Лучшие беседы о дне космонавтики. План-конспект Методика развития речи на тему: «Беседа о дне космонавтики
Тема космоса всегда интересна детям. Поэтому 12 апреля в день космонавтики воспитатели проводят праздники, конкурсы, познавательные занятия на тему: Космонавтика.
Мы предлагаем Вам провести для дошкольников познавательное занятие в форме тематической беседы.
Тематическая беседа ко Дню космонавтики «Человек поднялся в небо»
Цель : расширять и углублять знания дошкольников о космосе.
Задачи:
— познакомить детей с русским ученым К.Э. Циолковским, историей создания первой космической ракеты, первым космонавтом Ю.А. Гагариным;
— расширить кругозор детей и развить их воображение;
— воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.
Оборудование: картины с изображением звездного неба, космического пространства, портреты К.Э. Циолковского, С.П. Королёва и Ю.А. Гагарина, фотографии запуска ракет с космодрома «Байконур», фотоальбомы о покорителях космоса.
Предварительная работа: беседы о звездах, планетах, космосе и космонавтах.
Воспитатель . Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах...).
Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный «транспорт» для перемещения — это ракета. Пороховые мини-ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. В России, в середине прошлого века, боевую функцию ракете придал генерал артиллерии К.И. Константинов. Его ракеты могли преодолеть расстояние до трех километров.
Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К.Э. Циолковский. Он так говорил по этому поводу: «Земля — наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость. Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет?
Взрослый выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы.
Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало — начало освоения человеком космического пространства. С тех пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. Первый полет человека в космос открыл эру международных космических станций, стремление освоить ближайшие к Земле планеты — Марс и Венеру. Послушайте, как о дне первого полета в космос говорит в своих стихах поэт Александр Твардовский.
Ах, этот день — двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской. Землей-планетой был усыновлен. Житель Земли, геройский этот малый,
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней...
Динамическая пауза «Космонавты»
Воспитатель показывает некоторые физические упражнения, вовлекая в свои действия детей.
Чтоб космонавтом, дети, стать.
Нужно с самых малых лет
Приучать себя к порядку:
Застилать свою постель,
Выполнять физкультзарядку.
Встанем прямо, плечи шире,
Руки вверх, держись прямей.
От таких вот упражнений
Станешь крепче и сильней.
Дидактическая игра «Подбери рифму»
Чтобы внести разнообразие в беседу, проводится дидактическая игра «Подбери рифму».
Среди поля голубого —
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну конечно, это... (солнце).
Ясными ночками
Гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
— Спать ложитесь, поздно! —
Потому что мать — луна,
А дочурки... (звезды).
Буква А, буква А —
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света,
«А» похожа на... (ракету).
Воспитатель . Солнечное утро 12 апреля 1961 г. Ракета стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома «Байконур» стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту. А первым космонавтом Земли стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.
Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. Ничего необычного в судьбе этого юноши поначалу не было. О небе он мечтал с детства. Но кто из мальчишек тогда не хотел летать на самолетах? И Юрий стал летчиком-истребителем. А когда в 1959 г. узнал о наборе в отряд испытателей новой техники, тут же подал рапорт о зачислении. Отбор в космонавты был жестким: из 3000 добровольцев взяли только 20. Учитывалось все: крепкое здоровье, рост, вес, выносливость, знание техники... Началась подготовка. В барокамере создавали условия, которые должен был вынести человек при запуске ракеты. На бешено вращающейся центрифуге моделировали «космические» перегрузки, испытывая организм на прочность... Тренировки были очень тяжелыми. Но Юрий Гагарин все выдержал и даже шутил при этом, подбадривая своих товарищей. Главный конструктор всех первых космических ракет Сергей Павлович Королёв пригляделся к Гагарину и решил: «Вот этот спокойный, веселый парень и будет первым космонавтом». Так и случилось.
Сегодня космические полеты стали для нас, жителей Земли, совершенно привычным делом. Верится, что не за горами и освоение других планет. Но начало этому было положено нашим русским космонавтом. Американский астронавт Нил Армстронг, первый из землян, побывавший на Луне, так сказал о полете Юрия Гагарина: «Он всех нас позвал в космос».
Воспитатель предлагает к обсуждению следующие вопросы: Как вы считаете, ребята, что было сложного в первых космических полетах? Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? Хотите ли вы сами стать космонавтами?
Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был...» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), во время которой дети рассматривают фотографии Ю. Гагарина в альбомах, посвященных освоению космического пространства.
Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропку звездную открыл?
Пламень был и гром,
Замер космодром,
И сказал негромко он.
Он сказал: «Поехали!»,
Он взмахнул рукой,
Словно вдоль по Питерской, Питерской,
Пронесся над Землей.
Видео. "Знаете каким он парнем был"
Натали
Беседа для детей старшего возраста.
Цель : формирование представления о космосе , желание участвовать в беседе , расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни ; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в стихотворениях, загадках выразительные средства.
Целевые ориентиры дошкольного образования :
Иметь представления о полётах человека в космос ; знать фамилии первого космонавта Юрия Гагагрина и фамилию нашей землячки Валентины Терешковой – первой женщины космонавта , знать и узнавать летательные космические аппараты , стихи и загадки про космос .
Материалы и оборудование : портрет Ю. А. Гагарина, фотографии космических тел , кораблей, собак «Белки» и «Стрелки» , специальной одежды для космонавтов – скафандра , продуктов питания для космонавтов , интерактивная доска, мольберт.
В безоблачный ясный вечер, если ты посмотришь на небо над своей головой, то увидишь, что они кажутся маленькими точками, потому что находятся очень далеко от нас. Каждая звезда имеет своё название : Большая медведица, Полярная звезда….
Изучить загадочный мир звёзд и планет люди хотели всегда. 4 октября 1957 г. в космос был запущен наш первый искусственный спутник Земли. С тех пор спутники стали запускать в космос постоянно , приносят много пользы. С их помощью можно узнать прогноз погоды, определить местонахождение кораблей в океанах, обеспечит радио и телевизионную связь.
Отгадайте загадку :
Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица. Знают все : и стар, и млад, что она большущий шар. (Земля)
Земля - это планета, на которой мы живём, это единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Люди, растения и животные живут на Земле потому, что на ней есть вода и воздух. Она обращается вокруг Солнца и является самой красивой и интересной из всех планет.
Солнце - это ближайшая к Земле звезда. Вокруг Солнца вращаются девять планет. Все эти звёзды и планеты образуют Солнечную систему, в центре которой и находится Солнце. Наша планета Земля – третья по счёту планета от Солнца. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем : смена дня и ночи, наступление зимы или лета. Днем солнце согревает и освещает нашу планету. Всё живое радуется солнечному свету и теплу. С восходом солнца пробуждается и оживает природа.
Отгадайте загадку : кто в году четыре раза переодевается? (Земля. Осень, Зима, Весна, Лето -4 платья)
Вечером на небе мы можем увидеть луну и звезды.
Луна - спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Люди всегда хотели побывать на луне, долететь до звёзд, увидеть Землю из космоса .
Отгадайте загадку :
Освещает ночью путь, звёздам не даёт заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, в небе светит нам (Луна)
отгадайте загадку :
Сначала его в центрифуге крутили, А после в тяжёлый скафандр нарядили.
Отправился он полетать среди звёзд Я тоже хочу! Говорят, не дорос! (Космонавт ) -
А вы ребята хотели бы стать космонавтами ?
Кто такие космонавты ? - Как вы думаете, каким должен быть космонавт ? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.).
А что можно увидеть на небе? (звезды) -- А сколько звезд на небе? (несчетное количество)
Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие? Ученые придумали специальные приборы – телескопы, наблюдали и узнали, что еще есть и другие планеты.
Но люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко) . И вот ученые изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство . На борту его были две собаки – Белка и Стрелка, они удачно вернулись на Землю.
Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие , был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил свой полёт 12 апреля 1961 года на ракете "Восток" за 108 минут. В этот день наша страна отмечает "День космонавтики ". Это праздник космонавтов и людей , кто участвует в создании космических ракет .
Есть одна планета - сад в этом космосе холодном только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зелёной. И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо. Береги свою планету, Ведь другой похожей нету! Яков Аким.
Разминка "Ракета"
Раз, два - стоит ракета (руки вверх) Три, четыре - самолет (руки в стороны)
Раз, два - хлопок в ладоши А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре - и на месте походили, Тик-так, тик-так - целый день вот так (руки на пояс, наклоны в сторону)
Разминка «Космонавты » .
