Храм святителя николая в толмачах - клир.
Декан миссионерского факультета, кандидат богословия, профессор.
Соколов Николай Владимирович, родился 13 июня 1950 года в деревне Гребнево Щёлковского района Московской области, в семье священника.
В 1975 году окончил полный курс Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского по специальности – альт.
С 1973 по 1975 год работал в Москонцерте, в ансамбле народной артистки СССР К.И. Шульженко «Рапсодия». С 1975 по 1976 год служил в рядах Советской Армии. После демобилизации в 1977 году был принят на работу в Московскую Патриархию на должность референта Патриарха. Иподиакон Святейшего до 1987 года.
В 1983 году окончил с отличием Московскую Духовную Академию и представил курсовое кандидатское сочинение по кафедре нравственного богословия на тему: «Аксиологические аспекты Ветхозаветного нравственного учения», за которое Советом Академии удостоен степени кандидата богословия.
7 апреля 1982 года рукоположен в сан диакона Его Святейшеством патриархом Пименом; служил в домовом храме Московской Патриархии «Владимирской Богородицы».
Определением Его Святейшества от 26 декабря 1986 года назначен штатным диаконом в храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище г.Москвы.
8 сентября 1988 года рукоположен в сан пресвитера на штатное место этого же храма епископом Каширским Феофаном (Галинским), викарием Московской епархии.
С 1989 г. – основатель и руководитель воскресной школы при храме ап. Андрея Первозванного.
В 1990 г. – Святейшим Патриархом Алексием возведён в сан протоиерея.
В 1992 г. Указом Святейшего Патриарха назначен настоятелем храма Свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее; заведующий отделом ГТГ «Храм-музей Свт. Николая в Толмачах».
С 1992 г. – декан Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на кафедре библеистики. С 1997 – доцент. С 2007 г. – профессор.
С 2001 г. – духовник и член правления фонда Всехвального апостола Андрея Первозванного и фонда Национальной Славы России; (г. Москва, ул. Ордынка д. 35.)
С 2004 г. – духовник Олимпийской сборной команды РФ.
С 2004 г. – член комиссии по делам Православных общеобразовательных учебных заведений.
С 2009 г. – член Попечительского совета Международной Премии имени Елены Мухиной.
С 2009 г. – включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Читаемый курс: Священное Писание Ветхого Завета.
Научные интересы: Археология, Библеистика.
Награды:
Орден св. кн. Владимира III степени – 1981 г.
Орден св. кн. Даниила Московского III степени – 2000 г.
Орден преп. Серафима Саровского III степени – 2007 г.
Указом Российского Императорского Дома, Великой княгиней Марией Владимировной награжден орденом Св. Николая III степени – 2006 г.
Указом Президента России награжден орденом «Дружбы» – 2006 г.
фотография: Pravmir.ru
Возраст: 62 года.
Место служения: настоятель храма Святого Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Светское образование: Московская консерватория.
Духовное образование: Московская духовная академия.
О детстве в деревне
Господь часто указывает нам путь через семью. Мы можем наблюдать это в профессиональных династиях - есть династии военных, моряков, художников, музыкантов. Дети часто продолжают дорогу своих родителей. В церковном служении эта преемственность особенно важна. Свою семью я мог наблюдать на протяжении многих поколений - по книгам и документам. Мой отец, дед, прадед, прапрадед принадлежали духовному сословию. Кто-то был священником, кто-то дьяконом, кто-то псаломщиком, и эта преемственность сформировала особую среду, которая сильно влияла на мое воспитание. Мой отец, священник Владимир Соколов, на протяжении сорока пяти лет был настоятелем храма Святых Мучеников Адриана и Натальи в Бабушкине - тогда этот район еще не входил в Москву. Этот храм был построен на средства железнодорожников в 1913 году и в советское время не закрывался.
Итак, я родился в семье священника в селе Гребневе Московского района. Это древнее село, имение князей Трубецких и Голицыных, и там есть два прекрасных храма: Смоленской Гребневской Божией Матери и Святителя Николая. Папа служил в Гребневе, и я тоже был все время при церкви, одно время даже ходил с ним по прихожанам. Мне было 4-5 лет, и я прекрасно помню, как встречали отца в деревенских домах, как накрывали столы, ставили самовар, доставали мед и пироги. Две гребневских церкви каким-то чудом оставались открытыми даже в период гонений 1930-х годов, а потом - в послевоенные годы и до начала 1960-х годов - в политике государства по отношению к церкви была определенная оттепель. Именно в период этой оттепели я получил свое воспитание и первые знания о церковном служении. Вместе с моим братом - будущим епископом Сергием, ныне покойным - мы стали прислуживать в храме. Меня впервые облачили в маленький детский стихарик (богослужебное облачение. - БГ
), мы выносили свечи, иногда что-то пели, что-то читали, не все понимали, но уже постепенно привыкали к духовной жизни церкви. Не боялись выйти на амвон, не боялись общаться с прихожанами. Пребывание в церкви, участие в богослужении стало спокойной нормой жизни. Никто нас специально ничему не обучал - все входило в плоть и кровь, как говорится, с молоком матери и духом отца. Так что я очень многим обязан своей семье - родителям, дедушке и бабушке по материнской линии.
Об отношениях с советской действительностью и борьбе с шелкопрядом
Дедушку по отцовской линии расстреляли в 1930-е годы. В семье это обсуждалось, но не очень - все боялись. Говорили, что дедушку убили. Папа мне рассказывал об этом подробнее потом, когда я повзрослел.
