющий молоток состоит из стального прута с крюком с одной стороны и стальной шайбой с другой. Принцип действия прост:
- Рукоятка и гиря – стальная шайба – это движущиеся элементы молотка.
- Место для рихтовки и ремонта изначально подготавливается под процедуру. Крюк на конце молотка прочно установлен в места дефекту на вспомогательные шайбы.
- Резко двигая гирю к рукояти молотка и совершая сильные удары, выправляют вмятину.
Применяя модели молотков, выправляют не только вмятины, но и используют их в качестве съемника. Например, если приходится отделять притертые детали – обратный молоток для подшипников незаменим.
Любая кузовная работа требует детального рассмотрения, иначе применение молотка окажет «медвежью услугу», образовывая новые вмятины. Самостоятельно пользуются инструментом, только тогда, когда есть соответствующий навык.
Виды рихтовального молотка
Слесарная промышленность предлагает несколько вариантов инструмента. Например:
- Обратный молоток с пневматикой. Механизм увеличивает силу удара, отчего результат становится удовлетворительным без долгой работы.
- . Как было описано выше – это сварочный аппарат, необходимый для прижигания металла и снятия с него напряжения. Молоток обратного действия с ним делает работу законченной.
- Комплектация из 2–3 гирь. Большое количество утяжелителей, способствует точности и силе удара. Достоинство в . молоток для рихтовки создается по такому принципу и усовершенствуется.
- Вакуум. Молоток, наиболее щадящий лакокрасочное покрытие авто – его не требуется снимать с поврежденных мест. Представляет собой обратный молоток с присоской. Выправляет вмятины сильным сжатием воздуха.
Соответственно модели и стоимость. Нетрудно предположить, что последний вариант, наиболее увесист в цене.
Как сделать модель молотка самостоятельно
Простая гиревая модель доступна для самостоятельной сборки. Сделать и более модерновый обратный молоток для кузовного ремонта своими руками, вполне возможно, если приобрести комплектующие. Рассмотрим один из вариантов, для которого потребуются следующие материалы:
- Стальной прут. Сечением не меньше 2 см. Если не учесть этого, то тонкий прут прослужит недолго – хватит на одну рихтовку.
- Каучуковая рукоятка. Ее вытачивают специально из цельного куска или используют насадку от чего-либо.
- Стальной крюк. На его конце нарезают резьбу для вкручивания в штырь. Он нужен не только для вытягивания поверхности за скобы, но и как обратный молоток для снятия форсунок – им удобно подцеплять отжившие детали, подлежащие замене.
- Сварочный аппарат. Для домашних нужд .
- Стальные шайбы – 2 штуки. Диаметр – 3 см.
- Гиря. Используют обыкновенную от магазинных весов бабку, без углов и выступов. Иначе ею неудобно пользоваться. Сечение до 6 см и длина до 15 см.
Чтобы удобнее было собирать кустарную модель, лучше иметь на руках чертеж обратного молотка с нанесенными типовыми размерами. Так скорость сборки наверняка увеличится. Изготавливают его следующим образом:
- Приводят прут в надлежащее состояние – вымачивают в антикоррозийном растворе, шлифуют и обезжиривают. Важно, чтобы штырь под самодельный обратный молоток оставался ровным – либо его выбирают согласно этому, либо выправляют на начальном этапе.
- На конец прута наваривают одну из шайб, чтобы при ударах, гиря не слетала с прута и не задевала поверхности кузова машины. Сразу оснащают обратный молоток своими руками захватом – приваривают или прикручивают к концу прута крюк.
- Гирю сверлят на токарном станке насквозь, чтобы ход по стальному штырю стал беспрепятственным. Проверяют это сразу, надевая утяжелитель с другого конца. Если он ходит туго, то увеличивают диаметр внутреннего отверстия.
- После надевания гири, на другом конце фиксируют вторую шайбу, чтобы не дать тяжелой бабке разбить рукоятку.
- Остается надеть каучуковую насадку и обратный молоток для споттера готов. Кустарную модель проверяют в действии на старом, ненужном куске железа и устраняют недостатки, иначе на кузове машины появятся дополнительные дефекты.
Чтобы сделать обратный молоток с вакуумной присоской, потребуются такие же комплектующие, только вместо крюка используется вантуз – новый, от старого толку не будет. Сначала «присасывают» насадку к железу и потом начинают работу. Достоинство в том, что к кузову не придется приваривать дополнительные скобы, а потом снимать их портя тем самым и без того некрасивую поверхность.
