Если не работает датчик расхода воздуха. Расходомер воздуха: его функция, конструкция, условия эксплуатации и неисправности
В современных инжекторных двигателях подача нужного количеств топлива на разных режимах двигателя контролируется электронной системой. Системе необходимы различные датчики, среди них есть датчик, который отвечает за расход воздуха для приготовления топливовоздушной смеси. Это может быть датчик абсолютного давления(ДАД) или датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Часто датчик расхода воздуха еще называют расходомером.
ДАД последнее время получили наиболее широкое распространение и практически вытеснили датчики расхода воздуха из обихода. ДАД дешевле и проще в изготовлении, не столь капризны и реже выходят из строя. Но с ДМРВ еще достаточно много автомобилей ездят по дорогам России, да и отечественные авто еще выходят с конвейера с этими датчиками.
Что представляет собой датчик массового расхода воздуха
ДМРВ по своей сути - термоанемометр, спрятанный в пластмассовый корпус. На тонкую платиновую нить подается напряжение, которое накаляет платину докрасна. Потоком обдуваемого воздуха нить остужается в зависимости от внешних условий. Все данные об изменении факторов получает электронный блок управления и, согласно полученным данным, регулирует подачу топлива для обработанного потока воздуха.
ДМРВ находится между узлом дроссельной заслонки и корпусом воздушного фильтра. С корпусом и узлом датчик соединяется с помощью широких гофрированных патрубков. Патрубки должны быть надежными, а соединения герметичными, чтобы исключить дополнительный приток воздуха извне.
Признаки неисправности датчика массового расхода воздуха
Определить вероятность неисправности ДМРВ можно по некоторым отклонениям в поведении автомобильного двигателя:
- - увеличились холостые обороты до 1500 об./мин.,
- - двигатель периодически глохнет, особенно при торможении автомобиля,
- - двигатель неустойчиво работает, появились толчки и рывки при движении,
- - временами загорается или постоянно горит лампа диагностики двигателя в салоне Check Ingine,
- - увеличился расход топлива.
Следует заметить, что все эти признаки довольно условны, чтобы не ошибиться в диагностике неисправностей, необходимо проверить систему с помощью сканера или компьютерного стенда.
Факторы, влияющие на исправность ДМРВ
В первую очередь нужно обратить внимание, что ДМРВ требует очень бережного обращения с ним.
Платиновую нить можно повредить, если неаккуратно протирать датчик. На ДМРВ недопустимо попадание грязи и масла. Допустим, если двигатель дымит и расходует масло, масляная копоть забивает датчик и выводит его из строя.
Из-за неправильной регулировки или сбоев в системе зажигания во впускном коллекторе происходят хлопки, которые могут разрушить тонкий платиновый волосок.
Встречается еще один характерный дефект, по всем признакам похожий на неисправность ДМРВ. Это повреждение патрубка (гофры) инжектора, соединяющего датчик и корпус дроссельной заслонки. Происходит дополнительный подсос воздуха, и топливовоздушная смесь обедняется по своему составу.
Повреждения датчика могут произойти вследствие удара. Это может произойти в результате дорожно-транспортного происшествия.
Нужно не забывать своевременно менять элемент воздушного фильтра. Грязь и пыль с воздушного фильтра попадают на платиновые нити расходомера и выводят датчик из строя.
Как убедиться в неисправности датчика
Первым делом нужно снять датчик и произвести его внешний осмотр. Две платиновые нити обязательно должны быт целыми. С оборванными нитями ДМРВ 100% неисправен, и дальнейшей эксплуатации не подлежит.
При возникновении подозрений в неисправности ДМРВ можно проверить его следующим способом. Нужно разъединить штекер датчика и завести двигатель. Если до этого обороты были меньше, а теперь увеличились до 1500 и двигатель обрел былую мощность, есть большая вероятность дефектности ДМРВ. Дело в том, что когда расходомер не работает, его функцию на себя берет датчик положения дроссельной заслонки. Топливная смесь обогащается, автомобиль становится более приемистым. Правда, расход топлива становится еще больше.
