Где умер маяковский. Владимир маяковский - биография, информация, личная жизнь
85 лет назад, 14 апреля 1930-го, в Москве в Лубянском проезде застрелился МАЯКОВСКИЙ. Такой была официальная версия: поэт сам поднес пистолет к груди, измученный проблемами с женщинами, творческими неудачами и сифилисом (в некрологе было написано: «стремительная болезнь», хотя позже были сделаны анализы, и болезнь они не подтвердили).
«Многие засекреченные документы и раздражающие вопросы без ответов подсказывают: истинная правда была искажена и сокрыта. Выдающаяся работа, проделанная русским исследователем Валентином Скорятиным
, заставляет по-новому посмотреть на версию о самоубийстве Маяковского»,
- говорил на конференции по Маяковскому
американский профессор Альберт Тодд
.
Чем больше материалов о гибели поэта находил Скорятин, тем больше он замечал несостыковок и странностей.
Несколько человек дали показания, что Маяковский не собирался считать 14 апреля последним днем своей жизни. 10 или 12 апреля поэт пообещал, что поможет делать первомайские лозунги для ЦК, но попросил отложить работу на несколько дней из-за гриппа.
Чуть раньше, 4 апреля, он внес деньги в жилищный кооператив РЖСКТ им. Красина. И попросил знакомых, чтобы до осени, пока строится дом, ему помогли снять жилье. Жизнь втроем с Бриками
тяготила Маяковского, он хотел иметь нормальную семью, сделал предложение Веронике Полонской
.
После смерти поэта в новую квартиру переехали Брики.
Лиля не скрывала от своего Щеника, что стала любовницей Агранова
, начальника Секретного отдела ОГПУ. Кровавый следователь, которого называли палачом русской интеллигенции и который лично санкционировал казнь Гумилева
, Агранов ничуть не ревновал к предшественнику. Даже подарил ему револьвер. Маяковский был левшой, однако пистолет перед выстрелом почему-то взял в правую, неудобную для него руку... Годы спустя, изучая протокол следствия, Скорятин заметил, что оружие подменили. Вместо маузера № 312045, записанного в протоколе, обнаружился браунинг № 268979.
Много вопросов оставило и предсмертное письмо Маяковского. Почему поэт написал его карандашом, а не ручкой? Известно, что Маяковский был страшно брезглив и свою ручку не дал бы постороннему. К тому же подделать почерк авторучкой почти невозможно, а вот карандашную подделку профи из ведомства Агранова изготовили без труда.
Да и содержание письма выглядит странно. Как могло случиться, что очень порядочный к близким людям Маяковский, определяя наследников, поставил мать и сестру после Лили? Право на наследство закрепили Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР: 1/2 часть - Лиле, по 1/6 - матери и сестрам. В. Полонской, в нарушение воли поэта, - ничего. Интересно, что оригинал письма тут же забрал Агранов. Члены правительства при разделе наследства руководствовались не подлинником, а газетной перепечаткой.
Агранов пулей примчался в комнатку Маяковского и сразу взял следствие в свои руки. Возможно, это с его помощью следствие «не заметило» показания людей, вбежавших в комнату сразу после рокового выстрела. Они утверждали, что поэт упал ногами к двери. Те, кто пришли позже, увидели тело в другом положении, головой к двери. Положение тела кто-то изменил, чтоб не возникало мысли о том, что в поэта стреляли.
Изучая посмертную маску, исследователи обратили внимание, что у поэта сломан нос. Похоже, Маяковский упал лицом вниз, а не на спину, как бывает, если человек стреляет сам в себя.
АПОСТОЛ ИЛИ ИУДА
Михаил Булгаков
, который неплохо знал Маяковского, не поверил в официальную версию самоубийства. Марина Черкашина
, исследовательница творчества Булгакова, заметила: «Булгаков был настолько потрясен, что возобновил работу над оставленным было романом о князе тьмы. На его глазах разыгрывалась драма воистину библейского масштаба».
Кесарь в этой драме - Маркс
и его «всесильное учение», прокуратор Пилат (наместник кесаря в СССР) - товарищ Сталин
, начальник тайной службы Ершалаима Афраний - начальник Особого отдела ОГПУ Яков Агранов
(даже фамилия созвучна!) с Ягодой
. «Проповедником Иешуа был Мастер, распятый на газетных полосах; наконец, румяным менялой из Кириафа (променявшим душу на 30 монет) - рослый поэт из Багдади, променявший талант на партийный агитпроп, - пишет Черкашина. - Надо было обладать недюжинной смелостью, чтобы в стране, где действовала отлаженная машина политических убийств - ОГПУ-НКВД, вскрыть и показать в романе тайный механизм таких убийств. Булгаков это сделал на печальном примере Маяковского.
И никого не обманул библейский антураж эпизода. Под белым плащом с кровавым подбоем, под тогами Афрания и его подручных явственно проступают чекистские френчи с синими петлицами».
Булгаков настойчиво подчеркивал: библейские события романа происходили 14 числа весеннего месяца нисана. Прямая отсылка к дате гибели поэта, 14 апреля 1930 г. 14 числа начальник тайной службы Ершалаима, Афраний, беседует с прокуратором Иудеи Пилатом. В этот же день Иуда гибнет, получив удар ножом в сердце. С Маяковским расправились без ножа. Он был застрелен.
В романе Пилат поднимает бокал с красным, как кровь, вином - Цекубой. Название этой марки очень созвучно со знакомой аббревиатурой ЦК(б) - большевиков. А вот тост Пилата, обращенный к кесарю: «За тебя, кесарь, отец римлян, самый дорогой и лучший из людей!» Самым дорогим и лучшим из людей в булгаковские времена именовали лишь одного единственного человека.
Из романа «Мастер и Маргарита»:
- Да, Афраний, вот что внезапно мне пришло в голову: не покончил ли он сам с собой?
- О нет, прокуратор, - даже откинувшись от удивления в кресле, ответил Афраний, - простите меня, но это совершенно невероятно!
- Ах, в этом городе все вероятно! Я готов спорить, что через самое короткое время слухи об этом поползут по всему городу.
Слухи о том, что самоубийству кто-то помог, действительно в тот же день поползли по Москве.
Но не слишком ли жестко представлять живого страдающего человека, каким был Маяковский, в образе библейского предателя? Почему в глазах Булгакова пролетарский поэт мог быть только Иудой?
Цитата
Иван БУНИН:
- Думаю, что Маяковский останется в истории литературы большевицких лет как самый низкий, самый циничный и вредный слуга советского людоедства по части литературного восхваления его.
БУНТ НЕДОУЧКИ
Михаил Булгаков, сын профессора Духовной академии, выходец из религиозной семьи, с содроганием смотрел на богоборчество Маяковского. Тот мог быть в его глазах только Иудой, восклицая: «Я бросал бы в небо богохульства». Чуть ли не в каждом стихе Маяковский озвучивает навязчивые мысли о Боге, буквально ведет личное соперничество со Всевышним, надеясь занять его место в сердцах людей.
Я, воспевающий машину и Англию,
может быть, просто,
В самом обыкновенном Евангелии
тринадцатый апостол.
И когда мой голос
похабно ухает -
от часа к часу,
целые сутки,
может быть,
Иисус Христос нюхает
моей души незабудки.
Еще в 1916 - 1917 годах он пишет поэму «Человек», где выстраивает жизнь лирического героя (которого без ложной скромности зовут Владимир Маяковский) по евангельскому канону. Говоря о рождении Маяковского, поэт обыгрывает сюжет Рождества Христова. Следующие главы - «Страсти Маяковского», «Вознесение Маяковского», «Возвращение Маяковского», «Маяковский векам».
«Как же
себя мне не петь,
если весь я -
сплошная невидаль,
если каждое движение мое -
огромное,
необъяснимое чудо».
