Дидактическая игра ознакомление с окружающим миром. Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром в старшей - подготовительной группе
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы воспитателя. Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Одной из форм организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются дидактические игры . В них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и с амостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.
Игры с предметами - соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. В играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.). Примеры: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?».
Настольно - печатные игры
–
направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов,
формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.
К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д.
Примеры:
«Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения»,
«Подбери листья», парные картинки и др.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. Примеры: «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно», «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?»,
Экологические дидактические игры условно можно разделить на группы:
- Игры на ознакомление с многообразием животного и растительного мира;
- Игры на ознакомление с явлениями природы;
- Игры на формирование нравственного отношения к природе.
Дидактические игры на сравнение
«Найди, что покажу»
Цель: найти предмет по сходству.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание.
«Что изменилось?»
Цель: формировать у дошкольников наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы и заключения, умение замечать незначительные, малозаметные изменения, происходящие с предметами, сопровождая все свои действия речью.
Материал: одинаковые сюжетные картинки с несколькими отличиями, на которых изображены луг с животными, лес с животными, сад и огород.
Ход игры: детям предлагается рассмотреть сюжетную картинку, описать, что на ней изображено. Затем дети закрывают глаза, и воспитатель меняет картинку на похожую, но с отличиями. Дети должны рассмотреть новую картинку и сказать, что на ней изменилось.
«Похож – не похож»
Цель: учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.
Материал: картинки (грибы – белый, лисичка, подберезовик, ложная лисичка, мухомор, поганка; животные – лиса, волк, собака, кошка, змея, ящерица; насекомые – бабочка, мотылек, оса, пчела, муха, стрекоза)
Ход игры: детям предлагается рассмотреть различные предметы и сказать, чем они похожи, а чем различаются (грибы – белый, лисичка, подберезовик, ложная лисичка, мухомор, поганка; животные – лиса, волк, собака, кошка, змея, ящерица; насекомые – бабочка, мотылек, оса, пчела, муха, стрекоза).
«Найди такую же»
Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия; сопровождая свою речь четкими высказываниями.
Материал: набор пар картинок (животные, грибы, насекомые, рыбы, птицы, др.)
Ход игры: детям раздается по одной картинке, а на столе раскладываются пары картинок. Дети по очереди должны выбрать пару к своей картинке.
«Кто больше?»
Цель: назвать как можно больше предметы, относящихся к какой-либо группе, например, животные (птицы, рыбы, насекомые, цветы, др).
Ход игры: дети делятся на две группы, строятся в линии, по одному они должны назвать предметы, относящиеся к определенной группе. За каждый правильный ответ засчитывается балл. Если ребенок какой-либо группы затрудняется или называет неправильно, то балл не засчитывается. Побеждает команда, набравшая больше правильных ответов.
«Дидактическое лото»
Цель: закреплять знания детей о животных (птицах, растениях, насекомых, цветах, др), умения различать и находить нужную картинку;
Материал: набор карточек с изображенным на них набором предметов, наборы маленьких карточек.
Ход игры: выбирается ведущий, детям раздаются большие карточки с набором картинок, ведущий по одной вытаскивает из коробки маленькую карточку, называет что на ней изображено. Ребенок, у которого на большой карточке есть данное изображение, должен поднять руку и сказать «У меня». Затем он должен правильно соотнести данную карточку с таким же изображением на большой. Игра заканчивается, когда закончились все маленькие карточки.
«Что сначала - что потом?»
Цель.
Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры.
Детям предъявляются картинки с изображением: яйца, цыпленка, курицы; утенка, утки; котенка, кошки; щенка, собаки; гусеницы, куколки, бабочки; теленка, коровы; лисенка, лисы; семечка, подсолнуха. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
Дидактические игры на а нализ и синтез
«Чей хвост?»
Цель: закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
Материал: Вырезанные из картона изображения животных (силуэты) и хвостов, приклеенные на прищепки.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост. Затем попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.
«Собери мозаику»
Цели: учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно собирать изображение предмета из отдельных частей;соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.
Оборудование: Карточки с изображением простых и сложных предметов, части предметов соответствующие изображением на карточках.
Ход игры: Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На начальном этапе дети накладывают части рисунка на картинку, которая подходит к этому узору. Далее воспитатель усложняет задание:выкладывает на стол более сложный рисунок. Ребёнок который, первый справился с полученным заданием поднимает руку. Воспитатель подходит к ребёнку и проверяет рисунок который он собрал.
«Найди, о чем расскажу»
Цель: найти предметы по перечисленным признакам.
Материал: картинки овощей, фруктов, животных, птиц, насекомых раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям их отличительные признаки.
Ход игры.
Воспитатель подробно описывает один из предметов, изображенных на лежащих на столе картинках (называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус, описывает внешний вид животного, насекомого. Что они умеют делать, чем питаются). Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.
Игры на обобщение
«Что это такое?»
Цель: развивать знания детей о растениях и животных, закреплять умение обобщать предметы в общие группы.