Конечно, датчик расхода воздуха можно проверить с помощью осциллографа, сканера или компьютерного стенда, но не всегда есть возможность воспользоваться такими приборами по ряду причин. А вот попробовать поставить другой, заведомо рабочий ДМРВ очень просто. Если после замены никаких изменений в динамике автомобиля не выявлено, дело не датчике. Нужно искать другую причину.
Замена датчика массового расхода воздуха
Заменить ДМРВ не составляет труда даже новичку в автомобильном ремонте.
Как правило, датчик удерживается на своем месте за счет гофрированных патрубков, для надежности места соединений стянуты хомутами.
Для замены ДМРВ нужно ослабить хомуты, разъединить штекер с проводами и снять датчик. Установку нового датчика производить в обратном порядке.
7 декабря 2017
Управляя работой автомобильного двигателя, электронный блок действует согласно показаниям группы основных датчиков. К таковым относится измеритель количества воздуха, всасываемого впускным коллектором через открытую дроссельную заслонку. Получая эти данные, контроллер увеличивает или уменьшает подачу топлива, добиваясь оптимального соотношения компонентов горючей смеси. Выход расходомера из строя заметно ухудшает работу силового агрегата вплоть до невозможности дальнейшего передвижения. Поэтому начинающим водителям желательно изучить признаки неисправности датчика массового расхода воздуха (сокращенно – ДМРВ).
Конструкция расходомера
Зная устройство воздушного датчика, вы быстро разберетесь в принципе его работы и поймете, почему неисправный измеритель не подлежит ремонту, а только замене. Отыскать прибор нетрудно – он встраивается в воздуховод, соединяющий фильтр – очиститель воздушного потока с блоком дроссельной заслонки. Точное расположение зависит от марки и модели авто.
На большинстве эксплуатирующихся автомобилей установлены термоанемометрические либо пленочные измерители. Разница – в конструкции чувствительного элемента, принцип работы остается неизменным. Анемометрический расходомер представляет собой корпус, куда помещены 2 платиновые нити – измерительная и эталонная. Как функционирует ДМРВ в машине:
- Контроллер подает питание на обе нити. Нагреваясь, они одинаково меняют сопротивление.
- При работающем моторе первая нить омывается проходящим через дроссель воздухом и охлаждается. Чем сильнее воздушный поток, тем интенсивнее охлаждение.
- Электронный блок фиксирует разность сопротивлений на измерительной и эталонной нити. Произведя вычисление, ЭБУ определяет массу проходящего воздуха и направляет к форсункам соответствующее количество горючего.
Справка. В современных автомобилях с турбированными моторами датчики массового расхода заменены на измерители абсолютного давления (ДАД) – более надежные приборы с длительным сроком службы. Аналогичными изделиями производители начали комплектовать новые атмосферные двигатели.
Пленочный измерительный прибор действует по такому же принципу, только вместо нитей используются керамические элементы с платиновым напылением. Вот почему проверить ДМРВ вполне возможно, отремонтировать – нельзя. Перегоревшую нить или поврежденное покрытие заменить не получится, только изделие целиком.
Последствия поломки датчика
Когда в силу разных причин датчик выходит из строя либо выдает некорректные показания, контроллер меняет алгоритм работы. Он начинает готовить топливовоздушную смесь, ориентируясь на измеритель положения дроссельной заслонки и лямбда – зонд. Из-за недостатка данных, поступавших ранее от ДМРВ, электронный блок «не знает» о реальном количестве поступающего воздуха и не может смешать его с бензином в оптимальных пропорциях.
