«Наша миссия — принимать паломников». Интервью с настоятельницей Горненского монастыря игуменией Георгией (Щукиной)
В прошлый раз мы побывали с вами, дорогие читатели, в больнице больниц Адасса Эйн-Керем. Теперь исследуем дальнейшее пространство...
Вплотную к больнице примыкает Православный женский Горненский монастырь. Со стороны дороги, ведущей к больнице Адасса, нужно миновать шлагбаум, чтобы въехать в монастырь. В глубокой зелёной чаще, почти рядом с дорогой, ярко сияют купола новой церкви монастыря в честь “Всех Святых, в земле Российской просиявших”.
Сразу вспоминаются строки Лермонтова:
"Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод"
Доехали мы до ворот монастыря через территорию больничного корпуса.
В монастырь попадаем, позвонив в дверь.
Перед нами – изумительной красоты монастырский сад, в котором за каменными стенами царят тишина и покой. Побродив по садовым тропинкам, насладимся столь редкой прелестью и благодатью...
Итак, немного истории:
Предание называет именно этот район Иерусалима - Эйн-Керем (источник в винограднике) - евангельской «Горней».
Сегодня на месте традиционной Горней, среди высоких холмов, засаженных маслинами и кипарисами, расположены христианские монастыри. Один из них русский - Горненский женский монастырь.
Горний монастырь - православный русский женский монастырь Русской Духовной Миссии в Израиле. Расположен в Эйн Кереме, 4 км на юго-запад от Иерусалима; находится в юрисдикции Русской Православной Церкви.
Горненский женский монастырь основан в 1871 году.
В 1871 г. начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин), сильно скорбевший о том, что в таком святом месте нет участка земли для православных молитвенников, купил у драгомана французского консульства в Иерусалиме Ханны Джильяда участок земли за 55.000 франков, причем для сбора этой суммы в России был создан специальный комитет. На купленном участке была организована женская община, которая через три года получила свой устав и была утверждена в качестве женского монастыря.
Вскоре здесь начали селиться русские инокини, и приют стал монастырем. По уставу архимандрита Антонина все паломники, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими кельями, вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики, в которых живут насельницы.
Местность стала застраиваться отдельными домиками с небольшими земельными «наделами» для разведения огородов. Земля здесь каменистая, и немалых трудов стоило первым сестрам образовавшейся общины ее оживить. Каждая поселенка была обязана посадить кипарис, миндаль и еще несколько деревьев, и каждое вырастить. Воду, собранную в сезон дождей, использовали в течение целого года. Нередко приходилось ходить за водой для поливки узкой тропой под гору, к источнику Девы Марии. Во главе сестринской общины вначале была инокиня Павла, известная благочестивой жизнью и строгим подвижничеством. Под ее мудрым, чисто материнским руководством община росла; трудами русских отшельниц, нашедших себе здесь новую родину, горный склон расцветал садами. Появилась потребность в своем храме.
Святым это место почитается потому, что здесь по преданию был дом Захарии и Елисаветы - родителей Иоанна Предтечи. И сам он родился в этом доме, а значит, на территории современного монастыря. Здесь на обширной местности раскиданы по склонам приятные домики, которые и кельями-то назвать язык не повернется. Все аккуратно пронумерованы, некоторые отличаются какими-то украшениями.
В 1911 году началось строительство собора в честь Всех Cвятых в земле Российской просиявших, которое прекратилось в связи с началом Первой мировой войны.
Строительство было возобновлено в 2003 году и завершено в 2007 году к 160-летию обители. 12 ноября 2012 патриарх Московский Кирилл совершил великое освящение этого храма.
Сейчас в обители - около 160 сестёр.
В настоящее время в Горненском женском монастыре ежедневно проводятся богослужения. В соборе Всех святых, в земле Российской просиявших, проводятся торжественные и праздничные богослужения, в храме Казанской иконы Божией Матери совершаются рядовые богослужения.
Он действительно горный и по строению больше напоминает какой-то курортный поселок на гористом склоне, только без людей. Тут пропадают звуки цивилизации. Нет, не совсем, а как-то так многозначительно притупляются, что ли? Но тут можно слушать тишину.
Вход в Горненский монастырь, построенный в память о встрече Елисаветы и Марии
Но главное - как уже было сказано, - ощущение покоя. Замечательное место в Эйн Керем. И вид. Вид, который открывается от подножия Храма во Имя Всех Святых Российских Просиявших (так официально зовется эта замечательная церковь с золотыми куполами) бесподобен.