Детям давали бензин - попробуй сейчас кому такое скажи
Первые два класса я учился вместе с детьми, которые меня прекрасно знали по внешкольной жизни - мы росли в одной деревне с 2-3 лет, так что никаких проблем в отношениях не было. Они прекрасно знали, что мой отец священник, и никто этим не дразнил. Конечно, мы иногда и ссорились, и дрались, но по другим поводам и не всерьез. Ходили всем классом исполнять какие-то октябрятские задания, уничтожали, например, шелкопряда - нам давали банки с краской, бензином, и мы обрабатывали деревья. Детям давали бензин - попробуй сейчас кому такое скажи. Но, слава богу, никто не отравился. Советская действительность не мешала детской жизни. Единственное, детей тогда не пускали в церковь на Пасху, поэтому нас на праздничную ночную службу в гребневскую церковь проводили тайно, под полой мамы, или мы перелезали через забор там, где не было оцепления милиции. Рядом с церковью находился клуб, и там для молодежи в праздник Пасхи устраивали какие-то развлечения, показывали фильмы - чтобы составить конкуренцию походу в храм. Молодежь тогда и не ходила в церковь, так что следили в основном за тем, чтобы на службу не попали дети до 14-15 лет, которых приводили родители и бабушки с дедушками.
О переезде и жизни в Москве
В третьем классе я переехал в Москву, к родителям моей мамы. Мама родилась в семье московского профессора химии, доктора наук Николая Евграфовича Пестова, который одновременно стал и очень известным духовным писателем. Самый известный его труд - «Пути к совершенной радости». Он очень внимательно относился к воспитанию детей и положил начало и моему духовному образованию.
Их старший сын погиб на фронте, второй сын уехал в Нижний Новгород работать на ГЭС, моя мама была занята воспитанием еще четверых детей - а бабушка с дедушкой жили одиноко и взяли меня к себе. В Москве я учился в школе №346 и одновременно ходил в детскую музыкальную школу имени Прокофьева, играл на скрипке. Духовным воспитанием занимался дедушка, мы с ним еженедельно ходили в храм Илии Обыденного на Остоженку, иногда посещали Елоховский собор. Зоя Вениаминовна - моя бабушка - водила меня раз в неделю в Третьяковскую галерею, или в Пушкинский музей, или на какой-нибудь концерт в Консерваторию, или еще куда-нибудь - культурная программа была расписана на целый год вперед.
Когда я учился уже в московской школе, почти никто не знал, что я сын священника и хожу в церковь. Некоторые ребята знали, но об этом старались не говорить. Классный руководитель один раз со мной про это говорил, но никаких особых претензий не предъявлял. В пионеры я вступил в 5-м классе. Папа сказал - если хочешь, вступай, это ни к чему не обязывает. Галстук так галстук. В правилах пионерской организации про атеизм ничего специально не говорилось.
На уроках истории, конечно, говорили, что Иисус Христос - это миф, но никакого особого насаждения безбожия в своей школе я не припомню. Некоторые мои педагоги были пожилыми людьми - старушки, которые учились еще до революции и помнили, что раньше все были крещеными. Говорить об этом боялись - опасались возвращения сталинских времен, потому что при Хрущеве снова начались гонения на церковь. Все молчали. Никто не спрашивал меня, хожу ли я в храм. Так что детство у меня получилось довольно безоблачным.
Озлобления против советской власти в нашей семье никогда не было. Мои старшие родственники многое претерпели, но они считали, что каждая власть от Бога - если они сейчас достойны такой власти, значит, надо на нее смотреть, но не исполнять то, что против церкви. Моя бабушка по матери - сильный, волевой человек, работала на химзаводе - говорила: «Если бы советская власть не преследовала религию, я была бы первой коммунисткой». Потому что идеалы - равенство, братство, счастье, мир - ей все это было созвучно. Да, бабушка и дедушка знали, что людей мучили, пытали, они и сами натерпелись, люди, пережившие лагеря и ссылки, к ним приходили, но никогда ни слова упрека не было. Многие даже благодарили Бога за то, что он дал им такие страдания в жизни - по 15–20 лет провели в лагерях, пришли без единого зуба. Какие были люди! Профессора, музыканты. Каждую неделю у нас бывал день, когда бабушка и дедушка принимали гостей. В этот день любой мог прийти без звонка к нам домой, выпить чаю с пирогом или печеньем, если было. Приходили, сидели, рассказывали. Я помню, как приходили люди, которые провели много лет в лагерях, как они ели простой суп и хлеб. И все равно благодарили Бога - за то, что страдания позволили измениться их идеалам. Хотя, конечно, осуждали сталинские репрессии и боялись возвращения.
Многие даже благодарили Бога за то, что он дал им такие страдания в жизни - по 15–20 лет провели в лагерях, пришли без единого зуба
Об охлаждении к церкви
Лет до 14 дедушка водил меня в церковь каждую неделю, потом я встал повзрослее, и он сказал: хочешь - вставай и иди на службу, хочешь - не вставай. Чтобы попасть на раннюю литургию в храм Илии Обыденного, просыпаться нужно было в 6 утра. Дедушка ходил всегда к ранней и говорил, что сохраняет таким образом весь день. В 10 часов он приходил домой, завтракал, ложился отдохнуть на часок, а потом до самого вечера работал, принимал людей, много писал - весь день был расписан. До определенного возраста, повторюсь, я всегда ходил с ним, а потом уже все было немного иначе - я поступил в музыкальное училище Ипполитова-Иванова, стало больше загрузки, какая-то студенческая жизнь, концерты. Так что я ходил в храм уже не каждую неделю, а реже. К церкви я в тот период немного охладел, но родители и бабушка с дедушкой понимали, что это нормально, и не пытались заставить меня как-то измениться. Есть такое важное выражение - «невольник - не богомольник». А если ребенок с ранних лет воспитан в христианском духе, он и сам почувствует, когда нужно прийти в храм.
У меня были хорошие духовники, и я сам стремился встретиться с ними, когда чувствовал, что в моем сердце уже больше греха, чем добра. В храме Илии Обыденного тогда служил отец Александр Толгский, он меня крестил. Служили два прекрасных священника - отец Владимир Смирнов и отец Александр Егоров. В разное время они были моими духовниками.