Благодаря переходу контроллера на аварийный режим работы можно определить основные симптомы неисправности ДМРВ:
- на приборной панели водителя блок управления включает световое табло Check Engine, свидетельствующее о неполадках в системе топливоподачи либо зажигания;
- холостой ход нестабилен – то повышается до 1500 об/мин, то падает до нуля (двигатель глохнет);
- «на холодную» мотор заводится с большим трудом;
- некорректное приготовление горючей смеси вызывает увеличение расхода топлива независимо от условий езды и режима работы;
- отмечается снижение мощности силового агрегата и частые беспричинные рывки на ходу.
Примечание. Включение индикатора Check Engine не дает водителю конкретных данных о характере поломки. Надпись призывает диагностировать системы двигателя с помощью компьютера, подключаемого к сервисному порту. Таким способом можно проверить работоспособность ДМРВ и других датчиков в условиях станции техобслуживания.
Косвенно на неисправность расходомера указывает появление черного дыма из выхлопной трубы. Если на транспортном средстве нет бортового компьютера и отследить моментальный расход бензина нельзя, стоит выкрутить 1–2 свечи из любых цилиндров и осмотреть электроды. Слой черной сажи подтвердит чрезмерное обогащение смеси из-за аварийного режима работы электроники.
Если автолюбитель не отреагирует на вышеперечисленные проблемы и продолжит эксплуатацию машины, то ему придется столкнуться с более крупными неприятностями. Постоянное переобогащение топливной смеси быстро приведет в негодность свечи зажигания, качество сгорания ухудшится, нагрузка на цилиндропоршневую группу возрастет, а износ – значительно ускорится. Перспектива мрачная – ремонт силового агрегата.
Причины неполадок
Расходомер воздуха приходит в негодность по следующим причинам:
- на измерительные элементы попадает много пыли и грязи, потому что владелец авто редко меняет воздушный фильтр;
- на сильно изношенных двигателях пары бензина и масла проникают в ДМРВ через патрубок вентиляции картера;
- дырка в гофрированном воздуховоде, откуда всасывается пыль;
- случайное повреждение вследствие неквалифицированного ремонта;
- обрыв проводов, соединяющих разъем датчика с контроллером.
Помимо перечисленных причин, встречается и естественный износ прибора. Ресурс нового ДМРВ составляет 50–250 тыс. км в зависимости от марки и происхождения автомобиля.
Диагностика в гаражных условиях
Указанные выше симптомы проявляются и при других поломках, например, выходе из строя датчика кислорода или положения дроссельной заслонки. Во всех подобных случаях электронный блок действует одинаково – переходит в аварийный режим приготовления воздушно-бензиновой смеси. Отсюда аналогичные последствия.
Чтобы проверить датчик массового расхода воздуха без приборов, выполните ряд простых действий:
- Откройте капот и отсоедините разъем от ДМРВ.
- Заведите двигатель и отслеживайте работу на холостом ходу. Контроллер должен поднять обороты коленчатого вала до 1500 об/мин и стабильно их удерживать. Если холостой ход продолжает «плавать», расходомер, скорее всего, исправен.
- Сделайте контрольный заезд на небольшое расстояние, наблюдая за поведением автомобиля. Если мотор начал работать еще хуже, то проблема кроется в другом месте.
Подобная методика не позволяет точно определить «виновника» неполадок, особенно когда таковых несколько. Например, параллельно вышел из строя лямбда – зонд. Необходимо провести более точную диагностику – проверить ДМРВ мультиметром согласно следующей инструкции:
- Переключите мультиметр в режим измерения напряжения. Откройте капот и отыщите колодку подключения датчика.
- Красный провод от прибора подсоедините к контакту входящего сигнала (обычно окрашен желтым цветом). Второй зажим с черной изоляцией подключите к проводнику зеленого цвета.
- Включите зажигание и фиксируйте показания вольтметра.
Вольтаж в пределах 1–1,03 В указывает на полную работоспособность датчика. Если при езде на автомобиле отслеживаются признаки аварийного режима, стоит проверить остальные измерители, влияющие на топливоподачу.