Ход игры: взрослый называет растение или животное, а ребенка просит назвать общую группу, к которой они относятся. Например: -воробей…птица, -мухомор…гриб.
«Что третье?»
Цель: закрепить знания детей о птицах, растениях и животных; закреплять умение обобщать предметы и называть еще один предмет из данной группы.
Ход игры: взрослый называет два сходных предмета, ребенок должен подобрать к ним третий:
Ворона, воробей…сорока
Крыжовник, земляника….малина
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Материалы: картинки листьев различных деревьев, снега, воды, грибов, сосулек, почек на деревьях, др.
Ход игры. Детям предлагают картинки с изображениями. Детям надо назвать время года, соответствующее этим картинкам.
«Четыре картинки»
Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
Материал: 24 картинки с изображением птиц, бабочек, животных.
Ход игры. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
Игры на классификацию
«Кто чем питается?»
Цель.
Закреплять представления детей о пище животных.
Материал:
макеты моркови, капусты, малины, шишек, зерна, и т.п.
Ход игры. Дети достают из мешочка: морковь, капусту, малину, шишки, зерно. Называют, что это, и вспоминают, какое животное питается этой едой.
«Вершки – корешки»
Цель: закреплять знания детей о растениях (корнеплодах, др.), совершенствовать умение детей классифицировать предметы по принципу: что съедобно – корень или плоды на стебле.
Материал: картинки с изображениями растений (морковь, картофель, огурцы, лук, помидоры, свекла, редис).
Ход игры: детям предлагается распределить картинки на две группы: растения, у которых съедобен корень и растения, у которых плоды на стебле. Перед детьми кладутся картинки с изображениями моркови, редиса, огурцов и др., а дети должны разложить их по соответствующему признаку да два стола.
«Волшебный поезд»
Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.
Материал.
Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
Ход игры:
На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
«Что где растет? »
Цель: Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами, группировать растения по месту их произрастания; активизировать в речи детей слова, обозначающие растения.
Материал: картинки с изображением сада, огорода, клумбы; маленькие картинки с изображениями фруктов (яблоко, груша); овощей (картофеля, огурцов); цветов (роза, лилия, мальва).
Ход игры: перед детьми раскладывают изображения сада, огорода и клумбы, затем раздают маленькие картинки с различными изображениями и дают задание, назвать, что изображено на картинке и где растет, отнести к правильной картинке.
«Чей след»
Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.
Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.
Ход игры: Детям необходимо нимательно рассмотреть картину зимнего леса. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами). Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.
«Давайте поселим зверей в наш лес»
Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания (наземная, водная, воздушная) .
Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.
Ход игры: детям предлагается выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других).
«Съедобное – несъедобное»
Цель:
закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы:
корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинки.
Игры на выделение признаков предметов
Найди лишний предмет»
Цель: развивать умение детей выделять лишний предмет из группы, сходных по определенному признаку, предметов.
Материал: наборы картинок (кошка, собака, попугай, лиса; роза, лилия, орхидея, береза; оса, муха, сова, стрекоза; корова, коза, свинья, олень; окунь, золотая рыбка, судак, лягушка, др.)
Ход игры: детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.
«“Отгадай-ка”»
Цель. Описывать предмет не глядя на него, выделять в нем основные признаки; по описанию узнавать предмет.
Материал: фишки.
Ход игры: по сигналу воспитателя ребенок, получивший фишку, встает и дает описание по памяти любого предмета на заданную тему (животные, птицы, рыбы, насекомые, цветы, деревья), а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает фишку следующему и т. д. Называть нужно существенные признаки предмета: говорить только о тех предметах, которые находятся в комнате (на даче, на участке) .
«Выбери нужное»
Цель: закреплять знания о природе; развивать умение узнавать предмет по существенному признаку.
Материалы : предметные картинки.
Ход игры : на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
«Где спрятался зайчик?»
Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и их связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.
Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.
Ход игры:
Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает) . Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы) , 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы) . И т.д.
Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.
«Где растет?»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода) . Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.
Ход игры:
Дети делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети раскладывают овощи и фрукты по соответствующим картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети, не участвующие в бригадах, проверяют правильность отбора.
После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.
Магазин «Семена»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту их произрастания.
Материал: Вывеска «Семена» . На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.
Ход игры:
Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью» , рассадой) .
«Цветочный магазин»
Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых) , закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.
Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.
Ход игры:
Выбирается ведущий, он продавец, остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.
«С какой ветки детки»
Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.
Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды) .
Ход игры:
Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке) . Игра проводится желательно осенью (когда уже есть семена и плоды) , можно летом (только по форме листьев) . Дети гуляют по лесу (парку) , по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!» , дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.
ЛУКОШКО «Наша аптека»
Цель: сформировать представления детей о целебных свойствах растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.
Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций целебных растений (лимон, герань, фиалка, кислица, алоэ, каланхоэ и др.) .
Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о целебных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором» .
Угадай растение по описанию
Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.
Материал: несколько комнатных растений (2-3) с заметными отличительными признаками.
