Город где жил кант. Дальнейшее развитие учений
ru.wikipedia.org
Биография
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747-1755, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.
В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение - это мужество пользоваться собственным разумом».
С 1770 принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических.
К этому времени[когда?] вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы: «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:
* 1) что я могу знать? (метафизика);
* 2) что я должен делать? (мораль);
* 3) на что я смею надеяться? (религия);
* наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача - что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)».
В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
* «Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология)
* «Критика практического разума» (1788) - этика
* «Критика способности суждения» (1790) - эстетика
Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорят[кто?], что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог - то не хотел. Впрочем, женоненавистником не был, охотно с ними беседовал, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр. Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.
Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.
Этапы творчества
Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788 г.; «Критика способности суждения», 1790 г.)
I этап (1747-1755 годы) - Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью.
* разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.)
* выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения;
* выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
* изучал роль приливов и отливов на нашей планете.
II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) - занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
Философия
Теория познания
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.
Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания, по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий, которые отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта».
Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь - всеобщность и необходимость не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности сознания. Выявлением этой деятельности сознания в опыте Кант называет трансцендентальным исследованием. Вот как об этом пишет сам Кант: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори».
Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), как бы это можно было доказать и обосновать. Но скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эти ощущения постигаются сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне деятельности формирования сознания) - вещи-в-себе и мир как он дан в явлении, то есть в опыте.
В опыте выделяется два уровня формообразования (активности) сознания:
* это субъективные формы чувства - пространство и время. В созерцании, чувства (материя) постигаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез.
* это категории рассудка, благодаря которому связываются созерцания. Это рассудочный синтез.
Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание - единство апперцепции (Лейбницевский термин). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.
Кант выделяет следующие категории рассудка:
* Категории количества
1 Единство
2 Множество
3 Цельность
Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности сознания.
Наконец, описав эмпирическое применение рассудка, Кант задается вопросом возможности чистого применения рассудка, которое он называет разумом. Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант доказывает, что разум не может иметь конститутивного значения, то есть основывать на самом себе чистое знание, которое должно было бы составить чистую метафизику, поскольку «запутывается» в паралогизмах и неразрешимых антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которого одинаково обосновано), но только регулятивное значение - как систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание. Собственно, всякая будущая метафизика, согласно Канту, должна принимать во внимание его выводы.
О человеке
Воззрения Канта о человеке отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 год). Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.
«Что такое человек?»
Человек - это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание.
Человек - это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Он не проявляет его только тогда, когда человек рассматривает свое «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.
* Относись к человеку как к цели, а не как к средству. *
Человек может иметь неосознанные представления - «тёмные». Во мраке сознания может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.
От сексуального чувства (страсти) мутится разум. По мнению Канта на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.
Анализу Канта подверглись такие способности человека, как талант и гений. Талант, проявленный в изобретении и открытии, - высший уровень дарования, реализация данных от природы способностей. Гений - высшая степень творческой одарённости, проявленная в изобретении и открытии нового.
Нравственное учение и проблема религии
Бог - «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога - значит быть добрым и вообще истинно нравственным. В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и представляет собою царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни, есть высшее благо.
Мнимая мораль - та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.
О наличии у человека истинных моральных чувств, нравственных чувств или достоинств можно судить по тому, как человек свои частные интересы или все благополучие жизни подчиняет моральному долгу - требованиям совести.
Этика Иммануила Канта
Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум - это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив требует соблюдения долга. Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива:
* «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
* «Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда - как к средству».
В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:
* Человек как явление;
* Человек как вещь в себе.
Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй - категорическому императиву - высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума».
Эстетика Иммануила Канта
В эстетике Кант различает два вида эстетических идей - прекрасное и возвышенное. Эстетическое - это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное - это совершенство, связанное с формой. Возвышенное - это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного - шторм. Пример математически возвышенного - горы. Гений - это человек, способный к воплощению эстетических идей.
Долг
Человек, стремящийся к добродетели, имеет в душе какой-то порыв, волю, побуждающую его к добрым делам. Это чистая, добрая воля. Она разумна, так как имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как все должно быть, - то есть о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение, как чувство свойственное человеку, целиком зависит от разума и может быть выражено в форме страха или склонности. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг.
Долг выражает или определенные склонности индивида, являющиеся приятными, выгодными или отражает нравственные соображения пусть даже и противоречащие эмпирическим интересам индивида.
Об абсолютной морали и доброй воле
Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» (1785) Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. Моральный закон имеет в себе указания «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать принципы, законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот, в свою очередь, основывается на доброй воле.
Добрая воля - чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И, для того, чтобы породить эту волю, нужен разум.
Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления - императива.
Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) - поступки хороши в особых случаях, для достижения определенных целей (советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).
Категорический императив - предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности). "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".
* "поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству".
* "принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы".
Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.
Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.
Идея права и государства
В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.
В учении о государстве Кант развивал идеи Жан-Жака Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета - монарх, которого осуждать нельзя, так как он «не может поступать не по праву».
Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».
Государство (в широком смысле) - объединение множества людей, подчинённых правовым законам.
Все государства имеют три власти:
* законодательная (верховная) - принадлежит только объединенной воле народа;
* исполнительная (действует согласно закону) - принадлежит правителю;
* судебная (действует согласно закону) - принадлежит судье.
Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика - система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.
В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного мира.
Вопросы Иммануила Канта
Что я могу знать?
* Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, то есть познать можно, но не всё.
Что я должен делать?
* Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы.
На что смею надеяться?
* Надеяться можно на себя и на государственные законы.
Что такое человек?
* Человек - высшая ценность.
О конце сущего
В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия.
Три варианта конца:
1 естественный - по божественной мудрости.
2 сверхъестественный - по непонятным для людей причинам.
3 противоестественный - по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.
Сочинения
* Akademieausgabe von Immanuel Kants Gesammelten Werken (нем.)
