Если в бсо указана ошибочно система налогообложения. Ошибки в бланке строгой отчетности признаны малозначительным нарушением
Допускаются ли исправления в книге учета БСО? Можно при заполнении журнала учета БСО руководствоваться правилами ведения журнала кассира-операциониста?
Ответ
сообщаем следующее : Порядок ведения книги учета БСО содержится в п. 13 Постановления Правительства РФ от 06.05.2008 N 359. Согласно этому пункту, листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом). Других правил учета БСО законодательство не содержит. Поэтому порядок ведения такой книги организация вправе определить самостоятельно.
Законодательство не содержит правил ведения книги учета БСО, а также запрета на внесение исправлений в данную книгу. Поэтому организация при выявлении ошибки в книге может ориентироваться на порядок внесения исправлений, предусмотренный для регистров бухучета.
Согласно этому порядку, исправления вносятся на основании бухгалтерской справки. В регистрах бухучета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение соответствующего регистра. Если исправление в регистре разрешено ответственными лицами, то заверьте его подписями этих лиц (с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц), проставьте дату внесения исправления.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359
13. Учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом).*
2. Ситуация: Как исправить ошибку в регистре бухучета
Исправить ошибку в регистре бухучета можно на основании бухгалтерской . В этом документе должно быть обоснование исправления.
В регистрах бухучета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение соответствующего регистра (). Если исправление в регистре разрешено ответственными лицами, то заверьте его подписями этих лиц (с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц), проставьте дату внесения исправления. Такие правила установлены статьи 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*
Регистры
Формы регистров утверждает руководитель организации. Обязательными реквизитами регистра бухучета являются:
- наименование регистра;
- наименование организации (экономического субъекта), составившей регистр;
- даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;
- хронологическая и (или) систематическая группировка ;
- единица измерения;
- наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра, и их подписи с расшифровкой.
Регистры составляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного .
При внесении исправлений в регистры нужно проставить дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра (с расшифровкой).
При регистрации в регистрах не допускаются:
– пропуски или изъятия;
– отражение и
Ответственность за БСО (их невыдачу, неправильное оформление, утрату) устанавливается нормами административного законодательства. Какие наказания могут применяться к нарушителю и можно ли их каким-либо образом избежать?
Что такое бланк строгой отчетности?
Статья 1.1 закона «О ККТ» 22.05.2003 № 54-ФЗ определеяет бланк строгой отчетности (далее — БСО) как первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ.
Но в полной мере это определение заработает с 01.07.2019, когда все без исключения организации и ИП будут обязаны применять БСО в порядке, предусмотренном законом № 54-ФЗ. До этой даты при оказании услуг населению хозсубъекты, имеющие право не применять ККТ, могут работать с ними по правилам, которые закреплены постановлением Правительства РФ «О порядке осуществления наличных денежных расчетов…» от 06.05.2008 № 359. Исключение — сфера общепита , предприятия которого (кроме ИП без работников) должны были перейти на новый порядок работы с БСО уже с 01.07.2018.
Какие штрафы предусмотрены за невыдачу БСО?
Невыдача БСО приравнивается к неприменению кассовой техники по следующим основаниям. Согласно п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ некоторые фирмы и предприниматели, оказывающие услуги населению, могут не использовать ККТ при наличных расчетах. Однако это допустимо только при условии выдачи клиентам документа, аналогичного по своему составу и предназначению кассовому чеку, — БСО. Если же такой бланк продавцом не выдается, то данное действие трактуется контролирующими органами как незаконное неприменение ККТ, являющееся административным правонарушением.
Согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП оно влечет наказание в виде штрафа:
- для должностных лиц — в размере от 25 до 50% от суммы, принятой без выдачи документа (но не менее 10 000 руб.);
- для юрлиц — в размере от 75 до 100% от суммы, принятой без выдачи документа (но не менее 30 000 руб.).
Повторное нарушение при сумме непроведенной через ККТ выручки 1 млн руб. и более карается суровее:
- в отношении должностных лиц оно влечет дисквалификацию на срок от одного до двух лет;
- для ИП и юрлиц может повлечь административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Отдельным правонарушением КоАП выделяет невыдачу кассового чека или БСО при наличии требования клиента. В этом случае будут применены следующие виды ответственности (п. 6 ст. 14.5):
- предупреждение или штраф для должностных лиц в сумме 2 000 руб.;
- для юрлиц — предупреждение или штраф 10 000 руб.
Заметим, что к невыдаче БСО контролеры могут приравнивать выдачу бланка:
- на сумму отличную от той, которая была получена фактически;
- изготовленного недопустимыми способами (все разрешенные способы перечислены в пп. 5, 11 постановления № 359);
- с отсутствующими обязательными реквизитами (их перечень приведен в п. 3 постановления № 359).
ВАЖНО! Мнения судей по вопросу привлечения к ответственности за выдачу БСО с неверными реквизитами весьма и весьма противоречивы. Например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2007 № А56-13516/2007 содержит решение арбитров о привлечении фирмы к ответственности по причине того, что она не внесла в БСО свои реквизиты. И совершенно иное мнение выразили судьи в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25.10.2007 № Ф04-7541/2007(39632-А75-7), когда решили не привлекать ИП к ответственности, несмотря на то что он не указал в БСО ряд обязательных реквизитов.
Помимо административной ответственности за отсутствие БСО возможна также налоговая — по ст. 120 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000-30 000 руб., а при заниженижении налоговой базы в размере 20% от суммы неуплаченного в результате налога, но не менее 40 000 руб.