Сам Храм вблизи монументален, впечатляющ и красив. И хотя он не огромен, нет, его архитектурные особенности таковы, что выглядит он величественно.
Богослужения в Горненском женском монастыре
Кроме Храма святых за поворотом открывается панорама монастыря с небольшим храмом Казанской Божьей Матери. Храм был заложен в 1880 году, а затем по окончании строительства торжественно освящен 14 февраля 1883 года.
Церковная лавка перед Монастырем
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Справа от входа в Казанскую церковь находится камень, на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель.
Сегодня это основной храм обители, в нём хранится чтимая Казанская икона Богородицы.
Монастырь утонул в глубокой долине среди высоких холмов, заросших маслинами, смоковницами, высокими кипарисами.
На территории монастыря очень уютно, а ещё - вокруг красивый вид, чистый воздух и тишина!
.
Здесь на обширной местности раскиданы по склонам приятные домики, которые и кельями-то назвать язык не повернется. Все аккуратно пронумерованы, некоторые отличаются какими-то украшениями.
Очень уютно, кельи или дома, где живут монахини, похожи на небольшие виллы.
Возле каждого дома есть небольшой дворик, усаженный цветами.
Итак, впечатления от прогулки самые положительные. И если вы ищете тишины и уединения, то вам сюда. В русский горненский женский монастырь.
Трудно описать словами наслаждение, получаемое здесь от одного только вида пасторальных пейзажей, издревле хранящих свою самобытность, несмотря на разрушительное влияние времени и «прогресса»
Сегодня Горненский монастырь представляет собой частичку России на Святой Земле.
Игумении Горненского монастыря в Иерусалиме матери Георгии — 85 лет. Но когда видишь ее стоящей в храме на молитве, невольно залюбуешься — величественная и красивая! В ее день рождения, 14 ноября, в обители обычно проходят торжества. В этот день в 2015 году мы с оператором снимали репортаж для телеканала «Союз». Когда все гости разъехались, сестры попросили нас, съемочную группу, задержаться и пригласили в игуменский корпус, чтобы мы сняли небольшой концерт, который они устроили для матушки. Сестры исполняли песни собственного сочинения, выражали в них свою любовь к матери-игумении. Каких только эпитетов она не удостоилась: «матушка добрая, матушка нежная…». После концерта мать Георгия одарила всех плитками шоколада, а нам с оператором еще и сувениры вручила. Мне матушка показалась очень доброй и кроткой, но в то же время твердой, с характером, что неудивительно, ведь ей пришлось восстанавливать обитель, но об этом речь ниже. В монастыре во всем царит идеальный порядок, дело спорится, сестры при этом чувствуют себя свободно. И каждый раз, когда я бывала в Горненском, меня преследовало чувство, что есть Некто, Кто все здесь очень крепко держит в Своих руках, все контролирует, и это даже не игумения… Потом я поняла. Это Сама Божия Матерь управляет обителью, и Она Сама выбирает Себе игумений.
Матушка Георгия, в миру — Валентина (Щукина), родилась в 1931 году в Ленинграде. Она воспитывалась в верующей семье. В 1942 году вместе с матерью и двумя сестрами была эвакуирована из блокадного города. Дети ослабели от голода и холода. Младшая, Нина, скончалась в поезде, Валю тоже приняли за умершую и в Орехово-Зуево отправили в морг, но там девочка пришла в себя. Три месяца она провела в больнице, ей ампутировали обмороженные пальцы на одной ноге. Вылечили и отправили к матери.
— Еще когда я находилась в больнице, мама прислала письмо: «Жива ли моя девочка?». Она оказалась в Краснодарском крае, но точный адрес не сообщила. Врачи посадили меня в поезд, но нужную станцию я проехала. В Краснодаре мне ножки перевязали и опять в поезд посадили, и снова я проехала. Третий раз меня отправили, в вагоне женщина-попутчица прочитала мамино письмо, которое было у меня с собой, и говорит проводнице: «Я еду как раз в ту станицу». И все обрадовались, что наконец-то могут меня кому-то поручить. От станции шли пешком несколько километров, а у меня пальчиков нет, тяжело. К тому же тепло, май месяц, а я в валенках, одета по-зимнему. Женщина ехала к своей сестре, которая, как оказалось, жила по соседству с моей мамой — блокадников по хатам местных жителей распределили. Я была в полном изнеможении, сразу уснула, слышу сквозь сон какой-то шум. Открываю глаза — передо мной мама. Соседи собрались. Все обрадовались: «К Ефросинье Степановне доченька приехала!». Кто арбузы соленые, кто помидоры, кто соленья-варенья несет…
Но вскоре мама заболела и умерла — была эпидемия сыпного тифа. Меня не знали куда деть. У мамы оставалось семь сестер. Они жили по всей стране. Меня сначала отправили на Алтай. Но там — голод, жизнь тоже тяжелая, и меня родственники в детдом сдали. Потом я вернулась в Ленинград, к тете Моте, она — бездетная и поэтому очень обрадовалась моему появлению.