Показания 1,04–1,05 вольта говорят о том, что платиновые элементы датчика прилично изношены, следует готовиться к замене ДМРВ. Значение 1,06 В и более свидетельствует, что расходомер воздуха приказал долго жить. Нужно приобрести новый измеритель и установить его на воздуховод вместо старого.
Если в результате диагностики вы получили средние показатели, датчик не помешает вычистить. Не пытайтесь проникнуть внутрь ДМРВ различными щетками – для этой цели в продаже имеется специальная жидкость, смывающая грязь с воздушной сетки и измерительных элементов.
Расходомер воздуха или датчик массового расхода воздуха - это устройство, которое измеряет количество воздуха, поступающее в цилиндры двигателя. Существует несколько их разновидностей, которые отличаются методом измерения. Более ранняя конструкция представляет собой расходомер с трубкой Пито (так называемого лопаточного типа). Принцип его работы основан на измерении отклонения потоком воздуха специальной пластины, на оси которой установлен потенциометр. Устройство напоминает дроссельную заслонку. В зависимости от скорости воздушного потока меняется угол поворота пластины, и соответственно, электрическое сопротивление потенциометра.
Более современные конструкции расходомера имеют термоанемометрический измеритель расхода воздуха. Принцип его работы следующий. В потоке воздуха находится теплообменный элемент в виде платиновой проволочки. Чем сильнее поток воздуха, тем больше электричества нужно подать на нее, чтобы сохранить заданную разницу температур между проволокой и обтекающим ее воздухом. Для удаления отложений на платиновой проволочке (диаметр примерно 0,07 мм) предусмотрен режим самоочистки, при котором после остановки двигателя, работавшего некоторое время под нагрузкой, она кратковременно нагревается до температуры 1000-1100°С.
Самые современные расходомеры - термоанемометрические с пленочным измерителем. У них нагревательные и измерительные резисторы выполнены в виде тонких платиновых слоев, напыленных на поверхность кристалла кремния.
Также встречаются расходомеры с измерителями вихревого типа. Принцип их работы основан на измерении частоты завихрений, которые появляются на определенном расстоянии позади выступа в стенке впускного канала. Стоит отметить, что во многих современных иномарках вместо расходомера воздуха применяется датчик абсолютного давления во впускном коллекторе.
Виды и причины неисправно стей
Каждая конструкция расходомера имеет свои характерные неисправности. Для расходомеров «лопаточного» типа это износ токоведущих поверхностей потенциометров, образование маслянистых отложений на рабочих элементах. Износ потенциометра («пропил» токоведущей дорожки) приводит к периодическому пропаданию электрического сигнала, как следствие - передаче искаженных данных в блок управления. Маслянистые отложения и окись на поверхности канала мешают перемещению заслонки (она подклинивает). В случае с термоанемометрическими расходомерами причиной неисправности может быть отсутствие его питания от бортовой сети автомобиля, а также неквалифицированное обслуживание этого узла. Даже попытки протереть его рабочие поверхности ватой способны вывести расходомер из строя. Данный узел не обслуживаемый и неремонтопригодный. Проверить можно только надежность соединения контактов, а в случае загрязнения может помочь продувка сжатым воздухом или промывка рабочих поверхностей спецпрепаратами.
|
|
Диагностика
Расходомер располагается между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой.
Кроме внешних признаков в работе двигателя, о неисправности расходомера воздуха может сообщать встроенная диагностическая система. К сожалению, без диагностического оборудования считать коды ошибок и определить, почему «кричит» контрольная лампа «Check engine», не всегда удается, поэтому нужно обратиться на СТО. Убедиться в неисправности расходомера воздуха можно, заменив его заведомо исправным. Если в результате есть улучшение - причина в расходомере, улучшений нет - нужно искать в другом направлении. Очень часто к аналогичным внешним проявлениям приводит подсос воздуха через соединения или трещины в гофрированном шланге, идущем от расходомера к дроссельному модулю.