Существует ли ответственность за утерю БСО?
В данном случае может применяться мера за нарушение порядка хранения первичной бухгалтерской документации, который обязаны соблюдать все хозсубъекты (ст. 29 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Согласно пп. 1, 2 ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы для должностных лиц за отсутствие первички:
- 5 000-10 000 руб. при первом нарушении,
- 10 000-20 000 руб. или дисквалификация на 1-2 года — при повторном.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредоставление контролирующим органам первичной документации на должностных лиц налагается штраф 300-500 руб. За это же нарушение предусмотрена ответственность и по п. 5 ст. 14.5 КоАП — предупреждение или штраф для должностных лиц в сумме 1 500-3 000 руб., к юрлицам применяется предупреждение или штраф 5 000-10 000 руб.
Также здесь возможен штраф по ст. 120 НК РФ, о котором мы говорили выше.
ВАЖНО! Говоря об ответственности за утерю БСО, следует понимать, что она касается только случаев отсутствия у продавца заполненных бланков. Чистые бланки первичной документацией не являются, а ответственность за их утерю не предусмотрена.
Не забудьте соблюсти порядок списания утерянных БСО (в т. ч. и незаполненных), он установлен п. 19 постановления № 359. Факт утери подтверждается инвентаризационной описью, в которой сопоставляются данные книги учета БСО с фактическими данными о наличии БСО у ответственного сотрудника. При этом, если БСО были утеряны по его вине, к провинившемуся работнику могут быть применены меры дисциплинарного воздействия в соответствии с ТК РФ. А если потеря БСО стала следствием противозаконных действий сотрудника (в частности, кражи), необходимо о данном факте оповестить следственные органы.
Может ли быть привлечен к ответственности сотрудник фирмы или ИП?
Согласно ст. 2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ применять кассовую технику (либо БСО) обязаны только организации или индивидуальные предприниматели. Что это означает? То, что законодательство не предусматривает обязанности физлица — сотрудника фирмы или ИП (например, кассира) выдавать БСО или кассовый чек. Такая обязанность возлагается на сотрудника исключительно работодателями на основании соответствующих положений трудового договора, заключаемого между работником и юрлицом (или ИП).
Таким образом, к ответственности за невыдачу БСО может быть привлечен только работодатель, поскольку в данной ситуации его сотрудник совершает действия на основании трудового договора, но не является стороной в договоре купли-продажи (письмо ФНС от 13.06.2006 № ММ-6-06/597@). Однако данный факт не мешает работодателю потребовать со своего сотрудника возмещения убытков, если они были причинены по его (сотрудника) вине.
Когда размер штрафа можно снизить, а наказания избежать?
Если даже штраф за невыдачу БСО (или неприменение ККТ) был наложен при наличии веских для того оснований, судьи могут смягчить наказание, снизив сумму денежного взыскания или вовсе не применяя его. Наиболее значимым смягчающим обстоятельством в данной ситуации бывает первичное привлечение фирмы или индивидуального предпринимателя к соответствующему виду административной ответственности. Например, арбитры, вынося постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2007 № А56-11958/2006, посчитали возможным снизить размер штрафных санкций, возложенных на фирму, с 35 000 до 30 000 руб.
Судьи могут благосклонно отнестись к нарушителю кассовой дисциплины и освободить его от административной ответственности также в том случае, если нарушение будет признано малозначительным. Чаще всего это бывает тогда, когда сумма, которую следовало зафиксировать в невыданном документе, невелика, а юрлицо или предприниматель привлекается к ответственности впервые (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.08.2008 № А28-3765/2008-144/14).
Другому примеру малозначительности нарушения посвящено постановление ФАС Уральского округа от 24.06.2008 № Ф09-4443/08-С1, когда фирма была освобождена от ответственности за применение БСО неустановленного образца, при этом все его реквизиты соответствовали законодательным требованиям.
Еще один момент, который следует учитывать: срок, в течение которого может быть наложено наказание, — он закреплен в ст. 4.5 КоАП. Согласно данной норме постановление о наложении административного наказания не может быть вынесено, если со дня нарушения прошло более 2 месяцев.
И последний нюанс, который поможет избежать наказания: согласно ст. 7 закона № 54-ФЗ контролирующая функция по применению хозсубъектами ККТ и БСО возложена на налоговые органы. При этом оформлять протоколы в случае выявления нарушений и накладывать ответственность могут только определенные сотрудники ФНС (ст. 23.5 КоАП РФ):
- руководитель ФНС РФ и его заместители;
- руководители инспекций субъектов РФ и их заместители;
- руководители городских и районных отделений ФНС.
В том случае, если протокол составляется иным должностным лицом, нарушитель может быть освобожден от привлечения к административной ответственности (постановление ФАС Московского округа от 30.04.2004 № КА-А40/3113-04).
Могут ли налоговики проводить контрольные закупки?
Для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности, нарушение необходимо выявить. Но вот могут ли это делать сотрудники ФНС? Долгое время у судей не было единого мнения относительно того, вправе ли налоговики осуществлять контрольные закупки. Немного истории. В 2008 г. ВАС пришел к выводу, что делать это инспекторы ФНС не имеют права, поскольку контрольные закупки (называемые в законодательстве проверочными) признаются оперативно-розыскным мероприятием (постановление Президиума ВАС РФ от 02.09.08 № 3125/08). А налоговики их осуществлять не имеют права. Учитывать же доказательства, полученные при несоблюдении закона, нельзя. Подобными разъяснениями ВАС вооружились федеральные арбитражные суды, массово отменяя штрафы за несоблюдение кассовой дисциплины.