МНЕ И РУБЛЯ НЕ НАКОПИЛИ СТРОЧКИ
Марина Черкашина замечает: «В глазах Булгакова Маяковский мог быть только Иудой, ведь он предал свой «атакующий класс», став новым пролетарским буржуа: заграничные поездки, большие гонорары, валютные подарки любовнице - все это мало вязалось с образом пламенного «агитатора, горлана-главаря».
«Будьте прокляты! - кричит поэт всем сытым в 22-м голодном году. - Пусть будет так, чтоб каждый проглоченный глоток желудок жег! Чтоб ножницами оборачивался бифштекс сочный, вспарывая стенки кишок!» «Всероссийский староста» Калинин
, побывав в южных областях, засвидетельствовал факты людоедства. А Маяковский, путешествуя по Берлину, заказывает огромные порции в самых дорогих ресторанах. В Париже идет в дорогое ателье на Вандомской площади, чтоб рубашки шила портниха.
По Лилиной просьбе привозит из-за границы в Москву «форд» последнего выпуска на усиленных покрышках-баллонах. Советский барин носил шелковое белье, отдыхал в лучших домах отдыха, снимал дачи, нанимал домработниц.
«Заявления Маяковского в налоговую позволяют создать представление о его доходах. Обычный его доход за полугодие составлял около 6 тысяч рублей, то есть 12 тысяч в год. Сравним эту сумму с годовым заработком рабочего, составлявшим примерно 900 рублей. Маяковский зарабатывал почти в 13 раз больше», - пишет шведский литературовед Бенгт Янгфельдт.
В КОМПАНИИ ГЭПЭУШНИКОВ
Как-то на двери квартиры, где жили Маяковский и Брики, появилась эпиграмма, авторство которой приписали Есенину
: «Вы думаете, здесь живет Брик, исследователь языка? / Здесь живет шпик и следователь Чека». Осип Брик был официально завербован ЧК. Вскоре и у Лили появилось удостоверение сотрудницы ГПУ за номером 5073. В их квартире собирается специфическая публика: энкавэдэшники, советские банкиры и госчиновники.
Пастернак
позже назовет этот дом «отделением московской милиции». Позже признавался, что страшно было слышать, как Лиля говорит: «Подождите, скоро будем ужинать, как только Ося придет из ЧК».
Маяковский ухаживал за женщинами с небрежностью, как бы считая их существами низшего порядка. Легко мог охарактеризовать девушку как «вкусный кусок мяса» и очень любил рассказывать о своих похождениях. По словам Бурлюка, Маяковский был «мало разборчив» в своей страсти. Он довольствовался «любовью мещанок, на дачах изменявших своим мужьям - в гамаках, на скамейках качелей, или же ранней необузданной страстью курсисток». В то же время писал о «подонках, присосавшихся к каждой двуспальной кровати».
1. Вера Шехтель.
Маяковский вызывал отвращение и ужас у родителей девушек, с которыми был знаком. Когда поэт начал встречаться с Верой Шехтель
, дочерью выдающего архитектора, ее отец принял все меры, чтобы прекратить связь. Но напрасно. Вера забеременела, и ее отправили за границу делать аборт.
Потом она вышла замуж за другого. В 1932 году у нее родился сын Вадим Тонков. Старшее поколение помнит его по образу комической Вероники Маврикиевны.
2. Лиля Брик.
С юного возраста Лиле Каган
было свойственно обостренное половое любопытство. В 17 лет она забеременела от учителя музыки. От беременности Лилю избавил знакомый врач в «грязном клоповнике» - больнице в Армавире.
Выйдя замуж за Осипа Брика
, Лиля и не думала скрывать от него свои похождения. Роман с Маяковским, которого она звала Щеник, плавно перешел в странную жизнь втроем.
Андрей Вознесенский
позже будет потрясен признанием Лили: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал...»
Когда Лиля уехала в Ригу, Осип и Маяковский имели одну тему для разговоров: «единственный человек на свете - киса». «Я все такой же твой щен, - пишет Маяковский Лиле, - живу, только и думая о тебе, жду тебя и обожаю. Каждое утро прихожу к Осе и говорю: «Скушно, брат Кис, без Лиски», и Оська говорит: «Скушно, брат Щен, без Кисы».
Однажды Лиля сказала Маяковскому, что любит Осипа. Вот что было дальше, по словам биографа Бенгта Янгфельдта
: «Маяковский всхлипнул, почти вскрикнул и со всего роста бросился на диван. Его огромное тело лежало на полу, а лицом он зарылся в подушки и обхватил руками голову. Он рыдал. Лиля растерянно нагнулась над ним. - Володя, брось, не плачь. Ты устал от таких стихов. - Ося побежал на кухню за водой. Он присел на диван и попытался приподнять Володину голову. Володя поднял лицо, залитое слезами, и прижался к Осиным коленям. Сквозь всхлипывающий вой выкрикнул: «Лиля меня не любит!» - вырвался, выскочил и убежал в кухню. Он стонал и плакал там так громко, что Лиля и Ося забились в спальне».
4. Элли Джонс.
Когда Маяковский приехал в Америку, он, не зная английского, при знакомстве с людьми доставал из кармана записку. С нее он читал вслух извинение, что не здоровается за руку. (Маяковский очень боялся инфекций, даже дверные ручки открывал через карман пиджака или салфеткой.) Быть его переводчицей вызвалась Элли Джонс
, эмигрантка, которая бежала из России после революции. В июне 1926-го Элли родила от Маяковского дочку. Вместе с девочкой она в 1928-м приехала в Ниццу - это была первая и последняя встреча отца и дочери.
5. Татьяна Яковлева.
Лиля Брик спокойно относилась к амурным похождениям Щеника, но Элли Джонс вызвала у нее страшное опасение. Поэт не скрывал, что влюбился. Это ставило под угрозу материальное положение Бриков, которое обеспечивал Маяковский. Чтобы устранить соперницу, Лиля попросила свою сестру Эльзу, жившую в Париже, познакомить поэта с кем-нибудь еще. Эльза свела Маяковского с Татьяной Яковлевой
. И снова роковая страсть! Поэт влюбился так сильно, что, уезжая, оставил кучу денег в цветочном магазине - чтобы Татьяне каждое воскресенье приносили охапку роз.
6. Вероника Полонская.
Опасаясь, что влюбчивый Щен женится на Яковлевой и выйдет из-под влияния Бриков, те знакомят его с актрисой Вероникой Полонской
. Полонская была замужем, однако о романе с Маяковским знала вся Москва, включая ее мужа. Накануне гибели поэта актриса пообещала, что переедет к нему. Может быть, именно это взбесило Лилю, которой придавал сил и всемогущества адюльтер с Аграновым?
Никто теперь не ответит, что же случилось в «комнатке-лодочке» поэта в момент его гибели. Юрий Олеша
рассказывал, что Полонская, которая находилась там, выбежала с криком: «Спасите!» И лишь потом грянул выстрел.
Полонская не пришла на похороны: мать и сестры Маяковского считали ее виновной в гибели поэта. А вот Лиля восприняла гибель Маяковского без трагизма. После похорон у Бриков пили чай, шутили, болтали обо всем на свете.
