Конспект занятия в старшей группе на тему «Насекомые. Конспект занятия на тему: «Насекомые» в подготовительной группе
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Тема: «Беседа о насекомых»
Автор: Еникеева Ирина Викторовна, воспитатель МДАОУ детский сад общеразвивающего вида №11 МО Кореновский район
Программные задачи:
познакомить детей с насекомыми - бабочкой, муравьем, пчелой (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты). Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать логическое мышление.
Материал: семена пшеницы и кукурузы, бумажные цветы, макет бабочки, шишки, магнитофонная запись «пение птиц», слайд (муравьи, жуки, пчелы), мёд.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Беседа о насекомых»
Описание: Данное занятие предназначено для детей старшего возраста. Направление - воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать логическое мышление.Ход занятия
Воспитатель: Ребята, шла я сегодня на работу и встретились мне на пути зверята. Мы с ними долго разговаривали, они рассказали мне о своей жизни, а я им поведала о том, что есть у нас в детском саду подготовительная группа и живут в ней очень дружные, послушные и любознательные ребята. Ведь так же? И вот эти зверята пригласили вас к себе в гости. Но так как они очень спешили, то каждый оставил свой след, по которому мы и должны попасть туда, где они живут.
Воспитатель: Вы любите путешествовать? Тогда отправимся в путь прямо сейчас.
Воспитатель: Вот посмотрите, чей-то след (рассыпана кукуруза или пшеница). Как вы думаете, кто бы мог оставить такой след? (ответ - Мышки) Правильно.
Да ребята, это первый зверек, которого я встретила утром. Мышка нас привела куда? (В поле).
(Везде разбросаны нарисованные цветы, сухие растения. На одном из цветков сидит бабочка).
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая бабочка! Давайте её рассмотрим.
Из каких частей состоит тело бабочки? (Из головы, груди, брюшка - состоит из насечек - маленьких частичек).
А сколько лапок у бабочки? (Шесть)
Для чего бабочка летает от одного цветка к другому?
Правильно, ребята. Бабочки не просто порхают: они заняты важной работой.
А чем - они собирают нектар.
Да, длинные хоботки им нужны для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветов. Но и покрасоваться они, конечно, тоже не забывают: то раскроют крылышки, то закроют. Как-будто говорят: «Полюбуйтесь, какая я красотка». Так порхает она от цветка к цветку, нарядная, как радуга, а сядет на дерево, на травку, сложит крылышки и нет её!
А теперь подумаем вместе. Чем питаются бабочки? (Нектаром из цветов).
Как они собирают сладкий нектар? У бабочек есть хоботок. Он проникает в сердцевину цветка для того, чтобы высасывать нектар.
Воспитатель: Как рождается бабочка?
(Сначала яйцо, из яйца гусеница, которая все время ест и ест. Она увеличивается в размере и превращается в куколку, которая спит всю зиму и наконец, из куколки появляется бабочка).
Ребята, вот сколько мы узнали о бабочках.
А каких бабочек знаете вы? (показ слайдов «бабочки»).
А вот какие бабочки есть у нас в коллекции. Стихотворение «Бабочка».
Воспитатель: Но в поле живёт ещё много других насекомых. Каких?
Воспитатель: А теперь, ребята нам пора идти дальше. Посмотрите, вот след нам кто-то оставил. (Собирают шишки).
Кто любит шишки? (Белочка)
А где живут белки? (в лесу)
Значит мы с вами пришли в лес. Нас с вами встречают птицы. (магнитофонная запись пение птиц).
Ой, ребята, посмотрите сюда, что это?
А чтобы узнать, нам надо отгадать загадку.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
(Муравейник)
Где живут муравьи? (в муравейниках)
Из чего они строят муравейники? (Из кусочков хвои, листьев, крошек смолы, комочков земли, кусочков дерева).
Чем питаются муравьи? (Сладкими соками, выделяемыми растениями и животными, тлями, червецами).
Ребята, муравьи используют тлей как «дойных коров» - щекоча их усиками, заставляют, выделять сладкий сок, который потом слизывают.
Муравьи очень дружны. Там, где сил одного муравья недостаточно, появляется другой, третий.
А как они распределяют между собой обязанности? (Среди муравьев существует 3 типа - самки, самцы и рабочие муравьи - они и работают).