Русские издания
* Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 1. - М., 1963, 543 с (Философское наследие, Т. 4)
* Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 2. - М., 1964, 510 с (Философское наследие, Т. 5)
* Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 3. - М., 1964, 799 с (Философское наследие, Т. 6)
* Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1. - М., 1965, 544 с (Философское наследие, Т. 14)
* Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 2. - М., 1965, 478 с (Философское наследие, Т. 15)
* Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 5. - М., 1966, 564 с (Философское наследие, Т. 16)
* Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 6. - М., 1966, 743 с (Философское наследие, Т. 17)
* Иммануил Кант. Критика чистого разума. - М., 1994, 574 с (Философское наследие, Т. 118)
* Иммануил Кант. Лекции по этике. - М.: Республика, 2000. - 431 с.
* Иммануил Кант. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. - М.: Эксмо, 2007. - 736 с. - ISBN 5-699-14702-0
* Иммануил Кант. Критика чистого разума / (Пер. с нем. ;предисл. И. Евлампиева). - М.: Эксмо; СПб.:Мидгард, 2007. - 1120 с. - (Гиганты мысли) ISBN 5-91016-017-4
Русские переводы, доступные в сети
* Критика чистого разума
* Критика практического разума
* Критика способности суждения
* Основы метафизики нравственности
* Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения
* Всеобщая естественная история и теория неба
* Мысли об истинной оценке живых сил
* Ответ на вопрос: Что такое просвещение?
Переводчики Иммануила Канта на русский язык
* Фохт, Борис Александрович
* Лосский, Николай Онуфриевич
* Соколов, Николай Матвеевич
* Владиславлев, Михаил Иванович
* Шейнман, Сесиль Яковлевна
См. также
* Беркли, Джордж
* a priori
* Имманентная философия
* Правовое государство
Литература
* Нарский И. С. Иммануил Кант. (На обложке: Кант). - М.: Мысль, 1976. - 208 с. - (Мыслители прошлого). - 55 000 экз.
* Асмус В. Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2005. - 439 с. - (Классика философской мысли). - 2000 экз. - ISBN 5-06-004516-1
* Белый А. А. «Кантовская цитата в пушкинском тексте»
* Баренбойм П. Д. Кант как отец Конституции России // Законодательство и экономика. - М.: Законодательство и экономика, 2009, № 9. - С. 5-9
* Гулыга А. В. Кант (ЖЗЛ)
* Кембаев Ж. М. Идея «федерализма свободных государств» Иммануила Канта как важнейшая веха в развитии правовой теории межгосударственной интеграции // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2009. № 6. С. 103-112.
* Поппер К. «Иммануил Кант - философ просвещения»
* Ойзерман Т. И. Кант и Гегель (опыт сравнительного исследования). - М.: "Канон+" РООИ «Реабилитация», 2008. - 520 с. - 5000 экз. - ISBN 978-5-88373-047-3
* Суслова Л. А. Философия И. Канта (Методологический анализ): Учеб. пособие для вузов / Рецензенты: кафедра истории философии философского факультета Уральского государственного университета им. А.М. Горького, (зав. кафедрой д-р философских наук, проф. К.Н. Любутин); д-р филос. наук, проф. В.Н. Кузнецов (МГУ им. М.В. Ломоносова). - М.: Высш. шк., 1988. - 224 с. - 10000 экз.
* Фуко М. «Что такое просвещение»
* Шульц И. Разъясняющее изложение "Критики чистого разума": Руководство для чтения. Пер. с нем.. - Изд. 2, испр.. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 152 с. - (Из наследия мировой философской мысли: история философии). - ISBN 978-5-397-01495-3
* 100 этюдов о Канте (Международное интервью, посвященное 200-летию со дня смерти и 280-летию со дня рождения Иммануила Канта) // Историко-философский альманах. - Выпуск 1-й: Кант и современность. - М.: Современные тетради, 2005. - 271 с. - 500 экз. - ISBN 5-88289-274-0
* Переиздано в сб.: 100 этюдов о Канте / Общ. ред. В. В. Васильева. - М.: КДУ, 2005. - 272 с. - 1000 экз. - ISBN 5-98227-097-0
* Материалы конференции «Кант и современная философия» (Москва, МГУ, 19-20 ноября 2004 года) // Историко-философский альманах. - Выпуск 1-й: Кант и современность. - М.: Современные тетради, 2005. - 271 с. - 500 экз. - ISBN 5-88289-274-0
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 г. в городе Кенигсберге в семье шорника, т.е. ремесленника, который занимался изготовлением седел. При крещении он получил имя “Emanuel”, которое можно было найти в «Старом прусском альманахе» на эту дату. Однако впоследствии он сам поменял его на “Immanuel”. Всю свою жизнь Кант гордился данным ему именем, считая его наиболее подходящим для себя. Дом, в котором родился Кант, находился в пригороде Кенигсберга, называвшемся Фордере Форштадт. Там его родители жили в доме, который, похоже, принадлежал предыдущему поколению семьи матери Эмануила. Отца Канта звали Иоганн Георг Кант (1683-1746), мать - Анна Регина (в девичестве Рейтер - 1697-1737). По мужской линии первые следы фамилии Кантов прослеживаются в Мемельском крае, где прадед Иммануила был владельцем небольшого трактира в Вердере возле Хайдекруга. Его сын Ганс Кант изучил профессию шорника и около 1670 г. был принят в цех шорников. Линия матери происходила из Нюрнберга, отцом Анны Регины был Каспар Рейтер, также ремесленник, член гильдии шорников.
Семья Кантов имела девять детей, хотя некоторые прожили совсем недолго. Иммануил был четвертым ребенком в семье, однако первый ребенок у Регины родился мертвым, а другой умер еще на первом году жизни. Так что Иммануил был вторым по возрасту ребенком в семье. Он имел трех сестер и одного брата (Иоганна Генриха).
Семья была скромной и религиозной. Мать, которая, несмотря на свою раннюю смерть в 1737 г., оказала наибольшее духовное влияние на Иммануила, принадлежала к тому направлению протестантизма, которое называется пиетизмом. Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека. Из этого следовало, в частности, внутреннее приятие и строжайшее соблюдение нравственных правил.