Впервые проведена профес-сиональная экспертиза рубашки, в которой был найден поэт в своем кабинете на Лубянке, его пистолета и роковой пули В одиннадцатом часу утра 14 апреля 1930 года в Москве в Лубянском проезде прозвучал выстрел в комнате Владимира Маяковского… Ленинградская «Красная газета» сообщила: «Самоубийство Маяковского. Сегодня в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский. Прибывшая «Скорая помощь» нашла его уже мертвым. В последние дни
В.В. Маяковский ничем не обнаруживал душевного разлада, и ничто не предвещало катастрофы. В ночь на вчера, вопреки обыкновению, он не ночевал дома. Вернулся домой в 7 час. утра. В течение дня он не выходил из комнаты. Ночь он провел дома. Сегодня утром он куда-то вышел и спустя короткое время возвратился в такси в сопровождении артистки МХАТа X. Скоро из комнаты Маяковского раздался выстрел, вслед за которым выбежала артистка X. Немедленно была вызвана карета «Скорой помощи», но еще до ее прибытия Маяковский скончался. Вбежавшие в комнату нашли Маяковского лежащим на полу с простреленной грудью. Покойный оставил две записки: одну - сестре, в которой передает ей деньги, и другую - друзьям, где пишет, что «он весьма хорошо знает, что самоубийство не является выходом, но иного способа у него нет...».
По факту смерти В. Маяковского было заведено уголовное дело, которое вел следователь Сырцов.
Днем 14 апреля тело Маяковского было перевезено в квартиру в Гендриковом переулке, где он постоянно жил. В небольшой комнате квартиры в 20 часов научные сотрудники Института мозга извлекли мозг поэта.
Известно, что последним человеком, который видел поэта живым, была 22-летняя актриса Московского Художественного театра Вероника Полонская, торопившаяся в то утро на репетицию. В. Полонская вспоминала: «Я вышла. Прошла несколько шагов до парадной двери. Раздался выстрел. У меня подкосились ноги, я закричала и металась по коридору, не могла заставить себя войти.
Безымянный убийца?
Журналисту-исследователю
В.И. Скорятину удалось собрать и
проанализировать богатый фактический материал.
Многие факты из жизни поэта и близких к нему
людей до этого исследования, опубликованного в
журнале «Журналист» (1989-1994), а позже – и в книжке
«Тайна гибели Владимира Маяковского» (М.,
«Звонница-МГ», 1998), оставались неизвестными.
Ему удалось установить,
что в 1930 году в коммунальной квартире в Лубянском
проезде, в которой находился рабочий кабинет
поэта, была еще одна небольшая комната,
впоследствии заложенная стеной. «Теперь
представим, - размышляет журналист, - Полонская
быстро спускается по лестнице. Дверь в комнату
поэта раскрывается. На пороге - некто. Увидев в
его руках оружие, Маяковский возмущенно кричит...
Выстрел. Поэт падает. Убийца подходит к столу.
Оставляет на нем письмо. Кладет на пол оружие. И
прячется затем в ванной или туалете. И после того,
как на шум прибежали соседи, черным ходом
попадает на лестницу». Что ж, смелая версия,
которая, безусловно, требует весомых
доказательств.
В подтверждение версии
убийства поэта журналист приводит фотоснимок, на
котором тело Маяковского лежит на полу, «рот
открыт в крике». В. Скорятин вопрошает:
«Самоубийца кричит перед выстрелом?!».
Кстати, и это может быть. А
также следует знать, что после смерти тело
человека расслабляется, мышцы становятся
мягкими, приходят как бы в состояние покоя. У
покойника приоткрывается рот, отвисает нижняя
челюсть, что, собственно, и отражено на
фотографии.
Вероника Витольдовна
вернулась сразу же после выстрела. А когда же
успел совершить свое злодеяние «некто» да еще
спрятаться так, что его никто не видел?
Трое «юных» соседей
Маяковского, как пишет В. Скорятин, в это время
находились в «маленькой комнатушке при кухне».
Естественно, услышав выстрел и выскочив в
коридор, они должны были непременно столкнуться
с человеком, выходившим из комнаты поэта. Однако
ни актриса, ни «юные соседи» никого не видели.
Полонская утверждала, что
Маяковский лежал на спине. Но ряд исследователей
считает, что тело поэта лежало лицом вниз. Однако
на фотографиях, сделанных на месте происшествия,
поэт лежит лицом вверх, на рубашке слева - темное
пятно. Так обычно выглядит на черно-белых
фотографиях кровь.
Были еще сенсационные
заявления, что в Маяковского стреляли дважды… В
передаче «До и после полуночи» известный
тележурналист Владимир Молчанов высказал
предположение о следах двух выстрелов на
показанной им фотографии мертвого Маяковского.
И о судебно-медицинском
исследовании тела поэта ходило много пересудов.
В первые же сутки вскрытие тела поэта произвел
известный профессор-патологоанатом В. Талалаев в
морге медицинского факультета МГУ. По
воспоминаниям В. Сутырина, в ночь на 17 апреля
состоялось перевскрытие тела в связи с тем, что
поползли слухи о якобы имевшемся у Маяковского
венерическом заболевании. Вскрытие, проведенное
профессором Талалаевым, не обнаружило никаких
следов венерических заболеваний.
Слухи и домыслы о смерти
Маяковского раздували нездоровый ажиотаж, но в
то же время указали на просчеты следователей 30-х.
Журналист Скорятин,
очевидно, и не предполагал, какую ценную услугу
оказал специалистам, упомянув о рубашке, которая
была на Маяковском в момент выстрела.
Следовательно, рубашка сохранилась! Но это же
ценнейшее вещественное доказательство!
После смерти поэта эта
реликвия хранилась у Л.Ю. Брик. В середине 50-х
годов Лиля Юрьевна передала рубашку на хранение
в музей, о чем имеется соответствующая запись в
«Книге поступлений» музея.
В спецхране музея
заведующая сектором материальных ценностей Л. Е.
Колесникова достала продолговатую коробку,
бережно развернула несколько слоев пропитанной
специальным составом бумаги. Оказывается, ни
в 30-м году, ни в последующие годы экспертиза
рубашки не проводилась!
Сразу же была
достигнута договоренность с музеем, что рубашка
будет передана специалистам для исследования.
Экспертиза
К исследованию сразу же
приступили научные сотрудники Федерального
центра судебных экспертиз Минюста РФ Э.
Сафронский,
И. Кудешева, специалист в
области следов выстрела, и автор этих строк -
судебно-медицинский эксперт. Прежде всего
необходимо было установить, что именно в этой
рубашке, купленной поэтом в Париже, был
Маяковский в момент выстрела.
На фотографиях тела
Маяковского, сделанных на месте происшествия,
хорошо различимы рисунок ткани, фактура рубашки,
форма и локализация пятна крови, самого
огнестрельного повреждения. Эти фотографии были
увеличены. Эксперты сфотографировали
представленную рубашку в том же ракурсе и с тем
же увеличением и провели фотосовмещение. Все
детали совпали.
Из «Исследования»: «На
левой стороне переда рубашки имеется одно
сквозное повреждение округлой формы размерами 6
х 8 мм»
. Таким образом, сразу же лопнула
версия о следах двух выстрелов на рубашке.
Результаты микроскопического исследования,
форма и размеры повреждения, состояние краев
этого повреждения, наличие дефекта (отсутствие)
ткани позволили сделать вывод об огнестрельном
характере отверстия, возникшего от выстрела
единичным снарядом.
Известно, что, для того,
чтобы определить, стрелял в себя сам человек или
стреляли в него, необходимо установить дистанцию
выстрела. В судебной медицине и криминалистике
принято различать три основные дистанции:
выстрел в упор, выстрел с близкого расстояния и
выстрел с дальнего расстояния. Если будет
установлено, что 14 апреля 1930 года в комнате В.В.
Маяковского прозвучал выстрел с дальней
дистанции, значит, кто-то стрелял в поэта...
Специалистам предстояла
напряженная и кропотливая работа - найти
признаки, характеризующие дистанцию выстрела,
прозвучавшего более 60 лет назад.
Из «Заключения»: «1.
Повреждение на рубашке В.В. Маяковского является
входным огнестрельным, образованным при
выстреле с дистанции «боковой упор» в
направлении спереди назад и несколько справа
налево почти в горизонтальной плоскости.