Ход игры: У воспитателя на столе стоят комнатные растения, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми) . Воспитатель, поочерёдно обращаясь к каждому ребёнку, даёт словесное описание растения, а ребёнок находит его среди остальных. (Например, это растение цветёт, у него большие листья, а у этого растения толстый стебель) .
Картотека дидактических игр по
ознакомлению с окружающим миром.
1.
1.1 «Укладывание в колыбель».
1.2 «Что это? Кто это?».
живой или неживой предмет.
Цель игры: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее
Оборудование. Одушевленные и неодушевленные предметы (стол,
книга, игрушки, птицы, рыбки и т.д.)
Описание игры. Мы говорили детям, что: «Вокруг нас много разных
предметов. И о каждом предмете можем спросить. Я вас буду спрашивать, а
вы мне отвечайте одним словом: «Что это?»». Показывали разные предметы,
например: книга, стол и т.д. «Как можно спросить про эти предметы?» «Что
это?».
Далее спрашивали: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» и
показывали на одушевленные предметы: птичку, рыбку, няню и т.д. и
спрашивали у детей: «Как можно спросить? (Кто это?)» Называли разные
предметы, а дети ставили вопрос «Кто?». Таким образом, мы постепенно
подвели детей к понятиям «живой неживой».
1.3 «Что изменилось.»
Цель игры: научить детей правильно называть предметы, обогатить
словарный запас.
что помогает
сосредоточиться. Воспитывать любовь к своим игрушкам и привычку убирать
их после игры.
Развивать память и внимание,
Оборудование: игрушки разного размера и цвета: медвежонок,
зайчонок, слоненок, котенок, лисенок, 2–3 небольшие куклы, кубики разного
цвета и формы.
Возраст: 3–4 года.
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть вместе и
определить самого внимательного и наблюдательного. Для этого необходимо
увидеть и сказать, какого предмета не хватает.
Проводить занятие можно сразу со всей группой ребят и
индивидуально. Если игра коллективная, то руководитель просит всех встать
в круг, в центр которого кладет несколько подготовленных игрушек в
определенном порядке.
Затем воспитатель говорит детям, что им следует очень внимательно
посмотреть на предметы и запомнить, в каком порядке они лежат. После
этого ребята закрывают глаза и отворачиваются от предметов, а в это время
руководитель меняет местами игрушки или убирает одну из них.
Когда дети поворачиваются, они должны заметить изменения, которые
произошли и рассказать об этом воспитателю. Так продолжается 710 минут.
Победителем игры становится тот ребенок, который дал наибольшее
количество правильных ответов.
1.4 «Предметные фризы»
1.5 «Времена года».
Цель: Учить детей разбираться в изменениях погоды по сезонам, поведению
растений и животных, а также жизни людей в разное время года.
Задание: необходимо подбирать картинки и предметы, соответствующие
времени года.
Правила: вспоминать о том, что бывает и в какое время года; в группе
помогать друг другу; в индивидуальном порядке можно играть с родителями
и пользоваться их подсказками.
Материал: круглый диск, разделенный на четыре части. Каждую из частей
разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года
(белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или
оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На
каждую часть нужно подобрать несколько серий картинок с соответствующей
тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на
земле, развлекающиеся дети).
1.6 «Что нам осень принесла?».
Цель. Учить детей узнавать и называть овощи. Учить понимать и выполнять
инструкцию «возьми по одному». Учить детей повторять за воспитателем
несложные фразы.
Описание игры. Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит
на столе, лежат овощи.
«Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли
вы их», говорит педагог и достает морковь, лук, картошку, помидор,
капусту. Показывает их, уточняет названия и кладет обратно в корзину. Там,
где это целесообразно, он уточняет цвет, размер, назначение овощей.
1.7 Дидактическое упражнение «Кому что?».
Цель. Уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка
грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей
глаголы лакать, грызть, есть.
Описание игры.
«Посадил дед репку, – рассказывает воспитатель, – выросла репка…
(большаяпребольшая). Стал дед репку из земли… (тянуть). Тянетпотянет,
вытянуть… (не может). Позвал дед… (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку
– тянутпотянут, вытянуть… (не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?»
По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с
репкой. (Домой отвезли, вымыли, очистили и стали есть и нахваливать:
«Сладкая репка! Сладкая!»)
«Дед, бабка и внучка, – говорит воспитатель и ставит фигурки людей
отдельно, – едят сладкую репку. Едят, нахваливают: «Оченьочень вкусная
репка». Какая репка? (Хоровой, несколько индивидуальных ответов.)
Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Им внучка другую
еду приготовила. Кошке – молочка и кусочек колбаски: «Лакай, киска,
молоко! Ешь колбаску!» (Хоровое и индивидуальное повторения.) Жучке –
косточку: «Грызи, Жучка, косточку!» Мышке – корочку сыра: «Неси, мышка,
сыр мышаткам!» (Хоровые повторения.)
Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: «Дед, бабка и
внучка едят сладкую репку»; «Кошка ест колбаску и лакает молоко»;
«Собака Жучка грызет косточку»; «Мышка лакомится корочкой сыра».
1.8 «Чудесный мешочек».
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных
объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику
пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: Красиво оформленный мешочек,
разные игрушки,
имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:
Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному
подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет
характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться,
что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает
предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
1.9 Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»
Цель. Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить
четко и правильно произносить звукоподражательные слова.
Описание игры.
Дети сидят полукругом, в центре которого журнальный (детский) стол.
Воспитатель вносит куклу. «Здесь будет, – педагог обводит рукой
поверхность стола, – Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе
нравится твоя комната?» (С этими словами к кукле обращаются и дети.)
«Нет, – отвечает Катя. – Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет.
Кровати нет"»
Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате
кровать?» Предлагает кукле лечь в кровать. «Ложись. Ляг, Катенька!» –
предлагают и дети. (Хоровое и индивидуальные повторения.)
Катя ложится. Дети поют колыбельную: «Баюбай, баюбай, поскорее
засыпай"» (повторяется дважды). «Пусть поспит, – говорит воспитатель, а мы
ей в комнату мебель поставим. Стол поставим. Нужен стол?» «И стулья
нужны», – обязательно скажет ктонибудь из детей. «Зачем стулья?» –
интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья.
Просыпается Катя. Она радуется новой мебели.
1.10 «Оденем куклу на прогулку».
Цели и задачи:
1.
Воспитывать бережное отношение к вещам,
оказывать
взаимопомощь друг другу при одевании.
2.
Развивать мелкую моторику рук,
нагляднодейственного
мышления.
3. Учить детей различать и называть предметы одежды,
дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, узнавать её на
картинках, последовательно одевать куклу.
Оборудование: дидактическая игра «Одень куклу», кукла Гоша,
Маша, одежда для кукол, иллюстрации с одеждой и обувью
Предварительная работа: Заучивание потешек на тему "Одевание",
рассматривание картинок "Одежда", "Обувь", работа с детьми над
последовательностью одевания.
1.11 «Научим куклу раздеваться».
1.12 «Купание куклы».
Цель. Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия
предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце,
намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода;
показывать малышам, как интересно можно играть с куклой.
Описание игры.
Воспитатель ставит на стол ванночку с водой, рядом – два ведерка и кружку
«Сегодня, – сообщает он детям, – мы будем купать Катю. В ванночке будем
купать. А в какой водичке?»(В теплой.) Педагог приглашает детей
определить, какая вода в ванночке. Приносит куклу. Снимает с нее рубашку и
сажает в ванночку. Комунибудь из детей он предлагает принести мыло (все
необходимые вещи разложены на соседнем столе). Сообщает малышам, что
мыльница – это домик для мыла. Дети повторяют: «Мыльница – домик для
мыла».
Воспитатель просит ребенка найти губку, дать потрогать ее детям (мягкая, с
дырочками). Спрашивает, зачем нужна губка. Моет Катю. Намыливая кукле
голову, педагог взбивает пену и приговаривает:
Будет мыло пениться,
И грязь кудато денется. (Повторяет 2–3 раза.)
Затем воспитатель говорит: «У меня в желтом ведерке горячая вода.
(Спрашивает у двоихтроих детей, какая вода в ведерке.) А в синем –
холодная. Я смешаю горячую воду с холодной. И будет вода… (теплая). Этой
теплой водичкой я смою с Катеньки остатки мыла». Моет куклу,
проговаривая слова из стихотворения Е. Благининой «Аленушка»:
Теплую водичку
Льем на нашу птичку.
Эти строчки повторяют и дети.
Ребенок приносит полотенце, объясняет его назначение. Держит куклу,
которую вытирает воспитатель. «Вода в ванночке грязная и мыльная, –
говорит педагог. (Дети повторяют слова воспитателя.) – Ее надо вылить».
Воспитатель убирает мыло в мыльницу, приговаривая: «Вот домиктеремок, в
нем мыло живет», вешает сушиться полотенце, отжимает губку.
1.13 «Укладывание куклы спать».
Цель:
1.14 Дидактическая игра «Живые картинки».
Цель. Учить детей различать и называть птиц, развивать внимание.
Описание игры.
«Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая девочка, – рассказывает
педагог. – Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покормить птиц.
Сначала пришли к ней… (уточки). Потом пришли… (гуси), затем пришел…
(индюк), прибежали… (курочки).
Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел… закройте глаза (дети не
должны закрывать глаза руками)». Воспитатель убирает картинку и говорит:
«Откройте глазки. Скажите, кто ушел? (Индюк.) Зажмурьте глаза. А теперь
откройте. Что скажете? (Гуси ушли.На пруд ушли.) Еще раз закройте глаза.
Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок.)»И так
далее. (Вернулись гуси, прилетели голуби, убежала девочка и т. п.)
1.15 «Будем заваривать чай».
Цель: Учить детей последовательно заваривать чай, различать и называть
предметы чайной посуды.