Мать давала Канту первые уроки любовного отношения к окружающему миру. Впоследствии Кант говорил одному из своих биографов Р. Яхманну: “Я никогда не забуду свою мать, поскольку она посадила и вскормила первые ростки добра во мне, она открыла мое сердце впечатлениям природы, она пробудила и развила мои понятия, и ее наставления оказывали непрерывное благотворное воздействие на мою жизнь” . Столь же благотворное влияние оказывала на Канта и вся атмосфера их дома. Позднее Кант говорил другому своему биографу Боровскому, что “никогда, ни одного раза мне не приходилось слышать от моих родителей чего-либо неприличного, или видеть что-либо недостойное”. В черновике письма к шведскому епископу Линдблому Кант замечает, что его воспитание, “рассматриваемое с моральной стороны, не оставляло желать лучшего” .
Образование маленького Иммануила началось в начальной школе, расположенной неподалеку от родительского дома при госпитале Святого Георга. Там будущий философ начал учиться читать, писать, считать и получил первые уроки по христианству. Говоря об образовании Иммануила Канта, нельзя не упомянуть человека, сыгравшего значительную роль в его жизни - доктора теологии Франца Альберта Шульца (1692-1763). Шульц прошел школу пиетизма в Галле, но одновременно учился в тамошнем университете у самого известного тогда немецкого философа Вольфа, который говорил: «Если кто меня понял, так это Шульц в Кенигсберге». Мать Канта вместе со старшими детьми посещала занятия Шульца по Библии и его проповеди. Доктор Шульц часто бывал дома у своей ревностной слушательницы и заметил маленького Иммануила. Ранняя одаренность мальчика позволила ему рекомендовать отцу Иммануила отправить сына в гимназию, чтобы он мог получить соответствующее образование. В восемь лет Кант был определен в одну из лучших школ Кенигсберга, в латинскую школу “Фридрихс-Коллегиум” – Collegium Fridericianum - или, иначе говоря, гимназию имени Фридриха, названную так в 1703 г. в честь прусского короля Фридриха I. Далее Шульц будет сопровождать Канта в течение всей его молодости. Сначала он в 1733 г. становится директором “Фридрихс-коллегиум”, а затем профессором Кенигсбергского университета, как раз в те годы, когда в нем начал учиться Иммануил Кант.
В гимназии Кант учился с весны 1732 г. по 1740 г. Главными предметами преподавания на всех четырех ступенях были религия (лютеранский катехизис, Библия) и латынь, изучали также древнееврейский и греческий с целью освоения на языке оригинала текстов Ветхого и Нового заветов. Также к числу обязательных предметов относились география, история, немецкий язык, в старших классах - логика и философия, которые, по мнению Канта, преподавались в гимназии неудачно. Из области математики в обязательные занятия входил только счет. Остальная математика была, как бы мы сейчас сказали, факультативна, и преподавалась за отдельную плату. Занятия в гимназии начинались в семь часов и оканчивались в четыре пополудни. По свидетельству современников, особый интерес Кант испытывал к латыни и классической латинской литературе. Уже в зрелом возрасте сам Кант отрицательно отзывался о преподавании философии и математики в гимназии.
В 1740 году, Иммануил Кант, которому тогда исполнилось всего лишь 16 с половиной лет, был принят в студенты Кенигсбергского университета. Эта дата символически совпала с восхождением на прусский престол Фридриха II, о котором Кант потом скажет, что «наш век есть век просвещения, или век Фридриха» (6, 33). В этом отношении Кант и Пруссия одновременно вступали в эпоху Просвещения. 24 сентября 1740 г. ректор университета добавил к реестру университетских студентов имя „Emanuel Kandt“. Для будущего философа это означало не только начало академических занятий, но и переход из одной корпорации в другую – из гильдии ремесленников в «академическую гильдию», что означало пользование академическими привилегиями и продвижение в более высокий общественный слой . После жестокой дисциплины Фридрихс-Коллегиум университет с его выбором предметов и преподавателей и другими вольностями, наверняка, показался юному Канту царством свободы. К тому же Кант как студент снимает квартиру и переезжает в нее из родительского дома.
Кенигсбергский университет, основанный в 1544 г. первым светским герцогом Восточной Пруссии Альбрехтом Гогенцоллерном и в честь него называвшийся “Альбертиной” , в то время состоял из четырех факультетов: трех высших - теологического, юридического и медицинского, и одного низшего - философского. Студенты вначале обучались на философском факультете, а затем выбирали один из высших факультетов, на котором и получали профессиональное образование. Среди немецких университетов, которых тогда насчитывалось около трех десятков, Кенигсбергский университет занимал среднее положение. В разные годы XVIII века в не училось от 300 до 500 студентов. (Для сравнения в Гейдельберге число студентов падало иногда до 80). Университет имел интернациоанльный характер, поскольку привлекал студентов из Польши, Литвы и других соседних стран, включая и Россию .
Не существует точных данных, на каком высшем факультете учился Кант . Большинство исследователей его биографии сходятся на том, что он должен был учиться на теологическом факультете. Однако, судя по списку предметов, которые он изучал, будущий философ отдавал предпочтение математике, естественным наукам и философии. За весь период обучения он прослушал всего один теологический курс, правда, у того самого Шульца, который покровительствовал ему с самых младых ногтей.