2. Судя по особенностям
повреждения, было применено короткоствольное
оружие (например, пистолет) и был использован
маломощный патрон.
3. Небольшие размеры
пропитанного кровью участка, расположенного
вокруг входного огнестрельного повреждения,
свидетельствуют об образовании его вследствие
одномоментного выброса крови из раны, а
отсутствие вертикальных потеков крови указывает
на то, что сразу после получения ранения В.В.
Маяковский находился в горизонтальном
положении, лежа на спине».
Вот и закончен спор о
положении тела Маяковского после выстрела.
«4. Форма и малые размеры
помарок крови, расположенных ниже повреждения, и
особенность их расположения по дуге
свидетельствуют о том, что они возникли в
результате падения мелких капель крови с
небольшой высоты на рубашку в процессе
перемещения вниз правой руки, обрызганной
кровью, или же с оружия, находившегося в той же
руке».
Обнаружение следов
выстрела в боковой упор, отсутствие следов
борьбы и самообороны характерны для выстрела,
произведенного собственной рукой.
Ни давность выстрела,
ни обработка рубашки специальным составом не
должны служить препятствием при проведении
комплексных медико-баллистических экспертиз.
Таким образом, проведенное исследование имеет не
только исторический, но и научный интерес.
Автограф смерти
«Он был без пиджака.
Пиджак висел на стуле и лежало письмо, его
последнее письмо, которое он написал», -
вспоминал художник Н.Ф. Денисовский. Из этой
комнаты – «лодочки», как любил называть ее поэт,
дотянулись до наших дней слухи, что это письмо
написано не Маяковским. Более того, приводилось и
имя «автора» письма.
Но подделать почерк так,
чтобы эту подделку не выявили
специалисты-криминалисты, невозможно. Лишь
сейчас за рубежом ведутся работы о возможности
компьютерной (!) подделки почерка.
Сколько копий скрестилось
вокруг предсмертного письма, выполненного
карандашом, почти без знаков препинания: «Всем.
В том что умираю не вините никого и пожалуйста не
сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил…».
Эту предсмертную просьбу
поэта и в голову никому не пришло принять во
внимание.
Письмо было передано в
декабре 1991 года для проведения исследования в
лабораторию судебно-почерковедческих экспертиз
Всероссийского НИИ судебных экспертиз Минюста
РФ (ныне - Федеральный центр судебных экспертиз
МЮ РФ). Перед специалистами был поставлен вопрос:
установить, исполнено ли указанное письмо
Маяковским В.В. или иным лицом.
К исследованию приступили
заведующий НИИ судебно-почерковедческих
экспертиз кандидат юридических наук Ю.Н. Погибко
и старший научный сотрудник этой же лаборатории
кандидат юридических наук Р.Х. Панова. Сделанные
экспертами «Выводы» полностью соответствуют
исследовательской части: «Рукописный текст
предсмертного письма от имени Маяковского В.В.,
начинающийся словами «Всем. В том что умираю не
вините никого…», и оканчивающийся словами
«…Остальное получите с Гр.В.М.», датированный
12.04.30 г., - выполнен самим Маяковским Владимиром
Владимировичем.
Этот текст выполнен
Маяковским В.В. под влиянием каких-то факторов,
«сбивающих» его привычный процесс письма, в
числе которых наиболее вероятным является
необычное психофизиологическое состояние,
связанное с волнением»
. Но написано письмо не
в день самоубийства, а раньше: «Непосредственно
перед самоубийством признаки необычности были
бы выражены более ярко».
Письмо, по мнению
экспертов, действительно было написано 12
апреля, как и датировал его поэт.
Исследователи творчества
В.В. Маяковского, журналисты пытались отыскать
уголовное дело по «факту смерти Маяковского».
Однако его нигде не было... Чтобы поставить точку
в исследованиях, проверить полученные нами
результаты, было необходимо «Дело». Но «Дела» не
было…
Папка Ежова
Материалы о смерти
Маяковского хранились в Президентском архиве, но
совсем в иной папке, и были наконец переданы в
спецхран Государственного музея В.В.
Маяковского. Директор музея С.Е. Стрижнева
любезно согласилась ознакомить меня с
документами.
Я сижу в небольшом уютном
кабинете Светланы Евгеньевны. Передо мной -
картонная серая папка, в глаза сразу же бросается
надпись крупным черным шрифтом: «ЕЖОВ НИКОЛАЙ
ИВАНОВИЧ». Ниже - «Начато 12 апреля 1930 г. Окончено
24 января 1958 г». В папке - вторая папка: «Уголовное
дело №. 02 - 29. 1930 г. О самоубийстве Владимира
Владимировича Маяковского. Начато 14 апреля 1930
г.». Следовательно, дело «О самоубийстве
Владимира Владимировича Маяковского»
находилось на контроле всемогущего и зловещего
секретаря ЦК ВКП(б)
, курировавшего
административные органы, в том числе и органы
госбезопасности. В папке - всего несколько
листков уже чуть пожелтевшей бумаги. Приведем с
соблюдением орфографии выдержки из протокола
осмотра места происшествия:
«ПРОТОКОЛ.
Труп Маяковского лежит на
полу.
По средине комнаты на полу
на спине лежит труп Маяковского. Лежит головой к
входной двери… Голова несколько повернута
вправо, глаза открыты, зрачки расширены, рот
полуоткрыт. Трупного окоченения нет. На груди на 3
см выше левого соска имеется рана округлой формы,
диаметром около двух третей сантиметра.
Окружность раны в незначительной степени
испачкана кровью. Выходного отверстия нет. С
правой стороны на спине в области последних
ребер под кожей прощупывается твердое инородное
тело не значительное по размеру. Труп одет в
рубашку... на левой стороне груди соответственно
описанной ране на рубашке имеется отверстие
неправильной формы, диаметром около одного
сантиметра, вокруг этого отверстия рубашка
испачкана кровью на протяжении сантиметром
десяти. Окружность отверстия рубашки со следами
опала. Промежду ног трупа лежит револьвер
системы «Маузер» калибр 7,65 № 312045 (этот револьвер
взят в ГПУ т. Гендиным). Ни одного патрона в
револьвере не оказалось. С левой стороны трупа на
расстоянии от туловища лежит пустая стреляная
гильза от револьвера Маузер указанного калибра.
Дежурный следователь
/подпись/. Врач-эксперт
/подпись/. Понятые
/подписи/».
Протокол составлен на
крайне низком методическом уровне. Но что имеем,
то имеем…
Обратите внимание: «С
правой стороны на спине в области последних
ребер прощупывается твердое инородное тело не
значительное по размеру».
Присутствие «инородного
предмета» под кожей в области нижних правых
ребер, очевидно, и навело на мысль о том, что
выстрел был произведен слева направо, т.е. левой
рукой. Эксперты же знают о возможности изменения
направления полета пули в теле при встрече с
преградой.
Профессора А.П. Громов и
В.Г. Науменко указывали: «На диаметр канала
влияет также разная плотность, а также
внутренний рикошет (изменение направления
движения пули). Рикошет может возникать не только
от встречи с костью, но и с мягкими тканями».
Американские специалисты называют подобные пули
«блуждающими». И в данном случае пуля из
маломощного патрона, встретившись с преградой
(позвонок, ребро и пр.), скользнула вниз и, потеряв
убойную силу, застряла в подкожножировой
клетчатке, где и прощупывалась в виде «твердого
инородного тела».
Исследуя рубашку, не
зная протокола, эксперты оказались правы:
выстрел произведен в упор
, тело Маяковского
лежало на спине. Не подвела память и В.В.
Полонскую: «Он смотрел прямо на меня и все
силился приподнять голову...».
Следующий лист:
«Рапорт. ...сего числа в 11
часов приехал на место происшествия по
Лубянскому проезду, д. 3, кв. № 12, где застрелился
писатель Маяковский Владимир Владимирович...
