Чудеса сумелийской иконы пресвятой богородицы. Икона пресвятой богородицы «одигитрия сумельская (панагия сумела)
Внесла неоценимый вклад в европейскую культуру. Литература, архитектура, философия, история, другие науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации. Греческие боги известны во всем мире.
Греция сегодня
Современная Греция мало знакома большинству наших соотечественников. Страна находится на стыке Запада и Востока, соединяя Европу, Азию и Африку. Протяженность береговой линии составляет 15 000 км (с учетом островов)! Наша карта поможет найти самобытный уголок или остров , на котором еще не бывал. Мы предлагаем ежедневную ленту новостей . Кроме того, много лет мы собираем фото и отзывы .Отдых в Греции
Заочное знакомство с древними греками не только обогатит Вас пониманием того, что все новое – это хорошо забытое старое, но и побудит отправиться на родину богов и героев. Где за развалинами храмов и обломками истории живут наши современники с теми же радостями и проблемами, как и их далекие предки тысячелетия назад. Вас ждет незабываемый отдых , благодаря самой современной инфраструктуре в окружении девственной природы. На сайт Вы найдете туры в Грецию , курорты и отели , погода . Кроме того, у нас вы узнаете как и где оформляется виза и найдете Консульство в Вашей стране или греческий визовый центр .Недвижимость в Греции
Страна открыта для иностранцев, желающих приобрести недвижимость . Любой иностранец имеет на это право. Только в приграничных районах не гражданам ЕС необходимо получить разрешение на покупку. Однако поиск законных домов, вилл, таунхаусов, квартир, правильное оформление сделки, последующее обслуживание представляют непростую задачу, которую много лет решает наша команда.Русская Греция
Тема иммиграции остается актуальной не только для этнических греков, живущих за пределами своей исторической родины. На форуме для иммигрантов обсуждаются как юридические вопросы , так и проблемы адаптации в греческом мире и, вместе с тем, сохранения и популяризации русской культуры. Русская Греция неоднородна и объединяет всех иммигрантов, говорящих на русском языке. В то же время, в последние годы странане оправдывает экономических ожиданий иммигрантов из стран бывшего СССР, в связи с чем мы наблюдаем обратное переселение народов.Примерно в 50 км. к югу от Трабзона на высоте 1200 м на склонах утеса находится (кажется, будто волшебным образом висит) исторический духовный центр православных христиан Понта – монастырь Панагия Сумела, частично вырубленный в скалах. Монастырь также широко известен всему миру как обитель Богородицы Черной горы.
Достаточно крутой подъем по каменистой тропинке среди отвесных скал занимает минимум 40-50 минут. Оно того стоит, ведь это своего рода путешествие во времени – переправа сразу в IV век. Именно тогда греческие монахи Варнава и Софроний основали здесь православный монастырь. Причем место указала им сама Матерь Божья.
Лик, написанный святым Лукой , стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство?
Согласно древним источникам, в 385 году иноки Варнава и Софроний пришли в один из храмов Афин поклониться чудотворной иконе Богородицы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Тут они неожиданно услышали голос Богородицы. Она велела монахам следовать за иконой до самого Понта, остановиться у горы Мела и основать там новую обитель.
Затем два ангела подняли бесценный лик, и потрясенные монахи двинулись за ним. После долгих скитаний Варнава и Софроний оказались у Черной горы. Там они обнаружили лик, написанный святым Лукой, он стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство? Поблизости нет даже источника воды. Но вновь явилась Богородица и сказала, что вода будет. И действительно из скалы над пещерой вдруг забил живительный чудотворный источник. Он существует и поныне.
Камень за камнем – так и построили Варнава с Софронием храм, вокруг которого стал формироваться монастырь. В Понтийском царстве, а затем и в Трапезундской империи он всегда пользовался благосклонностью византийских монархов.