Воспитатель: Ребята, муравьи всегда живут колониями и у них есть своя королева. А как выбирают королеву? Я вам об этом сейчас и расскажу.
Самки покидают колонию и поднимаются высоко в небо. Затем она основывает новую колонию. Зарывается в землю и откладывает там яйца. Из яиц вылупливаются личинки и самка помогает каждой из них свить кокон. Когда внутри кокона появляется молодой муравей она разрывает один конец кокона и вытаскивает муравья наружу. Почти сразу новорожденные муравьи начинают взрослую жизнь и заботятся о самке-королеве. Почему муравьев называют «санитарами леса»? (Потому что муравьи могут уничтожить за лето около 10 млн. погибших насекомых и вредных насекомых).
Правильно, поэтому муравейники надо охранять, их нельзя разорять.
Воспитатель: Ребята, а ведь в лесу живет очень много других насекомых, разных мошек, жучков. Каких жуков вы знаете? (показ слайдов «жуки»). Жук грибник - живет в грибах, грибы не собирает, а в них поселяется, ими питается. Удобно устроился.
Жук - рогач - на голове словно рога.
Жук - носорог - вместо носа рога.
Жук - усач - тело меньше, чем усы. Живет в коре деревьев и разрушает его.
Воспитатель: Давайте, ребята, оставим шишки в лесу, здесь они пригодятся зверятам.
А теперь пойдемте дальше.
На поляну. Кого вы видите на цветах? (Пчёл)
Из каких частей состоит тело пчелы?
Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу?
(У каждого цветка есть нектар и пыльца, которые служат пищей для многих насекомых, в том числе и пчёл).
Все знают, что мёд который не только вкусен, но и полезен, дают пчёлы.
А как это происходит?
Пчёлы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мёд.
Пчелиное гнездо, дети, это целое государство, где живут пчёлы- работницы.
Что эти пчёлы делают? (Собирают и перерабатывают мёд, убирают улей, кормят пыльцой личинок).
Воспитатель: Есть самка-царица, которая что делает?
Правильно, высиживает яйца.
Ребята, а как общаются пчелы? Как они сообщают друг другу, что нашли цветы с нектаром? Когда рабочая пчела находит цветы с нектаром, она возращается домой и начинает танцевать, кружиться. Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое количество еды и много пчёл улетают на поиски.
А куда пчёлы девают свой нектар? (У них на лапках есть специальные корзиночки для сбора пыльцы).
Да, и перед тем, как нектар превратится в мёд, пчёлы выпарят из него большую часть воды. А что происходит с пчёлами зимой? Чем они питаются зимой?
Правильно, этим мёдом они и питаются. Рабочие пчелы поддерживают в улье t 34С и не позволяют опускаться ниже 7С. Принесенный мёд используется пчёлами как горючее, съев его они выделяют тепло. Вот какие удивительные это создания.
Воспитатель: Ребята! Всё в природе взаимосвязано и все живые существа нужны для равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на земле может произойти катастрофа.
А теперь давайте повторим, как можно отличить насекомое от других живых существ?
(У насекомых тело состоит из трёх частей - головы, туловища и брюшка и у них только 6 ног).
Нельзя ловить насекомых, разорять муравейники, осиные гнезда и т. д.
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. Я раздаю вам карточки, вы их рассматриваете и отвечаете, кто там лишний? И почему?
Молодцы ребята с заданием вы справились успешно и за это пчёлки приготовили вам сюрприз.
Как вы думаете какой? Они передали вам вкусный и питательный мёд. Кушайте на здоровье!
Елена Хоруженко
НОД «Беседа о насекомых»
ЦЕЛЬ : дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми , формировать представления о разнообразных насекомых .
ОБОРУДОВАНИЕ : картинки с изображением разных насекомых , картинки с изображением среды обитания этих насекомых , рабочая тетрадь.
Беседу можно провести в виде игры-путешествия на экологическую тропу : «Познакомимся с нашими соседями» , работа с заданиями в рабочей тетради.
Вопросы к детям :
Каких насекомых вы знаете ? Когда появляются насекомые ? Где живут насекомые ? Чем отличаются насекомые от птиц ? Что случится, если не будет насекомых ?
Игра «Кто, где живет?»
Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых , другие – картинки с изображением насекомых . По сигналу : «В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом» .
Игра «Отгадай, какое это насекомое » .
ЦЕЛЬ : описать характерные особенности задуманного насекомого .
ЗАГАДКИ :
«Не птица, а с крыльями. «Самого не видно,
Над цветами летает, а песню слышно». (Комар.)
Медок собирает». (Пчела.)
«Я работа в артели у корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно – больше плотника оно». (Муравей.)
«На поляне, возле елок,
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион». (Муравейник.)
«Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха, укусит –
Будет плохо». (Оса.)
«Не зверь, не птица – нос как спица» . (Комар.)
«Кто над нами вверх ногами?» (Мухи на потолке.)
ПОГОВОРКА.
«Одна пчела много меда не наносит» .
«Муравьишко»
«Муравьишко на лугу бревна тащит на весу,
Я бегу к нему скорей : «Дай тебе я помогу!»
Отвечает муравей : «Тяжело, но сам снесу!»
«Муравью нельзя лениться, Как увидишь, что спешит
Муравей живет трудом : Он своей дорогой,
И жучка, и гусеницу тащит Ты его не обижай,
В свой подземный дом. Ты его не трогай!»
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ :
Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.
Комара нет – овса и трав не будет.
Когда появляются комары – пора сеять рожь.
НА ЗАМЕТКУ ВОСПИТАТЕЛЯМ.
На нашей планете живут два миллиона видов насекомых , более чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде. Есть насекомые большие (бабочки, жуки) и маленькие. Самый главный орган чувств у насекомых – усы . Они очень разнообразные. У комара-звонца они мохнатые,
у мухи усики короткие и со вздутиями, словно пилочка, усы у жука-щелкуна, как гребеночка. И все это предназначено для определенной цели.
Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара, длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Такие же острые хоботки у всех кровососущих насекомых (мошек, слепней, москитов и др.) У домовой мухи на голове втягивающий хоботок.
Насекомые плохо видят , а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков.
Крылья у летающих насекомых очень крепкие . Тонкий и нудный писк летающего комара – это пение крыльев, работающих с огромной быстротой.
Малышей привлекает все живое, движущееся, они хотят познать мир. Дети часто берут в руки разных насекомых , не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Задача педагогов – познакомить детей с окружающими их насекомыми и правилами поведения при встрече с ними.
МУРАВЬИ живут не только в муравейниках, но и в стволах деревьев, под землей, в стеблях цветов. Муравьиная куча – это лишь верхняя часть муравейника. Главная его часть уходит глубоко под землю. Человеку муравьи – друзья : они спасают лес. Там, где как сторожевые башни высятся муравейники, лес здоровый, чистый. Муравей при укусе выделяет кислоту (муравьиную, которая сильно обжигает.
Первые ШМЕЛИ появляются рано весной. Когда зацветают ивы, шмели обязательно окажутся на их сережках, так как цветущие ивы дают богатую дань сладкого нектара, очень необходимого насекомым в то время , когда еще нет других цветов. Шмели строят гнезда в земле в старых мышиных или кротовых норах или других углублениях. Шмели – прекрасные опылители растений, особенно клевера.
ОСЫ Острое жало – их грозное оружие, спрятано в конце брюшка. Держатся осы все вместе. Обыкновенные осы строят свои гнезда на чердаках, на ветвях деревьев и кустов, в дуплах. Эти гнезда похожи на большие шары из серого картона. Оса медленно ползает по сухому бревну – скребет челюстями, а потом комочек соскобленной древесины смешивает со слюной. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух, слепней.
ПЧЕЛЫ – труженики. Одна пчела посещает за рабочий день до 7 тысяч цветков. У пчелы свои способы общения : особым танцем-кружением – пчела-разведчица сообщает о том, где можно собрать много пыльцы. Определенный смысл имеет у пчел и жужжание. Над его разгадкой сейчас работают ученые. Укус пчелы очень болезнен. Пчелиные продукты – воск, мед, прополис, пчелиный яд – это лекарства от болезней.
КОМАРЫ при укусе в ранку пускают слюну, от которой сильный зуд, а после укуса малярийного комара вместе со слюной в кровь могут попасть и возбудители тяжелой болезни – малярии. Личинки комаров живут в воде : в лужах, прудах, даже в следах от сапог людей или копыт животных, наполненных водой. В лесу для защиты от комаров надевают накомарники или используют мази, отпугивающие насекомых .