впоследствии приехали сотрудники МУРа... нач.
секретного отдела Агранов... Олиевский изъял
предсмертную записку. Судебно-медицинским
экспертом установлено, что гр-н Маяковский
покончил жизнь самоубийством, застрелившись с
револьвера системы Маузер в сердце, после чего
наступила моментальная смерть».
В.В. Полонская на
допросе подтвердила известные нам факты.
На второй день после
гибели В.В. Маяковского были вызваны на допрос
граждане Кривцов Н.Я., Скобелева и другие соседи.
Никто из них категорически не мог утверждать, что
в момент выстрела Полонская находилась в комнате
Маяковского.
В окружении Маяковского
было много знакомых чекистов. Но следует помнить,
что в те годы само слово «чекист» было окружено
романтическим ореолом. В частности, поэт дружил с
Я.С. Аграновым, начальником секретного отдела
ОГПУ. Более того, Агранов подарил Маяковскому,
большому любителю оружия, пистолет. Агранов,
впоследствии расстрелянный, - фигура зловещая.
Именно к Агранову поступала оперативная
информация, собираемая агентурой после смерти
поэта. На страницах некогда секретных документов
можно встретить самые неожиданные вещи.
«С. секретно.
Сводка.
С 9 час. на ул. Воровского,
д. 52, где находится труп
Маяковского, стала собираться публика и к 10.20
собралось около
3000 человек. В 11 часов
публику стали пропускать к гробу Маяковского.
Стоящие в очереди... о причине самоубийства
Маяковского и политического характера
разговоров не слышно.
Пом. нач. 3 отд. Оперода
/Подпись/».
«Нач. СО ОГПУ т. Агранову.
Агентурно-осведомительная
сводка
5 отд. СО ОГПУ № 45 от 18
апреля 1930 г.
Известие о самоубийстве
Маяковского произвело очень сильное впечатление
на общественность... Разговоры исключительно о
романтической причине смерти. Из разговоров
можно подчеркнуть следующее…
Разговоры, сплетни.
Сообщения в газетах о
самоубийстве, романтическая подкладка,
интригующее посмертное письмо вызвали в большей
части у обывательщины нездоровое любопытство.
...Газетную шумиху о
Маяковском называли ловкой коллизией для
дураков. Нужно было перед лицом заграницы, перед
общественным мнением заграницы представить
смерть Маяковского как смерть
поэта-революционера, погибшего из-за личной
драмы.
Крайне неудачным находят
сообщение Сырцова (следователя) о длительной
болезни Маяковского. Говорят о сифилисе и т.п.
Нач. 5 отд. СО ОГПУ
/Подпись/».
Даже спустя много лет
органы госбезопасности пытались «прощупать»
настроение интеллигенции, ее отношение к смерти
Маяковского. Мне довелось познакомиться с
«Протоколом беседы»
М.М. Зощенко с сотрудником
Ленинградского управления НКГБ, состоявшейся 20
июля 1944 года:
«22. Считаете ли вы ясной
теперь причину смерти Маяковского?
«Она и дальше остается
загадочной. Любопытно, что револьвер, из которого
застрелился Маяковский, был подарен известным
чекистом Аграновым».
23. Позволяет ли это
предполагать, что провокационно было
подготовлено самоубийство Маяковского?
«Возможно. Во всяком
случае, дело не в женщинах. Вероника Полонская, о
которой было столько разных догадок, говорила
мне, что с Маяковским интимно близка не была».
Поражает достоинство и
мужество, с которыми держался на так называемой
беседе, а по сути – допросе опальный Зощенко.
Заключение
криминалистов
На имя директора
Российского федерального центра судебных
экспертиз директором Государственного музея
Маяковского С.Е. Стрижневой было направлено
письмо с просьбой провести исследование
пистолета «браунинг», пули и гильзы, полученных
музеем из Президентского архива, из материалов
следственного дела Маяковского...
Вернемся к Протоколу:
«...лежит револьвер системы «Маузер» калибр 7,65»
.
Из какого же оружия стрелял в себя Маяковский?
Согласно удостоверению № 4178/22076 у Маяковского
было два пистолета: системы «браунинг» и системы
«байярд» - короткоствольное оружие. Может быть,
выстрел был произведен из браунинга? Но я не верю,
чтобы следователь-профессионал мог спутать
браунинг с маузером.
На столе перед экспертами
- стреляная гильза, пуля и кобура с оружием.
Привычным движением Эмиль Григорьевич извлекает
из кобуры… браунинг № 268979!
«В результате
проведенного исследования был выявлен комплекс
признаков, свидетельствующих о том, что из
оружия, представленного на экспертизу… выстрел
(выстрелы) не производился (не производились)», -
установила С. Николаева. Значит, к материалам
дела приложено в качестве вещественного
доказательства не то оружие?
Исследование
пули, извлеченной из тела Маяковского, и гильзы,
также приложенных к делу, проводил эксперт Э.Г.
Сафронский. Изучив пулю, эксперт бесстрастно
запишет: «Установленные данные
свидетельствуют о том, что представленная пуля
является частью 7,65 мм патрона браунинга образца
1900 г.»
Так в чем же дело? Но далее
эксперт установил, что исследуемая пуля была
выстрелена из пистолета «Маузер» модели 1914 г. «Тем
не менее,
- продолжает исследование эксперт,
- для проверки версии о возможности выстрела
исследуемой пули из представленного на
экспертизу пистолета «Браунинг» № 268979 провели
экспериментальную стрельбу из указанного
пистолета пятью 7,65 мм патронами браунинга...
Результаты проведенного исследования позволяют
сделать категорический вывод о том, что
представленная на экспертизу пуля 7,65 мм патрона
браунинга образца 1900 года была выстрелена… из
пистолета «Маузер» модели 1914 г. калибра 7,65 мм».
Представленная на исследование гильза 7,65 мм
патрона браунинга образца 1900 г. была стреляна,
установил эксперт Сафронский, не в пистолете
«Браунинг» № 268979, а в пистолете «Маузер» модели
1914 года калибра 7,65 мм.
Следовательно, выстрел
был произведен из маузера!
Блестяще
проведенное исследование! Именно маузер был
отмечен в протоколе осмотра.
Кто же подменил оружие?
Вспомним протокол «беседы» сотрудника НКГБ с М.М.
Зощенко: «Любопытно, что револьвер, из которого
застрелился Маяковский, был ему подарен
известным чекистом Аграновым». Уж не сам ли
Агранов подменил оружие, приложив к делу
браунинг Маяковского?
Вместо эпилога
Решение уйти из жизни в
подавляющем большинстве случаев - дело
интимное: закрыться в комнате и никого больше не
видеть.
Мы никогда не узнаем, что
на самом деле происходило с Владимиром
Владимировичем. Это был очень крупный поэт с
абсолютно незащищенной эмоциональной жизнью.
Самоубийство всегда связано с глубокими слоями
психики. Духовный мир человека - загадочный и
безмолвный космос...
Александр МАСЛОВ,
профессор судебной медицины, судмедэксперт
Неоспоримым остается факт: выстрел в коммунальной квартире, где находилась рабочая комната Владимира Маяковского, прозвучал 85 лет назад 14 апреля 1930 года в 10 часов 17 минут. Пуля попала в сердце. Прибывшая "Скорая помощь" констатировала смерть. Сразу же возникла версия о самоубийстве. Тем более что рядом с поэтом была найдена предсмертная записка:
"Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, простите это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет"
Завещание не выполнили
Без сплетен все-таки не обошлось. Романтическая версия смерти поэта стала по горячим следам одной из самых популярных. Судачили, что ему отказала его последняя возлюбленная, а также что он страдал от венерического заболевания. Чтобы опровергнуть совсем уже абсурдную нездоровую версию, пришлось даже проводить повторное вскрытие. Но никаких венерических заболеваний у Маяковского не обнаружили. В личной жизни волнения действительно были, но, скорее, приятного свойства: Маяковский был увлечен 22-летней артисткой МХАТ Вероникой Полонской. И, судя по всему, барышня отвечала взаимностью, хотя и не соглашалась оставить мужа, как того требовал поэт. Она была последней, кто видел Маяковского живым — она вышла из комнаты за несколько мгновений до выстрела, спешила на репетицию.