Ход игры: Воспитатель показывает коробочку –пачку с чаем, высыпает его
на поднос, дети рассматривают, определяют его запах, цвет. Показ
предметов чайной посуды, показ заваривания чая кипятком в заварочном
чацнике, объясняет, что чай должен настояться, затем предлагает детям
попробовать чай, добавив молоко.
2. Знание о себе и своей семье
2.1. «Я есть» .
Цель: Ознакомление детей со строением человека, формирование
представления о принадлежности пола.
Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки –
накладки.
Ход игры: воспитатель называет какую – либо часть тела, ребенок находит
ее среди карточек прикладывает к изображению мальчика или девочки.
2.2 «Мое настроение»
Цель: сформировать представление о настроении и чувствах, развивать
умение определять настроение по мимике, жестам, способствовать
повышению психоэмоциональной устойчивости.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации «Угадай настроение» , дети
угадывают настроение по мимике, жестам.
2.3 « Я и моя семья».
Цель.
Закреплять у дошкольников представления о семье и своём месте в ней;
умение понимать роль взрослых и детей в семье. Развивать речь
дошкольников. Вызвать у детей радость и гордость за то, что у них есть семья.
Дидактический материал.
Семейные фотографии воспитанников, большие карточки с изображением
членов семьи, схематичное изображение людей (дедушка, бабушка, мама,
папа, брат, сестра), карточка со списком родственников, плоскостные
многоэтажные домики, маленькие карточки с предметами.
Игровые правила.
Действовать по сигналу воспитателя. Соблюдать очерёдность и партнёрские
отношения.
Ход игры.
Воспитатель показывает фотографию и спрашивает: «Чья это семья?».
Ребёнок, который определил свою семью, выходит и с помощью вопросов
взрослого, рассказывает о своей семье.
Вопросы – помощники:
- Он (она, они) какой (какая, какие)?
- Кто самый младший (старший) в твоей семье?
- Что вы делаете все вместе?
- Как ласково называет тебя мама? И т.д.
2.4 «Я сам».
Цель: Воспитывать у детей самостоятельность, развивать навыки ухода за
собой, соблюдать опрятность, побуждать детей обращать внимание на
внешний вид, самостоятельно устранять непорядок в одежде, прическе.
Ход игры: Воспитатель показывает иллюстрации, где дети самостоятельно
одеваются, умываются, помогают маме.; рассказывают, что они
самостоятельно умеют делать.
2.5 «Кто веселый грустный сердитый?»
Цель: Учить детей различать настроение по мимике лица.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки людей, у которых разное
настроение, дети различают по мимике лица, веселый, грустный, сердитый.
2.6 «Узнай своих родственников».
Цель: Побуждать детей рассматривать фотографии и простые картинки с
изображением семьи. Называть членов семьи, их действия (мама варит суп,
папа пылесосит, дедушка читает газету.)
Ход игры: Детям показывают фотографии, картинки, они рассказывают о
своей семье, отражая сюжеты из жизни.
2.7 «За что бы я себя похвалил?».
Цель: Учить детей выделять добрые поступки по отношению друг другу.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети по ним составляют
рассказы.
2.8 «Как мы помогаем маме».
Цель: Продолжать учить детей проявлять доброе, заботливое отношение к
своим родителям.
Ход игры: Воспитатель показывает картинки, дети составляют по картинкам
рассказы.
2.9 «Как мы играем».
Идем в гости к Мудрой Сове
(игра для детей 6–7 лет)
Цель.
Формировать умение ориентироваться по карте в лесу. Развивать пространствен-
ное мышление. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Материал.
Большая красочная карта леса; вырезанные из картона деревья, кустар-
ники, озеро, тропинка, река, дорога, мост, сова; карточка с обозначением сторон света (север,
северо-восток, восток и т. д.); письмо лесных жителей; план-маршрут; фигурки, обознача-
ющие детей.
Задание.
Следуя указаниям, найти путь на Совет жителей леса.
Правила:
1. В игре участвуют 5–6 детей.
2. По карте леса двигаться только при помощи фигурок.
3. Фигурки игроков не должны сталкивать друг друга с тропы переходов.
4. В ходе продвижения по Волшебному лесу четко следовать указаниям.
5. За плохое поведение (выкрики, создание помех для других игроков и т. п.) фигурка
игрока исключается из отряда.
6. Победителем считается тот, кто сможет повести остальных в правильном направле-
нии и прийти на Совет жителей леса.
Алгоритм проведения
1. Педагог сообщает детям игровую задачу.
2. Читает детям письмо от лесных жителей:
«Дорогие друзья!
Мы, звери и птицы, приглашаем вас на наш лесной Совет, который состоится около
дома Мудрой Совы. Там будут обсуждаться важные вопросы: как люди должны вместе
со зверями и птицами беречь лес, заботиться о природе. Чтобы вы смогли благополучно
добраться до дома Мудрой Совы и участвовать в лесном Совете, вам нужно внимательно
рассмотреть нижний край карты. Вы увидите могучий раскидистый дуб. Найдите с левой
стороны третью ветвь снизу, она укажет вам, в каком направлении двигаться. Идите на запад
до быстрой речки, которую надо перейти по мосту. Вы попадете на лесную поляну, где растет много цветов. Там вы найдете схему пути к домику Мудрой Совы.