КОМНАТНАЯ МУХА распространена повсюду. Личинки мух живут в толще гниющих остатков. Обычно они заселяют пищевые отходы в контейнерах для мусора, в помойках, на мусорных свалках. Личинки мух могут развиваться в пищевых отходах в квартире (на дне помойных ведер) . Комнатные мухи распространяют возбудителей различных заболеваний, главным образом кишечные и глазные инфекции, а также вирус такого тяжелого заболевания, как полиомиелит. Пищу комнатные мухи находят по запаху.
Правила поведения при встрече с насекомыми .
Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить куда попало. Около их жала есть еще ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает. А мелких животных осы могут зажалить до смерти.
Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, если она вас вдруг ужалит, так как химическое соединение из тельца убитого насекомого , попадая в воздух, приводит всех находящихся поблизости сородичей в очень агрессивное состояние : пчелы в таком случае жалят все живое на своем пути. Если осталось жало пчелы при укусе, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.
Встретив на пути муравьев, не трогайте их. Понаблюдайте, что они тащат по дорожке к муравейнику. Каков размер, окраска муравья? Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.
Массовое нападение комаров на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть. Поэтому от комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых . Наибольшее количество комаров летает в вечерние часы, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днем комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и в других убежищах. Но в лесу комары нападают в течение всего дня.
Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух, надо соблюдать санитарные правила, касающиеся поддержания чистоты в помещениях и на всей территории.
«Внимание! Опасные насекомые!»
Старшая группа
Воспитатели: Голушко О.С.
Яценко Д.А
П.Персиановский
Цель: Дать детям представление о разнообразных опасных и полезных насекомых.
Задачи:
- Формировать представление о разных насекомых, об их необходимости для человека.
- Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых,
С которыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
- Формировать представление о том, что свою жизнь надо беречь и не подвергать опасности.
- Развивать интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осторожность, осмотрительность.
Словарная работа: Пополнять и активизировать словарь детей: оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка, клещ.
Материал к занятию: предметные картинки разнообразных насекомых и среды их обитания. Кукла, игрушки насекомых.
Предварительная работа:
- Беседы о насекомых.
- Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок - пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук») , К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
- Подвижные игры.
- Рассматривание иллюстраций насекомых.
Методы и приемы:
- Беседа с детьми, вопросы к детям.
- Рассказ воспитателя, загадывание загадок.
- Рассматривание иллюстраций.
- Игры.
Ход занятия:
Воспитатель. Где бы мы ни находились - в лесу, на лугу, около реки, - мы всегда встречаемся с насекомыми.
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок.
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь.
Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.
Ребята, кого из насекомых вы узнали? (Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка).
Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?
Воспитатель обобщает ответы детей:
Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса - это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.
Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать комара? (У комара …….)
Как вы определили, что это оса? (У осы………… ).
Как вы узнали муравья? (У муравья…..).
Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметит можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе. Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.
Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.
Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.).
Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка .
Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.
Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.
А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)
Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту. В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно.
Показ картинки с изображением пчелы:
Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»
Показ картинок с изображением различных бабочек:
Посмотрите на крылья бабочек. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет, если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу, которая останется на пальцах.
У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.
А где дом у бабочки?
У муравья дом - …(муравейник )
У пчелы - …(улей)
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие - с изображением насекомых. По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».
Динамическая пауза «Гусеница»
(координация речи с движением)
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня - сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Гусеница - это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.
У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса - хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей - мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.
Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка ).
Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми .)
Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей .)
Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы .)
Назовите вредных насекомых.(Муха -разносит микробы, гусеница - ест листья растений, кома р, клещ-опасное насекомое для человека .)
Показ картинки клеща
Опасное насекомое - клещ. Обязательно просматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни. Клещи — это мелкие паукообразные. Они очень малы по своим размерам и их обычно бывает трудно заметить до тех пор, пока они не насосутся крови. Но тогда бывает уже поздно. Попадая на тело человека, клещ не сразу впивается в его кожу, а долго ползает, отыскивая наиболее нежные места (где тонкая кожа). Чаще всего он впивается в области паха, подмышками, на шее, в области ключиц, на животе и спине. Укус его совершенно нечувствителен, т. к. в слюне клеща содержится обезболивающее вещество.
