Маргинальная роль. Маргиналы — кто это такие
Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Кто вообще такие маргиналы, если по-простому говорить? Люди, которые по собственному желанию не захотели быть частью общества, или ?
Или это те люди, которые просто стоят возле компании сбоку? Такое нашумевшее слово, но не все точно знают, что это понятие за собой несёт. Скажу больше. Значение этого слова довольно расплывчатое. Многие понимают когда и к кому его можно применить, но вот определения его дать не смогут. А вот мы с вами попробуем.
Маргинал – кто это такой?
Термин пришел к нам в язык из латинского. Там было слова «margo», которое означало «край, граница, грань » (маргинал, соответственно это «находящийся на краю либо уже за гранью»).
Этот термин получил распространение в 20-е годы ХХ века. Тогда это слово обозначало человека, который имеет статус эмигранта в Америке и в новом для себя обществе. Он покинул свою страну, свою семью, свою работу и привычный уклад жизни, чтобы поменять на что-то новое. Их не адаптацию к уже сложившемуся в штатах социальному поведению называли маргинализацией.
В общем смысле, маргинал — это человек волей или неволей вышедший за рамки установленных правил (его вытолкнули или он сам к этому пришел). Например, в социальном плане — находящий вне своей социальной группы человек. По сути, это изгой .
Но типов (причин) маргинализации много — социальные неудачи, финансовый крах, религиозный изгоизм, этический, политический, физический (болезнь, инвалидность). Они отражают причины, по которым люди стали изгоями.
У нас это слово почему-то (на мой взгляд, ошибочно) стало полным синонимом слову люмпен , изначально обозначающим человека из самых низов рабочего класса (переводится оно, как лохмотья). Сейчас люмпенами называют бродяг, нищих и прочих «опустившихся»людей. Их, конечно же, тоже можно отнести к «изгоям», но это все же частный случай маргинальности (финансовой).
Толковый словарь тоже неоднозначно передает значение этого слова :
- маргинал – это асоциальный объект, который находится вне групп (социальных, экономических, политических…);
- «маргинал» — слово, которое описывает человека, не участвующего в деятельности людей, собранных по интересам или целям;
- человек, которого по какой-то причине изъяли из группы (изгой).
Это члены общества, которые не имеют никаких ценностей материальных, у которых и они . По сути, это каста. Как правило, не имеют никакой собственности. Зарабатывают либо случайными подработками, либо попрошайничеством, либо грабят.
По мне, так люмпены это частный и весьма радикальный пример маргинализации . Он не показателен, ибо отражает только одну ипостась (финансовую).
Маргинальные слои общества вовсе не обязательно будут носить обноски и просить милостыню. Они вполне могут зарабатывать себе на жизнь. Просто они «откалываются от коллектива» и ведут «свою игру» (в социальной области, в политической, религиозной и так далее).
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт
посмотреть еще ролики можно перейдя на");">
Вам может быть интересно
Что такое менталитет и каким образом он формируется у людей Что такое эгоизм и эгоцентризм - в чём между ними разница Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Кто такой трансгендер и как люди ими становятся Либерал - кто это такой и что такое либерализм простыми словами Что такое преступление - его признаки, виды и категории
от лат. marginalis – находящийся на краю) – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием и социальной стратификацией на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.
Отличное определение
Неполное определение ↓
МАРГИНАЛЬНОСТЬ
лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Категория М. была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. В ситуации М. оказываются т.наз. "культурные гибриды", балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понятие М. характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и тем самым довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. К представителям культурной М. принято относить таких мыслителей, как Ф. Ницше, маркиз де Сад, Л. фон Захер-Мазох, А. Арто, Ж. Батай, С. Малларме и др.