Чуть позже ВС РФ (постановление от 24.07.09 № 46-АД09-1) выразил прямо противоположное мнение: контроль за применением ККТ и выдачей кассовых документов возложен на налоговиков согласно ст. 7 закона от 22.05.03 № 54-ФЗ, положения которой не запрещают сотрудникам ФНС проводить проверочную закупку, следовательно, они на ее осуществление имеют право.
И вот в середине 2016 года эту же позицию подтвердил Президиум ВС (обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2015)), пояснив, что к совершению сотрудниками ФНС денежных расчетов в рамках контрольной закупки не применяются нормы закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности», а это значит, что такое мероприятие не является оперативно-разыскным. Судьи также акцентировали внимание на том, что составленный налоговиками акт контрольной закупки является доказательством при рассмотрении дел о наложении ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.
О других видах проверочных мероприятий см. материал «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?» .
Итоги
Ответственность за ненадлежащие применение и хранение БСО установлена статьями КоАП РФ и НК РФ. При этом важно помнить о законодательных нюансах, которые препятствуют наложению штрафов за нарушение кассовой дисциплины или минимизируют их величину.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае продажи на территории Российской Федерации товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику. Данный порядок установлен пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Федеральный закон №54-ФЗ).
Вместе с тем пунктом 2 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ организациям и индивидуальным предпринимателям при выполнении определенного условия разрешено не использовать контрольно-кассовую технику. Таким условием является осуществление наличных расчетов в случае оказания услуг населению с выдачей соответствующих бланков строгой отчетности.
Обратите внимание!
Федеральный закон №54-ФЗ допускает применение бланков строгой отчетности при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг именно населению. При оказании услуг юридическим лицам вышеуказанный закон расчеты с применением бланков строгой отчетности не разрешил. Следовательно, если организация или индивидуальный предприниматель заключает договор на оказание услуг с юридическим лицом и расчет производится наличными денежными средствами, применение контрольно-кассовой техники обязательно.
Федеральным законом №54-ФЗ также определено, что порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. В течение достаточно продолжительного периода времени такой порядок не был утвержден, однако 31 марта 2005 года принято Постановление Правительства Российской Федерации №171 «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее Положение №171).
Утвержденное Положение №171 устанавливает порядок осуществления наличных денежных расчетов в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности.
1. сведения об утверждении формы бланка;
2. наименование, шестизначный номер и серия;
3. код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;
4. наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
5. идентификационный номер налогоплательщика;
6. вид услуг;
7. единица измерения оказания услуг;
8. стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;
9. дата осуществления расчета;
10. наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.
Для бланка строгой отчетности, предназначенного для расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, то есть для билета за проезд, предназначено гораздо меньше обязательных реквизитов. Билет должен содержать наименование, шестизначный номер и серию, код формы бланка, наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавшего бланк, вид транспортного средства и стоимость услуг в денежном выражении.
Пунктом 7 Положения №171 установлено, что, помимо обязательных реквизитов, характеризующих специфику оформляемых операций, бланк строгой отчетности должен содержать сокращенное наименование изготовителя бланка, его ИНН, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, а также тираж. Проанализировав текст данного пункта, можно сделать вывод, что бланки строгой отчетности должны изготавливаться типографским способом, хотя прямого указания на это Положение №171 не содержит.
Обращаем внимание читателей еще на один момент, касающийся изготовления бланков строгой отчетности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность только по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией. Определение защищенной полиграфической продукции дано в пункте 2 Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года №817 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией»:
«защищенная полиграфическая продукция»- полиграфическая продукция, в том числе бланки ценных бумаг, необходимость защиты которой предусмотрена нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и решениями юридических лиц, изготовленная с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих полную или частичную подделку этой продукции».
В Письме Минфина Российской Федерации от 5 августа 2003 года №16-00-12/29 «О лицензировании деятельности по изготовлению полиграфической продукции» сказано, что бланки строгой отчетности, изготовленные с применением различных способов защиты, могут быть изготовлены полиграфическими предприятиями или другими предприятиями, соблюдающими соответствующие технические требования и имеющими лицензию Минфина Российской Федерации. В письме также сказано, что деятельность по изготовлению бланков строгой отчетности, не защищенных от подделки, и деятельность по торговле указанными бланками в соответствии с Федеральным законом №128-ФЗ лицензированию не подлежит. Так как бланки строгой отчетности являются полиграфической продукцией, то проставление серии на документах строгой отчетности, а также их нумерация осуществляется типографским способом.
Обратимся еще к одному письму, в частности, к Письму Минфина Российской Федерации от 17 февраля 2005 года №05-03-06/11 «О ситуации в области изготовления защищенной от подделок полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией». В письме содержится указание на то, что изготовление защищенной полиграфической продукции представляет собой законченный цикл полиграфических работ, в связи с чем, доизготовление данной продукции на других предприятиях не допускается. Кроме того, продажу такой продукции имеет право осуществлять только изготовитель защищенной полиграфической продукции непосредственно заказчику или его представителю.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что бланки строгой отчетности с элементами защиты должны быть изготовлены полиграфическими предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, и самостоятельно изготовление таких бланков с помощью имеющейся компьютерной техники недопустимо. При изготовлении бланков серию им присваивает организация или индивидуальный предприниматель самостоятельно при сдаче заказа на изготовление бланка в типографию. Номер конкретного бланка в пределах соответствующей серии ставит типография.