Мама и все ее сестры всегда ходили в церковь. И для меня богослужение было такой радостью! Еще девочкой я пела в Никольской и Казанской церквях Ленинграда. И уже все батюшки меня знали. В те годы молодежи мало было в храме, батюшка оглянется — посмотрит, кто может петь: «Валя, Валя, иди сюда, помогай!». И вот я по всем храмам ходила и пела. Тогда это для меня было большое утешение и духовная поддержка.
Однажды на Рождество священник во время проповеди говорит: «Господь родился, волхвы принесли Ему дары. А что мы принесем?». И я заплакала: «Господи, что я принесу Тебе? У меня ничего нет, кроме грехов. Возьми, возьми меня!». Духовенство уже знало о моем желании идти в монастырь, я всех просила молиться обо мне. Как-то раз приезжает из Пюхтиц игумения Рафаила. В Никольском соборе мне говорят: «Валя, приехала матушка Рафаила, поклонись ей в ножки и проси, чтобы она тебя взяла в монастырь». После службы алтарницы-матушки меня к ней подводят — она у них ночевала, меня домой на чаек и пригласили. Сижу, плачу: «Матушка-игумения, возьмите меня, я так хочу в монастырь». Она говорит: «Приходи». Мне тогда было 16 лет. Тете Моте сообщаю: «Я хочу себя Господу посвятить ради вечной жизни. Здесь все временное, все пройдет». Она в ответ: «Никуда я тебя не пущу, бросаешь нас — старую да малую». С нами еще моя младшая сестра Лида жила.
В храме мне посоветовали к отцу Серафиму в Вырицу съездить и получить благословение. Старец был уже настолько слабенький, что никого почти не принимал. День был такой солнечный, человек двадцать сидели, все писали записочки, а его келейница, матушка Серафима, к батюшке их носила. Мне тоже сказали: «Пиши, девочка, он никого не принимает». Я думаю: ну как же так, Господи, мне так нужно батюшке все рассказать! Серафима вышла, берет записочки, ко мне подходит: «А ты, девочка, кто, откуда? Ты записочку писала?». Я смутилась: «Да нет, не писала». Она в скором времени возвращается, меня за руку берет и к батюшке ведет. Люди стали возмущаться: «Матушка, я со вчерашнего дня сижу!». — «Миленькие, молитесь и пишите записочки, батюшка очень слабенький». Батюшка лежал на кровати, рука под головой. Я сразу на колени, слезы градом, не могу слова вымолвить. Он меня благословляет, спрашивает, как звать, откуда. «Грешная Валентина, с Питера». И опять плачу. «Что ты хочешь?». — «Помолитесь обо мне, я так хочу в монастырь, а меня тетушка — тетя Мотя — не отпускает». — «С Богом гряди! — и дает мне фотографию Пюхтицкого монастыря, — тебя Матерь Божия избрала». И повторяет: «С Богом гряди! Господь тебя призывает! А тетушка твоя, Матренушка, пусть ко мне приедет». Но тетя Мотя даже слушать не хотела: «Никуда я не поеду и тебя не пущу. Похоронишь меня, тогда иди куда хочешь». Пришлось второй раз поехать к старцу. Он меня опять принял. Я плачу. Батюшка меня по головке гладит: «Валечка, Валечка, скажи своей тете, чтобы она ко мне приехала». — «Она слушать не хочет, помолитесь, чтобы Господь смягчил ее сердце». — «С Богом гряди, я помолюсь». Когда я вернулась домой, тетя Мотя только плакала. Она поехала к отцу Серафиму и вернулась от него совершенно другим человеком.
Пюхтицкий монастырь имел большое хозяйство — скотный двор, лошади, коровы, куры, поля. И ни одного наемного работника! Сами сестры трудились, причем не было никакой техники, все обрабатывали вручную.