Модель, которую представляет собой обратный электрический молоток – это вариант рихтовального инструмента, снабженного движком. Усилий по выпрямлению вмятин практически не требуется – сила движка позволяет вытягивать и наносить удары по железу с большей амплитудой, чем это делает человек.
Технология рихтовки
Мало сделать обратный молоток своими руками – важно знать методы работы с ним, чтобы получить достойный результат или, по крайней мере, не сделать худшего. Существует несколько вариантов рихтовки кузова, в зависимости от проблемы:
Устранение крупных вмятин
Как правило, обратный молоток используется для устранения вмятин. Оно начинается по спирали – от краев к центру. Если поступить, наоборот, то произойдет смещение только центра, а бока останутся вогнутыми, отчего дефект получится еще более сложным и жестким, не поддающимся выправлению обычным способом. Поэтому в работе необходим навык.
Когда профиль кузова восстановлен, работу нельзя считать законченной – вид не располагает. Далее, происходит прямая ковка тем же инструментом, но с разглаживающей насадкой в виде лопатки и контр опорой. Для проведения работы потребуется обратный молоток с набором насадок – так работа пройдет наилучшим образом и даже мелкие дефекты будут устранены.
Устранение вспучины на кузове
Вмятины не обходятся без обратного эффекта – на площади авто появляются вспучины. Их устранение возможно. Для этого используется термическое воздействие с помощью сварки, чтобы снять напряжение металла в середине, тем самым делая дефект готовым к сглаживанию. Работу ведут от края разогретой докрасна вспучины к ее центру – его нащупывают вручную, там больше всего пружинит. Когда контуры кузова обозначены, место рихтовки проливают холодной водой, что еще больше поспособствует втягиванию металла.
Второй способ исправить вспучины. Заключается он в холодной рихтовке металла до контуров при помощи опоры и лопатообразной насадки надевающийся на обратный молоток для кузовного ремонта. И затем готовое место разогревается, для сглаживания контуров монтажа. После чего дефект проливается холодной водой. Однако такой метод имеет существенный недостаток – если металл тонкий, то перепад температур приведет к разрыву и трещинам.
Правка вмятины вытягивающим молотком
Эта стандартная процедура, описанная выше. Рассмотрим более подробно: место дефекта тщательно очищается от лакокрасочного материала на большей площади, чем это нужно и места тщательно зашлифовываются. К вмятине приваривают вспомогательные кольца, за которые цепляется обратный молоток для рихтовки. Их потом отбивают. Дальше ударами груза по ограничителю на рукояти, добиваются передачи усилия по стержню к вмятине, и таким образом, инструмент понемногу вытянет дефект.
Вытягивающий обратный молоток нужен для вертикальных поверхностей авто – для крыши и днища он не годится, там справится обычная киянка или стандартный инструмент по железу.
Электровытягивание
Мелкие вмятины лучше вытягивать специальным инструментом, так как молоток с обратным ударом может привести к большим дефектам. Внешне устройство напоминает короткую дрель, где вместо сверла вставляется электрод. В результате работы получаются наплавления металла в центре вмятины, которые потом вытягивают, нажимая на кнопку обратного хода прибора. Нюанс – нельзя пережигать металл, поэтому сварка идет не более 0,3 секунды, точечными движениями. При навыке изготовить обратный молоток для споттера своими руками, возможно, но не без трудностей, используя для этого сварочный аппарат и корпус дрели с выдвижным механизмом.
Сложность работы заключается в схеме – чертеж обратного молотка для споттера не самая важная его часть. Главный элемент подобного инструмента – электрическая начинка, куда входит трансформатор, стабилизатор, тиристор и конденсатор . Если доморощенному мастеру эти слова о чем-либо говорят, то ему можно смело приниматься за работу – схема прилагается.
Тонкая рихтовка кузова
После того как принцип работы обратного молотка освоен на практике и поверхность кузова пришла в годное состояние, его доводят до логического конца. Такой процедурой считается обработка повреждения напильниками, после устранения большой проблемы. Мелкими шлифовками с работой не справится, поэтому подбирают грубые, но есть нюанс в работе – ими поверхность деформируется при отсутствии навыков.
Окончательная обработка кузова
После рихтовки нанести сразу грунтовку или лакокрасочное покрытие не представляется возможным – дефекты станут видны во всей своей красе. Требуется окончательное приведение кузова в порядок. Оно заключается в шлифовании обработанного кузова шести или семиугольными дисками, не оставляющими на поверхности ступенек и мелких дефектов. Выбрать правильную зернистость круга или количество оборотов машинки, поможет специалист-консультант соответствующего магазина.
ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОИНСТРУКЦИЮ
В заключение важно сказать, что сделать обратный молоток для собственных нужд и тем самым отреставрировать собственное авто – несложно.
Важно собрать имеющуюся информацию и вычленить из нее стоящие нюансы – тогда работа инструментом не станет в тягость, а результат превзойдет ожидания.
Любые виды кузовных работ являются дорогостоящими и требуют специальных навыков и инструментов. Однако на покупке некоторых возможно сэкономить, соорудив их самостоятельно. Например, обратный молоток своими руками можно сделать за час. Это позволит самостоятельно проделывать и контролировать процесс выравнивания вмятины на кузове в труднодоступных местах.
Существует несколько вариантов строения обратного молотка:
- вакуумный;
- с пневматическим механизмом вытягивания;
- устройства с несколькими утяжелителями;
- модели с клейкой основой или сменными насадками.
Первый из представленных видов имеет уникальное преимущество перед подобными устройствами. Вакуумная присоска позволяет производить ремонтные работы без повреждения лакокрасочного покрытия. В зависимости от мощности вакуумного обратного молотка, возможно вытягивать небольшие и средние по площади повреждения на различных частях кузова. Однако при работе необходимо соблюдать особую технологию: вытягивание должно производиться от края повреждения r его центру. В ином случае возникает опасное для металла напряжение, которое может привести к излому или непрогнозируемой деформации.
Пневматические обратные молотки удобны тем, что требуют уменьшенного усилия при выполнении работ. Также сферой, где этот инструмент незаменим, является и работа под капотом, в том числе извлечение прикипевших деталей.
Самодельный обратный молоток можно соорудить из самых простых составляющих:
- металлический стержень подходящей толщины и длиной около полуметра;
- стальные шайбы соответствующего диаметра для установки упоров;
- гири для увеличения силы воздействия;
- резиновая рукоятка (возможно заменить на любой другой удобный материал);
- крюк или металлическая пластина с держателем — в зависимости от конструкции предполагаемого молотка.
От состояния всех составляющих зависит, понадобится ли шлифовка и очистка металлических деталей. Для этого можно использовать наждачную бумагу или диск для шлифовки металла, а также могут пригодиться специальные составы. От проектных особенностей будет зависеть, понадобится ли сварочный аппарат или потребуется только устройство для нарезания резьбы. Однако чаще всего без сварки не обойтись, так как закрепление стопорных шайб на стержне обратного молотка лучше производить с помощью надежного шва.
Нужно выбрать железный стержень, который будет толще, чем основание обратного молотка, на 3-4 см и отпилить деталь длиной 5-7 см. Внутри просверливается отверстие под толщину стержня. Резьба нарезается внутри под прямым углом, чтобы приваренная далее пластина находилась строго перпендикулярно рабочей рукоятке. Эта площадка должна быть хорошо отшлифована и очищена, а на внешней стороне искусственно создается ребристая текстура для того, чтобы липкая основа лучше взаимодействовала с ней.
Самодельную липучку из герметика для обратного молотка можно изготовить из различных материалов. Клеящий состав должен отвечать нескольким характеристикам:
- он не должен оставлять следов на лакокрасочном покрытии автомобиля;
- его степень взаимодействия с поверхностью должна обеспечивать надежное сцепление;
- состав должен быть достаточно эластичным.
Для этой цели можно выбирать любой бытовой состав. Например, соскоблить его с деталей, из которых делают пластиковые окна или воспользоваться смолой, которую можно приобрести в хозяйственном магазине.
Скользящий молоток с дополнительными насадками своими руками сделать тоже несложно. Чтобы его изготовить нужно лишь нанести резьбу на основание. При этом будущие насадки обратного молотка будет нужно делать с диаметром больше, чем стержень, на несколько сантиметров — это обеспечит надежность во время работы. В случае, если насадки уже есть и все они рассчитаны на разные стержни, возможно изготовить адаптер для обратного молотка своими руками или приобрести готовый в любом автомобильном магазине.
Использование обратного молотка в работе по вытягиванию вмятин доказало эффективность при работе с арками и порогами, где доступное внутреннее пространство невелико. Также его применение возможно при небольших повреждениях на дверях и корпусе в случае, если не задето ребро жесткости. Самостоятельное изготовление обратного молотка позволит сэкономить значительную сумму.