Космонавты , начинайте, руки, ноги разминайте :
Раз – поднялись, потянулись, два – нагнулись, разогнулись.
Над макушкой три хлопка, 1.2,3, а потом и два прыжка 1,2.
Вдох и выдох, вдох и выдох – подышали глубоко,
Сели тихо и легко.
После старта Ю. А. Гагарина прошло много лет, за это время многое изменилось в космонавтике : И техника стала мощнее, и подготовка экипажей сложнее, и программа работы на орбите обширнее. Космические корабли стали многоместными, а на орбиту могут отправиться одновременно сразу несколько человек. Мы успели привыкнуть к профессии космонавта , как привыкли к профессиям машиниста, капитана, пилота. И сейчас, в эти минуты, где – то далеко – далеко в космическом пространстве , высоко – высоко над нашим головами космонавты несут свою важную и трудную вахту.
В космической ракете с названием "Восток» он первым на планете подняться к звездам смог. Поёт об этом песни весенняя капель : Навеки будут вместе Гагарин и апрель . В. Степанов.
Я предлагаю всем проверить, насколько развито ваше внимание. Отгадайте загадки :
Летит птица – небылица, а внутри народ сидит (самолёт)
Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках? (ковёр – самолёт)
Летательный аппарат, на котором летала Баба – Яга? (Ступа)
Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звезд Калейдоскоп Астрономы в. (телескоп)
Человек сидит в ракете, смело в небо он летит, и на нас в своём скафандре он из космоса глядит (космонавт )
Специальный космический есть аппарат , сигналы на Землю он шлет всем подряд. Как одинокий таинственный путник, летит по орбите искусственный. (Спутник)
Желтая тарелка на небе висит, желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)
В дверь, в окно, стучать не будет, а взойдет - и всех разбудит. (Солнце)
У бабушки над избушкой, висит хлеба краюшка. Собаки лают, достать не могут. (Месяц)
Сверкая огромным хвостом в темноте, несется среди ярких звезд в пустоте, она не звезда, не планета, загадка Вселенной -. (комета)
На корабле воздушном, космическом , послушном, мы, обгоняя ветер, несемся на… (Ракете)
Самый первый в космосе летел с огромной скоростью отважный русский парень, наш космонавт … (Гагарин)
Дидактическая игра "Семейка слов".
Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда» .
Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)
Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)
Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)
Как называется городок, где готовятся космонавты к путешествию в космос ? (звёздный городок)
Молодцы! Вы сегодня много узнали о космосе , космонавтах , о нашей планете и я думаю, что вас можно зачислить в отряд космонавтов .
Итог беседы .
Вопросы :
1. Как называется наша планета? 2. Для чего нужно солнце? 3. Когда мы можем хорошо рассмотреть луну? 4. Как звали человека, который первым полетел в космос ? 5. Как называется специальный костюм для космонавта ?
6. Назовите запомнившиеся планеты? 7. Кто запомнил названия небесных тел?
8. Какие клички были у первых живых путешественников в космос ? 9. Кто назовёт созвездия звёздного неба и покажет?
Задания для тех, кто не устал :
1. Раскрасить "космические раскраски ". 2. Построить ракету из крупного конструктора . 3. Начертить траекторию полёта космической ракеты .
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Космическое путешествие»
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему«Космическое путешествие"
Автор : Фролова Наталия Александровна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 42 «Теремок» г. Серпухов МООписание : Предлагаю конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект может быть полезен,как воспитателям, так и педагогам дополнительного образования, педагогам ведущим кружковую работу.
Цель : Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи : Продолжать расширять представление детей о космосе и космическом пространстве.
Уточнить представления о планетах, созвездиях.
Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Формировать умение следовать устным инструкциям.
Развивать мелкую моторику и глазомер; Развивать детское творчество
Воспитывать чувство гордости за свою Родину; уважение к труду людей, работа, которых связана с освоением космоса.
Предварительная работа :
Беседа с детьми о предстоящем празднике 12 апреля – «День космонавтики».
Рассматривание предметных картинок с изображением первых космонавтов, спутников Земли, космических станций.
Первоначальное знакомство с Вселенной, Солнцем и солнечной системой.
Рисование планет, космических спутников и космонавтов в скафандре.