Игумения меня приняла и говорит: «Валя, у нас рабочий монастырь — пахать, бороновать придется, за грибочками в лес ходить». — «Матушка, куда благословите! За святое послушание все буду делать!».
Меня поселили в келью к монахине Аркадии — духовной дочери Иоанна Кронштадтского, но вскоре перевели в игуменский корпус келейницей. Сразу поставили на клирос, чему сестры очень обрадовались — певчих не так много было. Но я со всеми также выполняла и общие послушания. В монастыре в те годы — ни воды, ни света, ни отопления. Сестры на источник ходили. Дрова носили из лесу. А их нужно было принести на кухню, в трапезную, в церковь, в игуменский корпус, в богадельню, в священнический дом. И все на себе таскали.
Но потом трудники из Питера поехали. Первым делом провели электричество, потому что служба в храме идет — темнота, певчий или чтец со свечкой, в алтаре батюшка тоже со свечечками. Сейчас в Пюхтицах — красота. Я когда туда ездила, сестры уговаривали: «Матушка Георгия, возвращайтесь к нам». На что я отвечала, что в Горненском — за святое послушание, не сама туда поехала, а Святейший Патриарх Алексий II меня направил.
В 80-х годах восстанавливалось Пюхтицкое подворье — Иоанновский монастырь на Карповке. Я была помощницей игумении и казначеем, часто ездила к отцу Николаю Гурьянову — за советом и молитвой.
Однажды я приехала, мы попили чайку, посидели, потом старец и говорит: «Пойдем-ка в храм, помолимся». Пришли, и он меня вдруг заводит в алтарь и кладет мне на спину тяжелый запрестольный крест: «Это твой игуменский крест!».
В 1991 году Патриарх назначает меня игуменией Горненского монастыря. Я говорю: «Святейший владыка, я ведь языка не знаю, ничего не знаю, как справлюсь?». — «Мать Георгия, Господь поможет, — успокаивает он. — На сегодня у нас только одна кандидатура — ваша, сколько сможете, два-три года, но нужно монастырь восстанавливать, скоро поедут туда паломники». И вот он меня сюда привез. Перед отъездом я навестила отца Николая Гурьянова. Плакала: «Батюшка, как справлюсь, помолитесь». — «Все получится, справишься». Я говорю: «Меня Святейший на три года в Иерусалим отправляет». А он мне: «А я хочу, чтобы ты там и померла». Вот так он меня утешил. Вот, видите, уже 24 года здесь.
Горненский монастырь в Иерусалиме находится на том месте, где две тысячи лет назад располагался град Иудов, о котором упоминает евангелист Лука (см.: 1, 35). Именно в нем жили святые супруги Захария и праведная Елисавета — родители святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Именно сюда, к Своим родственникам, пришла из Назарета получившая Благую Весть Дева Мария; именно здесь исполнившаяся Святого Духа Елисавета пророчествовала о рождении Спасителя; именно здесь впервые раздалась Песнь Богородицы, которую мы поем теперь на каждой утрене: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе…». И потом Дева Мария гостила у Своих сродников около трех месяцев; обо всем этом повествует святой апостол и евангелист Лука в первой главе своего Евангелия.
В XIX веке эту землю купил тогдашний начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин). Православные люди, русские, желавшие здесь поселиться, должны были возвести дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители вместо корпусов разбросаны по склону горы маленькие домики, в которых живут сестры. Возле каждого домика — дворик и садик. Монастырь утопает в зелени, повсюду деревья, кустарники, цветники. Чисто и красиво. Но, когда игумения Георгия прибыла к месту своего служения, всего этого благолепия не было: вместо дорожек — булыжники, в главном храме — соборе в честь всех святых, в земле Русской просиявших, — росли огромные деревья… Пять с половиной лет в монастыре не было игумении. Последняя настоятельница смогла пробыть здесь всего два года. Впрочем, мать Георгия не стала говорить, по какой причине в обители не задерживались настоятельницы.
Сейчас в обители 82 насельницы, но часть из них трудится на подворьях в Хевроне, Иерихоне, Хайфе, Тиверии, Иордании — принимают там паломников. И многие паломники останавливаются в Горненском, трудятся здесь, помогая сестрам, а потом еще не раз посещают это святое место.