Самоубийство ли?
Услышав выстрел, Полонская тут же вернулась. Главный противник версии самоубийства журналист Валентин Скорятин утверждает, что Маяковский был влюблен и строил планы, значит, не мог решиться на такой отчаянный шаг. В качестве других доказательств своей версии Скорятин приводит первые показания молодой актрисы: "Тогда никто из присутствовавших не слышал, чтобы Полонская говорила о револьвере в руках поэта, когда она выбегала из комнаты". По версии журналиста, впоследствии ее принудили изменить показания. Кроме того, Скорятин приводит разные показания о местоположении тела: первоначально свидетели утверждали, что тело поэта лежало "ногами к двери", те, кто пришел позже — что "головой к двери". Из чего журналист делает вывод, что тело двигали, и двигали не случайно — а чтобы отвести подозрение, что выстрел был произведен кем-то иным, внезапно появившимся в дверях. В качестве основного подозреваемого Скорятин рассматривает начальника секретного отдела ГПУ Агранова. Именно он прибыл на место преступления вслед за молодой актрисой. Исследователь смерти Маяковского предполагает, что Агранов мог прятаться в подсобной комнате, а потом выйти через черный ход.
Журналист Скорятин не верил и в подлинность завещания, считал его подделкой. По версии Скорятина, Маяковского убили. За что? За все более проступавшее разочарование в советском строе, делает вывод журналист. По его словам, "все чаще в его "партийные книжки" врывались ноты трагического разочарования, и все натужней он воспевал реальность. Зато крепло сатирическое обличение "дряни".
© Sputnik / РИА Новости
Последние экспертизы и новые тайны
С распадом Советского Союза версия о том, что Маяковский был убит, зазвучала с новой силой. Одновременно выяснилось, что экспертиза рубашки, которая была на Маяковском в момент смерти, ни разу толком не проводилась. До 1950-х годов рубашка хранилась сначала у супруги поэта Лили Брик, затем — в музее Маяковского. Результаты исследования, проведенного экспертами Федерального центра судебных экспертиз Минюста Российской Федерации были опубликованы уже в новом веке. Главный вывод —характер следов и отсутствие признаков самообороны характерны для выстрела, произведенного собственной рукой. Инсценировать самоубийство можно, признали эксперты, можно срежиссировать отдельные следы. Но невозможно учесть все, в том числе единичные капли крови, обнаруженные на рубашке и характерные для следов, которые оставляет рука, обрызганная кровью, при движении вниз.
Впрочем, один вопрос так и остался неразгаданным, кто и зачем подменил пистолет в деле о самоубийстве Маяковского. О подмене стало известно также в наше время. К экспертам обратились сотрудники Государственного музея Маяковского с просьбой исследовать "Браунинг", который был передан вместе с пулями и гильзой из Президентского архива, из материалов следственного дела Владимира Маяковского. При этом, в самих материалах, в частности, в протоколе осмотра фигурирует револьвер системы "Маузер". Экспертиза показала, что стрелял именно "Маузер". Так кто же подменил вещдок? Одну из правдоподобных гипотез выдвинул судмедэксперт Александр Маслов. Он напомнил о допросе в НКГБ Михаила Зощенко и замечании писателя о том, "что револьвер, из которого застрелился Маяковский, был ему подарен известным чекистом Аграновым". Уж не сам ли Агранов подменил оружие, приложив к делу браунинг Маяковского, делает вывод криминалист. У Маяковского, согласно документам было два пистолета — системы "Браунинг" и системы "Байярд".
© Sputnik / РИА Новости
Почему
Вопрос "почему" также остается без ответа. Часть исследователей симпатизируют романтической версии, часть видят причину трагедии в творческих терзаниях — накануне публика и пресса довольно холодно приняла его новую пьесу "Баня", постановку "Клоп" также ожидал очевидно холодный прием, коллеги и власть проигнорировали его выставку. В общем, были поводы для расстройства. Но что стало последней каплей, ответ на этот вопрос криминалисты дать не в состоянии.
Гениальные произведения Владимира Маяковского вызывают истинное восхищение у миллионов его почитателей. Он заслуженно относится к числу величайших поэтов-футуристов 20 века. Кроме того, Маяковский проявил себя неординарным драматургом, сатириком, кинорежиссёром, сценаристом, художником, а также редактором нескольких журналов. Его жизнь, многогранное творчество, а также полные любви и переживаний личные отношения и сегодня остаются не до конца разгаданной тайной.
Талантливый поэт родился в небольшом грузинском селе Багдати (Российская империя). Его мать Александра Алексеевна принадлежала к казацкому роду из Кубани, а отец Владимир Константинович работал простым лесничим. У Владимира было два брата – Костя и Саша, которые умерли ещё в детстве, а также две сестры – Оля и Люда.
Маяковский отлично знал грузинский язык и с 1902 года учился в гимназии г. Кутаиси. Уже в молодости его захватили революционные идеи, и, обучаясь в гимназии, он участвовал в революционной демонстрации.
В 1906 году скоропостижно умер отец. Причиной смерти было заражение крови, которое произошло в результате укола пальца обычной иголкой. Это событие настолько потрясло Маяковского, что он в дальнейшем полностью избегал заколок и булавок, опасаясь участи своего отца.
В том же 1906 году Александра Алексеевна с детьми переехала в Москву. Владимир продолжил своё обучение в пятой классической гимназии, где посещал занятия вместе с братом поэта – Александром. Однако со смертью отца финансовое положение семьи значительно ухудшилось. Как следствие, в 1908 году Владимир не смог заплатить за своё обучение, и его исключили из пятого класса гимназии.
Творчество
В Москве молодой парень стал общаться со студентами, увлекающимися революционными идеями. В 1908 году Маяковский решил стать членом РСДРП и часто пропагандировал среди населения. В течении 1908-1909 годов Владимира трижды арестовывали, однако по причине несовершеннолетия и отсутствия улик вынуждены были отпускать на свободу.
Во время расследований Маяковский не мог спокойно находиться в четырёх стенах. Через постоянные скандалы его часто переводили в разные места заключения. В итоге, он оказался в Бутырской тюрьме, где провёл одиннадцать месяцев и принялся за написание стихов.
В 1910 году молодой поэт вышел из заключения и сразу же покинул партию. В следующем году художница Евгения Ланг, с которой Владимир был в дружественных отношениях, порекомендовала ему заняться живописью. Во время обучения в училище живописи, ваяния и зодчества он познакомился с основателями группы футуристов «Гилея» и присоединился к кубофутуристам.
Первым произведением Маяковского, которое было напечатано, стало стихотворение «Ночь» (1912 год). Тогда же молодой поэт впервые публично выступил в артистическом подвале, который носил название «Бродячая собака».
Владимир вместе с членами группы кубофутуристов участвовал в турне по России, где читал лекции и свои стихи. Вскоре появились и положительные отзывы о Маяковском, но он зачастую рассматривался вне футуристов. считал, что среди футуристов Маяковский являлся единственным настоящим поэтом.
Первый сборник молодого поэта «Я» был опубликован в 1913 году и состоял всего из четырёх стихотворений. На этот год приходится также написание бунтарского стихотворения «Нате!», в котором автор бросает вызов всему буржуазному обществу. В следующем году Владимир создал трогательное стихотворение «Послушайте», поразившее читателей своей красочностью и чуткостью.