При изготовлении бланка строгой отчетности допускается вносить в него изменения, касающиеся расширения или сужения отдельных граф с учетом реквизитов.
Бланк строгой отчетности должен заполняться под копирку с оформлением не менее чем 1 копии либо должен содержать отрывные части. Все реквизиты, содержащиеся в бланке, должны быть заполнены. Если у организации или индивидуального предпринимателя отсутствуют те или иные показатели, в соответствующей строке ставится прочерк.
Бланки должны заполняться четко и разборчиво. Если бланк не содержит отрывной части, он должен заполняться с помощью копировальной или самокопировальной бумаги. При заполнении не допускаются подчистки, поправки и исправления.
Выше мы отметили, что каждый бланк строгой отчетности нумеруется типографским способом, поэтому испорченные или неправильно заполненные бланки должны быть сохранены, при этом они перечеркиваются, и прилагаются к отчету за тот день, в котором они были выписаны.
Бланк с заполненными строками по всем предусмотренным реквизитам, подписанный должностным лицом, приобретает юридическую силу и является первичным бухгалтерским документом, за исключением билетов за проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования. Бланки строгой отчетности приравниваются к чеку ККТ.
Учет бланков строгой отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями должен вестись по наименованиям, сериям и номерам бланков. Для учета бланков должна быть открыта книга, листы которой (по аналогии с кассовой книгой) должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем и главным бухгалтером организации или индивидуальным предпринимателем, а также скреплены печатью. Унифицированной формы такой книги не предусмотрено, поэтому хозяйствующие субъекты могут разработать ее самостоятельно и закрепить в учетной политике.
Затраты на приобретение бланков строгой отчетности организации, оказывающие населению услуги, относят к расходам, осуществление которых связано с оказанием этих услуг.
В бухгалтерском учете эти расходы отражаются в соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99», как расходы организации по обычным видам деятельности.
Для обобщения информации о наличии и движении бланков строгой отчетности, находящихся на хранении и выдаваемых под отчет, в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предназначен забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности» .
Приобретение бланков (в том числе подотчетными лицами) отражается по дебету счета в условной оценке, например, 1 рубль, что дает возможность определять количество бланков, находящихся на хранении. Списание бланков отражается по кредиту счета на основании соответствующих документов об их использовании. Аналитический учет ведется по каждому виду бланков и местам их хранения.
Корреспонденция счетов |
||
Дебет |
Кредит |
|
Приобретены бланки строгой отчетности по фактической себестоимости |
||
Учтен НДС по приобретенным бланкам |
||
Переданы бланки строгой отчетности в производство |
||
Приняты к учету бланки строгой отчетности для хранения |
||
Погашена задолженность поставщику за приобретенные бланки |
||
Принята к вычету сумма НДС |
||
Списаны использованные бланки строгой отчетности |
Расходы организаций на приобретение бланков строгой отчетности уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Причем отнесение на расходы сумм, затраченных на приобретение бланков, нужно производить сразу при выдаче в производство, а не по мере их использования в ходе хозяйственной деятельности.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то они, в соответствии с пунктом 1 статьи 221 НК РФ, имеют право на в размере суммы расходов, произведенных на приобретение БСО.
Получение, хранение и выдача бланков строгой отчетности возлагается на работника организации или индивидуального предпринимателя, с которым должен быть заключен договор в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким договором является договор о материальной ответственности. Обязанности по приему, хранению и выдаче бланков строгой отчетности, как правило, возлагаются на кассиров.
В день поступления бланков ответственный работник должен их принять, причем приемка производится в присутствии комиссии, которую назначает руководитель организации или индивидуальный предприниматель. Члены комиссии проверяют соответствие фактического количества бланков, а также их серий и номеров данным, содержащимся в документах изготовителя бланков. По результатам приемки составляется акт, который утверждается руководителем или индивидуальным предпринимателем. Данный акт является основанием для принятия бланков на учет ответственным работником.
Работнику, ответственному за приемку, хранение и выдачу бланков строгой отчетности должны быть созданы условия, обеспечивающие сохранность бланков. Бланки должны храниться в металлических шкафах и (или) сейфах. В тех случаях, когда бланки используются в больших количествах, для их хранения могут отводиться специально оборудованные помещения. Места хранения бланков строгой отчетности по окончании рабочего дня должны быть опечатаны или опломбированы.
При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков проверяется сохранность копий и корешков бланков, отсутствие подчисток и исправлений, соответствие сумм, указанных в копиях и корешках, суммам, отраженным в ведомостях и реестрах, сдаваемых в бухгалтерию. Следует обратить внимание, что не допускается возложение контроля за использованием бланков на лиц, осуществляющих выдачу бланков, за исключением тех случаев, когда ответственное лицо является главным бухгалтером или руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем.
Корешки и копии использованных бланков должны храниться не менее 5 лет. Для хранения их упаковывают в мешки, которые затем опечатывают. По окончании установленного срока хранения, но обязательно после истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации, бланки уничтожаются. Основанием для уничтожения бланков с истекшим сроком хранения является акт о списании, составляемый комиссией, состав которой утверждается руководителем или индивидуальным предпринимателем. В аналогичном порядке подлежат уничтожению некомплектные или испорченные бланки.