Храм Илии Обыденного удивительным образом сохранил в себе традиции «мечевской школы» - отца Сергия Мечева. Это был центр духовной жизни. Многие мои сверстники - некоторые из них стали священниками, монахами, архимандритами - прошли через эту школу. Кто-то ходил туда только год, кто-то дольше, но этот приход никого не оставил равнодушным. Там была и сохраняется великая святыня - образ Божьей Матери «Нечаянная радость», там были старые московские традиции приходской жизни, а главное - царил мирный дух. Этот мирный дух хранили удивительные обыденские священники, добрые и мудрые.
О Консерватории, армии и работе у патриарха
После училища я закончил Московскую консерваторию, а к рукоположению был уже студентом Московской духовной академии. После Консерватории меня забрали в армию. Моему ребенку тогда уже исполнился год, так что никаких других отсрочек не предполагалось. Я мог как-то избежать службы, потому что работал тогда в ансамбле Клавдии Ивановны Шульженко и она могла бы мне помочь, но я не стал просить. Служил сначала в войсках ПВО, а потом перешел в их оркестр. Играл в ансамбле песни и пляски ПВО Московского военного округа. Армейская жизнь сложилась нормально.
В Духовную академию я поступал в 1982 году. Тогда органы контролировали поступление в семинарии людей с высшим образованием, но я об этом даже не знал - поступал я не со стороны. Дело в том, что после армии мне нужна была какая-то работа - к тому моменту у меня уже родился второй ребенок. Я думал остаться на сверхсрочную службу в военном оркестре. Но мой брат, будущий владыка Сергий, тогда уже монах, служил иподьяконом и келейником у патриарха Пимена, и он мне предложил попробовать устроиться референтом к Святейшему. Патриарх Пимен хорошо знал нашу семью, и я стал у него работать, а через некоторое время решил поступать в Духовную академию. Я потом видел письма спецслужб, которые пытались помешать моему поступлению. Писали ректору, но тот не мог отказать патриарху.
Позже я также стал служить у патриарха Пимена иподьяконом. Он был очень замкнутым человеком. Помню один удивительный случай. Около 5 часов вечера 1 января он подошел ко мне своей неслышной шаркающей походкой и говорит: «Николай Владимирович, откройте-ка храм». В храме он просил меня достать богослужебные книги, к нам присоединился отец Никита - иеромонах, который тоже там служил, и патриарх говорит: «Давайте попоем службу». Я очень удивился - какая служба 1 января? Святейший сказал мне встать к клиросу и читать псалмы. Потом просит читать канон - «Святый праведный отче Иоанне, моли Бога о нас». И я никак не мог понять, о каком Иоанне идет речь. Посмотрел потом по календарю - в тот день память никакого праведного Иоанна не праздновалась. Пришел домой и рассказал все отцу про эту странную службу. Он тоже удивился, а потом говорит - так завтра же день смерти отца Иоанна Кронштадтского. А до того, как отца Иоанна Кронштадтского причислили к лику святых Русской православной церкви, оставалось около десяти лет. Но патриарх Пимен уже чтил его как святого.
Кандидат богословия, профессор, декан Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на кафедре библеистики, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Соколов Николай Владимирович, родился 13 июня 1950 года в деревне Гребнево Щёлковского района Московской области, в семье священника.
В 1975 году окончил полный курс Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского по специальности – альт.
С 1973 по 1975 год работал в Москонцерте, в ансамбле народной артистки СССР К.И. Шульженко «Рапсодия». С 1975 по 1976 год служил в рядах Советской Армии. После демобилизации в 1977 году был принят на работу в Московскую Патриархию на должность референта Патриарха. Иподиакон Святейшего до 1987 года.
В 1983 году окончил с отличием Московскую Духовную Академию и представил курсовое кандидатское сочинение по кафедре нравственного богословия на тему: «Аксиологические аспекты Ветхозаветного нравственного учения», за которое Советом Академии удостоен степени кандидата богословия.
7 апреля 1982 года рукоположен в сан диакона Его Святейшеством патриархом Пименом; служил в домовом храме Московской Патриархии «Владимирской Богородицы».
Определением Его Святейшества от 26 декабря 1986 года назначен штатным диаконом в храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище г.Москвы.
8 сентября 1988 года рукоположен в сан пресвитера на штатное место этого же храма епископом Каширским Феофаном (Галинским), викарием Московской епархии.
С 1989 г. – основатель и руководитель воскресной школы при храме ап. Андрея Первозванного.
В 1990 г. – Святейшим Патриархом Алексием возведён в сан протоиерея.
В 1992 г. Указом Святейшего Патриарха назначен настоятелем храма Свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее; заведующий отделом ГТГ «Храм-музей Свт. Николая в Толмачах».
С 1992 г. – декан Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на кафедре библеистики. С 1997 – доцент. С 2007 г. – профессор.
С 2001 г. – духовник и член правления фонда Всехвального апостола Андрея Первозванного и фонда Национальной Славы России; (г. Москва, ул. Ордынка д. 35.)
С 2004 г. – духовник Олимпийской сборной команды РФ.
С 2004 г. – член комиссии по делам Православных общеобразовательных учебных заведений.
С 2009 г. – член Попечительского совета Международной Премии имени Елены Мухиной.
С 2009 г. – включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Читаемый курс: Священное Писание Ветхого Завета.
Научные интересы: Археология, Библеистика.
Награды:
Орден св. кн. Владимира III степени – 1981 г.
Орден св. кн. Даниила Московского III степени – 2000 г.
Орден преп. Серафима Саровского III степени – 2007 г.
Указом Российского Императорского Дома, Великой княгиней Марией Владимировной награжден орденом Св. Николая III степени – 2006 г.
Указом Президента России награжден орденом «Дружбы» – 2006 г.
Хрущёв огорчил детей
Однажды мама велела позвать отца на обед. Мне было четыре года, а брату Серафиму три. Вошли в храм, служба кончилась, видим: папа стоит у престола. Я направился в алтарь с бокового входа, а братец побежал прямо через Царские врата. Мал был, не понимал. А позже принял монашество, окончил Духовную академию и стал владыкой Сергием, епископом Новосибирским.