Впоследствии именно на горе Мела короновались на трон представители династии Комнинов. Даже после того как турки уничтожили христианскую державу, монастырь процветал! Такова была воля султана Османской империи Селима Великолепного в XVI веке. Есть легенда о том, как однажды во время охоты султан неожиданно оказался у подножия Черной горы и увидел на ней богато украшенный христианский монастырь и церковь с сияющим золотом крестом. В ярости повелитель велел верным янычарам немедленно сравнять с землей святыню «неверных».
Но не успел он произнести и последнее слово, как тут же свалился с коня и забился в предсмертных судорогах. Впрочем, небеса его пощадили, и едва ли не на следующий день султан был вынужден даровать Сумельскому монастырю все прежние привилегии и свою благосклонность.
В целом же обитель не знала больших бед вплоть до трагических событий насильственного переселения в Грецию. Икону Панагии Сумелы, равно как и другие ценности, турецкое правительство вывезти разрешило, но с тех времен об этом монастыре почти все забыли.… Пока честнее называть это святое место «культурными развалинами»…
Так и не возвращенная до сих пор к жизни обитель с ослепленными ликами святых объявлена национальным памятником Турции. Однако пока честнее называть это святое место «культурными развалинами», а потому не лучшим земным прибежищем ангелов с печальными глазами…
15 августа 2010 года в день празднования Успения Божией Матери (Константиноапольская Православная Церковь живёт по новому стилю) в монастыре впервые за 90 лет была отслужена Божественная литургия, на которую прибыли тысячи православных паломников из разных стран.
Понтийская империя
С I тысячелетия до н. э. до X в. понтийские греки прошли большой путь в истории. Понт - один из красивейших уголков планеты с мягким субтропическим климатом, богатой флорой и фауной, многочисленными реками, горными грядами. Наиболее крупные города Понта: Синоп, Трапезунд, Керасунд, Котиора (Орду), Самсунд и другие, в прошлом центры морской торговли, «ворота на Восток». Понтийские города были отдельными городами-государствами со своими органами управления. Жители сохраняли свою веру богам Олимпа и говорили на ионическом диалекте древнегреческого языка. Понтийское царство просуществовало 300 лет и только после 30-летней борьбы пало под ударами могущественного Рима.
С I в. до н. э. по IV в. н. э. Понт находился в составе Римской империи. С разделением Римской империи на две части в IV в. н. э. Понт становится провинцией Византийской империи (IV-ХIII вв.). Император вновь созданной Понтийской империи назывался царём и самодержцем ромеев, но позже по требованию константинопольского императора название было заменено на другое: царь и самодержец Анатолии, иберов и Ператии. Эмблемой правителей стал одноглавый орел. Влияние Трапезудской империи распространялось на часть Малой Азии, Кавказа и Крым. Большое развитие получили военное искусство, духовная культура, торговля. Значительное развитие получила наука: астрономия, физика, математика.
Греков Малой Азии, в том числе и Понта, считают самыми ревностными христианами. В тот период насчитывалось также 6 кафедральных соборов, 1 131 церкви, 22 монастыря, 1 647 церквушек и 1 459 духовных служителей которые гордились развитием и сохранением духовных убеждений и общего образования наряду с монастырями Пресвятой Сумелы, Пресвятой Гумера, Св. Георгия Перистериота, Св. Иоанна Вазелона и др.
Монастырь Пресвятой Богородицы Сумела
Панагия Сумела - всемирно известный православный христианский монастырь, является на протяжении 16 веков символом Понтийского Эллинизма. Монастырский комплекс Пресвятой Богородицы Сумела внесён в список наиболее охраняемых памятников ЮНЕСКО. Расположен в 42 км. от города Трабзон в современной Турции.
«Панагия Су Мела (Сумела)» - на понтийском диалекте означает «Божья Матерь с Чёрной горы». Монастырь расположен на высоте 1200 метров над уровнем моря в долине реки Алтындере. В Сумельском монастыре, с конца 4-го века н. э. и до 1922 года находилось одно из главных христианских сокровищ - знаменитая икона Богородицы Панагии Сумелы.