— Когда я приехала, конечно, не знала, с чего начинать: ни воды, ни света, ни отопления. Трапезная отсутствовала. Каждая сестра готовила себе еду в келье: кашку сварит или картошечку… Рабочих нет. Тогда ведь и паломников тоже не было — дохода абсолютно никакого. Святейший мне семинаристов прислал, и они выкорчевывали деревья в соборе, расчищали территорию — такие были заросли, никаких дорог — везде одни булыжники, только одна тропинка вела к Казанскому храму, в нем единственном совершались службы. Среди студентов нашлись электрик и связист — постепенно электричество провели, телефон установили. Они трудились, ну а я им потом даже копеечку немножечко заплатила. Теперь некоторые из них стали священниками, есть и архиерей — мы их всегда с благодарностью вспоминаем. Одно из предприятий Санкт-Петербурга рабочих прислало. Их руководство меня знало. Появились отопление, водопровод, асфальт. А потом поехали к нам и паломники.
Не всем подходил местный климат, многие сестры подолгу привыкали, адаптировались. Мне же этот климат сразу подошел. В Пюхтицах я всегда простужалась, то ангина у меня, то еще какая-нибудь болячка. А здесь все прошло! Господь так устроил! Я благодарила Его за то, что попала на Святую землю, где Он родился, пострадал и воскрес. Тысячи людей хотели бы сюда приехать, помолиться, а мне довелось здесь жить!
Что помогало преодолевать все эти трудности? Святое послушание. Еще отец Иоанн Кронштадтский завещал пюхтицким сестрам: «Только безропотно несите послушания — три шага до Царства Небесного».
Сейчас, слава Богу, храмы открыты, сколько монастырей, везде служба идет. Это милость Божия. Много верующих, много хороших проповедников, духовной литературы много. Только читай — не ленись. Причащайся, молись, крещение принимай, венчайся. Все сейчас пока открыто, слава Богу.
Завершим наше знакомство с матушкой Георгией словами начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Александра (Елисова): «Вот так сложилась и так Промыслом Божиим устроена жизнь матушки Георгии, что, пройдя испытания военного времени, сердце ее не ожесточилось, а наоборот — размягчилось. Она действительно согревает одним своим присутствием. Видимо, вот эта благодать Божия, накопившаяся в ней годами через ее подвиги, через ее смирение, терпение, сегодня выходит за пределы личности. Она уже становится достоянием людей, которые соприкасаются с ней, приезжают сюда в качестве паломников. Матушка игумения Георгия — олицетворение этого монастыря. Она является драгоценным началом в жизни Русской Палестины. Без молитвы, которая постоянно творится в Горненском монастыре, наша миссия не имела бы сердца, не имела бы души. Благодаря монастырю, той замечательной духовной атмосфере, которая создана трудами и благодатными дарованиями матушки игумении, монашеская жизнь там полнокровная, полноценная. Мы чувствуем у себя за спиной надежный тыл для всех наших устремлений, опираемся на эти молитвы и понимаем, что по этим молитвам Господь дает и нам благоуспешность в служении. Мы чувствуем эту духовную молитвенную поддержку монастыря и матушки игумении».
Журнал «Православие и современность» № 39 (55)
Святая иерусалимская земля издавна привлекала и русских паломников. Пример тому - Горненский женский монастырь, расположенный в районе Эйн-Карем. В сложный период советской власти святыня была самым большим монастырем Московского патриархата за пределами СССР.
Мифы и факты
По преданию, в районе Эйн-Карем родился Иоанн Предтеча. Согласно другой легенде, именно сюда пришла Дева Мария, чтобы сообщить родственникам радостную новость о своей беременности.
Основал Горненский монастырь начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). В 1871 году в результате долгих переговоров он сумел-таки купить у драгомана Хана Джильяда участок земли с домами и оливковыми деревьями, расположенный в селении Эйн-Карем. Владелец запросил за землю 55 тысяч франков, средства собрали благодаря созданному в России специальному комитету.
Первую церковь на купленном участке построили в честь Казанской иконы Божьей Матери. На территории поселились монахини, храм быстро стал местом паломничества верующих.
В 1886 году монашеской общине дали статус монастыря. Была построена новая большая церковь. Строительству еще одного собора (1911 год) в честь Святой Троицы помешала Первая мировая война.
В послевоенные годы община монахинь, всего около 200 человек, вернулась из Александрии (Египет) в полуразрушенную обитель и смогла восстановить ее. В 1924 году монастырю вернули его каноническую статусность.
В 20-х годах в бывшем Советском Союзе развернулась массовая атеистическая кампания. Храмы грабили и уничтожались. В условиях новой исторической реальности возникла РПЦЗ – Русская Православная Церковь заграницей, куда вошла Русская Духовная Миссия, а с ней и Горненский монастырь.