Пунктами 25 и 26 Положения №171 установлен порядок расчета с населением за оказанные услуги с использованием бланков строгой отчетности.
1. заполнить бланк строгой отчетности, оставляя не заполненным место подписи;
2. получить от клиента денежные средства;
3. назвать вслух сумму полученных денежных средств и положить их отдельно на виду у клиента;
4. подписать бланк строгой отчетности;
5. назвать сумму сдачи и выдать ее клиенту вместе с бланком, при этом бумажные купюры и монеты выдаются одновременно.
Если оказанные услуги оплачиваются платежной картой, лицо, принимающее платеж, осуществляет следующие действия:
1. получает от клиента платежную карту;
2. заполняет бланк, за исключением места подписи;
3. вставляет платежную карту в устройство считывания информации с платежных карт и получает подтверждение оплаты;
4. подписывает бланк;
5. возвращает клиенту платежную карту одновременно с бланком и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты.
Также допускается смешанная оплата за услуги, когда одна часть оказанной услуги оплачивается денежными средствами, а другая – с использованием платежной карты. В этом случае выдача бланка, сдачи и возврат платежной карты должны производиться одновременно.
Неисполнение организацией или индивидуальным предпринимателем обязанности по выдаче клиентам документов строгой отчетности, приравненных к чекам, является основанием для их привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
«Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин
Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда».
При этом следует обратить внимание на один нюанс. Обратимся к Постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31 июля 2003 года №16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин». В данном постановлении сказано, что неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности. В случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовых машин. Далее в постановлении сказано, что до издания Правительством Российской Федерации нормативных актов, касающихся порядка утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, использование организациями и индивидуальными предпринимателями документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином Российской Федерации, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Аналогичная позиция по этому вопросу высказана в Письме МНС Российской Федерации от 4 июля 2003 года №ШС-6-22/738 «О решении ГМЭК по ККМ от 24 июня 2003 года». В указанном документе говорится о том, что данное ведомство обязывает налоговые органы «на местах» не применять штрафные санкции за применение документов строгой отчетности (ранее утвержденных), впредь до утверждения Минфином Российской Федерации новых форм.
Для справки: на основании Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление штрафов, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, с 1 января 2001 года производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Более подробно с вопросами, касающимися бланков строгой отчетности, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Бланки строгой отчетности ».
О пределенная категория организаций и индивидуальных предпринимателей в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения вправе производить денежные расчеты без применения ККТ. Это возможно при осуществлении следующих видов деятельности (п. 3 ст. 2 закона от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», далее - Закон № 54-ФЗ):
- продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта;
- продажи ценных бумаг;
- продажи лотерейных билетов;
- продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
- обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
- торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест, открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
- разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков;
- продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
- продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
- торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
- торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
- приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
- реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей;
- продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты, подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Также могут осуществлять денежные расчеты без применения ККТ организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта.
А теперь посмотрим, что говорит законодательство о применении бланков строгой отчетности. Так вот, организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Виды услуг населению можно посмотреть в «Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН)», утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. № 163. Не так давно постановлением Правительства от 06.05.2008 г. № 359 было принято новое «Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее - Положение).
Учтите, что приходные кассовые ордера и квитанции к ним не являются бланками строгой отчетности (письмо УФНС по г. Москве от 05.09.2006 г. № 22-12/78389).
Новые правила
Новое Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности (далее - БСО), приравненного к кассовому чеку. Также в Положении прописан порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
Форма бланка
Итак, на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (п. 2 Положения).
Бланк строгой отчетности должен содержать следующие реквизиты (п. 3 Положения):
- наименование документа, шестизначный номер и серию;
- наименование и организационно-правовую форму - для организации;
- фамилию, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
- место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;
- вид услуги;
- стоимость услуги в денежном выражении;
- размер оплаты;
- дату осуществления расчета и составления документа;
- должность, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции, и правильность ее оформления, его личную подпись, печать;
- иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Согласно пункту 5 Положения бланк документа может быть изготовлен типографским способом либо сформирован с использованием автоматизированной системы. Причем типографский документ должен содержать сведения об изготовителе (сокращенное наименование, ИНН, место нахождения, номер заказа, год выполнения, тираж). Также изготовитель проставляет на каждом бланке серию и номер документа (п. 9 Положения).
Инструкция по заполнению БСО
Бланк документа заполняется четко и разборчиво. При этом не допускаются никакие исправления. Вместе с тем испорченный либо неправильно заполненный бланк перечеркивается и прилагается к книге учета бланков документов за тот день, в котором он заполнялся (п. 10 Положения).
При заполнении БСО одновременно оформляют не менее одной копии документа. Как вариант - сам бланк должен иметь отрывные части (п. 8 Положения).
Как мы уже отметили, формирование бланков документов может быть произведено и посредством автоматизированной системы. Правда, вряд ли многие смогут этим воспользоваться. Дело в том, что требования по этому пункту весьма жесткие. Итак, для одновременного заполнения бланка документа и выпуска документа должно обеспечиваться выполнение следующих требований (п. 11 Положения):
- автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет;
- при заполнении бланка документа и выпуске документа автоматизированной системой сохраняются уникальный номер и серия его бланка.
По требованию налоговых органов все организации и индивидуальные предприниматели обязаны представить им информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах (п. 12 Положения).
Учет бланков
Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) заключает с работником, которому поручаются получение, хранение, учет и выдача бланков документов, а также прием от населения наличных денежных средств, договор о материальной ответственности (п. 14 Положения).