Чтение стихотворений, сказок и рассказов: Н. Носов «Незнайка на луне», (главы из сказки, П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»), В. Бороздин «Первый в космосе».Дидактические игры:«Будущие космонавты»,«Звезды и планеты».Строительная игра«Космодром».
Вводная часть :
Звучит песня о космонавтах.
Воспитатель :
-Кто догадается, почему я включила эту песню.
Дети : 12 апреля праздник день космонавтики.
Воспитатель :
-А почему именно 12 апреля?
Дети :
-В этот день впервые человек полетел в космос.
Воспитатель :
-Впервые житель планеты Земля устремился к звездам. Кто знает, как звали первого в мире космонавта?
Дети :Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель :
Дети, с портрета на нас смотрит улыбчивый, смелый летчик – космонавт, герой Советского Союза полковник Юрий Алексеевич Гагарин.
А здесь он одет по – другому, в ту одежду, в которой он находился в полете. Весь его костюм называется скафандром. В него входит оболочка, шлем, перчатки, ботинки. Скафандр, как кабина космического корабля, там есть все, чтобы космонавты смогли находиться в полете. В скафандре есть трубки с дыхательной смесью, которые нужны для дыхания, там же находится небольшая коробочка, которая поддерживает нормальную температуру тела. Костюм – скафандр очень прочный, защищает от давления, излучений. Скафандр связан с Землей, в нем находятся микрофон с датчиками аппаратуры, мы можем видеть и разговаривать с космонавтами. Скафандр тяжелый и его могут одевать только тренированные, выносливые люди.
Воспитатель :
Я знаю, что Витя знает стихотворение об этом замечательном человеке.
Чтение стихотворения.
Знаете, каким он парнем был,
Тот, кто тропку звездную открыл?
На руках весь мир его носил.
Сын Земли и звезд.
Нежен был и прост.
Воспитатель :
А как вы понимаете в этом стихотворении строки, что Юрия Гагарина весь мир носил на руках?
Дети : (ответы детей) После возвращения на землю, он объехал весь мир, встречался с жителями разных стран.
Воспитатель :
-Как вы думаете, почему его называли сыном Земли и звезд.
Дети :
Он первый человек, который полетел в космос, увидел нашу землю и звезды.
Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают название планет и описывают их внешний вид, рассказывают, что они знают о космосе, космических кораблях, космонавтах.
Если дети затрудняются с ответами, педагог задаёт наводящие вопросы или рассказывает сам.
Загадки о космосе
:
Сверкая огромным хвостом в темноте
несётся среди ярких звёзд в пустоте
она не звезда, не планета,
загадка вселенной
… (комета)
Освещает ночью путь,
звёздам не даёт заснуть,
пусть все спят, ей не до сна,
в небе светит нам
… (луна)
Планета голубая,
любимая, родная,
она твоя, она моя,
а называется
… (Земля)
На корабле воздушном
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер
Несёмся на
… (ракете)
Воспитатель
:
-Каким должен быть человек, чтобы стать космонавтом? (ответы детей)
-Что он для этого должен делать? (тренироваться)
Вход в деятельность
Воспитатель предлагает детям провести «Космическую тренировку» и
Предлагает поиграть в игру «Ракета»
Ждут нас быстрые ракеты, для полетов на планеты.
(дети поднимают руки вверх, ладошка к ладошке, изображают ракету)
На какую захотим на такую полетим.
(Дети делают выпад вправо, правую руку ко лбу – смотрим и выбираем планеты, то же влево)
Но в игре один секрет
(дети грозят пальцем
,
Опоздавшим места нет!
(Руки скрестно
)
под музыку дети бегают по группе, по окончании музыки детям нужно встать в обруч - ракету, кто не успел – выбыл. (играть 3 раза
)
Организационный момент
- Ребята, мы продолжаем наше космическое путешествие, я приглашаю вас посетить космическую лабораторию. В лабораторию можно пройти, имея пропуск, для вас пропуском будут правильные ответы на вопросы. Вы готовы отвечать на вопросы?
-Как называется планета, на которой мы живём?
-Какие планеты ты знаешь?
-Как называется спутник Земли?
-Что такое кометы?
-Кто первым полетел в Космос?
-Кто был первым космонавтом Земли?