Привлекала гениального поэта и драматургия. 1914 год ознаменовался созданием трагедии «Владимир Маяковский», представленной публике на сцене петербургского театра «Луна-парк». При этом Владимир выступил её режиссёром, а также исполнителем главной роли. Основным мотивом произведения стал бунт вещей, что и связывало трагедию с творчеством футуристов.
В 1914 году молодой поэт твёрдо решил добровольно записаться в армию, но его политическая неблагонадёжность пугала представителей власти. Он не попал на фронт и в ответ на пренебрежение написал стихотворение «Вам», в котором дал свою оценку царской армии. Кроме того, вскоре появились гениальные произведения Маяковского – «Облако в штанах» и «Война объявлена».
В следующем году состоялась судьбоносная встреча Владимира Владимировича Маяковского с семьёй Брик. Отныне его жизнь представляла единое целое с Лилей и Осипом. С 1915 по 1917 год благодаря протекции М. Горького поэт служил в автомобильной школе. И хотя он, будучи солдатом, не имел права печататься, Осип Брик пришёл ему на помощь. Он приобрёл две поэмы Владимира и вскоре опубликовал их.
Одновременно с этим Маяковский окунулся в мир сатиры и в 1915 году напечатал в «Новом Сатириконе» цикл произведений «Гимны». Вскоре появляются два крупные сборники произведений – «Простое как мычание» (1916 год) и «Революция. Поэтохроника» (1917 год).
Октябрьскую революцию великий поэт встретил в штабе восстания в Смольном. Он сразу же стал сотрудничать с новой властью и участвовал в первых собраниях деятелей культуры. Отметим, что Маяковский возглавлял отряд солдат, который арестовал генерала П. Секретева, руководившего автомобильной школой, хотя ранее из его рук получил медаль «За усердие».
1917‑1918 годы были отмечены выходом нескольких произведений Маяковского, посвящённых революционным событиям (например, «Ода революции», «Наш марш»). На первую годовщину революции была презентована пьеса «Мистерия-буфф».
Увлекался Маяковский и киномастерством. В 1919 году в свет вышло три киноленты, в которых Владимир выступил актёром, сценаристом и режиссёром. Тогда же поэт начал сотрудничать с РОСТА и трудился над агитационно-сатирическими плакатами. Параллельно Маяковский работал в газете «Искусство коммуны».
Кроме того, в 1918 году поэт создал группу «Комфут», направление которой можно охарактеризовать как коммунистический футуризм. Но уже в 1923 году Владимир организовывает другую группу – «Левый фронт искусств», а также соответствующий журнал «ЛЕФ».
На это время приходится создание нескольких ярких и запоминающихся произведений гениального поэта: «Про это» (1923 год), «Севастополь – Ялта» (1924 год), «Владимир Ильич Ленин» (1924 год). Подчеркнём, что во время чтения последней поэмы в Большом театре присутствовал сам . После выступления Маяковского последовали овации, которые длились 20 минут. В целом, именно годы гражданской войны оказались для Владимира лучшим временем, о чём он упомянул в поэме «Хорошо!» (1927 год).
Не менее важным и насыщенным был для Маяковского период частых путешествий. В течении 1922-1924 годов он посетил Францию, Латвию и Германию, которым посвятил несколько произведений. В 1925 году Владимир отправился в Америку, побывав в Мехико, Гаване и многих городах США.
Начало 20-х годов было отмечено бурной полемикой между Владимиром Маяковским и . Последний на то время примкнул к имажистам – непримиримым противникам футуристов. Кроме того, Маяковский являлся поэтом революции и города, а Есенин в своём творчестве превозносил деревню.
Однако Владимир не мог не признать безусловный талант своего оппонента, хотя и критиковал его за консерватизм и пристрастие к алкоголю. В некотором смысле они были родственными душами – вспыльчивыми, ранимым, в постоянных поисках и отчаянии. Их объединяла даже тема самоубийства, присутствовавшая в творчестве обоих поэтов.
В течение 1926-1927 годов Маяковский создал 9 киносценариев. Кроме того, в 1927 году поэт возобновил деятельность журнала ЛЕФ. Но спустя год он покинул журнал и соответствующую организацию, окончательно разочаровавшись в них. В 1929 году Владимир основывает группу «РЕФ», но в следующем году выходит из неё и становится членом «РАПП».
Под конец 20-х годов Маяковский снова обращается к драматургии. Он готовит две пьесы: «Клоп» (1928 год) и «Баня» (1929 год), предназначенные специально для театральной сцены Мейерхольда. В них продумано сочетается сатирическая подача действительности 20-х годов со взглядом в будущее.
Мейерхольд сравнивал талант Маяковского с гениальностью Мольера, но критики встретили его новые работы разгромными комментариями. В «Клопе» они отыскали лишь художественные недостатки, однако к «Бане» выдвигались даже обвинения идейного характера. Во многих газетах были размещены крайне оскорбительные статьи, а некоторые из них имели заголовки «Долой маяковщину!»
Роковой 1930 год начался для величайшего поэта с многочисленных обвинений коллег. Маяковскому заявили, что он не является истинным «пролетарским писателем», а всего лишь «попутчик». Но, несмотря на критику, весной того года Владимир решил подвести итоги своей деятельности, для чего организовал выставку под названием «20 лет работы».
Выставка отображала все многогранные достижения Маяковского, но принесла сплошные разочарования. Её не посетили ни бывшие коллеги поэта по ЛЕФу, ни высшее партийное руководство. Это был жестокий удар, после которого в душе поэта осталась глубокая рана.
Смерть
В 1930 году Владимир много болел и даже опасался потерять голос, что положило бы конец его выступлениям на сцене. Личная жизнь поэта превратилась в безуспешную борьбу за счастье. Он был очень одинок, ведь Брики – его неизменная поддержка и утешение, уехали за границу.
Нападки со всех сторон легли на Маяковского тяжёлым моральным грузом, и ранимая душа поэта не выдержала. 14 апреля Владимир Маяковский выстрелил себе в грудь, что и стало причиной его смерти.
Могила Владимира Маяковского
После кончины Маяковского его произведения попали под негласный запрет и почти не публиковались. В 1936 году Лиля Брик написала письмо самому И. Сталину с просьбой посодействовать в сохранении памяти о великом поэте. В своей резолюции Сталин высоко оценил достижения умершего и дал разрешение на публикацию произведений Маяковского и создание музея.
Личная жизнь
Любовью всей жизни Маяковского была Лиля Брик, встреча с которой состоялась в 1915 году. Молодой поэт на то время встречался с её сестрой – Эльзой Триоле, и однажды девушка привела Владимира в квартиру Бриков. Там Маяковский впервые прочитал поэму «Облако в штанах», а потом торжественно посвятил её Лиле. Как не удивительно, но прообразом героини этой поэмы была скульптор Мария Денисова, в которую поэт влюбился в 1914 году.
В скором времени между Владимиром и Лилей вспыхнул роман, при этом Осип Брик закрыл глаза на увлечение своей жены. Лиля стала музой Маяковского, именно ей он посвящал практически все свои стихи о любви. Безграничную глубину своих чувств к Брик он выразил в следующих произведениях: «Флейта-позвоночник», «Человек», «Ко всему», «Лиличка!» и др.
Влюблённые вместе участвовали в съёмках киноленты «Закованная фильмой» (1918 год). Более того, с 1918 года Брики и великий поэт стали жить вместе, что вполне вписывалось в существующую на то время брачно-любовную концепцию. Они несколько раз меняли место проживания, но каждый раз селились вместе. Зачастую Маяковский даже содержал семью Бриков, а со всех поездок за границу обязательно привозил Лиле роскошные подарки (например, автомобиль «Рено»).