Все поступившие бланки документов принимаются ответственным за это работником в присутствии комиссии, образованной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем). Проверке подвергается соответствие фактического количества, серий и номеров бланков данным, указанным в сопроводительных документах. Далее составляется соответствующий акт приемки, который утверждается руководителем и является основанием для принятия документов на учет (п. 15 Положения).
Учет бланков, изготовленных типографским способом, ведется по наименованиям, сериям и номерам в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью либо штампом (п. 13 Положения). Имейте в виду, что форма книги законодательно не утверждена, поэтому вы вправе разработать ее самостоятельно. При желании можете воспользоваться книгой учета бланков строгой отчетности, утвержденной для бюджетников приказом Минфина от 23.09.2005 г. № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».
Инвентаризация
Как правило, ревизию бланков строгой отчетности осуществляют в сроки проведения инвентаризации находящихся в кассе наличных денежных средств (п. 17 Положения). Проверку фактического наличия бланков производят по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам (п. 3.41 приказа Минфина от 13.06.1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»).
Для отражения результатов инвентаризации фактического наличия бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений их с учетными данными применяют форму ИНВ-16 «Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности», утвержденную постановлением Госкомстата от 18.08.1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации». До начала инвентаризации от материально ответственных лиц берут расписку, которая включена в заголовочную часть инвентаризационной описи. Опись оформляют в двух экземплярах. При наличии бланков документов, нумеруемых одним номером, составляют комплект с указанием количества документов в нем. При смене материально ответственных лиц опись делают в трех экземплярах.
Хранение
Все бланки хранятся в специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании каждого рабочего дня место хранения опечатывается или опломбировывается (п. 16 Положения). Упакованные в опечатанные мешки копии документов, подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств, должны храниться не менее 5 лет. По окончании срока хранения, но не ранее истечения месяца со дня проведения инвентаризации копии документов можно уничтожить на основании соответствующего акта, составленного комиссией, образованной руководителем (п. 19 Положения).
Порядок применения
Теперь рассмотрим порядок применения документов за наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.
Заметим, что при осуществлении смешанной оплаты (одна часть услуги оплачивается наличными деньгами, а другая - с использованием платежной карты) выдачу документа и сдачи, а также возврат платежной карты производят одновременно.
Вопросы и неясности по новому Положению
А теперь проведем небольшой сравнительный анализ постановления Правительства от 31.03.2005 г. № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее - Постановление № 171) с новым Положением.
- Раньше формы бланков утверждал Минфин при обращении к нему заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг (п. 3 и п. 12 Постановления № 171). В новом Положении данная функция вообще не прописана.
- Теперь непонятно, как будет выглядеть бланк, предназначенный для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования. Ранее обязательные реквизиты такого БСО были четко определены в пункте 6 Постановления № 171.
- Новым Постановлением допускается формирование бланка документа с использованием автоматизированных систем (п. 4 Положения). Правда, слова о том, что «автоматизированная система должна иметь защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с бланком документа в течение не менее 5 лет» (подп. а п. 11 Положения), «убивают» всю прелесть данного новшества.
- Теперь БСО должен обязательно содержать информацию о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (подп. в п. 3 Положения). Вот тут и возникает вопрос, как возможно заполнить эти реквизиты, к примеру, на обычном троллейбусном билете?
- И, наконец, пока совершенно неясно, какими же полномочиями наделены федеральные органы исполнительной власти по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению (п. 5 Положения)?
Отметим, что это далеко не все вопросы, которые возникают при прочтении нового Положения.
Новые и старые бланки
Сразу скажем, что данное Положение продлило действие форм старых бланков строгой отчетности , утвержденных еще до вступления в силу Постановления № 171, до 1 декабря 2008 года (см. Таблицу 2).
В свою очередь формы бланков, утвержденные в соответствии с Постановлением № 171 до вступления в силу нового Положения, могут применяться лицами, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы были установлены (см. Таблицу 1). Вместе с тем формы документов, утвержденные до вступления в силу последнего Положения для услуг, в отношении которых порядок их утверждения определен по-новому, могут применяться до их установления в соответствии с уже новым Положением. Данное правило касается бланков, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти. Также при необходимости исключения из формы бланка документа определенных реквизитов (о размере оплаты, дате расчета и данных о лице, ответственном за совершение операции) при оказании услуг учреждениями культуры и услуг физической культуры и спорта утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Отметим, что печальная участь постигла бланк строгой отчетности «Туристская путевка», утвержденный приказом Минфина от 09.07.2007 г. № 60н. Решением Верховного Суда от 12.02.2008 г. № ГКПИ07-1144 данная форма была признана недействующей. Арбитры сказали, что все бланки строгой отчетности, кроме обязательных реквизитов, могут содержать дополнительные данные, характеризующие специфику деятельности организации. Исходя из этого суд посчитал, что форма бланка строгой отчетности «Туристская путевка» должна содержать информацию об условиях путешествия.
Теперь рассмотрим сферы применения форм бланков строгой отчетности (см. Таблицу 3).