Тогда же нам с братом благословили бархатные стихарики, которые хранились у папы с 20-х годов. Мы их надевали и участвовали в богослужениях до конца 50-х. Мне было лет девять, когда благочинный отец Рафаил сказал: «Не благословляю». Ох, как горько плакали мы с братишкой! «За что? Что мы плохого сделали?» Оказывается, Хрущёв запретил пускать детей в алтарь. Но нам взрослые не стали ничего объяснять.
Как нашёл свою половинку
В музыкальном училище я познакомился с девушкой Светланой. У неё - скрипка, у меня - альт. Приглашал её на танцы, в кино. Она знала, что по воскресеньям я хожу в храм, что отец - священник. А её семья - не религиозная, и сама не крещена. Мы дружили. Потом и она, и я поступили в консерваторию. Иногда целовались, но не больше. А на последнем курсе она мне говорит: «Хочу креститься». Я засомневался: может, это ради меня? Нет, Света стала верующей. И вот спустя семь лет после знакомства, в 1974 году, мы поженились. Мой папа - тогда уже настоятель храма Адриана и Наталии - нас венчал. Сейчас у нас четверо детей и семь внуков.
Как стал референтом
После консерватории я играл в ансамбле Клавдии Шульженко. Объездили с гастролями пол-Европы. Бывали с концертами в ЦК, в Кремле. О религии музыканты не говорили. Меня смущало, что часто приходилось работать в церковные праздники. Но в поездках всегда старался побывать в храме. А потом - армия, войска ПВО. Мне уже было 26. Пригласили в особый отдел и приказали «не агитировать».
Вернулся из армии, а в «Москонцерте» вакансий нет. Брат Серафим, выпускник духовной семинарии, узнал, что в Патриархии есть место референта. Вскоре меня принял Патриарх Пимен. Спросил о планах. «Если Бог благословит, может, по папиным стопам пойду», - ответил я. «Ну, это как Бог даст. Пока поработайте у нас пару лет…» А получилось - 12 лет, с 1977 по 1988 год.
На богослужениях иподиаконствовал, подавал Святейшему посох во время службы. В 1982 году на Благовещение Патриарх рукоположил меня в сан диакона.
Каким был Патриарх Пимен
Он был очень немногословен. Никогда не откровенничал, ни на что не жаловался. Это потом выяснилось, что сидел в лагерях. Ко мне относился очень хорошо. Любил Моцарта, иногда приглашал нас с женой к себе в Переделкино, мы ему играли.
По пятницам он часто служил в любимом храме Пророка Илии в Обыденном. Обычно приезжали за полчаса, и он в церковном дворике встречался с людьми - видимо, давними друзьями. А однажды мы приехали - дождь, во дворе никого. Зашли в сторожку, встали у окна. Мимо шагает мужичок с метлой, уборщик. И вдруг Патриарх медленно, вкладывая значение в каждое слово, говорит мне: «Знаешь, я бы всё отдал, чтобы взять сейчас метлу и мести двор храма Илии Обыденного». Смотрю: у него слеза по щеке течёт. Один раз на моей памяти такое было.
Как опекали Святейшего
Патриарха контролировали. У нас работали люди, которые сотрудничали с «органами», среди них были и священники, и светские. Как правило, они выдавали себя любопытством, вопросами. Но он выходил из-под «колпака». Иногда вызовет меня, напишет поручение на бумаге и показывает. Съездить туда-то, адрес такой-то… Я читаю, а он смотрит: всё понятно? Я киваю и молча удаляюсь.
Любой его выезд полагалось согласовывать с властями. Если ему «не рекомендовали», он оставался. Власти хотели знать, куда он ездит, с кем встречается. А он применял военную хитрость: просил подать дежурную «Волгу» (ему по статусу полагалась «Чайка») и внезапно выходил в обычном пальто, с обычной палочкой, в шапке-ушанке… Водитель начинал ёрзать: «Куда поедем?» «Прямо, - отвечал Патриарх. - Сейчас налево. А теперь направо». Москву он знал прекрасно. «Вот здесь остановитесь». Я помогал ему выйти (у него болели ноги), доводил до угла, а дальше он просил ждать, а сам заходил в подъезд. Потом мы возвращались, и мне звонили встревоженные «кураторы»: к кому ездил Патриарх? Отвечал: «Не знаю». Водитель мог назвать адрес, но какая квартира? А может, он вышел через чёрный ход в соседний двор? Так он оставлял для себя немного свободы.
Утраты
В январе 2000 года у моего младшего брата протоиерея Феодора родился девятый ребёнок - дочка Анечка. Собралась вся наша семья. Я крестил, средний брат - владыка Сергий - был крестным отцом. А месяц спустя Федю командировали в Ивановскую область. Накануне мы встретились в храме. Я спросил, куда он уезжает. «Далеко, но там очень хорошо, - ответил он. – В Плёс». Я сразу вспомнил картину Левитана «Над вечным покоем», она создавалась именно там. «О, где «Вечный покой»…» - «Да, - говорит брат, – чудные места».
Машину вёл его друг и водитель Георгий. Недалеко от Плёса произошло столкновение, в котором не было виновных. Похоронили брата за алтарём родного храма Преображения в Тушине, который он восстановил из руин.
А в октябре того же года не стало и среднего брата - владыки Сергия. Нашли духовное завещание, составленное им в мае, за полгода до смерти. Он писал, что во время монашеского пострига просил Бога послать ему дар знания – когда он умрёт. И Бог исполнил его просьбу.
Литургия в центре Пекина
В 2004 году я, настоятель храма-музея, стал ещё и духовником олимпийской сборной России. Был в Афинах, Турине, Пекине, Ванкувере… Чудо произошло в столице Китая. К православию в КНР отношение особое. Ко мне были приставлены два человека. Прогуливаюсь около гостиницы, а недалеко - наблюдатель.