Проблема культурной М. приобретает особое значение в философии постструктурализма и постмодернизма ("шизо-анализ" Делеза и Гваттари, "генеалогия власти" Фуко, "деконструкция" Деррида и т.д.). Интерес к феномену М. обострил французский структурализм, использовавший понятия "маргинальный субъект", "маргинальное пространство", "маргинальное существование", возникающие в "просвете", "зазоре" между структурами и обнаруживающие свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимопереходе структур. Однако их функция в синхроничной перспективе бинарных оппозиций минимальна, ибо их присутствие, а точнее, заполнение пространства между последними является лишь индикатором нормального функционирования структурно упорядоченного универсума. В постструктурализме понятие "М." претерпевает значительные изменения, подрывающие его самотождественность. Благодаря идее децентрации Деррида - не просто меняющей местами привилегированный и подчиненный объекты, а уничтожающей саму идею первичности, отстаивающей идею "различения", "инаковости", сосуществования множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций, - традиционное разграничение значимого и незначимого, обоснованного и эпифеноменального снимаются. Отсутствие центра структуры (по Деррида, мысль о структуре исключает мысль о центре) предполагает отсутствие и главного, трансцендентального априорного означаемого. Уничтожается также представление об абсолютном смысле. С исчезновением "центра", являвшегося средоточением и символом власти, исчезает и понятие господствующей, доминантной "высокой" культуры (эта установка "доминирует" в постмодернистском искусстве). Режим "деспотического означающего" уступает место принципу детерриториализации, в результате чего изменяется маргинальное положение "носителя желания" в территориализованном пространстве. Наиболее адекватно передает новый образ постмодернистского пространства понятие "ризома". Для Р. Барта М. синонимична стремлению к новому на пути отрицания всевозможных культурных стереотипов и запретов, унифицирующих власть всеобщности, "безразличия" над единичностью и уникальностью, легитимации наслаждения и удовольствия, реабилитации культурной традицией субъекта желания, - и является важным моментом в борьбе с тиранией дискурса власти. Фуко полагает, что невозможно рассуждать о подлинной М. в рамках бинарной оппозиции, ибо идентифицировать ее как таковую можно лишь в отсутствии всякой нормы и авторитарного образца. Так, анализируя антитезу норма-патология и структуру властных отношений, он показывает, что аутсайдеры, "социальное дно", психически больные, иначе говоря, все девианты не являются маргиналами в собственном смысле слова, поскольку их существование обусловлено наличием нормы, а опыт маргинального существования не может быть вписан внутрь институциональных стратегий. Таким образом, в плюралистичном, ризомном постмодернистском мире стираются границы структур, а маргинальное пространство, существующее вне этих структур, но между их границами, меняет свой пограничный статус, размывая семантику М. и утрачивая специфику своего паракультурного функционирования.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Реализация в социуме – одна из психологических потребностей человека. Личность, выпадающую из социума, называют маргинальной, однако это не означает, что такой человек обязательно беден и ведет саморазрушающий образ жизни. Узнав, кто такие маргиналы, можно с удивлением обнаружить их и среди знакомых.
Кто такой маргинал - определение
По информации социологического толкового словаря, маргинальная личность – это человек, находящийся в пограничном состоянии между двумя или несколькими социальными группами, системами, культурами. Что значит, маргинал – асоциальный субъект, но не обязательно неблагополучный, аморальный или страдающий от патологических привязанностей. Считается, что первыми маргиналами были освобожденные от рабства люди, которые вышли из привычной среды, но стать полноценными членами общества смогли не сразу.
Если маргиналы в обществе не выполняют общественно полезные функции, значит создают разнообразные проблемы. Маргиналы способны сбиваться в группы и устраивать беспорядки. В европейских странах нередко такое явление как бунт мигрантов. Эти люди, которых приняли в чужой стране, обеспечили жильем и питанием, могут приносить множество проблем законопослушным коренным жителям. Несколько реже встречаются безобидные маргиналы, как пример можно привести представителей национальных меньшинств, модного движения дауншифтеров и т.д.
Статус «маргинал» может быть предписан человеку обществом или принят индивидом самостоятельно. «Клеймение» и «навешивание ярлыков» нестандартным людям может произойти в рабочем коллективе, в больнице, в школе. Такого рода вытеснениям часто подвергаются меньшинства – национальные, сексуальные и т.д. Это является нарушением прав человека. Осознать собственную маргинальность индивид может и сам. В данном случае он должен решить – «возвращаться к нормальности» или жить со статусом «маргинал».
Кто такие маргиналы и люмпены?
Термин «люмпен» был введен К. Марксом, к этой группе он относил бродяг, нищих, бандитов. По мнению обывателей - люмпены и маргиналы представляют собой одну группу людей со схожими интересами и образом жизни. Это не совсем так. Люмпен – деклассированный, физически и морально опустившийся элемент, «отброс общества», являющийся частью маргинальной группы, но при этом маргинальная личность далеко не всегда является люмпеном.