Обитель была свидетельницей и зарождения нового государства Израиль в июле 1948 года. Властями вновь образованной державы монастырь был передан обратно Московскому патриархату. Здесь стали селиться монахини, приехавшие из Советского Союза.
Ныне это действующий православный женский , в котором постоянно проживают около 60 монахинь.
Что посмотреть
Главный храм монастыря – церковь Казанской иконы Божьей Матери (1882 год). Это более позднее название храма, первоначально его освятили в честь Встречи Божьей Матери с праведницей Елизаветой.
Горненский монастырь (Эйн-Карем) открыт ежедневно, вход свободный.
Богослужения совершаются в 7.00 и 16.00 летом и в 6.00 и 15.00 зимой.
Как добраться: автобусами № 19, 27 до ост. «Больница Хадасса» Эйн Карем. От Центрального автовокзала (6 км) трамваем №1 (5 остановок), затем автобусом № 28 (4 остановки).
Идея основать в поселении Эйн Карем именно женскую обитель - Горненский монастырь- появилась у Антонина Капустина, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, совсем не случайно.
Евангелист Лука рассказывает трогательную историю: во время Благовещения архангел Гавриил, кроме собственно благой вести, сообщил Марии, что ее родственница Елизавета, старая и бесплодная, тоже чудесным образом забеременела.
Мария тут же собралась в путь - Елизавета с мужем, священником Захарией, жила в деревне Эйн Карем неподалеку от Иерусалима. Можно понять любопытство юной женщины. Ведь если у пожилых родных и впрямь получилось зачать дитя, это тоже настоящее чудо и большая радость. Бесплодие было кошмаром любой иудейской семьи.
Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи
Когда Мария добралась до Эйн-Карема, Елизавета встретила ее словами благословения и тут же узнала в ней Матерь Господа, и в животе ее зашевелился шестимесячный младенец - будущий Креститель.
Елизавета была живым примером того, как вера простой женщины, немолодой и очевидно, не очень счастливой (Лука сообщает, что за бесплодие она «терпела поношения от людей»), оказалась крепче и действенней веры мужчины, священника. Ведь и мужу ее Захарии была благая весть, да где - в Иерусалимском храме архангел Гавриил поведал ему, что родится у него сын, «великий перед Господом». И даже имя подсказал: Иоанн. Но Захария испугался, смутился, не поверил - и был наказан немотой. И молчал до рождения сына. А когда счастливая родня и соседи явились в день обрезания младенца сказав Елизавете (муж-то онемел!), что неплохо бы назвать дитя по отцу, Захарией. Но мать твердо возразила: Иоанн. Ее не поняли: нет у нас в родне и не было никаких Иоаннов!
Подступились к Захарии с тем же вопросом - да, наверно, и с требованием вразумить как-нибудь жену. Но тот знаками потребовал дощечку для письма и написал: «Иоанн имя ему».
И стоило ему дописать последнее слово, он почувствовал, что снова может говорить, рассказать свою историю, восславить Господа, и раскаяться в том, что усомнился.
А Елизавета не сомневалась ни мига.
Только в Эйн Кареме, где жила эта удивительная женщина, и стоило построить пристанище для женщин, желающих служить Господу.
Здесь есть святой источник, из которого пила Мария, утомленная после своего пути. Ныне над источником построена маленькая часовня, а дорога от него как раз и ведет в Горненский женский монастырь.
Рождение обители
Архимандрит Антонин присмотрел участок для основания обители еще в 1869 г. Хозяин прекрасной земли, поросшей оливами, бывший дипломат французского посольства Джельяд был готов продать участок. Но ему было совершенно все равно, кому он достанется. На отличную землю претендовали и католики, строившие в Эль Кареме монастырь и школу. А у русского архимандрита не было денег. К счастью, он сумел привлечь серьезных спонсоров: бывшего министра путей сообщения Российской Империи Мельникова, хозяина знаменитых заводов Путилова, гастрономических магнатов братьев Елисеевых. Средства нашлись - но пришлось еще поторговаться с лукавым французом, что было нелегким делом. Недаром же Антонин называл его в дневнике «старым плутом» и даже «кощеем бессмертным», который, видно, чах не над златом, а над своей землей.
С 1871 г. эти трудности были позади - оседали на новоприобретенной земле паломницы, которые постепенно объединились в общину, строилась церковь Казанской Божией Матери.