-Как фамилия первой женщины-космонавта?
-Ты хотел бы стать космонавтом?
- Почему?
-Какими качествами должен обладать космонавт?
Просмотр и беседа по презентации «Космос
».
Воспитатель
:
Вы узнали, что… первую в мире ракету изобрел русский ученый – ….(Константин Эдуардович Циолковский) . Он жил в городе Калуге и работал учителем в школе. Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и мечтал до них долететь.-Но чтоб ракетой управлять,
Нужно смелым, сильным стать.
Слабых, в космос не берут,
Ведь полет - не легкий труд!
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня - космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким,
Повернулись в круг лицом,
Упражнения начнем!
Динамическая пауза
Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.
Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.
И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!
Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,
Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.
А потом все тише, тише походить – и сесть опять.
-Что еще мы можем увидеть в космосе кроме звезд, планет и солнца?
-Как по-другому можно назвать космос, то есть солнце, планеты, кометы, астероиды, метеориты?
- Правильно «вселенная».
-А на чем можно отправиться в космос?
Каждый из вас мечтает полететь к звездам, а кто построит нам средство для полета?
Давайте превратимся в конструкторов и смастерим космические аппараты.
-Для этого нам понадобятся: лист бумаги, какой формы? (квадрат), ножницы, цветная бумага и наши умелые руки.
Рассматривание образца и устные инструкции по изготовлению работы. Можно сделать несколько ракет, придумать им название и отправить их в космические дали.
-Для начала нужно сделать гармошку из квадрата.
-Отгибаем верхние уголки к линии, расположенной чуть выше середины квадрата.
«Нахлестываем» правую часть ракеты
(Дети выполняют работы
.)-звучит космическая музыка
Воспитатель
:
Ребята, перед тем, как мы покинем космическую лабораторию, я предлагаю
вам поиграть.
Игра с мячом «Называй-ка».
Дети выстраиваются в круг, в центре стоит педагог с мячом: воспитатель бросает мяч и каждому ребёнку предлагается назвать, что он запомнил о космосе.
А теперь я предлагаю вам слетать в космос: закрываем глаза, считаем от 10 до одного и отправляемся в полет. Включается музыка «Земля из космоса»
Давайте скажем волшебное слово «Поехали».
(Обыгрывание сделанных ракет.)
Рефлексия
-Вот и пришло время возвращаться в детский сад.
-Вам понравилось наше необычное путешествие?
-Что интересного вы узнали для себя?
-Вы узнали еще больше о космосе, вселенной и сможете своим родным и друзьям рассказать об этом.
«Беседа о Дне космонавтики»
Интеграция областей: Социализация, Коммуникация, Здоровье
Цель: введение детей в тематический день посредством знакомства воспитанников с первым космонавтом планеты Ю. А. Гагариным.
Программные задачи:
1. Продолжать знакомить детей с российскими праздниками, с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей.
2. Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе.
3. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование: У воспитателя на столе ноутбук, где демонстрируется слайд со звездами и летящей ракетой. На мольберте – надпись «12 апреля - День космонавтики».
Организационный момент.
Игра «Что изменилось». Воспитатель обращает внимание на изменения в окружающей обстановке. Просит тех, кто заметил, сказать на ушко воспитателю о том, что изменилось. Педагог хвалит детей за внимательность. Педагог отвечает на вопросы детей о ноутбуке, надписи. Дети располагаются свободно около стола воспитателя.
Введение в беседу
Воспитатель предлагает посмотреть презентацию о космосе на ноутбуке («Вы хотите посмотреть «Космические» картинки?»). Приглашает детей сесть на коврик, чтобы всем было видно. Помещает ноутбук перед детьми. Демонстрирует 3-4 картинки (фото). Задает вопросы: Как вы думаете, какие размеры имеет вселенная? Есть ли воздух в космосе? Тепло ли в космосе? На что похожи звезды? С чем их можно сравнить? На что похожа Земля? Какие опасности могут поджидать в космическом пространстве? Воспитатель не ограничивает речь детей. Педагог хвалит детей за то, что они так много знают о космосе и говорит, что космос всегда притягивал человека, восхищал его. Предлагает послушать стихотворение о космосе, о звездах.