Признаки маргиналов
Основным признаком маргиналов социологи называют разрыв экономических, социальных и духовных связей, существующих в «домаргинальной» жизни. В основном маргиналами становятся мигранты, беженцы. Оказаться на краю социальных групп может бывший военный, уволенный со службы, но еще не нашедший себя в гражданском обществе. Связи с прошлым при увольнении разорвались, а новых еще нет, а в особо неблагополучных условиях – и не будет. Тогда человек может деклассироваться – т.е. опуститься на самое «дно» жизни.
Другие признаки маргинальности:
- мобильность – возникает при отсутствии жилья, привязанностей;
- психические проблемы – появляются вследствие невозможности найти свое «место под солнцем»;
- выработка собственных ценностей, иногда враждебность к существующему обществу;
- достаточная легкость вовлечения в противоправную деятельность.
Типы маргиналов
При позитивном развитии событий период маргинальности у человека длится не слишком долго – адаптировавшись, трудоустроившись, влившись в общество, он теряет статус маргинала. Исключение составляют люди, ставшие маргиналами вынуждено (беженцы) или те, кто сознательно избрал такой образ жизни (бродяги, радикалы, экстремисты, революционеры). Социологи так разделяют основные виды маргиналов: политические, этические, религиозные, социальные, экономические, биологические.
Политические маргиналы
Чтобы понять кто такой политический маргинал, значение этого термина, можно вспомнить период прихода к власти Фиделя Кастро на Кубе, сопровождающийся кровавыми репрессиями. «Остров свободы» стал невыносимым для жизни порядка 2 млн человек, которые сбежали в другие страны, став, по сути, политическими маргиналами – людьми, которых не устраивает существующий политический режим, его законы.
Этнические маргиналы
К людям, на которых распространяется этническая маргинальность, обычно относят индивидов, рожденных от представителей разных национальностей. Не любой межнациональный брак порождает маргиналов, это происходит лишь тогда, если ребенок не соотносит себя ни с одной национальностью родителей – его в таком случае нигде и не принимают. Еще один ответ на вопрос кто такие этнические маргиналы – это национальные меньшинства, представители крайне малочисленных народностей, живущие среди других национальностей.
Религиозные маргиналы
Основная масса людей в обществе или придерживается определенной конфессии, или вообще не верит в бога. Религиозными маргиналами называют индивидов, которые верят в существование высшей силы, но не могут назвать себя представителями ни одной существующей религии. Среди таких индивидов (пророков) можно встретить тех, кто собрал единомышленников и создал собственную церковь.
Социальные маргиналы
Такое явление как социальная маргинальность развивается в обществе, переживающем катаклизмы: перевороты, революции и т.д. Целые группы людей в меняющимся социуме теряют свое место и не могут найти его в новой системе. Такие социальные маргиналы зачастую становятся мигрантами, как пример можно вспомнить представителей дворянского сословия, уехавших из России после революции 1917 года.
Маргинал экономический
Ответ на вопрос, кто такой экономический маргинал, в основном сводится к безработице и сопутствующей этому явлению бедности. Экономические маргиналы вынуждено или намеренно теряют возможность зарабатывать и живут за чужой счет – получая помощь окружающих, пособия от государства, подаяние и т.д. В современном обществе к экономическим маргиналам причисляют и свехбогатых людей, которые также оторваны от общества.
Биомаргиналы
Идеальная общественная организация подразумевает заботу о тех, кто оказался в сложной ситуации из-за проблем со здоровьем, поэтому вопроса кто такой маргинал биологический не должно и возникать. На деле те, кто не имеет ценности для общества из-за нездоровья, оказываются полностью незащищенными. К биомаргиналам относят инвалидов, хронически больных, стариков, ВИЧ-инфицированных, и т.д.
Плюсы и минусы маргинальности
Изначально негативное значение термина «маргинал» уже изменилось и не всегда несет отрицательную нагрузки. Быть вне «стада», отличаться от многих – это модно и даже престижно, но положительные стороны маргинальности можно найти даже в классическом значении этого явления:
- маргиналы более мобильны, чем обычные люди, им легче переехать в экономически более благополучный район, найти более высокооплачиваемую работу, сменить профессию;
- благодаря своей несхожести с другими членами общества, некоторые маргиналы могут построить на этом свой бизнес, например, этнический маргинал может открыть магазин с товарами, которые производит его народ;
- благодаря своей гибкости маргиналы часто привносят в общество что-то новое, прогрессивное.