Для генезиса мировоззрения молодого Канта особенно интересны состояние философии и естественных наук в университете, поскольку именно их изучению Кант уделял наибольшее внимание. На протяжении всей первой половины XVIII века положение философии наилучшим образом характеризовалось традиционной средневековой формулой «философия – служанка теологии» . В начале XVIII века в области философии господствовал традиционный протестантский аристотелизм, бывший к тому времени догматическим методом философствования. Развитие философии в Кенигсбергском университете кратко можно охарактеризовать как постепенный переход от господства догматического аристотелизма к преподаванию философии Христиана Вольфа – главного деятеля немецкого философского просвещения. В первой четверти века в университете преподают такие последователи Вольфа как Кристоф Фридрих Баумгартен, и Конрад Теофил Марквардт. Однако в 1725 последовала резкая пиетистская реакция на распространение просветительской философии и возврат к традиционной манере преподавания. Вольфианская философия не имела бы в кенигсбергском университете никаких перспектив, если бы не парадоксальное появление в университете уже известного нам Шульца, который был одновременно пиетистом и вольфианцем. Шульц защищал философию Вольфа, поскольку считал, что она вполне совместима с ортодоксальной христианской верой. Один из студентов Шульца, получивший пиетистское воспитание так вспоминал о теологических лекциях Шульца «он вносил так много философии в теологию, что приходилось поверить, что Христос и все его апостолы учились в Галле у Вольфа» . Под таким прикрытием в университете оживилось вольфианство, а вместе в ним и дух более свободной философской мысли. Так что, когда молодой Кант стал студентом университета там все еще можно было встретить и сторонников традиционного протестантского аристотелизма и сторонников философии Вольфа, между которыми шла вялая дискуссия под присмотром теологического факультета.
Несколько лучше дело обстояло с естественными науками. На Канта повлияли занятия по экспериментальной физике профессора Иоганна Готфрида Теске (1704-1772), особенно его изложение теории электричества.
Однако главным событием студенческой жизни Канта была встреча с молодым экстраординарным профессором Мартином Кнутценом (1713-1751), физиком и философом вольфианской школы, также уроженцем Кенигсберга и выпускником «Альбертины». Молодой профессор привил начинающему философу любовь к ньютоновской физике, познакомив его с главным трудом Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», Эту любовь Кант пронес через всю свою жизнь. Многое в философском творчестве Канта объясняется этим его увлечением. Ньютоновская механика навсегда стала для Канта идеалом науки. Можно сказать, что целью Канта стало дать метафизике столь же прочные научные основания, какие Ньютон создал для точного естествознания.
Не вызывает удивления, что первая научная работа Канта – «Мысли к истинной оценке живых сил» - была посвящена физическому вопросу – формуле количества движения. Кант пытался разрешить спор Декарта и Лейбница, не принимая строну ни того, ни другого, а декларируя позицию независимости исследователя физических и философских вопросов от авторитетов. Работа была представлена философскому факультету в летнем семестре 1746 г. и издана в 1747 г. на деньги дяди Канта сапожника Рихтера.
В 1746 г. умирает отец Канта, и семья попадает в трудное материальное положение. Скорее всего по этой причине Кант вынужден оставить университет, не сдав выпускных экзаменов и не защитив диссертацию на степень магистра. С целью заработать деньги для своей дальнейшей карьеры, Кант становится домашним учителем. Почти десять лет провел он в этом состоянии.
Первым местом его работы был дом реформистского священника Адерша в деревне Юдтшен (ныне пос. Веселовка Гусевского района). В Юдтшене Кант пробыл, по-видимому, до 1750 г., а затем становится домашним учителем в доме майора Бернхарда Фридриха фон Хюльзена в Гросс-Арнсдорфе между Ельбингом (Эльблонгом) и Остерроде (Оструде). В качестве третьего места пребывания Канта как домашнего учителя называют обычно имение графов Кайзерлингов Раутенбург в округе Тильзит-Нидерунг, однако некоторые исследователи, например, Карл Форлендер, подвергают это сомнению. Фактом остается то, что в августе 1754 г. Иммануил Кант возвращается в Кенигсберг. Период домашнего учительства не прошел бесследно для Канта. С одной стороны он прошел школу общественных условностей и приличий, а с другой, много времени посвятил улучшению своего образования и самостоятельным размышлениям на различные философские и естественнонаучные темы. Именно это обстоятельство объясняет, каким образом в течение одного года Канта смог защитить две диссертации и опубликовать свою главную естественнонаучную работу «Всеобщую естественную историю и теорию неба» (1755).
В апреле 1755 г. Кант защищает латинскую диссертацию “Об огне” и получает степень магистра, а в июне он получает докторскую степень за латинскую диссертацию «Новое освещение первых принципов метафизического познания», которое стало его первой чисто философской работой, и получает звание приват-доцента философии, что дает ему право преподавать в университете, правда не получая за это от университета денег. Вся дальнейшая жизнь Канта связана с университетом, самым известным выпускником и профессором которого он постепенно стал. С этого момента начинается период в жизни Канта, который получил у его биографов название годов «элегантного магистра» (1755-1764).
Зимой 1755/1756 г. начинается лекционная деятельность Канта. Уже в первом своем семестре он читает курс логики, математики и метафизики, а в следующем семестре к этим курсам он добавляет курсы лекций по физической географии и по общему естествознанию. Постепенно он начинает читать лекции по этике, а также по механике и теоретической физике, арифметике, геометрии и тригонометрии. Подгоняемый необходимостью привлекать студентов, которые платили за свое обучение, он доводит объем лекционных часов до 34-36 часов в неделю. Еще долгое время ему придется заботиться о средствах к существованию. И это неудивительно, поскольку в университете бытовала шутка, согласно которой тот, кто решит посвятить себя Кенигсбергскому университету, должен принести обет бедности. Удивительно то, что при такой педагогической нагрузке Кант публикует в эти годы ряд небольших работ, каждая из которых содержит какую-либо оригинальную идею. В 1756 г. Кант защищает еще одну диссертацию по теме «Физическая монадология» и получает на занятие должности ординарного профессора. В том же году он подает прошение королю о занятии должности профессора логики и метафизики, освободившейся после смерти одного из его учителей Мартина Кнутцена. Однако получает отказ.