Основная часть. Сообщает детям, что сегодня праздник. «Какой праздник, кто догадался?» (День космонавтики). А почему именно 12 апреля наша страна отмечает этот праздник? А хотите узнать? Рассказывает, что 12 апреля 1961 г. – в нашей стране впервые в мире в космос полетел первый человек Ю. А. Гагарин (показывает его портрет на слайде + видеоролик «Гагарин в корабле «Поехали»). Педагог: «12 апреля 1961 г. в теплый солнечный день, Человек осуществил свою многовековую мечту – преодолел земное притяжение и полетел в космос. Послушайте, что чувствует Юрий Алексеевич перед стартом: «Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях» Педагог спрашивает детей: Как вы думаете, первым лететь в космос было опасно? Что чувствовал Ю. А. Гагарин перед стартом? «Как можно сказать о таком человеке?» (Дети подбирают слова – эпитеты).
Н а слайде рассматривают скафандр – одежда космонавтов («Как называется одежда космонавтов? Для чего ему скафандр? На что похож шлем скафандра?) Педагог обобщает, что космонавтам нужна специальная одежда – скафандр. Она защищает тело, сохраняет определенную температуру, шлем защищает голову, позволяет дышать. Подчеркивает, что сейчас скафандры изготавливают из современных материалов, они более удобны и менее громоздки (демонстрирует фото на слайде). «Кто знает, как назывался корабль, на котором летал Гагарин? Как еще называют космические корабли?»
Воспитатель демонстрирует слайд с космической станцией, спрашивает детей «Кто знает, что это такое? Зачем в космосе космическая станция?»
Заключительная часть. «Как вы думаете, для чего человек изучает космическое пространство? Какую пользу космос приносит человеку? Как вы считаете, космос опасен для человека? В каких случаях?»
«Вы хотели бы полететь в космос?» «Какими качествами нужно обладать, чтобы быть космонавтом?»
Воспитатель ободряет детей, говоря им, что если у них будет большое желание и они приложат усилия, то их мечты о космосе обязательно сбудутся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...
Занятие о Дне космонавтики
– Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос.Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.До Луны не может птицаДолететь и прилуниться.Но зато умеет этоДе...
Гагарин Юрий Алексеевич
«ЗВЁЗДНЫЙ СЫН ЗЕМЛИ»
День космонавтики 2016 года
12 апреля 2016 года исполяется 55 лет со дня полета первого человека в космос. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным и опасным. Но уверенность и оптимизм, стремление к покорению космоса преодолели все преграды.
Обращаясь ко всем жителям Земли перед стартом 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич сказал: "Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!
Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом! Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем».
БЕСЕДА
«ЗВЁЗДНЫЙ СЫН ЗЕМЛИ»
Гагарин Юрий Алексеевич
12 апреля 1961 года в Советском Союзе был выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Первопроходцем космических трасс, проложившим путь в околоземное пространство, был летчик майор Юрий Алексеевич Гагарин, сын России, уроженец Смоленщины.
Хотя его биография хорошо известна в нашей стране и за ее пределами, напомним основные вехи земного пути первого космонавта планеты. Родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области. Родители Алексей Иванович и Анна Тимофеевна - потомственные смоленские крестьяне, колхозники. Они много сделали для воспитания у своих детей высоких нравственных качеств, любви к земле, природе, трудолюбия, упорства в достижении поставленных целей, доброты и сердечности в отношении к людям, беззаветного служения Родине, отчему краю, передали трем сыновьям и дочери крестьянскую мудрость.
В родном селе Юрий пошел в начальную школу. Пережил ужасы фашистской оккупации. После освобождения родной земли продолжил учебу. В 1949 году, окончив шесть классов средней школы в Гжатске, поступил в ремесленное училище в подмосковном городе Люберцы, получил специальность формовщика-литейщика в 1951году, одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи. В этом же году продолжил учебу в Саратовском индустриальном техникуме, который окончил в 1955 году. Будучи студентом техникума, поступил в аэроклуб, после окончания которого навсегда связал свою жизнь с авиацией.
В 1955 году поступил, а в 1957 году окончил Оренбургское военное авиационное училище по первому разряду. Ему было предоставлено право выбора места службы. Решил ехать туда, где труднее, - в Заполярье, в одну из авиационных частей Северного флота.
Прослужил в Заполярье 2 года. У Гагарина было отличное здоровье, он был прекрасным лётчиком. Прошёл строгий отбор и был зачислен в отряд космонавтов.