Несмотря на безграничную привязанность поэта к Лиличке, в его жизни были и другие возлюбленные, даже родившие ему детей. В 1920 году Маяковский имел близкие отношения с художницей Лилей Лавинской, которая подарила ему сына Глеба-Никиту (1921-1986).
1926 год отметился ещё одной судьбоносной встречей. Владимир познакомился с Элли Джонс – эмигранткой из России, которая родила ему дочь Елену-Патрисию (1926-2016). Также мимолётные отношения связывали поэта с Софьей Шамардиной и Натальей Брюханенко.
Кроме того, в Париже выдающийся поэт встретился с эмигранткой Татьяной Яковлевой. Вспыхнувшие между ними чувства постепенно крепли и обещали превратиться во что-то серьёзное и продолжительное. Маяковский хотел, чтобы Яковлева приехала в Москву, но она отказалась. Тогда в 1929 году Владимир решил поехать к Татьяне, однако проблемы с получением визы стали для него непреодолимой преградой.
Последней любовью Владимира Маяковского была молодая и замужняя актриса Вероника Полонская. Поэт требовал от 21-летней девушки бросить мужа, но Вероника не решалась на столь серьёзные изменения в жизни, ведь 36-летний Маяковский казался ей противоречивым, импульсивным и непостоянным.
Сложности в отношениях с молодой возлюбленной подтолкнули Маяковского к роковому шагу. Она была последней, кого Владимир видел перед смертью и слёзно просил её не идти на запланированную репетицию. Не успела закрыться за девушкой дверь, как прозвучал роковой выстрел. Полонская не решилась прийти на похороны, ведь родственники поэта считали её виновницей в смерти родного человека.
В.В.Маяковский
На одном из концертов к Владимиру Маяковскому подскочил человек невысокого роста и прокричал: «От великого до смешного — один шаг!» Маяковский шагнул ему навстречу: «Вот я его и делаю».
Но гениальный Поэт сделал не только шаг от великого до смешного. Он перешел границу жизни и смерти. Добровольно или нет — об этом до сих пор активно спорят исследователи жизни и творчества В. В. Маяковского.
Его смерть вызвала общественный резонанс, стала неожиданностью как для его врагов, так и друзей и родных. Это произошло в Москве 14 апреля 1930 г. в 10:17 утра. Владимир Маяковский совершил самоубийство, выстрелив в упор себе в сердце.
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста,
не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите — это не способ
(другим не советую), но у меня выходов нет.
Лиля — люби меня.
Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик,
мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.
Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
Как говорят —
«инцидент исперчен»,
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей,
бед
и обид.
Счастливо оставаться.
Владимир М, а я к о в с к и й.
12/ IV -30 г.
Внимательно присмотритесь к дате написания — 12 апреля (умер Маяковский, напомню, 14 числа). Значит ли это то, что Поэт уже за несколько дней до кончины готовился «наложить на себя руки»?
Сам или не сам? — вот в чем вопрос.
Загадок в смерти Маяковского немало. Наиболее спорный вопрос: а было ли это само убийство?
Здесь мнения исследователей расходятся прямо в противоположные стороны. Одни утверждают, что Поэт был убит. Главное доказательство, считают они, — уголовное дело, заведенное по факту гибели Маяковского.
Наиболее уверенно о намеренном убийстве заявил В. И. Скорятин. Он провел независимые расследования и пришел к выводу: безымянный убийца существовал.
Кинорежиссер С. Эйзенштейн также высказывался по этому поводу: «Его надо было убрать. И его убрали».
Однако официально эксперты выявили «неоспоримый» факт самоубийства. Слово неоспоримый здесь — в кавычках, поскольку по данному вопросу все же ведутся горячие споры.
Еще больше дров в «дискуссионный огонь» подкидывают разногласия ученых по поводу подлинности записки (предсмертного письма). Скорятин основывает свои сомнения на следующем: прежде всего, записка была написана карандашом, «хотя поэт очень трепетно относился к своей авторучке и всегда пользовался только ею». А при помощи карандаша легко имитировать чужой почерк.
Все тот же С. Эйзенштейн отмечает, что Маяковский ничего подобного не писал.
Повторное вскрытие тела. Для чего, и что оно показало?
Уже вечером 14 апреля специалисты произвели вскрытие тела и извлекли головной мозг Маяковского. Лично мне это кажется отвратительным и неэтичным, несмотря на «благие» научные цели.
Стоит отметить только, что мозг не имел каких-либо существенных отклонений от нормы.
«…вдруг стали слышны из его комнаты бесцеремонно громкие стуки: так могут рубить, казалось, только дерево. Это происходило вскрытие черепа. В тазу был мозг Маяковского…» — В. П. Катаев даже спустя тридцать лет так и не смог забыть этот рассказ.
17 апреля было произведено повторное вскрытие тела. Связано это было со слухами о болезни Маяковского (будто он страдал от сифилиса). Однако результаты обследования опровергли всяческие сплетни.
Нарушено ли завещание В. Маяковского?
Кстати, о сплетнях. Просьба покойного, отмеченная в самых первых строках (что свидетельствует о ее значимости), не была выполнена: «…пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил».
Но слухи разлетались по Москве быстрее новостных сводок, и о гибели Поэта стало известно еще до официального «обнародования» (не без надуманных подробностей, впрочем).
Из агентурно-осведомительной сводки:
«Известие о самоубийстве Маяковского произвело очень сильное впечатление на общественность…
Разговоры, сплетни.
Сообщения в газетах о самоубийстве, романтическая подкладка, интригующее посмертное письмо вызвали в большей части у обывательщины нездоровое любопытство».
Странно… Не замечали ли вы, что зачастую завещания великих людей не то чтобы не исполняют, но искажают или вовсе игнорируют?
«Думает бог: погоди, Владимир!» Предвещал ли поэт свою смерть?
Владимир Маяковский, как и многие Гении мира сего, предрекал собственную кончину. Об этом говорят, нет — это провозглашают строки его стихотворений:
«Все чаще думаю — не поставить ли лучше точку пули в своем конце»
«Все равно я знаю, я скоро сдохну!»
(«Флейта-позвоночник»)
«А сердце рвется к выстрелу, а горло бредит бритвою»
«Петлей на шею луч накинь»
(«Человек»)
«Стоит только руку протянуть — пуля мигом в жизнь загробную начертит гремящий путь» («Про это»)
«Что ж, выходите.
Ничего.
Покреплюсь.
Видите — спокоен как!
Как пульс
Покойника».
(«Облако в штанах»)
Не только в произведениях, но и в своих речах Поэт не раз упоминал о возможности самоубийства.
Почему ушел из жизни великий стихотворец?
Точные причины самоубийства до сих пор не ясны.
К примеру, А. Потапов пишет о влиянии личностной тревожности
Поэта на его судьбу.
Он отмечает, что Маяковскому были характерны резкие колебания в настроениях, впечатлительность. Успех окрылял его, неудачи вводили в депрессию.
Внутренняя напряженность, преувеличенная боязнь заболеть (связанная с гибелью отца Маяковского), частая смена настроения, жажда славы, неудачи в любовной сфере — все это в значительной степени повлияло на трагический исход его жизни.
Согласно воспоминаниям Лили Брик, Маяковский не раз пытался свести счеты с жизнью. 18 июля 1916 года он впервые сделал попытку застрелиться, однако оружие дало осечку. Второй случай имел место 11 октября 1917 года, который также оказался неудачным. В дневнике Поэта эти даты отмечены следующими словами: «Сразу же как-то стало совершенно не для чего жить».
И только в роковой третий раз безжалостный кусочек металла остановил биение сердца великого и неповторимого Владимира Владимировича Маяковского…
Но пойми: несравненное право
Самому выбирать свою смерть