По уставу каждая сестра, желавшая проживать в общине, должна была построить жилье на свои средства, Русская духовная миссия, очевидно, была не в лучшем финансовом положении и не могла помочь монастырю отстроиться как следует. Зато Горненский женский монастырь обрел свой неповторимый облик: не общее помещение с кельями, а домики на склоне горы, обсаженные плодовыми деревьями. Сестры возделывали землю, нашлись среди них и искусные рукодельницы, и художницы - и в начале XX в. При первой настоятельнице Валентине, возникли при монастыре златошвейная и иконописная мастерские, приносившие кое-какой доход.
Через тернии к звездам
В 1910-1911 гг. началось возведение большого храма Св. Троицы в честь Всех святых, в Российской земле воссиявших. Как началось, так и закончилось, незавершенное. Обитель вступила в полосу тяжких испытаний.
Началась Первая мировая война, и власти Оттоманской империи приказали сестрам убираться из обители. Приказу турецких властей подчинились не все. Оставшиеся монахини, чтобы выжить, ходили за 15 верст в каменоломни - нанимались дробить камень.
И все же обитель пережила и войну, и эпидемию холеры в 1916 г., хотя болезнь и проникла в монастырь, и убила не одну сестру (они похоронены на отдельном участке монастырского кладбища) - оставшиеся молились перед иконой Казанской Божьей Матери о спасении. И узрели чудо: икона сошла со стены, и все услышали голос, пообещавший, что бедствия прекратятся. И мор отступил.
Троицкий храм так и стоял недостроенным: воздвигался он на средства Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, которая погибла от рук новой власти в 1918-м. Теперь между Московским Патриархатом и монастырем была пропасть по имени Советская власть, и Горненский монастырь перешел к Русской Православной Церкви заграницей.
Летом 1948 г. на Эйн-Карем посыпались бомбы, и сестрам пришлось спешно бежать - укрылись они в Иордании.
Новообразованное Государство Израиль вновь передало Горненский женский монастырь - вместе со всеми строениями Русской духовной миссии - Московскому патриархату.
С тех лет до распада СССР русский православный женский Горненский монастырь был единственной обителью Московского Патриархата в иностранном государстве.
Храм Всех святых достраивался с 1997 по 2007 гг. и освящен в 2012 Патриархом Московским Кириллом.
Если хотите увидеть больше
Недалеко от собора Всех святых есть заброшенная греко-православная церковь, построенная в конце XIX в. За ней ухаживала и даже расписывала ее всего одна монахиня. После ее смерти церковь открывают очень редко, но можно сделать фото и попросить насельниц монастыря рассказать о церкви.
Горненский монастырь сегодня
Нынешняя игуменья Георгия в Горненский монастырь приехала в 1991 г., вместе с делегацией Патриарха Алексия II - незадолго до того он назначил ее настоятельницей Горненского и возвел в сан игумении.
Прибыла матушка Георгия к уже знакомым трудам: с 1989 она восстанавливала в Санкт-Петербурге храм Иоанна Кронштадтского, который стоял «без окон без дверей», загаженный и разоренный.
На новом месте тоже требовалась огромная работа, Горненский монастырь уже пять лет стоял безначально, без настоятельницы. По воспоминаниям самой Георгии, в недостроенном соборе Троицы успели вырасти деревья, на всех путях к нему - непроходимые заросли. А что до монастыря - проще перечислить, чего там не было, помимо игумении: водопровода, телефона, ограждения вокруг монастыря, гостиницы для паломников; многие домики обветшали и требовали ремонта.
Матушку Георгию это не испугало и не ввело в уныние: да и невозможно человеку с такой биографией бояться преодолимых трудностей. Игуменья Георгия, в миру Валентина Щукина, пережила многое: с матерью и сестрой выбиралась из осажденного Ленинграда по льду Ладожского озера, лежала в морге среди умерших на железнодорожной станции Орехово-Зуево, потеряла сестру и еще совсем молодую мать, с 14 лет неофициально зарабатывала себе на жизнь помощницей в столовой, а затем реставратором в Центральном историческом архиве Ленинграда. Решение о монашестве приняла едва на 15-м году жизни и с превеликим трудом попала в эстонский монастырь, где и прожила почти сорок лет.