Теперь посмотрим, когда, по мнению чиновников, для организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих платные услуги населению, денежные расчеты должны осуществляться с применением ККТ либо посредством безналичных расчетов:
- при сдаче внаем собственного недвижимого имущества (письмо Минфина от 04.04.2008 г. № 03-01-15/4-106);
- при оказании транспортно-экспедиторских услуг (письмо Минфина от 21.03.2008 г. № 03-01-15/3-78);
- при оказании платных юридических услуг (письма Минфина от 29.01.2008 г. № 03-01-15/1-22, от 20.04.2007 г. № 03-01-15/4-114, от 21.03.2007 г. № 03-01-15/3-84, от 26.01.2007 г. № 03-01-15/1-38);
- при оказании услуг по перевозке пассажиров в режиме индивидуального такси (письма Минфина от 24.01.2008 г. № 03-01-15/1-14 и от 01.12.2007 г. № 03-01-15/16-447);
- при оказании услуг по электроэнергии (письмо Минфина от 18.01.2008 г. № 03-01-15/1-10);
- при оказании риэлтерских услуг населению (письмо Минфина от 19.12.2007 г. № 03-01-15/16-460);
- при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями образовательных услуг (письмо Минфина от 01.12.2007 г. № 03-01-15/16-451);
- при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг правового характера (письмо Минфина от 29.11.2007 г. № 03-01-15/16-442);
- при оказании услуг по дизайну интерьера (письма Минфина от 31.10.2007 г. № 03-01-15/14-388 и от 13.06.2007 г. № 03-01-15/6-180);
- при оформлении расчетов со сдатчиком ювелирных изделий и лома из них (письма Минфина от 21.09.2007 г. № 03-01-15/11-351 и от 27.04.2007 г. № 03-11-04/3/133);
- при оказании деятельности по преподаванию ритмики и бальных танцев (письмо Минфина от 21.03.2007 г. № 03-01-15/3-83);
- при добыче песчано-гравийного материала (письмо Минфина от 24.01.2007 г. № 03-01-15/1-34);
- при оказании услуг, связанных с деятельностью творческого характера (письмо Минфина от 11.12.2006 г. № 03-01-15/12-342);
- при ксерокопировании, выводе документов на бумагу, закачивании файлов на сотовые телефоны (письмо Минфина от 14.07.2006 г. № 03-01-15/6-182).
Учтите, что освобождение от применения контрольно-кассовой техники при отключении электроэнергии не предусмотрено (письма Минфина от 13.02.2006 г. № 03-01-15/1-32, от 13.07.2005 г. № 03-01-20/3-129, от 13.02.2006 г. № 03-01-15/1-32, ФНС 19.04.2005 г. № 22-3-11/611@). Отметим, что раньше таким бланком строгой отчетности была специальная форма чека, утвержденная письмом Минфина от 12.03.1999 г. № 16-00-24-32.
Бухгалтерский учет бланков
Для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков строгой отчетности предназначен счет 006 «Бланки строгой отчетности» (приказ Минфина от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»). При этом документы учитывают на счете 006 в условной оценке. Аналитический учет ведут по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.
В бухгалтерском учете делают следующие проводки:
- Дебет 60 Кредит 50 (51) - оплачены бланки строгой отчетности;
- Дебет 10 Кредит 60 - получены бланки строгой отчетности;
- Дебет 006 - получены бланки строгой отчетности;
- Дебет 19 Кредит 60 - учтен НДС по приобретенным бланкам строгой отчетности;
- Дебет 68 «Расчеты по НДС» Кредит 19 - отражен вычет по НДС;
- Дебет 20 (26) Кредит 10 - списаны бланки строгой отчетности;
- Кредит 006 - списаны с учета бланки строгой отчетности.
Отметим, что финансисты в письме от 17.05.2005 г. № 03-03-02-04/1/123 предлагают упрощенцам учитывать затраты по оплате стоимости приобретаемых бланков строгой отчетности как расходы на канцелярские товары в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. По аналогии получается, что для лиц, использующих обычную систему налогообложения, в этом случае можно воспользоваться подпунктом 24 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса «расходы на канцелярские товары». По нашему мнению, не будет ошибкой списывать БСО и в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса как «другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией».
Соответственно, для индивидуальных предпринимателей затраты на бланки относятся к расходам на канцелярские товары либо другим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (подп. 13 п. 47 и подп. 19 п. 47 приказа Минфина и МНС от 13.08.2002 г. № 86н/БГ-3-04/430 «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей»).
Ответственность
Отметим, что неприменение бланков строгой отчетности является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.
В данном случае административный штраф составит:
- на граждан - от 1 500 руб. до 2 000 руб.;
- на должностных лиц - от 3 000 руб. до 4 000 руб.;
- на юридических лиц - от 30 000 руб. до 40 000 руб.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица (п. 2.4 КоАП РФ).
Если продавец переведен на ЕНВД или по другим причинам освобожден от применения кассового аппарата, то инспекция проверяет бланки строгой отчетности. Допущенные в них нарушения опасны и для продавца, и для покупателя. Последнего могут необоснованно обвинить в отсутствии документов, подтверждающих расходы. Покупатель не должен отвечать за то, что продавец не соблюдает закон о применении ККТ. Так справедливо замечают судьи. Расходы можно учесть и по документам, оформленным с нарушениями (см. , а также постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.01.08 № А19-10319/07-43-Ф02-9567/07, ФАС Дальневосточного округа от 28.02.07 № Ф03-А37/06-2/5516, ФАС Поволжского округа от 20.04.09 № А06-4450/2008 и др.).