Согласно преданию, икона Богородицы написана самим апостолом Лукой. Дошедшие до наших дней исторические документы и имперские указы об основании в конце IV века монастыря Сумела подтверждают факт пребывания святого апостола Луки в римской провинции Ахайя на севере полуострова Пелопоннес.
Со временем икона очутилась в Афинах, в одном из храмов в честь Божией Матери, где и оставалась до прихода к власти Императора Феодосия I (379–395 гг.), когда, по преданию, Богоматерь явилась некоему Василию и повелела ему принять монашество вместе со своим племянником Софронием. Приняв постриг, они посетили один из афинских храмов, в котором хранилась икона Богородицы. Явление Богородицы повторилось, и им было сказано следовать на восток к горе Мела. При этом на их глазах икона была унесена двумя ангелами. После некоторых поисков Варнаве и Софрониму удалось добраться до горы Мела и обнаружить в гроте, который находится высоко на обрывистом склоне, чудотворную икону. Именно это место предназначила для них Богородица. Но иноков посетило сомнение, так как поблизости не было никаких источников воды, и поэтому жить здесь представлялось невозможным. Они стали взывать к Богородице, умоляя о помощи. И тут произошло чудо, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая вода. Так возник чудотворный источник, ставший одной из главных святынь будущего монастыря.
Вскоре, следуя за молвой о двух монахах-подвижниках, в пещеру стали приходить паломники. Некоторые оставались и принимали монашество. Монахи Варнава и Софроний при поддержке соседнего Вазелонского монастыря построили келью и уникальный скальный кафоликон в гроте - храм Успения Святой Божьей Матери. Были возведены монастырские постройки - многоярусный комплекс, сочетающий жилые и хозяйственные помещения. Создатели монастыря продолжили деятельность и вне святого места. В 12 километрах от монастыря, напротив села Скалита был построен храм Святого Константина и Елены, а в 2 километрах - часовня Святой Варвары. К моменту кончины его основателей, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Лечебные свойства источника сделали его известным не только среди христиан, но и среди мусульман, которые до сих пор посещают святыню и просят благословения Богородицы.
Со временем монастырь приобрёл громкую славу среди обителей Понта и всей империи. После 635 года он подвергается набегу арабов. Здания были осквернены и сожжены, насельники перебиты или уведены в рабство. В 664 году, при императоре Константе II, под руководством крестьянина по имени Христофор, обитель восстанавливают, а спасённая реликвия вновь располагается в кафоликоне. В монастырь стали снова приходить паломники, некоторые из них принимали постриг.
Расцвет монастыря приходится на период Трапезундской империи (1204-1261 гг.). Кроме иконы Богородицы в обители хранятся: мощи Святых Варнавы, Софрония и Христофора, часть древа Креста Спасителя, инкрустированного в резной деревянный крест. В 1349 году в монастыре коронуется, в качестве императора Трапезундской империи, Алексей II Комнин. После падения Трапезундской империи в 1461 году, начиная с султана Селима I Явуза, около 1514 года, обитель получает подтверждения своих привилегий и от турецких монархов. В XVII веке возводятся дополнительные укрепления - так называемый «замок» и монастырь приобретает примерно тот вид, в котором он дошёл до наших дней: пятиярусный комплекс с 72 кельями и библиотекой. Верхний, пятый ярус, выполнял и фортификационные функции.
На территории обители имеются уникальные фрески, интерес к которым вызван, в первую очередь тем, что они были написаны без соблюдения канонов. Османское правление наложило свой отпечаток на внутреннее убранство монастыря - смешение православия и изысканного восточного стиля. Вокруг монастыря были построены маленькие храмы в честь разных святых. В эпоху XVIII-XIX вв. монастырь достиг наибольшего процветания. В библиотеке монастыря хранились бесценные документы и множество старинных рукописей.