12 апреля 1961 года был совершен первый в мире полет человека в космос. Космонавтом номер один стал Ю. А. Гагарин.
Краткие эпизоды детства и юности Юрия Гагарина.
Детство Юры прошло в селе Клушине. Мама Анна Тимофеевна работала на ферме, не боялась никакой работы. Была очень дружелюбной и немногословной. Отец, по воспоминаниям самого Юрия Гагарина, был строгим, но справедливым. Он не баловал детей и не наказывал без причины, работал плотником. Именно отец научил своих детей уважать старших, научил любить труд. С детства Юра был очень упорным по характеру. Ещё дошкольником он сделал себе самодельные лыжи и уходил кататься с мальчишками в лес.
Когда Юре исполнилось семь лет, началась война, в село вошли немцы. А Юры мечтал о школе. Он думал, что война должна непременно кончиться к первому сентябрю. Но война продолжалась, и сельская учительница начала учить детей именно 1 сентября 1941 года. Незадолго перед первым сентябрём произошло в жизни Юры важное событие, он впервые увидел самолёт, впервые прикоснулся к нему руками. Один советский самолёт, подбитый немцами, упал в лесу около села. Лётчики остались живы. Они казались маленькому Юре героями. Он навсегда запомнил их.
Тяжело жилось семье Гагариных при немцах. Жили в землянке. В доме находились немцы. Семья сильно голодала. Только через три года после начала войны немцы ушли из села.
Юра продолжал учиться в школе. После уроков приходилось помогать родителям. Он рос подвижным и шаловливым, но мягким по характеру. В 4 классе сделал самодельный самолёт. Когда у его учительницы погиб на фронте сын, он сказал, утешая её: «Он был танкист. Лётчик обязательно улетел бы от врагов. Ведь самолёт быстрее всего на свете». Так думал Юрий Гагарин, мечтая быстрее стать лётчиком. Учителя вспоминают о Юре так: он был очень приветливым, исполнительным, активным по натуре (принимал участие во всех конкурсах), всегда тщательно одетый.
В 1949 году Юра закончил шесть классов. Семья бедствовала. И Юру отправили в Москву к дяде. Определили учиться в ремесленное училище в городе Люберцы. Его не хотели принимать. В училище принимали ребят, которые закончили 7 классов. Но он стал сдавать вступительные экзамены и сдал их хорошо. Его приняли. В училище ребята учились и одновременно работали на заводе. Было очень трудно, так как по вечерам Юрий ещё учился в вечерней школе. Он решил закончить седьмой класс и закончил его успешно. Со своими друзьями после работы на заводе шёл в школу, а потом ещё допоздна учил уроки. Много занимался физкультурой.
После окончания училища Гагарин поступает в индустриальный техникум. Учится очень легко и увлечённо. Ему было всё интересно. И уже твёрдо про себя знал. Он говорил: «Я не буду ни инженером и ни учёным, а лётчиком – испытателем, как Чкалов». По вечерам начинает заниматься в аэроклубе. Проявились в это время черты характера – упорство и работоспособность, целеустремлённость. Самым счастливым днём для Гагарина в те годы был день, когда он полетел на самолёте один без инструктора. После техникума он поступает в городе Оренбурге в Чкаловское военное авиационное училище лётчиков. Было трудно порой, но Гагарин помнил, что осуществилась его мечта стать лётчиком. После окончания авиационного училища попросился служить в Заполярье. Был в Заполярье два года.
У Гагарина было отличное здоровье, он был прекрасным лётчиком. Прошёл строгий отбор и был зачислен в отряд космонавтов. Начались трудные тренировки. Никто не знал, когда будет первый полёт в космос и кто из космонавтов полетит. Но вот объявили: летит Юрий Гагарин, запасной космонавт – Герман Титов, дублёр Гагарина.
И вот 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» Гагарин летит в космос. Перед полётом он произносит слова: «Поехали». Эти слова облетели весь мир, став навсегда знаменитыми. Пробыл Юрий Алексеевич Гагарин в первом полете в космос 1час 48 минут.
12 апреля отмечается в нашей стране как праздник «День космонавтики».
Литература.
Лидия Обухова Звёздный сын Земли - Москва: Издательство «Детская литература», 1974.