К отрицательным моментам маргинальности можно отнести тот факт, что это явление в основном связано с радикальными изменениями структуры общества – реформами, революциями. В целом общество всегда страдает от таких изменений – государство беднеет, его покидают перспективные личности. Еще один минус маргинализации общества – в снижении уровня жизни и безопасности из-за люмпенизации большого количества маргиналов.
Отрицательна маргинальность и в случае, когда ее искусственно создают. При длительных революциях, войнах, число маргиналов растет в геометрической прогрессии, в результате гибнут и опускаются «на дно» невинные люди. Примерами вынужденной маргинализации являются холокост еврейской нации, устроенный фашистской Германией и сталинские репрессии, в результате которых были сосланы, переселены, лишены работы и жилья сотни тысяч людей.
Маргинальность и бедность
Поскольку в современном обществе ответ на вопрос кто такие маргиналы сильно изменился, далеко не всегда последствия маргинальности – бедность, лишение свободы или даже жизни. Маргиналами, как уже упоминалось, могут быть и очень богатые люди, которые в силу своей обеспеченности более свободны, чем другие члены общества. И нередки случаи, когда успешные бизнесмены уходят от дел и уезжают из больших городов в провинцию, в деревни.
В рамках такого явления как маргинальность стоит упомянуть и о не так давно появившихся дауншифтерах. С рождения индивид развивается в двух противоположных направлениях – как социальная и как индивидуальная личности. В идеале эти силы должны быть уравновешены, но в реальности одно из этих направлений зачастую перевешивает. При усилении социализации рождается конформист, а при усилении индивидуализации может родиться дауншифтер.
Дауншифтер – это человек, избравший жизнь вне общества или сильно ограничивший общение с людьми вне своей семьи. Это маргинал, которого вполне устраивает его нахождение в пограничном состоянии, когда он свободен передвигаться по миру, жить полностью независимо. Чаще всего дауншифтеры предпочитают заниматься искусством – рисуют, пишут книги и т.д. И их творчество почти всегда востребовано, т.к. автор обладает сильной энергетикой и .
Сегодня мы дадим определение одному интересному понятию, встречающемуся даже в разговорной речи людей. Итак, кто такой маргинал? Значение слова: маргинал (от лат. margo - край) - это человек, находящийся вне социальной группы, который не вписывается в неё из-за своего положения в обществе, образа жизни, происхождения или мировоззрения.
Кто такие маргиналы, и какова их роль в обществе? Изначально для обозначения записей на полях употреблялся термин "маргинальный". Но у слова было и другое значение - "убыточный, экономически близкий к пределу". Впервые этот термин употребил американский социолог и один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк в 1928 году. У Парка маргинальность означала положение индивидов, которые находились на границе двух конфликтующих между собой культур. Таким образом, сначала главной проблемой маргинальности был культурный конфликт. Но в 1940-1960-е годы концепция маргинальности стала активно разрабатываться в американской социологии и перестала ограничиваться культурными и расовыми гибридами.
Социальные маргиналы
Чтобы понять, кто такие маргиналы, необходимо узнать, что такое маргинальность. Маргинальность - это состояние в процессе перемещения индивида или группы, а также характеристика социальных групп, которые находятся в промежуточном положении социальной структуры. К маргинальности также относится разрыв социальных связей между обществом и индивидом. По мнению социологов, причиной возникновения социальных маргиналов является переход общества от одной социально-экономической системы к другой. При этом из-за неуправляемого перемещения большой массы людей разрушается устойчивость прежней социальной структуры. В связи с этим наблюдается девальвация традиционных норм и ухудшение материального уровня жизни. Таким образом, маргиналами в обществе считаются люди, избегающие или отрицающие общественные устои.
Современные маргиналы - это личности, социальные слои или группы, которые находятся за рамками характерных для данного общества социально-культурных норм и традиций.
Существует множество групп маргиналов в обществе, вот некоторые из них:
- этномаргиналы: национальные меньшинства;
- социомаргиналы: группы людей в процессе незаконченного социального перемещения;
- политические маргиналы: таких людей не устраивают легитимные правила и легальные возможности общественно-политической борьбы;
- биомаргиналы: их здоровье перестаёт быть предметом заботы общества;
- возрастные маргиналы: формируются при разрыве связей между поколениями;
В настоящее время маргинализация не является прогрессирующим процессом, но ей стоит уделять своё внимание, чтобы быть в курсе событий общественной жизни.