С уважением, звери и птицы Волшебного леса».
3. Дети вместе с педагогом внимательно рассматривают карту леса, вставляют в про-
резь в правом углу карточку с обозначением сторон света и выясняют, где север, ю г, северо-восток, юго-запад и т. д.
4. Взрослый предлагает каждому ребенку выбрать одну из фигурок. Именно они будут двигаться по карте леса. Фигурки выстраивают в ряд, друг за другом.
5. Дети и педагог советуются, где лучше войти в лес, и начинают продвижение по
карте, следуя тексту письма. Добравшись до поляны, находят среди цветов схему дальнейшего пути – план-маршрут. Педагог читает:
«Вы находитесь на поляне. Поверните на северо-восток и идите до опушки леса.
Добравшись до опушки, сверните в северо-западном направлении и идите до озера. Обойдите озеро слева и идите на север до ельника. Пройдите ельник в северо-восточном направлении до дороги. Далее пройдите по дороге на восток пять шагов, сверните на тропинку в юго-восточном направлении. Тропинка приведет вас к домику Мудрой Совы».
6. Дети переставляют фигурки, руководствуясь текстом письма.
Эта картотека содержит дидактические игры, которые можно распределить по трем критериям:
1. Игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных.
2. Игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление с взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой.
3. Игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем нас мире.
Дидактические игры, правильно используемые в учебном воспитательном процессе, - это, с одной стороны, эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей действительности.
Жизнь в семенах.
Цель: Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур (семена перцев, томатов, огурцов, бобов фасоли, гороха, этапами развития растения. Формировать умение сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена овощных культур по форме, цвету, величине.
Материал: Семена овощных культур, карточки, изображающие этапы развития овощных культур, специальные чашки с крышками и влажный фильтр.
1. Количество играющих зависит от того, сколько заготовлено наборов; количество играющих можно увеличить, если играть по командам.
2. Победителем считается тот, кто рассказал и сделал все хорошо и правильно.
Чей след.
Цель: Уточнять и закреплять знание детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем саду. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.
Материал: Дидактическая картина зимнего леса, картинки диких зверей, разнообразие следов на картине.
1. Внимательно рассмотреть картину зимнего леса.
2. Друг за другом высказывать свои мысли и пожелания, кого из зверей куда поставить.
3. Определить хозяина следов (выбрать из животных нужного и поставить рядом с его следами) .
2. Выигрывает тот ребенок, который правильно расставит зверей в зимнем лесу.
Цель. Выявить знания детей о насекомых, бабочках. Формировать умение зрительно соотносить пропорции в строении бабочек, формы и окраску с существующей реальностью в мире бабочек.
Материал.
На поле дидактической игры изображены различные цветы, среди них вставлены картинки с кружащимися бабочками (разных размеров, пропорций, строением) .
Задание. Выбрать бабочку, которой не существует в природе, рассказать, почему так думаешь.
2. Играть по очереди.
3. Побеждает тот ребенок, который соберет большее количество несуществующих бабочек и сумеет объяснить, почему именно их надо убрать с поляны цветов.
Давайте поселим зверей в наш лес.
Цель. Знакомить детей со средой обитания различных животных. Выяснить, каким образом связаны между собой образ животного и среда обитания. Формировать умение детей, ориентируясь по внешнему виду животного, соотносить его со средой обитания
(наземная, водная, воздушная) .
Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных, карточки с изображением жителей леса.
1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.
2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других) .
1. Играть в команде(3 команды по 2 – 3 человека в каждой) .
Наряды матушки – земли.
Цель. Уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.
Материал. Дидактическая картина, разделенная на четыре части (с изображением осени, зимы, весны, лета) ; карточки с изображением природных явлений (дождь, снег, ветер) .
1. Выбрать карточки с изображением тех природных явлений, которые соответствуют тому или иному времени года, положить на соответствующую часть дидактической картины.
2. Рассказать о причинах выбора.
1. В игре могут участвовать от 12 до 16 человек.
2. Правильность выбора той или иной карточки обсуждается только членами команды без привлечения взрослых и посторонних.
3. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.
Речные рыбы.
Цель. Выявить знания детей о рыбах, их строении, об особенностях среды обитания. Формировать умение соотносить строение живого существа со средой обитания, с образом жизни. Выяснить, каким образом окраска речных рыб помогает им прятаться или защищаться от других обитателей рек. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.
Материал. Дидактическая картина, на которой изображен проточный водоем, река; вырезанные изображения речных рыб.
1. Рассмотреть внимательно предложенных рыб.
2. Выбрать из них только речных, назвать.
3. Поместить в водоем в отдельное место – туда, где любит обитать та или иная рыба.
1. Количество играющих 3 – 4 человека.