И вот в такой обстановке китайцы позволили нам отслужить литургию! В католическом соборе, на нашем антиминсе. Правда, власти не разрешили прийти в храм местным жителям, были только сотрудники Олимпийского комитета и посольства. Вокруг выставили оцепление: барьеры, дружинники. Я тогда вспомнил детство, хрущёвские времена, когда комсомольцы дежурили перед храмом на Пасху, не пускали детей, а меня перенесли через ограду… И всё же эта православная литургия в Пекине - первая за пятьдесят лет! - стала для меня огромной радостью.
5 фактов об отце Николае
Родился в 1950 году в Москве в семье священника. Все предки
С XVIII века были духовного звания.
Будучи настоятелем храма-музея Св. Николая в Толмачах, исполняет обязанности начальника отдела в Третьяковской галерее.
В молодости любил велосипед, лыжи, греблю, а сейчас - плавание.
Любимые писатели - Чехов, Гюго, Ремарк.
Сын - священник Димитрий Соколов, служит в московском храме.
На вопросы детей и родителей отвечает протоиерей Николай Соколов по мирской профессии музыкант, закончил Московскую консерваторию. Был референтом Святейшего Патриарха Пимена. Кандидат богословских наук. Сейчас настоятель московского храма святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Декан миссионерско-катехизаторского факультета Свято-Тихоновского Богословского университета.
Батюшка, подростки часто стыдятся выглядеть "белой вороной" среди сверстников - вплоть до того, что некоторые из-за этого начинают отходить от веры. Как помочь им в этот переломный момент, как научить мудрости?
- Каждого ребенка необходимо психологически готовить к встрече с окружающим миром, чтобы сохранить чистоту и нравственный потенциал его души. И подготовка эта должна осуществляться как в семье, так и в воскресной школе, а духовник подскажет, как объединить усилия. Это очень болезненный вопрос для многих: видя агрессивную злобу мира, они начинают видеть выход в том, чтобы спрятаться, уйти от мира, замкнувшись в своей узкой среде, отказаться от мирской профессии, от мирского общения. Но это ошибочный путь.
Мы призваны жить в этом мире, изменяя его. Помнить, что мы, православные, соль земли. Соль сама по себе не имеет никакой силы, если она не употребляется. Она неприятна и горька. А если растворишь ее в воде, употребишь с пищей - тогда она выполняет свое предназначение. Каждый из нас должен в этом смысле растворяться в мире - делаться для него той самой евангельской солью. Мы посланы в мир, чтоб вместе с ним решать его проблемы - и трудных подростков, и наркомании, и воспитания, и духовного становления. И научить этому детей. Поэтому вряд ли стоит отгораживать себя от окружающего мира, от его проблем. Кроме того, мир, который окружает нас, Господь посылает и для нашего вразумления, для нашего духовного становления, для нашего спасения.
Мы не выбираем семью, в которой родились, и общество, куда Господь нас поставил учиться, преподавать, служить, заниматься тем или иным делом. Мы встречаемся там с теми людьми, которых Господь нам посылает. А эти люди бывают разных духовных начал: есть добрые, есть злые, есть те, которые идут ко Христу, есть, наоборот, идущие от Него, есть и воюющие с Христом. И трудно разобраться, особенно ребенку, кто есть кто. Но уже на первых годах своей жизни он неизбежно сталкивается с этим выбором - и в семье, и в детском саду, и в школе. И так или иначе он для себя должен осмыслить слова апостола: "Весь мир лежит во зле" (1 Ин. 5, 19). И применить для жизни слова, которые сказал Господь: "В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16, 33). И в сокровищницу души своей он должен положить слова Христа и не пугаться того, что его окружает скверна "мира сего".
Да, такого человека окружающие могут воспринимать как "белую ворону" - это нелегко, не всем по душе этот путь. Быть в мире и одновременно "не от мира сего" непросто. Потому что такой человек всегда обращает на себя внимание. Но это же и есть тот цвет, который светит во тьме. И "белая ворона" отличается от черной цветом радости! И отец и мать могут сказать своему сыну или дочери: если ты хотя бы немножко белый, то это очень хорошо, это значит, что ты светишь другим в обществе, что ты послан Богом, чтобы просветить путь хотя бы одного ближнего. Не нужно искать дружбы со всеми, невозможно быть со всеми "хорошим", всем угодить. Все ругаются непотребными словами - ты не ругайся - и среди тех, кто ругается, найдется один - тот, кто перестанет ругаться, видя твой пример…
Вспомним историю. С чего начиналось христианство? Как трудно было первым апостолам, как их не понимали, какое было неприятие их проповеди! Вспомним апостола Павла, когда он пришел в ареопаг и говорил со многими афинянами, которые были глубоко культурными, просвещенными по тому времени людьми и любили говорить на различные философские темы. Конечно, у них не было того непотребства в выражениях, того словоблудия, которое сейчас загрязняет нашу речь. Они по-своему воспринимали мир и желали послушать апостола. Но эту проповедь они принять не смогли, отторгли ее! Когда они услышали о воскресении Христа, то сказали: "Об этом послушаем тебя в другое время" (Деян. 17-1). И только некоторые из них (в том числе и Дионисий Ареопагит) пошли за апостолом…
Поэтому когда подросток говорит о добре среди злых сверстников, даже не говорит, а ведет себя, не осуждая других (понимая, что они не виноваты в том, что воспитаны в тех семьях, где с пеленок слышат непотребные выражения - и не могут по-другому воспринимать мир) - он своим поведением будет светить сверстникам внутренним светом души - таким образом он, конечно, всегда будет белым! И если он это чувствует - слава Богу! И не нужно себя красить в серый или черный цвет, чтобы быть как все, как другие. Есть прекрасное выражение, которое хочу сказать детям, чтобы они запомнили его:
Дитя вечности! Не угождай духу времени!