Способы ремонта
Подогнув пластины, можно переместить бегунок на неизношенную часть дорожки.
Чаще всего просто заменяют неисправный расходомер новым. Ремонтопригодны только расходомеры с трубкой Пито («лопаточного» типа). Загрязнения и маслянистые отложения, которые мешают перемещению пластины, удаляют при помощи
аэрозолей для очистки карбюратора. Иногда удается восстановить работоспособность потенциометра, переместив его плату с контактной дорожкой или подогнув пластины токосъемника таким образом, чтобы контактный наконечник перемещался по неизношенной части контактной дорожки. Порой мастера предлагают отключить расходомер от электронного блока управления. Но в этом случае заметно возрастает расход топлива. Термоанемометрические расходомеры в условиях автосервиса неремонтопригодны. Их восстанавливают только в условиях ремонтного производства, например Bosch.
Продлеваем ресурс
Чтобы расходомер воздуха служил дольше, существует два средства - своевременно менять воздушный фильтр и следить за техсостоянием двигателя (в некоторых старых системах питания, где шланг системы отсоса картерных газов «врезается» перед расходомером воздуха). Помешать преждевременному выходу из строя расходомера может и ремонт двигателя, так как износ поршневых колец и сальников клапанов приводит к увеличению содержания масла в картерных газах, а это, в свою очередь, вызывает засорение деталей расходомера маслянистым налетом.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Устойчивость работы и экономичность двигателя во многом зависти от исправности и состояния датчиков ЭБУ. Одним из таких устройств является датчик массового расхода воздуха. Точность его показаний определяет качество приготовленной горючей смеси, а возникшая неисправность сразу скажется на работе силового агрегата. Для проверки работоспособности прибора существует несколько простых способов, позволяющих оценить его состояние, а в случае неисправности принять решение о ремонте или замене устройства.
Назначение и принцип работы ДМРВ
Схема ДМРВ
ДМРВ располагают после воздушного фильтра с целью определения объема воздуха, проходящего через фильтр в цилиндры двигателя. Первые модели устройства рассчитывали расход по величине отклонения лепестка относительно напора воздуха. Современные версии прибора работают на основе датчика, имеющего платиновый или кремниевый термоэлемент с платиновым напылением.
Принцип работы платинового элемента заключается в скорости его охлаждения потоком воздуха. Для регулировки разности температур между ним и воздухом подается электрический ток, величина которого регулируется. Более интенсивный обдув вызывает подачу более высокого напряжения. Для снижения степени загрязнения к элементу подведена система самоочищения.
Платина имеет высокую теплопроводность, благодаря которой объем воздуха, проходящий через воздуховод, рассчитывают по скорости остывания разогретого термодатчика. Воздух, даже пройдя фильтр, полностью не очищается от частиц сажи, пыли и смол, присутствующих в атмосфере. Чтобы уменьшить отложения, платиновый элемент при включении зажигания выжигает органический налет, разогреваясь до белого каления электрическим током.
Признаки неисправности ДМРВ
Засор сетки перед ДМРВ
Неисправность ДМРВ проявляется в следующих симптомах:
- Сигнализация об ошибке «Check Engine».
- Ухудшение динамики разгона авто.
- Повышенный расход горючего.
- Падение мощности двигателя.
- Плохой запуск двигателя на горячую.
Искажение показаний датчика расхода воздуха заставляет двигатель работать на обедненной смеси с потерей мощности. Длительная эксплуатация силового агрегата в таком режиме ведет к расплавлению катализатора в выпускном коллекторе и прогоранию выпускных клапанов. Поводом для проверки датчика должны послужить следующие признаки:
- Перегретая атмосфера под капотом из-за раскаленного выпускного коллектора.
- Снижение приемистости и тяги двигателя вместе с увеличением на 10-15% расхода бензина.