Старанья настоятельнецы игумении Георгии Щукиной
Трудами игумении, сестер и трудников Горненского монастыря все здесь постепенно преобразилось. Появились и несколько гостиниц для паломников, которые регулярно наезжают в обитель. Есть здесь и трудницы, временно проживающие в монастыре и помогающие сестрам во всех работах - каждая по своему умению. Устав для трудников более мягкий, чем для сестер: те живут по часам, их жизнь состоит из служб и послушаний. Работ в монастыре, коих тут множество - в церкви, в паломнических домиках, в саду, в канцелярии, в трапезной, на просфорне. Уход за больными, уборка территории, прогулки с паломниками в качестве гидов - все это послушания.
На фото - удивительная красота снаружи и необыкновенная чистота внутри монастыря: сразу видно, что здесь живут женщины. Даже кладбище аккуратнейшее, с белыми надгробными плитами и крестами.
Послушания после вечерней службы заканчиваются в 21.00. В свободное время сестры могут по желанию молиться в своих домиках-кельях, беседовать, читать. И даже общаться с животными: местная фауна сполна оценила доброту монахинь и является «на трапезу». Здесь летают зеленые попугайчики, неспешно ползают черепашки, бродят кошки и даже мангусты.
Горненский монастырь — трудничество
Как решить вопрос с трудничеством в Горненском монастыре?
Вам нужно прислать в канцелярию Русской духовной миссии по e-mail (адрес: ) следующие документы:
1. Прошение на имя Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (отсканированное прошение с личной подписью).
2. Автобиографию (в формате Word).
3. Анкету (в формате Word).
4. Рекомендацию духовника на имя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме (отсканированную рекомендацию на бланке храма с печатью храма и подписью священника).
5. Данные заграничного паспорта (отсканированный разворот паспорта с фотографией).
Образцы прошения и анкеты есть на сайте РДМ: http://rusdm.ru/contact
Перед покупкой авиабилетов согласуйте дату вашего прибытия с канцелярией РДМ.
У вас должна быть оформлена туристическая медицинская страховка на все время пребывания в Израиле.
Цветочный ковер для Богоматери
Основатель обители архимандрит Антонин Капустин оставил по себе удивительную память: он подарил монастырю уникальный престольный праздник, отсутствующий в православном календаре. Он добился от Синода в 1883 г. благословения отмечать здесь «Целование Мариино» — в память о чудесном визите Марии к родственнице.
12 апреля из Свято-Троицкого Иерусалимского собора «переезжает» в обитель чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Сестры с игуменией благоговейно встречают ее у Источника Марии, и крестным ходом икона «шествует» в Казанский храм, перед которым ее встречает прекрасный круглый ковер, выложенный из цветов.
Икона «живет» в обители три месяца - до Рождества Иоанна Предтечи в июле, потому что именно столько времени пробыла Богоматерь в гостях у Елизаветы.
Сестры всегда рады празднику - к ним словно бы приходит сама Матерь Божия – и она же будто бы является в это время настоятельницей обители. Матушка Георгия радостно рассказывает о том, как Богоматерь, «наряженная» в красивую голубую или розовую ризу, занимает ее место, а ей приносят самый обыкновенный стульчик.
Вконтакте
Горний монастырь - православный русский женский монастырь Русской Духовной Миссии в Израиле. Расположен в , 4 км на юго-запад от Иерусалима; находится в юрисдикции Русской Православной Церкви.
В 1871 г. глава Русской духовной миссии выкупил плантацию оливковых деревьев в селении близ Иерусалима.
На купленном участке была организована женская община, которая через три года получила свой устав и была утверждена в качестве женского монастыря.
Первая монастырская церковь была построена в честь Казанской иконы Божией Матери, сегодня это основной храм обители, в нем хранится чтимая Казанская икона Богородицы.
Справа от входа в Казанскую церковь находится камень на котором, по преданию, проповедовал Иоанн Креститель.
Пещерный храм в честь святого Иоанна Крестителя освящен в 1987 г.
В 1911 г. началось строительство собора в честь Всех Cвятых в земле Российской просиявших, который был делом жизни Великой княгини Елизаветы Фёдоровны после убийства её супруга, Великого князя Сергея Александровича (брата Александра III).
С началом Первой мировой войны строительство храма прекратилось. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна была зверски убита большевиками в 1918 г. и причислена к лику святых Русской православной церкви в 1992 г.
Столетие спустя, в 2005 г., сооружение храма завершилось, а 28 октября 2007 г. храм был освящен малым чином.
Сейчас в обители - около 160 сестёр.
На территории монастыря расположена греко-православная церковь, сооружённая в конце XIX в. Раньше здесь проживала монахиня, следившая за церковью и сделавшая прекрасные росписи её стен. После смерти монахини, церковь открывается редко.