Мы все созданы для вечности. Время преходяще. Все проходит, а вечность остается в сердце человека… И человек, понимающий это и живущий для вечности, для Бога, имеет сокровище, которое он призван пронести через все испытания, через все злоключения своей детской и юношеской жизни. Не отторгая сверстников, не осуждая их, но не поступая так, как они поступают. Да, с ним рядом не будет, возможно, тех людей, которых он бы хотел иметь своими друзьями (сильных, могущих его, допустим, защитить в чем-то)… Но, поверьте, что Господь своим избранникам посылает уже в детстве тот путь страданий, который необходимо пройти, чтобы стать духовно закаленными.
Множество примеров такой стойкости, крепости мы видим в житиях святых и подвижников благочестия. И даже если взять такое светское произведение из школьной программы, которые все мы изучали, - "Как закалялась сталь" Н. Островского, то и здесь мы видим, какой характер вырабатывается в борьбе с невзгодами, с лишениями. А если жизнь одухотворена любовью к Богу!.. Так стоит ли искать внешнего благополучия в жизни ради, допустим, сиюминутных радостей с товарищами, которые, может, никогда не станут друзьями подростку? Откровенно, просто и прямо поговорите об этом с вашим ребенком: такие приятели и придут-то повеселиться с тобой ради того, что ты их угостишь сигаретой, посидишь за стаканом вина и так далее… А дальше? И не осуждая их, мы не должны уподобляться их поведению, их отношениям между собой и не расстраиваться из-за того, что нас могут не принять из-за наших взглядов на жизнь, из-за того белого цвета, которым мы отличаемся от других. Но мы не останемся одиноки. В любом случае Господь пошлет нам того, кто нужен…
Сам я тоже учился в советской школе. Были у меня такие же товарищи, такие же педагоги. И дрались на переменах так же, и так же, как нынешних ребят, меня, бывало, оскорбляли, унижали из-за того, что заступался за кого-то. Кто-то при этом проходил мимо, кто-то трусливо отводил глаза… И среди этой массы галдящих, орущих подростков всегда находился человек, который говорил слово в поддержку, или же Господь посылал в этот момент педагога…
Знаю и случаи, когда подростку приходилось уйти из школы - такое было агрессивное неприятие его взглядов! Ну что ж! Господь сказал: "Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше" (Ин. 15, 20). И не страшно, если подросток в какой-то период перейдет из школы в школу. Господь даст ему тот вариант жизни, который ему необходим. Потому из опасения быть непринятым поддаваться общему стадному чувству и быть как все - не нужно. Будь самим собой.
У ребят сейчас ценится сила. В своем классе я не самый слабый. Драться не люблю, да и мама мне запрещает давать сдачи, говорит, что это не по-христиански. Но если при тебе бьют, скажем, девчонку - что же: трусливо отвернуться? Можно ли православному драться хотя бы для того, чтобы защитить кого-то? Или надо всегда прощать?
Я наблюдаю иногда в школе, как ребята возятся, пихают друг друга - это не злоба, а просто эмоциональное проявление особенностей возраста. Вполне можно побегать и повозиться. Но если отношения переходят в драку - со злобой, с какими-то недобрыми моментами - это, конечно, для православного человека недопустимо. Драка есть унижение образа Божьего в человеке… Но когда перед тобой обижают слабого, которого ты можешь защитить, то ты обязан это сделать. Если при тебе обижают девушку, бьют, оскорбляют малыша, выманивают у него деньги? В таком случае это не драка, а защита человеческого достоинства от посягательств на него со стороны. У нас в школе был случай, когда подростки из соседнего ПТУ по утрам стояли и отбирали у нас деньги, от каждого требовали: "Дай 15 копеек!" Конечно, надо было дать им отпор. Поэтому если в такой ситуации подросток сознательно встает на защиту слабого (и может это сделать!), то я не вижу в этом греха. Защита другого человека, тем более слабого, нищего, убогого - это твой христианский долг.
Конечно, специально нарываться на драку и искать приключений не стоит. Другой вопрос, если обижают тебя лично - отойди, не воздавай злом за зло, старайся всегда простить. Трудно это сделать. Трудно простить. Но ведь христианское прощение - это не только прощение, это любовь к врагам. А через добро другой человек становится тебе ближе. Есть в Евангелии такие слова: "Приобретайте себе друзей богатством неправедным" (Лк. 16, 9). Как это понять? Нужно учиться мудрости. Предположим, приятели тебя обидели, унизили. А ты в другой раз (помолившись, естественно) пришел к ним и, не дожидаясь, пока тебя обзовут или скажут недоброе слово, - показал какую-то приятную книжку, рассказал об интересном событии, угостил их яблоком, чем-то еще (даже если тебя только вчера обидели!). Это воспримется, может быть, не сразу правильно. Но если ты не будешь лебезить и заискивать, а действовать просто, прямо, в конце концов приобретешь то, что тебе нужно, добрые отношения. Ведь не какие-то там 10-15 копеек решают проблему между ребятами!..
У меня тоже, помню, был подобный случай. Один парень меня здорово обижал, был серьезный конфликт с ним - я уже не помню из-за чего. Возможно, у него был такой характер - неуживчивый. А потом он как-то попросил у меня: "А можно, я спишу у тебя задание?" - "Ну, если ты сам не сделал - смотри, все равно ведь не разберешься, так ничего не получится. Но если хочешь, спиши! Пожалуйста." Он раз списал, два списал. Потом говорит: "Слушай, ты мне объясни, почему ты так решаешь?" Я ему объяснил - раз, другой. Потом он говорит: "Можно я к тебе сяду, буду с тобой сидеть?" И вот он из моего врага превратился в человека, который даже и от других меня защищал, во всем помогал.