- Провалы во время старта или ускорения сменяются нормальной работой. При этом свечи должны быть заменены на заведомо рабочие.
Возможные причины неисправности ДМРВ
Горит Check Engine
Главная причина поломки датчика воздуха – это загрязнение платинового элемента частицами мусора, прошедшими через воздушный фильтр. Остальные поломки связаны с проблемой отсутствия или нарушения контактов проводов, подходящих к устройству. Проблема может заключаться в их обрыве, окислении, трещинах в гофрированном шланге, ведущего от расходомера к дроссельному модулю. О поломке в цепи ДМРВ сообщит лампа «CHECK ENGINE», но точно установить ее причину можно только на специализированном СТО.
Проверка ДМРВ
Выявление неполадок ДМРВ может быть выполнено следующими способами:
Снятие ДМРВ вместе с корпусом
1. Визуальный осмотр датчика. Устройство снимают и осматривают внутреннюю поверхность и воздуховод. Там не должно быть следов масла или конденсата, а поверхность оставаться сухой и чистой. Если присутствуют загрязнения, то устройство необходимо вычистить и устранить причину попадания грязи, после чего датчик должен работать правильно.
ДМРВ с отключенной фишкой
2. Отключить разъем, соединяющий датчик и блок управления, после чего двигатель перейдет в аварийный режим работы, в котором состав горючей смеси рассчитывается не по количеству потребляемого воздуха, а по положению дроссельной заслонки. После отключения датчика частота оборотов двигателя повышается до 1500 об/мин. Далее на автомобиле следует проехать. Если его динамика движения улучшилась, значит велика вероятность неисправности ДМРВ.
3. Замена штатного датчика на заведомо исправный, после чего оценивается работа двигателя. Если он ведет себя заметно лучше, то устройство нуждается в чистке или замене.
Проверка ДМРВ при помощи мультиметра
4. Проверка датчика при помощи мультиметра. Для этого измеряют входное напряжение с устройства, выставив на измерительном приборе постоянный ток и шкалу пределом в 2 В. Щупами касаются зеленого и желтого проводов разъема, которые со стороны лобового стекла будут первым и третьим по счету. В различных марках авто цвет проводки может быть разный, но порядок расположения один и тот же.
После на включенном зажигании (двигатель не запускать) проводят измерения. Новый датчик выдает напряжение 0,996-1,01 В. При ухудшении его состояния показатель возрастает, а величина 1,03-1,04 свидетельствует о скором выходе ДМРВ из строя. При напряжении выше 1,5 В прибор меняют на новый.
Возможно, что некорректная работа ДМРВ связана с установкой в ЭБУ модифицированной версии прошивки. Это проверяется установкой пластины, толщиной 1 мм под упор заслонки. При повышении оборотов двигателя отсоединяют клемму датчика. Если мотор продолжает работать – в неисправности виновен ЭБУ, который не реагирует на аварийный режим работы без ДМРВ.
Ремонт ДМРВ
Снятый ДМРВ
Любой загрязнитель снижает теплоотдачу платинового термодатчика и делает его показания неправильными. Проверять точность работы в таком состоянии бессмысленно, и многие специалисты СТО меняют его на новый, не утруждая себя чисткой и проверкой прибора. Но в большинстве случаев процедура удаления грязи с платиновой поверхности оригинального датчика имеет смысл, так как стоимость нового устройства достаточно высока.
Жидкость LIQUI MOLY
Для этого используется жидкость в аэрозольном баллончике, применяющаяся для чистки карбюраторов. Перед началом процедуры ослабляют хомуты крепления, и датчик снимают с трубы воздуховода. Платиновую подложку аккуратно извлекают, отвернув пару винтов «звездочкой». Металлокерамику или тонкую проволочку обрабатывают средством, не касаясь детали руками. Расход жидкости и количество обработок выбирается по собственному усмотрению.