Определенное влияние на жизнь и творчество Иммануила Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. Как известно, Пруссия потерпела в этой войне поражение. Кенигсберг был захвачен русскими войсками, и 24 января 1758 года город присягал на верность русской императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета принёс присягу и Кант. Русское присутствие принесло в жизнь Кенигсберга некоторую роскошь и оживление светских форм общения. Это не прошло бесследно и для Канта, который именно в это время формирует свой образ элегантного магистра. В эти годы улучшилось даже материальное положение Канта, поскольку русские офицеры не только посещали его лекции, особенно, по математике, но он давал им частные уроки, которые хорошо оплачивались. В эти же годы Кант входит в круг общения графов фон Кайзерлинг, игравших важную роль в культуре тогдашнего Кенигсберга. Особенно теплые отношения у него установились с графиней фон Кайзерлинг, в которой он видел «идеал женщины». Отношения с графиней он поддерживал около 30 лет. После ее смерти в 1791 г. он назовет ее «украшением своего пола» (6, 508).
В декабре 1758 г. в университете вновь освободилось место профессора логики и метафизики. Кант выставил свою кандидатуру по настоянию давнего благожелателя - пастора Шульца, который стал к тому времени профессором богословия и ректором университета. Из пяти кандидатов Академический совет выбрал двух - математика Бока и Канта. Однако окончательно вопрос о вакансии был решён не в пользу философа. Профессуру получил Бок, который был старше по возрасту и по преподавательскому стажу. Может, сыграло роль и другое обстоятельство. Андрей Болотов, занимавший в то время ответственное положение в губернской канцелярии, проявлял живой интерес к философии и был ревностным сторонником философии Крузия. Кант был явным антикрузианцем. Возможно, что Болотов, в силу своего положения имевший возможность повлиять на решение данного вопроса, предпочёл передать кафедру философии математику Буку, равнодушному к острым мировоззренческим проблемам, чем вольфианцу Канту.
Из дальнейших внешних событий в жизни Канта отмечу только то, что он довольно поздно, в 46 лет (в 1770 г.) получил постоянное место профессора логики и метафизики. Дважды, в 1786 и 1788 г. он был ректором Кенигсбергского университета. В 1783 г. Кант купил свой дом на Принцессин-штрассе возле Замка. Именно в этом доме жизнь его приняла окончательные очертания. В нем проходили знаменитые обеды, оттуда он выходил на свои не менее знаменитые прогулки.
Кант не был женат, хотя по свидетельствам биографов дважды имел такое намерение.
Летом 1796 г. Кант прочитал свои последние лекции в университете, однако свое место в штате университета Кант оставил только в 1801 г. С 1802 г. началось медленное угасание философа. По его собственному признанию, его силы постоянно слабели, хотя никакой определенной болезнью он не страдал. Последние месяцы его жизни были только медленной смертью. Уже в декабре 1803 г. он не мог отчетливо написать свое имя. Он более не находил вкуса в пище, голос уже почти нельзя было различить. 6 февраля наступило резкое ухудшение, с 7 февраля он оставался в кровати, и 12 февраля умер в своем доме. Последним его словом был «Gut». Город воспринял смерть Канта как печальное, но важное событие в своей жизни.
Подробнее об этом см. Kuehn M. Kant. A Biography. – New York: Cambridge University Press, 2001. P. 61-62.
С историей Кенигсбергского университета можно подробнее познакомиться по книге: Лавринович К.К. Альбертина: Очерки истории Кенигсбергского университета. К 450-летию со времени основания. – Калининград: Калинигр. гос. Ун-т, 1995.
25 января 1716 г. Петр I даже подписал специальный указ, в котором говорилось: «Послать в Королевец человек 30 или 40, выбрав из молодых подьячих для научения немецкого языка, дабы удобнее в Коллегиум были, и послать за ними надзирателя, что, они не гуляли» (см. Костяшов Ю.В. Российские студенты в Кенигсберге // Очерки истории Восточной Пруссии / Г.В. Кретинин, В.Н. Брюшинкин, В.И. Гальцов и др. – Калининград: «Янтарный сказ, 2002. С. 171- 179).
Проблема здесь в том, что ректор университета не указал в студенческих матрикулах факультет, на который записался Кант.
Устойчивость этой традиции объясняет ту настойчивость, с которой в трактате «К вечному миру» Кант даже в конце века стремился осторожно освободить философию от засилья в ней теологии: «…О философии говорят, что она служанка богословия… - Но еще не совсем ясно, «идет ли она с факелом впереди своей милостивой госпожи или несет ее шлейф» (6, 289).
См. Kuehn M. Kant. A Biography. – New York: Cambridge University Press, 2001. P.70-71.
Иммануил Кант - немецкий философ, профессор Кенигсбергского университета, почетный иностранный член Петербургской академии наук, родоначальник классической немецкой философии и «критицизма». По масштабу деятельности приравнивается к Платону и Аристотелю. Давайте поближе познакомимся с жизнью Иммануила Канта и основными идеями его наработок.
Детство
Будущий философ родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге (нынешний Калининград), в многодетной семье. За всю жизнь он не выезжал из родного города далее чем на 120 километров. Кант рос в среде, в которой особое место имели идеи пиетизма. Его отец был ремесленником-седельщиком и с детства приучал детей к труду. Мать же старалась позаботиться об их образовании. С первых лет жизни Кант имел слабое здоровье. В процессе обучения в школе у него были обнаружены способности к латинскому языку. Впоследствии именно на латыни будут написаны все четыре диссертации ученого.
Высшее образование
В 1740 году Иммануил Кант поступил в университет «Альбертину». Из преподавателей особое влияние на него оказал М. Кнутцен, который познакомил амбициозного молодого человека с достижениями современной, на тот момент, науки. В 1747 году тяжелое финансовое положение привело к тому, что Кант вынужден был отправиться в пригород Кенигсберга дабы устроиться там домашним учителем в семье помещика.
Трудовая деятельность
Вернувшись в родной город в 1755 году, Иммануил Кант завершил обучение в университете и защитил магистерскую диссертацию под названием «Об огне». В течение последующего года он защитил еще две диссертации, которые дали ему право на чтение лекций в качестве сначала доцента, а затем профессора. Однако от звания профессора Кант тогда отказался и стал экстраординарным (тем, который получает деньги от слушателей, а не от руководства) доцентом. В таком формате ученый работал до 1770 года, пока не стал все-таки ординарным профессором на кафедре логики и метафизики родного университета.