Я старался с ним не конфликтовать. Раз он подходит: "А можно я твои перчатки поношу?" У меня были хорошие меховые перчатки. "Поноси, пожалуйста…" Бывают ситуации, когда не нужно быть собственником, нужно спокойно смотреть на такие вещи. И он увидит, что нет обычного возмущения: "Ах, он мои перчатки взял!", которое и провоцирует все конфликты. Ну взял - ну и что! Я знал также, что ему никто не даст никогда бутерброда или яблока. Когда он приходил, я всегда делился с ним… Всегда можно найти ключ к другому человеку. Но для этого надо проявить некоторое терпение, мудрость и не отчаиваться, если на первых порах ничего не получается. Могут пройти дни, месяцы, иногда и годы, пока человек поймет, что к чему. И так или иначе в любых ситуациях, даже в местах заключения человек находит тот оптимальный стиль поведения, который необходим ему, чтобы сохранить свою душу в чистоте и правильно повлиять на других людей, что и обязан делать христианин.
Не бывает ли так, что смирение приводит к таким драмам, когда ребенок может отпасть от веры? У меня перед глазами пример одноклассника моей дочери - сына священника: он никогда никому не давал отпора и был таким забитым, что на него всегда смотрели, как на пугало. Кончилось это все бунтом: в конце концов он вырвался из-под власти отца - ударился в соблазны мира, женился на разведенной женщине, даже стал интересоваться оккультизмом. Не является ли это платой за излишнее смирение в детстве?
Разве это было смирение?.. Скорее всего, робость. Печально, что семья этого священника, видимо, не привила сыну иммунитет от греха, не разбирала с христианской точки зрения критические ситуации, не научила мужеству отстаивать среди соблазнов и жестокостей мира свою душу. Но надо учитывать, что часто именно в семьях священников совершаются грехи, которых в других семьях может и не быть. Сказать, что семья священника, будучи более близкой к Церкви, более непричастна ко греху, - неправильно. Дело в том, что избыток благодати священства, который изливается на главу семейства, заставляет темную силу более яростно ополчаться на него, его близких, родных. Потому мирянами надо усерднее молиться за своего батюшку, а ему самому и близким более бдительно стоять на страже и себя, и окружающих. И помнить слова Священного Писания: "Диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Петр. 5, 8), разрушая нравственные духовные устои.
У меня была одна знакомая семья, где отец был глубоковерующим, а дети вели весьма разгульную жизнь: там были и пьянство, и курение, и гульба. Со скидкой на молодые годы можно было сказать, что так драматично шло становление человека, поиск себя. А спустя двадцать лет всех этих детей Господь призвал по-своему к служению. Через скорби, через лишения, через внутреннее вразумление.
Да, хуже, когда человек приходит к Богу через искушение греховной жизнью. Но почему один приходит так, а другой по-иному - известно одному Господу, который сказал: "Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены" (Лк. 6, 37) В этой ситуации большую силу имеет молитва отца и матери за своих чад. Она делает возможным духовное воскрешение человека, приобщение к той жизни, в которой он был воспитан, но от которой отошел в какой-то период. Это часто наблюдается и в современных семьях, и в прошлом наблюдалось. И этому не нужно ни удивляться, ни ужасаться. Сему надлежит быть.
Большинство девчонок в школе одеваются очень модно, как взрослые. Почти все на "платформах", в коже. У меня одежда, считаю, хорошая, но она не нравится одноклассницам, потому что не "фирменная". И некоторые меня из-за этого в упор не видят. Одна девочка даже сказала: "Я и разговаривать с ней не буду! Почему это я могу одеваться модно, а она - нет?" Я, конечно, могла бы что-то выспросить у родителей. Но обидно как-то мерить себя одеждой. А без "фирмы" ты в школе - никто…
Увы, бывает, сверстники не принимают девочек и ребят, одетых, на их взгляд, немодно. Как тут быть? Давайте рассудим: мода так часто меняется - каждые несколько лет! И многие люди развратились, одежда стала из разъединять. Но были времена, когда нормой для школы была форма, и она всех объединяла! И без формы мы просто не представляли себя. В форме ходили на концерты, в театр, всюду ходили. И это было красиво, это было знаком отличия. Вспомним, что прежде у каждой гимназии, училища была своя, особая символика. И выражение "честь мундира" не имело того негативного смысла, который придают ему сейчас. Понятие чести объединяло в себе и внутреннее, и внешнее достоинство, невозможность держать себя или вести неподобающим образом… Считаю, прекрасно делают те школе, которые вводят у себя свою форму одежды - это и дисциплинирует, и одновременно делает отношения детей более простыми, искренними, так как исчезает возможность похваляться друг перед другом одеждой, что во время моего детства было дико, да и просто невозможно.
Конечно, в то время люди были ограничены в средствах. Достаток же, увы, заставляет человека смотреть на других иначе. И если человек видит, что другой одевается не так, как он, и это ему кажется оскорбительным - то это просто признак недостатка духовности, общей культуры. Мы любим сейчас ссылаться на заграницу - вот и надо посмотреть, как там с этим обстоит… Мне приходилось бывать за рубежом. И там я видел, что люди одеты очень по-разному, в том числе и дети. И никто никого не упрекает. Да какое кому дело - ходи как угодно!
Бытующее же у нас излишнее, болезненное внимание к одежде - от нашей невоспитанности, от неправильного отношения к одежде как к чему-то слишком значимому, чуть ли не главному в жизни. Но стоит иногда вспоминать о сути одежды, как "риз кожаных", прикрывающих после грехопадения праотцев наше греховное естество. И пословицу нелишне вспомнить: по одежке встречают, а по уму провожают! Поэтому надо смотреть не на внешнее, а на внутреннее. И быть спокойным насчет своего внешнего вида, и искать себе друзей не по "прикиду", а по тому, что у них в голове есть.
Батюшка, посоветуйте, как быть с дочерью? Считает себя православной, в храм ходит, время от времени причащается. Девочка добрая, в общем скромная. Но что касается одежды… Уперлась: буду носить "мини", не хочу отличаться от подруг - и все тут! Все пообрезала, перешила, теперь ее юбки скорее пояс напоминают, а ноги, как они говорят, чуть не от головы растут. А девочка она у меня высокая, видная. Далеко ли до беды? Как объяснить ей это? Не могу же я ее заставить насильно!