Альтернативной смесью для очистки может выступать раствор спирта и ацетона, который продувают вместе со струей очищенного сжатого воздуха. При обнаружении после разборки датчика черных пятен или сильной эрозии рабочей части, ее замачивают на несколько часов в ацетоне методом прикладывания к поверхности на несколько часов пропитанного тампона. После чистки и сборки прибор проверяют мультиметром. Часто работоспособность ДМРВ восстанавливается, хотя и на минимальном уровне.
ДМРВ называют устройство, которое способно определить точное количество воздуха, впускаемого в мотор транспортного средства. При помощи ДМРВ можно контролировать заполнение цилиндров смесями. Подобное устройство считают одним из самых важных в системе впрыска, а его использование началось практически мгновенно после его создания. Место нахождения этого устройства — впускной тракт, а если говорить точнее, то располагается этот датчик между впуском и воздушным фильтром.
За один период, положение числа впускаемого горючего к воздуху равняется 1/14. Лишь при таких условиях мотор может работать оптимально. В случае возникновения проблем, отмечается перерасход горючего или уменьшение мощности двигателя.
Датчик массового расхода топлива замеряет поступивший воздух и передает эти данные бортовому компьютеру, который определяет, какое количество горючего необходимо выделить мотору.
Водитель может управлять числом воздуха, который поступает. Если нажать сильнее на педаль газа, попадет больше воздуха. Таким образом, при исправной работе датчика, бензина тоже будет больше. По этому, всегда стоит ехать спокойно и без рывков, это обеспечит небольшой расход воздуха а, соответственно, и бензина.
Конструкция ДМРВ
Что касается конструкции датчика массового расхода воздуха, то в измерительной трубке находится провод из платины, который имеет в диаметре 70 мкм. Непосредственно перед ним расположена дроссельная заслонка. Работает механизм по принципу постоянства температуры. На сегодняшний день, на рынке представлено множество разнообразных датчиков, которые отличаются своей конструкцией и способом определения количества воздуха.
Насчет платинового провода, то в былые времена он все время загрязнялся после работы. Что бы этого избежать, разработчиками была вмонтирована поддержка функции накалывания провода непосредственно в электрический блок управления. При выключении мотора, на протяжении всего лишь одной секунды, его поверхность нагревается до тысячи градусов Цельсия, вместе с чем удаляются все загрязнения. К сожалению, датчик массового расхода воздуха практически не поддается ремонту или восстановлению, по этому при поломке приходится менять все оборудование на новое.
Признаки неисправности ДМРВ
На самом деле, понять, что датчик неисправен не так уж и сложно, предлагаю рассмотреть признаки неисправности датчика массового расхода воздуха:
1.Если на приборной панели появляется надпись Check Engine. Однако, она свидетельствует не только о проблемах с ДМРВ, а также и о других неисправностях.
2. Если динамика вождения исчезла.
3. Если расход горючего повысился.
4. Если снизились «лошадиные силы».
5. Если существуют проблемы в эксплуатации нагретого мотора.
Однако, это еще не все. Необходимость в очистке датчика массового расхода воздуха может потребоваться и в других случаях. Например, посредством вентиляции моторного картера масло может стекать и нарушать работу датчика из-за попадания в фильтр воздуха либо воздуховода.
Кроме того, устройство имеет некие чувствительные зоны, попадание грязи на которые, может провоцировать некорректную работу ДМРВ. Хоть производители и пытаются разработать систему не собирающую грязь и устойчивую к различным температурам, случаи все же бывают.
На сегодняшний день, на рынке представлено множество вариаций датчиков массового расхода воздуха, а если быть точным, то их около 50. Так что, есть из чего выбирать.
Лопаточные расходомеры ДМРВ
Основой монтирования является трубка Пито, она отличается наличием тонкой пластинки по центру, которая способна изгибаться при помощи потока воздуха и очень мягко закреплена. Потенциометр регистрирует ее изгибы, меняя показатели сопротивления. С показаний потенциометра блок управления собирает данные и выбирает необходимое количество горючего.