Удивительно, но в должности преподавателя Кант читал лекции по широчайшему кругу предметов, начиная с математики и заканчивая антропологией. В 1796 году он перестал читать лекции, а через четыре года и вовсе оставил университет из-за слабого здоровья. В домашних условиях Кант продолжал работу до самой смерти.
Образ жизни
Пристального внимания заслуживает образ жизни Иммануила Канта и его привычки, которые особенно стали проявляться с 1784 года, когда философ приобрел собственный дом. Каждый день Мартин Лямпе - отставной солдат, который выступал в доме Канта слугой - будил ученого. Проснувшись, Кант выпивал несколько чашек чая, выкуривал трубку и начинал подготовку к лекциям. После лекций наступало время обеда, за которым компанию ученому составляли обычно несколько гостей. Обед часто затягивался на 2-3 часа и всегда сопровождался оживленной беседой на различные темы. Единственное, о чем не хотел говорить ученый в это время - философия. После обеда Кант ежедневно отправлялся на прогулку по городу, которая позже стала легендарной. Перед сном философ любил смотреть на собор, здание которого отчетливо виднелось из окна его спальни.
Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись.
Всю свою сознательную жизнь Иммануил Кант тщательно следил за собственным здоровьем и исповедовал систему гигиенических предписаний, которую разработал лично на основе длительного самонаблюдения и самовнушения.
Основные постулаты этой системы:
- Держать голову, ноги и грудь в холоде.
- Меньше спать, так как постель является «гнездом заболеваний». Ученый был уверен, что спать нужно исключительно ночью, глубоким и коротким сном. Когда сон не приходил, он пытался его вызвать, повторяя в уме слово «Цицерон».
- Больше двигаться, обслуживать себя самостоятельно, гулять в независимости от погодных условий.
Кант не был женат, хотя и каких-либо предубеждений касательно противоположного пола не имел. По словам ученого, когда он хотел завести семью, такой возможности не было, а когда возможность появилась, желание уже пропало.
В философских взглядах ученого прослеживается влияние Х. Вольфа, Ж. Ж. Руссо, А. Г. Баумгартена, Д. Юма и других мыслителей. Вольфианский учебник Бамгартена стал основой для лекций Канта по метофизике. Как признавался сам философ, сочинения Руссо отучили его от высокомерия. А наработки Юма «пробудили» немецкого ученого от «догматического сна».
Докритическая философия
В творчестве Иммануила Канта выделяется два периода: докритический и критический. На протяжении первого периода ученый постепенно отходил от идей вольфовской метафизики. Второй же период стал временем, когда Кант сформулировал вопросы об определении метафизики как науки и о создании им новых ориентиров философии.
Среди изысканий докритического периода особый интерес вызывают космогонические наработки философа, которые он изложил в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.). В своей теории Иммануил Кант утверждал, что объяснение формирования планет можно произвести, допустив наличие существования материи, наделенной силами отталкивания и притяжения, опираясь при этом на постулаты ньютоновской физики.
Много внимания в докритический период ученый уделил также исследованию пространств. В 1756 году в диссертации под названием «Физическая методология» он написал, что пространство, будучи непрерывной динамической средой, создается при взаимодействии простых дискретных субстанций и имеет релятивный характер.
Центральное учение Иммануила Канта этого периода было изложено в работе 1763 года, получившей название «Единственное возможное основание для доказательства бытия Бога». Раскритиковав все известные до тех пор доказательства существования Бога, Кант выдвинул личный «онтологический» аргумент, который основывался на признании необходимости какого-либо первосуществования и отождествлении его с божественной силой.
Переход к критической философии
Переход Канта к критицизму происходил постепенно. Начался этот процесс с того, что ученый пересмотрел свои взгляды на пространство и время. В конце 1760 годов Кант признал пространство и время как независимые от вещей субъективны формы человеческой рецептивности. Вещи же, в том виде, в котором они существуют сами по себе, ученый назвал « ноуменами». Результат этих изысканий Кант закрепил в работе «О формах и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира» (1770 год).
Следующим поворотным моментом стало «пробуждение» ученого от «догматического сна», которое произошло в 1771 году после знакомства Канта с наработками Д. Юма. На фоне обдумывания угрозы полной эмпиризации философии, Кант сформулировал основной вопрос нового критического учения. Звучал он следующим образом: «Как возможны априорные синтетические познания?» Решением этого вопроса философ был озадачен вплоть до 1781 года, когда свет увидела работа «Критика чистого разума». За последующие 5 лет было издано еще три книги Иммануила Канта. Венцом этого периода стали вторая и третья «Критики»: «Критика практического разума» (1788 год) и «Критика способности суждения» (1790 год). На достигнутом философ не остановился и в 1800-е издал еще несколько важных работ, дополняющих предыдущие.
Система критической философии
Критицизм Канта состоит из теоретической и практической составляющих. Связующим звеном между ними служит учение философа об объективной и субъективной целесообразности. Главный вопрос критицизма звучит так: «Что такое человек?» Изучение человеческой сущности осуществляется на двух уровнях: трансцендентальном (выявление априорных признаков человечности) и эмпирическом (человек рассматривается в том виде, в котором он существует в социуме).
Учение о разуме
Кант воспринимает «диалектику» как учение, не только помогающее критиковать традиционную метафизику. Оно дает возможность постигать высшую степень познавательной способности человека - разум. По мнению ученого, разум является способностью, позволяющей мыслить безусловное. Он вырастает из рассудка (который выступает источником правил) и доводит до безусловного его понятия. Те понятия, которым на опыте не может быть дан никакой предмет, ученый нарекает «идеями чистого разума».
Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины.
Практическая философия
В основе практической философии Канта лежит учение о моральном законе, являющемся «фактом чистого разума». Моральность он связывает с безусловным долженствованием. Он считает, что ее законы проистекают из разума, то есть способности мыслить безусловное. Так как всеобщие предписания могут определить волю действиям, их можно считать практическими.