Монастырь Панагия Сумела в ХХ веке
Неудачная для Греции греко-турецкая война (1919-1922 гг.) и поражение восстания понтийских греков против турок в 1922 году, а также прямое предательство держав стран-членов Антанты, включая и тогдашнее правительство Греции, христианского населения (армян, ассирийцев и греков-понтийцев), вынуждает насельников покинуть обитель. Монахи, перед вынужденным исходом в 1923 году, спрятали в часовне Святой Варвары икону Богородицы, Евангелие преподобного Христофора и крест императора Трапезунда Мануила Комнина. Несмотря на Лозаннский мирный договор 1923 года, к 1924 году монастырский комплекс был осквернён, разграблен и cожжён.
В 1930 году, по инициативе премьер-министра Греции Элефтериоса Венизелоса, премьер-министр Турции Исмет Инёню, находившийся с визитом в Афинах, разрешил направить делегацию в Понт для вывоза в Грецию символов православия и Эллинизма.
К 1930 году в живых осталось только два монаха исторического монастыря. Иеремий, живший неподалёку от Салоник, который был уже очень стар и отказался ехать из-за болезни ног и из-за того, что не хотел вновь пережить страшные сцены турецкого варварства. Второй монах - полный здравия Амвросий Сумелиот, настоятель храма Святого Целителя в Тумбе, в Салониках. От Иеремия Амвросий узнал о том, где спрятаны священные реликвии. 14 октября Амвросий отправился в путь и через несколько дней вернулся в Афины не только с реликвиями, но и с Понтом, как писал тогда министр Леонидас Иасонидис: «В Греции были понтийцы, но не было Понта. С иконой Панагия Сумела к нам пришёл и Понт». День памяти иконы Панагия Сумела - 15 августа. День памяти основателей - 18 августа.
ХХI век. Возрождение Святыни
В 2007 года по инициативе Ивана Саввиди и с благословления Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона «Благотворительным Фондом И. И. Саввиди » организована первая паломническая поездка священнослужителей и мирян к православной святыне Панагия Сумела.
В августе 2010 года в монастыре впервые за 88 лет состоялась православная литургия, которую провел Вселенский Патриарх Варфоломей. Праздничная служба в день Успения Святой Богородицы прошла на двух языках - древнегреческом и церковнославянском, при участии представителей трех поместных православных церквей - Константинопольской, Русской и Элладской. На литургии присутствовало около 600 паломников из разных стран мира. Всего в праздничный день монастырь посетило более 4000 человек, в том числе паломническая делегация из стран бывшего СССР (России, Украины, Грузии, Казахстана, Беларуси) в количестве 500 человек.
По завершении литургии Патриарх Варфоломей сказал: «Наши молитвы звучат о единстве и мире. Именно с этой целью мы прибыли сюда».
«Сегодня открывается новая страница в истории христианского мира, - отметил в интервью журналистам Иван Саввиди. - Время религиозных войн прошло, настало время диалога, компромисса, поиска новых решений, реализация которых должна привести к духовному укреплению человека. Ведь высокая человеческая мораль одинаково важна и для исламского мира, и для православного. Самым главным итогом состоявшего события можно считать слаженную совместную работу совершенно разных людей - верующих и неверующих, христиан и мусульман, турок, греков, русских. Стало очевидным, что сама идея проведения литургии в монастыре Панагия Сумела была ниспослана нам Господом Богом, и мы выбрали правильный путь».
Посещение святых мест даёт возможность паломникам, помимо дополнительных знаний об истории религии, проникнуться духом православия, ощутить живую энергетику святых мест.
О Понт! Ты ныне странник на
Планете этой… И в Азии, и в Африке,
В Австралии, Америке, Европе -
Повсюду слышим мы
В смычке блуждающем
Призывы лиры - набат войны,
Наитие воспоминаний,
Мотив легенд - всё то, что
Подвиг есть народный,
И там где расцветает слово,
Творят терпенье и добро
Тоску по родине суровой:
Святой Софии купола
Хранят завет и упованье;
Весть смены вех Архангела;
И Панагии состраданье,-
Кто при распятье славила
Всевышнего.
Живи, о Понт! Крепка
Потомков Александра вера!
Боголюбивый! Свободный,
Словно ветер, в нём Византии дух!
Радость Земли в его полёте!
Небесная любовь!