ДМРВ с термоанемометрическими измерителями
Такой вариант является более актуальным и распространенным, чем предыдущий. В основе аппарата стоит теплообменник, к которому прикреплены две пластинки из платины, что пропускают ток. Одна из пластин является рабочей, а вторая — резервной. Температура в одной из пластин в любом случае должна быть выше другой. По этому одна из них все время охлаждается потоком воздуха, что бы хоть немного выровнять температуру. Для этого, в нерабочую пластину подается большое количество тока. Именно эти показатели влияют на реагирование блока управления и выделения им оптимального количества топлива. Если, в случае проверки мультиметром, уровень сигнала будет низким, это очень плохой признак.
Стоит сказать, что совсем недавно на рынке появились датчики массового расхода воздуха с пленочными измерителями (кремниевые пластины с платиновым напылением), однако, еще не успели получить свою популярность.
Как проверить работу ДМРВ
Предлагаю рассмотреть несколько вариантов для проверки датчика массового расхода воздуха.
Вариант первый. Необходимо отключить мотор и на бортовой системе отсоединить разъем подключения датчика. Если мотор будет включен, система будет работать в аварийном порядке. С этих пор, обороты подаваемого воздуха не так важны, как положение дроссельной заслонки. После отсоединения датчика массового расхода воздуха, начните движение транспортного средства. В случае увеличения динамики, к поломкам датчика стоит отнестись более серьезно.
Вариант второй. Эта проверка будет произведена визуальным методом. Необходимо посмотреть, нет ли в уголках высохшего масла, жидкости или загрязнений. Если вы найдете что-то такое, необходимо сразу же произвести чистку оборудования и устранить проблему с подтеком масла.
Вариант третий. Для того, что бы в точности проверить состояние датчика массового расхода воздуха требуется вооружиться мультиметром. Регулировка измерения постоянного напряжения должна составлять 2 В. Мультиметр нужно подсоединить к желтому и зеленому проводам, однако, нередко их расцветка может быть совсем другая, по этому важно знать последовательность разъемов: 1 и 3.
Вариант четвертый. Если мотор отключен, но включено зажигание, напряжение датчика массового расхода воздуха должно составлять 0.996 — 1.01 В. В случае превышения этой величины, вас могут ожидать плачевные последствия, так как, очень часто, датчик массового расхода воздуха можно выбросить, если напряжение достигло 1.05 В.
После проведения диагностики, вы можете смело приступать к ремонту ДМРВ.
Ремонт ДМРВ и прочистка
Хочется сразу предупредить читателей, что мнения профессионалов, насчет применения этой процедуры, довольно разные. Кто-то считает, что она способна еще больше навредить, а некоторые уверены, что она абсолютно безопасна и полезна.
Стоит также сказать, что применять запрещено следующие элементы:
1.Ватные палочки.
2. Сжатый воздух.
3. Ацетон.
Помните, что для очистки подобных конструкций требуется применять лишь специализированные моющие средства.
Для начала необходимо снять патрубок. К сожалению, без этого не получится правильно почистить датчик. Нужно открутить все саморезы, болты и снять датчик из патрубка. При этом, вы можете увидеть очень много масла на поверхности патрубка. В нашем случае, это неплохо, так как теперь появились шансы произвести ремонт устройства самостоятельно, не покупая нового, а он стоит недешево, примерно около 2000 рублей. Далее, нужно побрызгать специальной жидкостью несколько датчиков-проволок, которые держаться смолой.
Теперь необходимо подождать, пока все высохнет и при необходимости произвести этот процесс еще раз. В случае отсутствия специальных моющих жидкостей, можно применить обыкновенный спирт. Когда датчик будет очищен, нужно обратить внимание на сетку патрубка и его поверхность. Затем, мы производим замену воздушного фильтра и собираем все детали обратно.