2. Победителем считается тот, кто правильно выбрал рыб, объяснил свой выбор и поместил их на дидактическую картину.
Моя комната.
Цель. Выявить представления каждого ребенка о том, какой должна быть его комната. Выяснить, какие предметы, вещи, игрушки ему нравятся, есть ли интерес к книгам, как ребенок соотносит цветовые гаммы, какое у него настроение. Развивать пространственное мышление.
Материал. Листы бумаги различного цвета (пустые комнаты) по одному на каждого ребенка; карточки с изображением мебели различных цветовых оттенков, игрушек, занавесок (темных и светлых тонов) ; карточки, изображающие комнатные растения, домашних животных, книги, компьютер.
1. Обустроить свою комнату.
2. Выбрать карточки с предметами, которые нравятся.
3. Самостоятельно все расставить.
4. Рассказать о своем выборе.
1. Количество играющих 5 – 6 человек.
2. Работать самостоятельно.
3. При выборе карточек руководствоваться своим мнением.
4. Выигрывает тот, кто быстрее остальных справится с заданием и сможет четко объяснить свои действия.
Город и село.
Цель. Выявлять знания детей о людях, живущих в городах и селах, о видах их деятельности. Выяснить, с чем связаны отличия. Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире. Воспитывать уважение к людям труда.
Материал. Карточки с изображением различных объектов города и села (лес, поле, ферма, кинотеатр, стадион, завод, городские и сельские дома, людей разных профессий (комбайнер, птичница, доярки, рабочий, врач) .
Задание. Одна команда должна составить картину города, другая – картину села.
1. Играют по командам (2 команды по 3 – 4 человека в каждой) .
2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.
Поступи правильно.
Цель. Формировать у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.
Материал. Стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»; серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, - примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей, зеленые и красные круги.
1. Внимательно рассмотреть полученную карточку, дать оценку поступкам героев.
2. Отложить карточки, изображающие положительные поступки в одну сторону, отрицательные – в другую.
1. Количество играющих 5 – 6 человек.
2. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает похвальный приз – солнышко.
3. Ребенок или команда, набравшие большое количество солнышек, считаются победителями.
Виды труда
Цель. Дать представление о физическом и умственном труде людей в нашей стране. Выявлять знания детей о деятельности людей умственного и физического труда, выяснить значимость каждого из видов труда. Развивать интерес к трудовой деятельности людей. Прививать уважение к людям труда.
Материал. Большая карта, разделенная на две части; на одной изображен человек за столом, на другой – человек с молотком, карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке.
1. Выбрать карточки с изображением людей физического (для одной команды) и умственного (для другой команды) труда.
2. Рассказать о выбранных профессиях.
1. Детям нужно разделиться на 2 команды по 3 – 4 человека.
2. В игре принимает каждый член команды.
3. Команда, чьи члены быстро и правильно справились с заданием, объявляется победителем.
Светофор
Цель. Выявлять и расширять представления детей о назначении улицы. Закреплять знания о правилах дорожного движения: поведения на городских улицах, перехода через проезжую часть на сигналы светофора (красный – стоять, желтый - приготовиться, зеленый – идти). Формировать умения идентифицировать себя с пешеходами, водителями за рулем автомобилей, блюстителями правопорядка, то есть разыгрывать повседневную жизнь города.
Материал. Макеты светофоров, домов, зеленых насаждений, модели машин (или игрушечные машины, фигуры пешеходов, водителей и т. д.
1. Выбрать для себя фигурку, то есть рояль, которую ребенок будет разыгрывать.
2. Играть, разбирая дорожные ситуации и соблюдая правила дорожного движения (подчиняться при переходе улицы переключениям светофора) .
1. Количество участников 5 – 6 человек.
2. Дети, безукоризненно выполнявшие правила дорожного движения объявляются лучшими пешеходами, водителями.
Снежинки.
Цель. Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.
Материал. Дидактическая картина зимнего леса (снег только на деревьях и кустарниках) ; карандаши, бумага, ножницы – на каждого ребенка.
1. Количество играющих не должно превышать 5 – 6 человек.
2. Активно участвовать в обсуждении проблемы.
3. Знать правила работы с ножницами и клеем.
4. Работать совместно в коллективе.
5. Побеждают те дети, которые справились с заданием и успели помочь другим.
Гнездовья птиц
Цель. Познакомить детей с разнообразием видов гнездовий птиц. Закреплять знания детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц – строителей. Развивать умение соотносить размер гнезда с величиной птиц, типы природных материалов с птицей – строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.
Материал. Два полотна с гнездами птиц, карточки с изображением птиц – строителей этих гнезд, наборы строительных материалов для различного типа гнезд.
Задание. Рассадить птиц по гнездам согласно их предпочтениям (у воды, высоко над землей) .
1. Количество играющих не должно превышать 6 человек.
2. При выборе птиц следует аккуратно относиться к наглядному материалу (карточкам и наборам) .
3. При соотнесении птицы и ее гнезда, предполагаемого строительного материала надо руководствоваться своими знаниями.