Но мы можем защитить себя от укусов клещей (рассказ воспитателя-памятка)
В отличие от комаров, которые, насосавшись крови, сразу же улетают, клещи присасываются на три-четыре дня. От выпитой крови клещи сильно раздуваются, увеличиваясь в размерах в три-четыре раза, и только потом отпадают.
Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, за их внешним видом, повадками. Часто дети берут в руки насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно. Все насекомые по-своему полезны.
Вы увидели этих насекомых, определили их внешние отличия. А теперь внимательно послушайте загадки. О ком они?
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настанет-
Тогда перестанет.
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит-будет плохо.
Не птица, а с крыльями.
Над цветами летает,
Медок собирает.
Я работаю в артели у корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно - больше плотника оно.
(Муравей.)
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…
(стрекоза).
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(Бабочка).
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки.
(Божья коровка).
Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми.
Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать, поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.
Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими насекомых.
Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.
Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.
Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место.
Если при укусе осталось жало пчелы, то его надо удалить, а ужаленное место протереть содовым раствором.
Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каковы размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.
От комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает вечером, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днём комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течении всего дня.
Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух. Надо соблюдать правила поддержания чистоты дома и на улице.
Опасное насекомое - клещ: он впивается под кожу, и человек может заболеть.
Обязательно осматривайте своё тело, вернувшись с прогулки по лесу или лугу.
Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, но не берите в руки: вы можете навредить насекомому и сами пострадать от его укусов.
Итог занятия.
Расскажите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете?
Где живут насекомые?
Чем отличаются насекомые от птиц?
Что случится, если не будет насекомых?
Как защищаться от насекомых?
(Ответы детей .)
- В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.
Тема : «Таинственный мир насекомых».
Цель : расширить представления о насекомых, познакомить с их разнообразием; развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, воспитывать любознательность.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми о том, что, куда бы ты ни пошел - в сад, на луг или в лес, всюду тебя окружают насекомые . Ползет в траве жук; вьются над цветами пчелы и бабочки; стрекочут кузнечики; шуршат крыльями стрекозы. Подойдешь к речке - и там насекомые: носятся по воде стайки блестящих жуков-вертячек, а под водой, загребая ногами, как веслами, охотятся на мелкую водяную живность жуки-плавунцы.
Уж на что в пустыне пусто - только песок да жидкие кустики, а приглядишься и увидишь, что сидят в этих кустиках насекомые - жуки-златки с твердым, как орех, панцирем.
Живут насекомые и в пещерах, где всегда темнота, и на высоких горах среди снежных ледников.
Ну, а в океане? Уж там-то, наверное, нет насекомых? Там штормы поднимают вверх водяные горы и швыряют их друг на друга. Где уж уцелеть какой букашке! Но только успокоится океан, смотришь, скользят по его поверхности маленькие клопы-водомерки.
Всюду, куда ни посмотришь, живут насекомые - наши маленькие незаметные соседи. Впрочем, такие ли они незаметные? Взять хотя бы муравьев. Один муравей - крошка, его не заметишь сразу; а в большом муравейнике их столько, что, если мерить ведрами, получится несколько ведер. Или сколько комаров на болоте? Целая туча! А если приглядишься на лугу, то на каждом цветке или пчела, или бабочка, или шмель, или муха сидят.
Но не только своим множеством замечательны насекомые, а еще и многообразием.
Кто видел ночную бабочку-совку? Она вся покрыта нежным, мягким мехом, из которого выглядывают круглые светящиеся глаза и шесть ног. На месте рта у нее что-то вроде свернутой пружинки, а усики похожи на перышки.
Иначе выглядит муха. Она короткая, а голова вся как будто состоит из огромных глаз. Во рту - хоботок, он жадно слизывает все вкусное, а на всех шести ногах - подушечки-присоски.
А жук закован в блестящую скорлупу, будто в панцирь. У него шесть жестких ног, как на шарнирах, а во рту - острые зазубренные челюсти.
Бывают огромные насекомые. Самый большой жук - усач-титан - едва помещается на ладони. А южноамериканская бабочка Тизания, когда раскроет свои крылья, похожа на большую раскрытую книгу.