Социальная философия
Вопросы творчества, по мнению Канта, не ограничиваются областью искусства. Он говорил о возможности создания людьми целого искусственного мира, каковым философ считал мир культуры. О развитии культуры и цивилизации Кант рассуждал в своих поздних работах. Прогресс человеческого общества он видел в естественной конкуренции людей и их желании самоутвердиться. При этом, по мнению ученого, история человечества представляет собой движение к полноценному признанию ценности и свободы личности и «вечному миру».
Социум, склонность к общению выделяют людей особняком, тогда человек себя чувствует востребованным, когда он реализуется наиболее полно. Используя природные задатки, можно получить уникальные шедевры, которых ему никогда не создать в одиночку, без общества.
Уход из жизни
Великий философ Иммануил Кант умер 12 февраля 1804 года. Благодаря жесткому режиму он, несмотря на все свои недуги, пережил многих знакомых и товарищей.
Влияние на последующую философию
Наработки Канта оказали огромное влияние на последующее развитие мысли. Он стал основателем так называемой немецкой классической философии, которая позже была представлена масштабными системами Шеллинга, Гегеля и Фихте. Большое влияние Иммануил Кант также оказал на становлении научных взглядов Шопенгауэра. Кроме того, его идеи повлияли и на романтические движения. Во второй половине 19-го века большой авторитет имело неокантианство. А в 20-м веке влияние Канта было признано ведущими представителями экзистенциализма, феноменологической школы, аналитической философии и философской антропологии.
Как можно заметить из биографии Иммануила Канта, он был довольно интересной и незаурядной личностью. Рассмотрим некоторые удивительные факты из его жизни:
- Философ опроверг 5 доказательств существования Бога, которые длительное время пользовались абсолютным авторитетом, и предложил собственное, которое по сей день никто не смог опровергнуть.
- Кант ел лишь в обед, а остальные приемы пищи он заменял чаем или кофе. Подъем у него был строго в 5 часов, а отбой - в 22 часа.
- Несмотря на высоконравственный образ мышления, Кант был сторонником антисемитизма.
- Рост философа составляет всего 157 см, что, к примеру, на 9 см меньше, чем у Пушкина.
- Когда к власти пришел Гитлер, фашисты с гордостью называли Канта истинным арийцем.
- Кант умел одеваться со вкусом, хотя моду считал тщеславным делом.
- По рассказам студентов, философ при чтении лекций часто фокусировал взгляд на каком-то из слушателей. Однажды он остановил взор на студенте, у которого на одежде не хватало пуговицы. Эта проблема сразу же отняла у преподавателя все внимание, он стал сбивчивым и рассеянным.
- У Канта было трое старших и семеро младших братьев и сестер. Из них только четверо выжили, а остальные умерли в раннем детстве.
- Возле дома Иммануила Канта, биография которого была темой нашего обзора, находилась городская тюрьма. В ней заключенных заставляли ежедневно петь духовные песнопения. Вокал преступников настолько надоел философу, что он обратился к бургомистру с просьбой прекратить эту практику.
- Цитаты Иммануила Канта всегда пользовались большой популярностью. Самая популярная из них - «Имей мужество пользоваться собственным умом! - в этом и есть девиз Просвещения». Некоторые из них также приведены в обзоре.
Является основоположником немецкого классического идеализма. Данный философ являлся профессором Кенигсбергского университета.
Философия Канта может быть условно разделена на два периода:
- докритический период;
- критический период.
Во время докритического периода философия Канта была направлена на проблемы природы, а также естествознания. В период критический Кант стал изучать проблемы разума, механизмы поведения, механизмы познания, его границы. Также его интересовали вопросы логики, этики,
В этой же работе Кант классифицирует само знание, как некий результат абсолютно любой а также выделяет понятия, которые характеризуют знание. Речь идет о:
- апостериорном знании;
- знании априорном:
- «вещи в себе».
В первом случае речь идет о приобретенном знании, во втором - об изначальном. «Вещь в себе» - это одно из ключевых понятий во всей философии Канта. Имеется в виду та внутренняя сущность, которую никогда не сможет постичь разум человека.
Особо примечательной является и моральная философия Канта. Философ задается следующими вопросами:
- какой должна быть истинная мораль;
- каким бы должно быть моральное поведение человека.
Проведя анализ, он делает следующие выводы:
- чистая нравственность - общественное добродетельное сознание, которое воспринимается отдельным индивидом как собственное;
- чистая нравственность и реальная жизнь находятся в постоянном противоречии;
- мораль не должна зависеть от внешних обстоятельств.
Имя Иммануила Канта знакомо нам по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В первой главе происходит замечательный диалог между Воландом и советским писателем Иванушкой Бездомным, в котором тот предлагает сослать философа на Соловки и очень огорчается, что этого сделать невозможно. К сожалению, на этом знакомство с творческим наследием Канта заканчивается, и это не удивительно. Тяжело продираться сквозь дебри смыслов кенигсбергского мудреца, но для профессионала это имя означает многое. Иммануил Кант вывел европейскую мысль из тупика позитивизма и показал новые горизонты осмысления реальности.
Зеленый человечек из Кенигсберга
Одно из преданий гласит, что Кант появился на свет с каким-то странным цветом тела – то ли зеленым, то ли синим. Это произошло 22 апреля 1724 года в прусском Кенигсберге, и никто не верил, что он выживет. Кстати, философ, охвативший разумом мириады вселенных, так ни разу не выехал за пределы родного города. Кант действительно имел слабое здоровье, и это понудило его подчинить свою жизнь строгому режиму. Кант не стеснялся обсуждать на лекциях свои болячки, приводя их в качестве примеров. Он никогда не принимал лекарства, решая свои проблемы волевыми внушениями.
Притчей во языцех стала пунктуальность Канта. Строго в одно и то же время он проходил мимо городских лавок, хозяева которых сверяли по нему время. У него ничего не было, кроме таланта к философствованию и железной воли, подчинившей себя этой науке. Отец-ремесленник умер, когда Иммануил учился в Кенигсбергском университете. Чтобы прокормить семью, юноша вынужден прервать обучение и зарабатывать домашним учителем. Свою диссертацию ему удается защитить лишь в 1755 году, что дает ему право преподавать в университете в должности ординарного профессора.