Конечно, запрещать, не объясняя, не следует. Как и впадать в другую крайность: все разрешать. Надо помочь дочери разобрать в мотивах пристрастия к такой одежде, вряд ли отвечающей христианским нормам. Вера в Христа никого не заставляет одеваться в рубище, но и быть соблазном для других одежда не должна. Хочет ли ваша дочь стать соблазнительницей и ответить за это перед Господом? Иначе для чего ей такая вызывающая одежда? Ведь как христианка она не может не знать, что нескромная (например, в обтяжку, с открытыми ногами, с открытой грудью) одежда для того и создается, чтобы соблазнять мужчин. Она хочет сохранить свою чистоту для мужа и детей или осквернить себя нецеломудрием? Одно дело, когда ее одежда не вызывает соблазна окружающих, а если кто и соблазнится ее красотой - то ее вины тут нет, она не будет отвечать перед Богом за это. И совсем другое дело, когда ваша дочь формой одежды соблазнит кого-то на нечистые мысли - молодых ли, зрелых ли людей или даже глубоких старцев. Вот за это она будет нести сугубую ответственность перед лицем Божиим. Уместно вспомнить слова Спасителя, когда Он говорил: "Горе тому человеку, через которого приходит соблазн - лучше бы ему не родиться вовсе" (Мф. 16, 23).
А как жить в миру и остаться в чистоте? Здесь нужно просить Бога о мудрости и рассудительности, чтобы быть христианином всегда. Во всем. В каких бы ты условиях не находился. По внешним делам, по виду христианина будут судить не только лично о нем, а о вере православной. Не нужно об этом забывать.
Мой сын учится в классе, где почти все, даже девочки, ругаются матом. Ему невозможно говорить со сверстниками, так как они через слово "выражаются". Пытался он убедить ребят, что это ни к чему, пытался уходить от них. Сын очень мучается, что не умеет убедить сверстников. Ведь ему не хочется совсем перестать общаться с ребятами. Чем тут можно помочь?
Я не встречал еще среди детей, с которыми мне приходилось общаться тех, которые бы становились в позу проповедника и говорили: "Что ж вы делаете, какие нехорошие слова произносите! Ай, как нехорошо!" Это не детский уровень мышления и не детское отношение к жизни. Скорее всего, дети, которые не привыкли к скверным словам, иногда слушают, открыв глаза, часто не понимая, что за этим стоит. Для них это как бы другой язык. Так было и со мной. Когда я учился в школе, меня окружали дети из совершенно разных семей. И поэтому часто на переменах я слышал между ребятами выражения, которые мною воспринимались, конечно, как ругань, но что за ними конкретно стоит - я не понимал. И только с возрастом до меня доходили отдельные интонации и смысл бранных слов.
Вспоминается рассказ одной учительницы, которая пришла работать в школу на окраине. Ее поразило, что все мальчики-третьеклассники обзывали друг друга "педиками". Но когда она стала разбираться, выяснилось, что дети понятия не имели о значении этого скверного слова. Когда же учительница объяснила (на уровне их понимания), что этим словом они оскорбляют призвание мужчины быть отцом, мужем, оскорбляют свою будущую жену, своих деток, которые еще не родились, эти хулиганистые мальчишки были настолько поражены, что пообещали никогда больше не говорить подобных слов. И сдержали это! И в классе атмосфера стала куда добрее…
У ребенка же еще есть тот свет души, который помогает ему сопротивляться нечистоте. И он может не заразиться болезнью, которая часто возникает в этой среде - болезнью вседозволенности и пренебрежительного отношения к своей речи, к лексике, к окружающему… Но вставать с проповедью добра, читать лекцию по поводу чистоты русского литературного языка - по-моему, это недоступно ребенку. Он просто вызовет смех и непонимание.
Другое дело, когда надо защитить девочек от сквернословия. И тут дело чести православного мальчика спокойно, но твердо сказать, чтоб прекратили ругаться при девочках. Но, надо сказать, что в первую очередь должен восстать против этого не православный мальчик, а сами девочки, при которых эта ругань звучит! Девочки тоже должны уметь поставить себя. Я знаю девочек, которые ведут себя таким образом, что при них не выругаешься. Если же они принимают скверную ругань и сами поддерживают ее, позволяя оскорблять и унижать себя, то слова парнишки в их защиту они воспримут как насмешку. И мальчик должен предвидеть реакцию.
Бывают и такие отчаянные люди, которые позволяют себе скверные выражения в школе и при педагогах, и при директоре. Я помню, как в мои школьные годы на уроке физкультуры педагог сделал старшекласснику замечание и в ответ услышал нецензурную брань. Он сказал ему "выйди из зала" - в ответ снова прозвучала брань. Учитель стал выводить этого ученика и… получил удар по лицу. Ему ничего не оставалось, как скрутить его и силой вывести… Через несколько месяцев тот юноша сел в колонию - здесь очень четко прослеживается путь человека…. Но интересно, что бывая как священник в колониях, в тюрьмах, я вижу, что люди, хотя и говорят, выражаясь через пень-колоду, стараются в определенных условиях, при священнике, скажем, свою речь сдерживать. Значит, человек может даже в условиях заключения контролировать себя. И значит, он всегда отвечает за свои поступки, в какой бы среде ни находился...
Чаще всего, слыша сквернословие, мы видим просто распущенность и браваду подросткового, юношеского возраста: дескать, вот как я могу сказать! Больше-то нечем похвастаться. И если найдется подросток, который скажет своим сверстникам: "Ребята, не надо так делать", он должен быть готов к тому, что может стать предметом насмешек и издевательства. Но если он мужественно пойдет на это и считает для себя возможным пострадать, то пусть воспринимает такую реакцию как должно и не жалуется. Поскольку он сознательно встал против зла и сказал: "Я не желаю этого!"