Мир насекомых полон тайн. Люди, которые изучают насекомых, ловят их большими сачками, смотрят под микроскопом и описывают интересные наблюдения в энциклопедиях. Вот какие интересные подробности из жизни насекомых можно узнать на страницах энциклопедии.
Задние ноги у кузнечиков очень длинные и нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Но вот кузнечику почудилась опасность - он осторожно подбирает их под себя, и вдруг как будто пружинка развернулась - так быстро выпрямляются эти ноги - скачок - и он уже далеко. Попробуй, поймай прыгуна!
А у пчел на ногах - целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки, в которых она эту пыльцу переносит, и щеточки для чистки глаз от той же пыльцы.
А что и как едят насекомые? Кузнечик грызет травинку. Зубов у кузнечика нет, он грызет челюстями с твердыми зазубринками. Грызть и откусывать умеют жуки, тараканы. А вот бабочки не умеют. Рот у них устроен совсем по-другому. Рот бабочки - это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. А у шмеля нет хоботка. Как же он достает нектар? У шмеля есть длинный гибкий язычок. Он язычком слизывает вкусный нектар.
Сколько крыльев у насекомых? У стрекозы сразу видно 4 крыла. У бабочек, пчел, ос - тоже две пары крыльев. А вот у майского жука не сразу увидишь все крылья. Он сначала приподнимает жесткие блестящие надкрылья, а из-под них разворачиваются прозрачные крылышки. А у мухи и комара два крыла, но летают они не хуже, напротив, мухи считаются лучшими летунами.
А какие удивительные у насекомых глаза! Муха посматривает своими глазами во все стороны: то вверх поглядит, то вниз, то назад оглянется - и все это почти не поворачивая головы. Еще крупнее глаза у стрекозы - это два огромных радужных полушария, глядящих сразу во все стороны. Летит стрекоза над землей и, как летчик-истребитель, следит за всем, что находится в воздухе. Но есть насекомые, у которых глаза очень малы. Например, у гусеницы совсем крохотные глазки, и видит она плохо. Бывают совсем слепые насекомые, их можно встретить в пещерах, у них нет глаз. Каким же
образом они в темноте вслепую находят пищу? А очень просто: на слух, на ощупь, на нюх.
Насекомые умеют усиками принюхиваться. Усики чувствуют запахи за несколько километров. А кузнечики и сверчки умеют слушать ногами: у них уши - на передних ногах. Конечно, они не похожи на уши собаки или человека: просто часть ноги внутри пустая, с тоненькой чувствительной перепонкой. А у многих ночных бабочек уши - на животе.
Кричать животом умеют цикады. Всякий, кто бывал на юге, слышал их громкие трели. А кузнечики и сверчки стрекочут, проводя крылом по за- зубринкам другого крыла - все равно, что ногтем по расческе.
Но самое главное чудо свершается, когда появляются новые молодые насекомые.
Кто видел на листьях плотные кучки белых яичек? Через неделю яички темнеют, и из них вылезают какие-то козявки. Не жуки, не бабочки, не мухи - что-то непонятное. Это, оказывается, личинка. Личинка бывает очень прожорливая, она быстро растет, потом она вдруг приклеивается к листку и затихает - превращается в куколку. Целую неделю личинка спит в куколке. А потом вдруг шкурка лопается, и вот чудо: на свет выбирается уже не личинка, а настоящий жучок. Это самая настоящая божья коровка.
А у бабочки из яичка появляется личинка, которая называется гусеница. Гусеница превращается в куколку. И вдруг из невзрачной куколки вылезает и расправляет крылья яркая и красивая бабочка.
Много у насекомых врагов: птицы, звери, пауки, другие насекомые, и от всех надо защищаться. Как? Да по-разному. Осы издалека видны из-за своей яркой окраски, они предупреждают врагов: «Берегись, ужалю!» Гусеницы умеют прятаться на ветках. Растянутся на ветках, точь-в-точь, как сухой сучок. А многие жуки придумали притворяться дохлыми: подогнут лапки, прижмут их к себе - и бух на землю! Лежат неподвижно, всем своим видом показывают: я же дохлый, несъедобный. Если тронешь божью коровку, она тут же намажет тебя резко пахнущей жидкостью, предупреждает: «Не трогайте меня, я невкусная!»