Бланки налогоплательщик может разработать сам, указывая обязательные реквизиты из пункта 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ (для вмененщиков). Или из пункта 3 Положения, одобренного постановлением Правительства России от 06.05.08 № 359 (для всех, кто оказывает услуги населению). Если вмененщик оказывает услуги населению, то он может на выбор применять любой бланк: составленный по Закону или по Положению. Они отличаются незначительно. Если документ не соответствует официальным требованиям, то могут оштрафовать за работу без ККТ. Законность санкций подтвердил и ФАС Восточно-Сибирского округа. Арбитраж освободил от наказания, но только ссылаясь на малозначительность нарушения. Его доводы незначительность суммы и выдача неправильных, но все-таки оформленных квитанций.
Подобные аргументы помогли и в других случаях. Они упомянуты среди решений по похожим спорам. В самой статье поговорим об ошибках, отмеченных в анализируемом постановлении.
Ошибки, отмеченные судом
Первое, на что обратил внимание ФАС Восточно-Сибирского округа, место нахождения (реквизит обязателен только для юрлиц). Эта информация необязательна, если вмененщик оформляет бланки по Закону № 54-ФЗ. И необходима всем, кто оказывает услуги населению, работая без ККТ и применяя общую либо упрощенную систему налогообложения.
В бланке надо сообщить адрес госрегистрации компании, взятый из устава. Дополнительно может приводиться и адрес фактического места деятельности либо подразделения предприятия. Но это уже необязательные сведения, и они не заменяют уставный адрес.
На примере.
Организация зарегистрирована по адресу: ул. Зеленая, д. 6. Клиентов обслуживают в парикмахерской, открытой на ул. Цветочной. В бланке записан адрес самой парикмахерской, но не внесен уставный (ул. Зеленая). Предприятие могут обвинить в нарушении закона о применении ККТ.
Если в квитанции указан только адрес по ул. Зеленой, то документ заполнен без нарушений. Претензии необоснованны и когда указаны два адреса: госрегистрации и фактический. Налогоплательщик дополнил бланк, что разрешено подпунктом к пункта 3 Положения.
Второй недочет, отмеченный ФАС Восточно-Сибирского округа: не приведен ИНН налогоплательщика. Этот реквизит нужен и для организаций, и для предпринимателей. Необходим он и для тех, кто применяет ЕНВД.
Третья ошибка: в документе нет стоимости услуги, оплаченной клиентом. И четвертая: нет имени и отчества лица, ответственного за оформления операции (для вмененщиков достаточно инициалов сотрудника). Это работник, принявший деньги от клиента. Если в документе указана только фамилия сотрудника, то бланк заполнен с нарушением. Не считается правильным и тот документ, где не упомянута должность работника.
Ошибки в бланках, заменяющих кассовый чек, или невыдача этих документов редко признается малозначительным нарушением. Как правило, чиновники доказывают законность штрафа. Отметим хотя бы постановления ФАС Дальневосточного округа от 22.08.08 № Ф03-А51/08-2/2929, ФАС Поволжского округа от 07.10.09 № А65-6309/2009, ФАС Северо-Западного округа от 10.09.08 № А13-2368/2008, ФАС Уральского округа от 28.07.09 № Ф09-5263/09-С1 и ФАС Центрального округа от 01.02.07 № А64-3289/06-4.
Поддерживая инспекцию, арбитраж обращается к пункту 1 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.03 № 16. Там указано, что анализируемое нарушение посягает на порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов. Из этого следует вывод о невозможности включения нарушения в малозначительные. Хотя есть и решения в пользу налогоплательщиков.
Обратимся к постановлению ФАС Поволжского округа от 04.05.10 № А55-39916/2009. Стоимость услуг, на которые не выдана квитанция, 100 руб. Взыскиваемый штраф 30 тыс. руб. Данную сумму арбитраж признал несоразмерной нарушению. По утверждению судей, нарушение не содержит угрозы охраняемым общественным отношениям. Это основание для применения статьи 2.9 КоАП РФ. Так же решил ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 11.06.08 № А11-11130/2007-К2-28/105/17. Там стоимость неоформленных услуг 2 руб. Та же сумма не признана существенной в постановлении Поволжского округа от 03.12.09 № А65-10149/2009.
Еще пример постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.04.09 № А33-17217/08-Ф02-1364/09. Там общество выдавало квитанции на свои услуги, но они не соответствовали утвержденным образцам. Признав возможность штрафа, суд подчеркнул: выручка полностью оприходована и нарушение можно счесть малозначительным. Дополнительно арбитраж отметил: компания ведет некоммерческую и социально значимую деятельность (защита прав потребителей). Впрочем, полное оприходование выручки помогло уйти от штрафа и коммерческой структуре, использующей неутвержденные бланки (постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.06.09 № Ф03-2286/2009).
Отметим также постановление ФАС Уральского округа от 21.01.09 № Ф09-10429/08-С1. Предприятием выдана неутвержденная квитанция, его можно оштрафовать. Но наказание несоразмерно нарушению. Кроме того, еще до рассмотрения дела в суде организация приобрела и зарегистрировала кассовый аппарат. Ссылаясь на это, арбитраж отменил санкции.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.10.10 № А19-6430/10
Установлено [...] оформления бланков строгой отчетности [...] с отсутствующими обязательными реквизитами [...], а именно: место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица [...]; идентификационный номер налогоплательщика [...]; размер оплаты [...]; имя, отчество лица, ответственного за совершение операции [...].
[...] Учреждением совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
[...] Выводы судов о малозначительности [...] правонарушения сделаны с учетом характера, степени общественной опасности содеянного, отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что согласуется с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.06.2004 № 10.