4. Выигрывает тот, кто сможет сам, без посторонней помощи рассказать о своем выборе, своих умозаключениях.
Собери растение.
Цель. Закреплять знание детей о строении растения, его частях и их значении для жизни растений.
Материал. Большая картина с изображением лужайки (без цветов, травы и т. д.) и прорезями для растений, разрезные части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод) .
1. Вспомнить, каково строение растения.
2. Выбрать из предложенного материала то, что может являться частью растения.
3. Собирать из частей целое растение, назвать его и посадить на лужайку.
1. Количество играющих от 4 до 6 человек.
2. Выигрывает тот, кто быстро и правильно собрал свое растение и посадил его на лужайку.
Путешествие по карте леса.
Цель. В игровой форме выявить знание детей о жителях леса, жилищах диких животных, их образе жизни, питании. Формировать умение детей соотносить внешний вид животного со средой обитания, своеобразием постройки его домика. Формировать умение составлять связный рассказ о жильце, в дом которого попали дети т.д.
Материал. Большая картина, изображающая лес с домиками лесных зверей и птиц. По карте леса идет дорожка из кружочков, от некоторых кружочков отходят красные стрелочки, соединяющие их с домиками лесных жителей, от домиков отходят две стрелочки (зеленая и синяя) .
Задание. Пройти по кружочкам до финиша, назвав домики животных и их хозяев.
1. Количество играющих 4 – 6 человек.
2. Играть по очереди.
3. Количество точек, выпавшее на брошенном кубике, указывает на количество шагов – кружочков по карте леса.
4. При попадании в кружок, от которого отходит красная стрелка, следует двигаться по ней в домик к лесному жителю. При этом ребенок должен сказать, как называется жилище, рассказать о хозяине.
5. Тот, кто все правильно рассказал. Имеет право двигаться вперед по зеленой стрелке. Тот, кто ответил неправильно, двигается по синей стрелке назад и ждет помощи от других игроков.
6. Другие игроки, попадая к нему, пытаются помочь правильными ответами, которые позволят ему продвигаться дальше.
7. Выигрывает тот, кто первым дойдет до финиша, правильно рассказав о встреченных домиках лесных жителей.
Кто такой цыпленок?
Цель. Познакомить с этапами развития живого существа (цыпленка, с условиями. необходимыми для его благоприятного развития. Развивать умение детей соотносить живой объект со средой обитания, с его семьей (мама – курица, папа – петух, с хищниками, которые опасны для него самого и его семьи, с тем, как он приспосабливается к среде обитания, с его образом жизни. Выявлять взаимосвязь вида питания со строением живого существа и т. д.
Материал. Дидактическая игра представлена в виде пазлов, на каждом пазле картинка – фрагмент жизни живого существа в реальной или сказочной жизни.
Задание. Соединить отдельные пазлы в единую картину, рассказать об изображенном на пазлах живом существе.
1. Количество играющих 3 – 6 человек.
2. Соблюдать очередность в игре
3. Играть дружно, совместно.
4. Выигрывает тот, кто лучше остальных справиться как с индивидуальным, так и с групповым заданием.
Цель. Закреплять знание детей о видах мебели. Используемой людьми в своих квартирах, в гостиной, спальне, кухни и т. д., расположении мебели, аксессуаров, о месте комнатных растений в доме. Закреплять знание о бытовых приборах и их назначении, об украшении квартиры (цветы, ковры). Развивать пространственное мышление.
Материал. Листы бумаги различной величины и цвета (пустые комнаты) – по одному на каждого ребенка; карточки с изображением предметов быта, мебели, книг, комнатных растений, обоев, ковров, занавесок, домашних животных.
Задание. Обставить мебелью выбранную комнату, рассказать о своей деятельности.
1. В игре участвует столько детей, сколько заготовлено листов – комнат и комплектов мебели, комнатных растений.
2. Задание выполняется в индивидуальном порядке, советоваться с товарищами нельзя.
3. Выигрывает тот, кто быстрее остальных оформит свое помещение (гостиную, спальню) и расскажет о своей деятельности дизайнера.
Поваренок.
Цель. Выявлять знание детей о продуктах, которые взрослые используют для приготовления определенного блюда (например, борща) ; о том. Какими инструментами и посудой они при этом пользуются. Формировать умение соотносить количество нужных продуктов для приготовления; планировать свою деятельность.
Материал. Посуда различного применения (кухонная, походная, столовая) ; картинки, изображающие различные продукты питания (колбаса, мясо, сосиски, яйцо, картошка) ; карточки, изображающие процесс приготовления; нож, ложка, половник.
1. Подумать и выбрать посуду для приготовления блюда.
2. Выбрать нужные продукты в правильном количестве.
3. Выложить карточки, изображающие процесс приготовления данного блюда в правильной последовательности.
4. Рассказать о процессе приготовления блюда
1. Количество играющих от 2 до 3 человек.
2. Выигрывает тот, кто правильно «приготовит блюдо» и сможет рассказать о технологии приготовления.