И чаяния народа!
Стремленье в будущее,
Победы жажда - лишь для неё одной.
Для Родины!
15 августа 2013 года в Успения Пресвятой Богородицы в четвертый раз после почти 90-летнего перерыва в понтийском монастыре Панагия Сумела прошла Божественная литургия, которую отслужил Вселенский Патриарх Варфоломей. Такое событие происходит раз в год с 2010 года, когда турецкое правительство по просьбе Вселенского Патриархата и благодаря многочисленным дипломатическим усилиям милостиво согласилось дозволить понтийским грекам помолиться и совершить богослужение на своей Родине.
Среди понтийских греков монастырь Панагия Сумела является самым почитаемым святым местом. Он был основан в конце IV века монахами Варнавой и Софрониосом в честь иконы Божьей матери, написанной по преданию самим Святым Лукой, который был первым иконописцем. По преданию он передал написанную им икону церкви в Фивах. После смерти апостола ее передали в православный храм города Афин и с тех пор икону стали называть Панагия Афинская. Монах Варнава увидел сон, в котором Бог велел ему и его племяннику Софрониосу прийти в храм и поклониться иконе Панагии Афинской. Во время поклонения иконе монахи услышали голос, исходящий из самой иконы: «Сопровождайте меня на Восток до горы Мела.» После этих слов икона осветилась, ее подхватили ангелы и унесли в направлении Черного моря. Монахи проделали долгий путь через всю Македонию, Халкидики, Константинополь, оттуда морским путем достигли Трапезунда. Там они продолжили поиски иконы и дошли до селения Куспиди, где один человек пригласил их пообедать в свой дом. Он угостил их рыбой и сказал, что рыбу поймал в реке Пикситис, которая берет свое начало с горы Мела. Услышав о горе Мела, монахи обрадовались и, расспросив хозяина, как ее найти, отправились в путь. Достигнув горы, они стали на нее взбираться, и тут их внимание привлекла пещера, из которой сквозь зелень покрывавшего гору леса лился свет, исходящий от иконы. Монахи преклонили колени и возблагодарили Бога за помощь в исполнении возложенной на них миссии. После чего в они стали строить церковь в этом месте. А икона стала называться Панагия Сумела. В строительстве церкви им помогали монахи Вазелонского монастыря Святого Иоанна Предтечи, находящегося неподалеку. Уже позже в XIII веке был построен большой монастырь.
С монастырем Панагия Сумела связана еще одна легенда. Однажды охотившийся здесь турецкий султан увидел великолепный монастырь и был поражен его красотой. Тогда в ярости он приказал разрушить монастырь. И в тот же момент его охватили приступы удушья. Упав на землю в страхе перед смертью султан отменил свой приказ, и мучения его тотчас же прекратились. Отойдя от охватившего его ужаса, султан велел всем туркам во все века проявлять уважение и оберегать монастырь, и после этого никто не осмеливался его трогать.
В 1923 году после геноцида понтийских греков, в связи с депортацией уцелевших монастырь покинули последние монахи, один из них спрятал икону, рукописное Евангелие VI века и драгоценный крест, подаренный монастырю Трапезундским императором Мануилом III в тайнике в монастыре, где она оставалась до 1931 года, когда при установлении дипломатических отношений с Грецией удовлетворенные своей победой турки добровольно согласились возвратить икону и другие реликвии грекам. Удивительно в этой ситуации поведение в остальном всегда враждебно настроенных турок, как в связи с возвратом иконы, так и с разрешением на проведение литургии в монастыре. Возможно, это как-то связано с особой святостью иконы и этого места, оберегаемого Богом, что даже оказало такое смягчающее влияние на турок.
В этом году на Божественной литургии присутствовал и я. В связи с ограниченным пространством монастыря турецкие власти выдают всего 500 разрешений на посещение литургии. Мне такое разрешение сделали мои понтийские друзья, за что огромное им Спасибо.
В монастырь мы ехали, как будто в зону военных действий. Начиная от Мацуки, всю дорогу стояли военные. Нас остановили для проверки наличия разрешения четыре или пять раз. Приехали мы туда к 9 часам утра.