Прусский король Фридрих проигрывал русским в семилетней войне, поэтому с 1758 по 1762 Кант был подданным царицы Елизаветы. В это веселое время Кант почти ничего не написал. Сам он взял на постой нескольких русских офицеров, среди которых были довольно интересные собеседники. Возможно, они обсуждали пиротехнику и фортификацию, которую брался преподавать Кант в качестве частного учителя. Впрочем, он так и не полюбил русских, называя их главными врагами.
Известны, по крайней мере, три попытки философа завести семью. Сам он впоследствии говорил, что когда ему нужна была жена, у него не было средств ее содержать, а когда средства появились, жена была уже не нужна. Долгое время он жил скромно, обеспечивая себя и семью отца, и вполне спокойно обходился без женской ласки. О личной жизни философа мы почти ничего не знаем. С официального портрета на нас смотрит гном с большим лбом, маленькими сверлящими глазками и сдержанной улыбкой.
В поисках человека
К середине XVIII века казалось, что мир работает как часы. Декарт, Лейбниц и Ньютон сформулировали основные законы механики, которые применялись к любой сфере бытия. Ученые не нуждались в Боге, а человека стали рассматривать как одно из звеньев в сложном, но предсказуемом механизме под названием «Вселенная». Все явления природы были подчинены железному закону причинно-следственных связей, в котором естественным образом отменялась свобода выбора. Иммануил Кант почувствовал приближение катастрофы и сделал все, чтобы ее предотвратить.
Если человек лишь игрушка в мире, кем-то когда-то созданном, то бессмысленно от него что-либо требовать, а тем более его наказывать, ведь наказание дается в назидание самому преступнику или окружающим людям. Но человек в причинно-следственном мире не может ошибаться, поскольку его поступки детерминированы. К вопросам этике и религии Кант подходит во второй половине своей жизни. В молодости он занимается генезисом Солнечной системы, выдвигая гипотезу о первоначальной газовой туманности, классифицирует животный мир и задумывается о происхождении человека. Его эссе посвящены землетрясениям, приливам и отливам.
Теория познания
Кант приветствовал развитие науки, но очень быстро понял, что она по-прежнему бессильна объяснить человеку смысл его существования. Философ поставил множество вопросов, которые открыты и по сей день. В своей теории познания он подвергает сомнению догматическое представление о чистом разуме, способном познать истину. Его капитальный труд «Критика чистого разума» доказывает невозможность познать этот мир, «какой он есть на самом деле». Все, что мы видим, слышим и ощущаем, поступает к нам через наши органы чувств, которые дают нам крайне искаженное представление о «вещи в себе». То есть, гипотетические существа, получающие информацию, например, через электромагнитные колебания, будут видеть предмет совершенно по-другому.
Опыт и так называемый «чистый разум» соприкасаются и противоборствуют в процессе познания, но арбитром их спора об истине является душа. Кант называет ее инструментом постижения смысла вещей и явлений. Именно в ней присутствует некая данность, которая направляет наше познание за пределы явлений, данных нам в ощущение. Душа является хранилищем и преобразователем опыта, помогающего нам понять законы материального мира.
Категорический императив и свобода воли
Итак, если человек механическая игрушка в руках необходимости, значит, все его поступки оправданы, даже самые отвратительные. У нас не возникает желания читать мораль тигру, который сожрал ягненка или даже ребенка. Мы просто убьем зверя, если сможем, но не из наказания или мести. Мы и в мыслях не имеем обижаться на ураган, разрушивший наши жилища. Так действует стихия, без злого умысла и сострадания, под воздействием закона всемирного тяготения и круговорота веществ в природе.
Человека ждет наказание даже за нарушение, вызванное крайней необходимостью, например, чувством голода. Мы не просто осознаем наши поступки, но и имеем свободу выбора. Этим мы отличаемся от животных. Природные законы проявляются в нас в полной мере. Сорвавшись с дерева, мы падаем на землю с такой же скоростью, как и любой другой предмет. Молния одинаково безжалостна как к папе римскому, так и к черепахе. Впрочем, выясняя причины знаменитого лиссабонского землетрясения 1755 года, Кант пытается понять, в какой степени оно вызвано безнравственными поступками людей.
Здесь следует сказать о метафизике нравственности, о которой так много писал философ. Само слово «метафизика» имеет греческое происхождение и означает принципы и причины нашего бытия. Несомненно, не было и не будет такого прибора, который бы измерил нравственность, но она есть путеводитель по свободе, данной человеку вместе с душой. Высшим проявлением этой свободы является категорический императив, то есть приказ, которое человек дает сам себе. Этим он отличается от мира животных. Этим он противостоит природе.
Знаменитая кантовская фраза о звездном небе над головой и моральным законом внутри человека, выражает суть его размышлений о вселенной, человеке, этике и Боге. Категорический императив Канта гласит:
- Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.
- Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.
- Принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы.
Иммануилу Канту принадлежат другие известные изречения:
- Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.
- Не обращайся с другими как со средством для достижения твоих целей.
- Любовь к жизни - это значит любовь к правде.
Мир после Канта
Этот философ поднял проблемы, которыми и по сей день занимаются ученые. В этике и религиоведении, политологии и эстетике, антропологии и психологии он оставил свой неизгладимый след. Мир после Канта стал совершенно другим, хотя подавляющее большинство носителей разумной жизни этого не поняли. Он ввел в обращение философии такие понятия, как совесть, душа и добродетель, которые раньше были уделом лишь нравственного богословия.
Стремительная поступь науки и в наше время пытается превратить человека в часть природы, над которой позволительны любые эксперименты. В восемнадцатом веке этому воспрепятствовал Кант. Его мемориальный комплекс служит главной достопримечательностью современного Калининграда. Туристы со всего мира съезжаются сюда, пополняя бюджет города. Хочется верить, что они знакомы с наследием великого гуманиста не только по цитатам.