У монастыря было многолюдно. Там уже собирались понтийцы, приехавшие со всех концов света, куда раскидала их судьба: из Греции, России, Украины, Грузии, даже Австралии. Парень играет на лире - народном понтийском инструменте:
Перед литургией. Потихоньку собирается народ.
Везде те же самые следы турецкого вандализма, который они называют «случайным пожаром».
Верхние фрески, куда не смогли дотянуться руки вандалов, пострадали меньше.
Копия той самой иконы Богородицы Сумельской.
Служить Литургию прибыл Его Святейшество Вселенский Патриарх Варфоломей.
Литургия:
На Литургии в качестве почетного гостя присутствовал Каталикос всех армян Гарегин II.
Патриарх обратился с речью к собравшимся:
Примерно в 50 км. к югу от Трабзона на высоте 1200 м на склонах утеса находится (кажется, будто волшебным образом висит) исторический духовный центр православных христиан Понта – монастырь Панагия Сумела, частично вырубленный в скалах. Монастырь также широко известен всему миру как обитель Богородицы Черной горы.
Достаточно крутой подъем по каменистой тропинке среди отвесных скал занимает минимум 40-50 минут. Оно того стоит, ведь это своего рода путешествие во времени – переправа сразу в IV век. Именно тогда греческие монахи Варнава и Софроний основали здесь православный монастырь. Причем место указала им сама Матерь Божья.
Лик, написанный святым Лукой, стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство?
Согласно древним источникам, в 385 году иноки Варнава и Софроний пришли в один из храмов Афин поклониться чудотворной иконе Богородицы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Тут они неожиданно услышали голос Богородицы. Она велела монахам следовать за иконой до самого Понта, остановиться у горы Мела и основать там новую обитель.
Затем два ангела подняли бесценный лик, и потрясенные монахи двинулись за ним. После долгих скитаний Варнава и Софроний оказались у Черной горы. Там они обнаружили лик, написанный святым Лукой, он стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство? Поблизости нет даже источника воды. Но вновь явилась Богородица и сказала, что вода будет. И действительно из скалы над пещерой вдруг забил живительный чудотворный источник. Он существует и поныне.
Камень за камнем – так и построили Варнава с Софронием храм, вокруг которого стал формироваться монастырь. В Понтийском царстве, а затем и в Трапезундской империи он всегда пользовался благосклонностью византийских монархов.
Впоследствии именно на горе Мела короновались на трон представители династии Комнинов. Даже после того как турки уничтожили христианскую державу, монастырь процветал! Такова была воля султана Османской империи Селима Великолепного в XVI веке. Есть легенда о том, как однажды во время охоты султан неожиданно оказался у подножия Черной горы и увидел на ней богато украшенный христианский монастырь и церковь с сияющим золотом крестом. В ярости повелитель велел верным янычарам немедленно сравнять с землей святыню «неверных».
Но не успел он произнести и последнее слово, как тут же свалился с коня и забился в предсмертных судорогах. Впрочем, небеса его пощадили, и едва ли не на следующий день султан был вынужден даровать Сумельскому монастырю все прежние привилегии и свою благосклонность.
В целом же обитель не знала больших бед вплоть до трагических событий насильственного переселения в Грецию. Икону Панагии Сумелы, равно как и другие ценности, турецкое правительство вывезти разрешило, но с тех времен об этом монастыре почти все забыли.… Пока честнее называть это святое место «культурными развалинами»…
Так и не возвращенная до сих пор к жизни обитель с ослепленными ликами святых объявлена национальным памятником Турции. Однако пока честнее называть это святое место «культурными развалинами», а потому не лучшим земным прибежищем ангелов с печальными глазами…
15 августа 2010 года в день празднования Успения Божией Матери (Константиноапольская Православная Церковь живёт по новому стилю) в монастыре впервые за 90 лет была отслужена Божественная литургия, на которую прибыли тысячи православных паломников из разных стран.