Чудеса схождения благодатного огня в храме гроба господня в иерусалиме. Схождение Благодатного огня
Воскресение Христова - Пасха, перед которым происходит описываемое событие - величайшее для христиан событие, являющее собой знамение победы Спасителя над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.
На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане и представители других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник - Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме. В этой величайшей для христиан святыне, находится Гроб, где был погребен, а затем воскрес Христос; Святые Места, где Спаситель был осужден и казнен за наших грехи.
Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатно Огня (Света).
История
Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов:
Евсевий Памфил повествует в своей "Церковной истории", что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков. Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет в своем итинерарии: "В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом."
Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется в иной день чем у других христиан. В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом - количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.
"Накануне в храме уже все свечи, лампады, паникадила были потушены. Еще в неотдаленном прошлом (в начале XX в. - прим. ред.) тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника Патриарха..."
На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям - прокладывается лента. Так приготовленная, после осмотра турецких стражников, а ныне - еврейской полиции, Кувуклия (Часовня над Гробом Господним) закрывается и опечатывается местным ключником мусульманином.
"И вот утром Великой Субботы, в 9 часов по местному времени, начали появляться первые признаки Божественной силы: послышались первые раскаты грома, между тем, как на улице было ясно и солнечно. Продолжались они в течение трех часов (до 12-ти). Храм начал озаряться яркими вспышками света. То в одном, то в другом месте стали блистать небесные зарницы, предвещающие сошествие Небесного Огня," - пишет один из очевидцев.
"В половине второго часа, раздается колокол в патриархии и оттуда начинается шествие. Длинной черной лентой входит греческое духовенство в храм, предшествуя его Блаженству, Патриарху. Он - в полном облачении, сияющей митре и панагиях. Духовенство медленной поступью минует "камень миропомазания", идет к помосту, соединяющему кувуклию с собором, и затем между двух рядов вооруженной турецкой рати, едва сдерживающей натиск толпы, исчезает в большом алтаре собора" - повествует средневековый паломник.
Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие также является обязательным элементом Пасхальных торжеств.Молодые люди как наездники сидят на плечах друг у друга. Они просят Божью Матерь и Господа, чтобы он даровал Православным Благодатный Огонь; "Иля дин, иля виль эл Мессиа" ("нет веры, кроме веры Православной, Христос - истинный Бог") - скандируют они. Для прихожан европейцев, привыкшим к иным формам выражения чувств и спокойным богослужениям бывает весьма непривычно видеть такое поведение местной молодежи. Однако Господь нам напоминал, что Он приемлет и такое, по детски наивное, но чистосердечное обращение к Богу.
"Во времена, когда Иерусалим находился под британским мандатом, английский губернатор попытался запретить однажды эти "дикарские" пляски. Патриарх молился в Кувуклии два часа: огонь не сошел. Тогда Патриарх своей волей приказал впустить арабов... И огонь снизошел."
Арабы как бы обращаются ко всем народам: правильность нашей веры Господь подтверждает низведением Благодатного Огня накануне православной Пасхи. Во что же веруете вы?
Архимандрит Баграт Бурджекян, представитель армянского патриарха на церемонии Святого Света
В Храм входит процессия - иерархи празднующих Пасху конфессий. В конце процессии идет православный Патриарх одной из поместных Православных церквей (Иерусалимской или Константинопольский) в сопровождении армянского Патриарха и священнослужителей. В своем крестном ходе процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Христос, место, где его побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания - на котором тело Христа готовили к погребению.
Процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого Православный Патриарх останавливается напротив входа в Кувуклию; его разоблачают от риз и он остается в одном полотняном подряснике, чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спичек или чего бы то ни было, способного зажечь огонь. Во времена господства турков, пристальный "контроль" за патриархом осуществляли турецкие янычары, обыскивавшие его перед вхождением в Кувуклию,
Надеясь уловить православных на подделке городское мусульманское начальство расставляло турецких воинов по всему храму, а те обнажали ятаганы, готовые отрубить голову всякому кто будет замечен вносящим или зажигающим огонь. Однако за всю историю турецкого владычества никто в этом так и не был уличен. В настоящее же время Патриарха осматривают еврейские полицейские следящие.
Hезадолго до патриарха подризничий вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Затем Православный и Армянский Патриархи (последний также разоблачается перед входом в пещеру) входят внутрь. Их запечатывают большим куском воска и налагают на дверь красную ленту; православные служители ставят свои печатки. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное тишина - ожидание. Присутствующие молятся и исповедуют свои грехи, прося Господа даровать Благодатный Огонь.
Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Впрочем в сердцах многих людей присутствуют не только терпение, но и трепет ожидания: в соответствии с преданием Иерусалимской Церкви считается, что тот день, когда Благодатный Огонь не сойдет, будет последним для людей находящихся в Храме, а сам Храм будет разрушен (см. предания). Поэтому, паломники обычно причащаются перед тем как прийти в святое место.
Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы томительное ожидание длится от пяти минут до нескольких часов.
Схождение
Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи,
Рядом с кувуклией возник светящийся столп, снизу слева видна появившаяся в воздухе цепочка огнейсами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии загораются сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. "И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения.
Огонь пылает в алтаре Кафоликона! Вспышка и пламя - как огромный цветок. А Кувуклия еще темная. Медленно - медленно, по свечам Огонь из алтаря начинает спускаться к нам. И тут громовой вопль заставляет оглянуться на Кувуклию. Она сияет, вся стена переливается серебром, белые молнии струятся по ней.
Огонь пульсирует и дышит, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опустился вертикальный широкий столб света,". Храм или отдельные его места заполняются не имеющим аналогов сиянием, которое как полагают, впервые явилось во время Воскресения Христова . В это же время двери Гроба открываются и выходит Православный патриарх, который благословляет собравшихся и раздает Благодатный Огонь.
О том как загорается Благодатный Огонь рассказывают сами патриархи. "Я видел, как митрополит склонился над низким входом, вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, на котором ничего не стояло и который был совершенно обнажен. Не прошло и минуты, как мрак озарился светом и митрополит вышел к нам с пылающим пучком свечей". Иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила: "Вшедше мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня... и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются." [
Гонцы, еще когда Патриарх находится в Кувуклии, через специальные отверстия разносят Огонь по всему храму, огненный круг постепенно распространяется по храму.
Однако не все зажигают огонь от патриаршей свечи, у некоторых он загорается сам. "Все ярче и сильнее вспышки Небесного Света. Теперь Благодатный Огонь стал летать уже по всему храму. Рассыпался ярко-голубыми бисеринками над Кувуклией вокруг иконы "Воскресения Господня", и вослед вспыхнула одна из лампад. Врывался в храмовые часовни, на Голгофу (зажег на ней также одну из лампад), сверкал над Камнем Миропомазания (здесь также зажглась лампадка). У кого-то обуглились фитили свечей, у кого-то сами собой вспыхнули светильники, пучки свечей. Всполохи все более усиливались, искры тут и там разносились по пучкам свечей." Один из свидетелей отмечает, как у стоящей рядом с ним женщины трижды сами загорались свечи, которые она дважды пыталась затушить. Первое время Благодатный Огонь совершенно не жжет
Первое время - 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами - совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем - водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы. "Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило..." - писал четыре столетия назад один из паломников. Капельки воска, которые падают от свечек прихожане называют Благодатной росой. Как напоминание о Чуде Господнем они останутся на одежде свидетелей навсегда, никакие порошки и стирки их не возьмут.
Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при снизшествии огня, глубина чувств переполнявших людей в этот момент была фантастической, - из храма очевидцы выходили как бы зановородившимися, как они сами говорят, - духовно очистившимися и прозревшими. Что особенно замечательная не остаются равнодушными даже те, кому неудобно это дарованное Богом знамение.
Случаются и более редкие чудеса. Съемка на одной из видеопленок свидетельствует о происходящих исцелениях. Визуально камера демонстрирует два таких случая, - у человека с изуродованным гниющим цхом рана, смазанная Огнем, прямо на глазах затягивается и ухо принимает нормальный внешний вида, а также показан случай прозрения слепого (по внешним наблюдениям у человека были бельма на обоих глазах до "умывания" Огнем).
В дальнейшем, от благодатного Огня будут зажжены лампады по всему Иерусалиму, специальными авиарейсами Огонь будет доставлен на Кипр и в Грецию, откуда будет развезен по всему миру. В недавнее время непосредственные участники событий стали его привозить и в нашу страну. В близлежащих к Храму Гроба Господня районах города свечи и лампады в храмах загораются сами."
Только ли православным?
Многие инославные, когда впервые слышат о Благодатном Огне пытаются укорить православных: откуда Вы знаете, что он дарован именно Вам? а что если бы его принимал представитель иной Христианской конфессии? Однако попытки силой оспорить право получения Благодатного Огня со стороны представителей других деноменаций были и случались не единожды.
Лишь в течение нескольких веков Иерусалим находился под контролем Восточных христиан, большую же часть времени, как и сейчас, городом правили представители других недружелюбно или вовсе враждебно относившихся к Православию учений.
В 1099 г. Иерусалим был завоеван крестоносцами, римская церковь и местные градоночальники почитая Православных за вероотступников, смело принялись попирать их права. Английский историк Стивен Рансимен приводит в своей книге повествование об этом летописца западной церкви:Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 г. в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав…
Exhibit in the Fogg Art Museum, Harvard University, Cambridge, Massachusetts, USA. This artwork is in the public domain because the artist died more than 70 years ago.
Капеллан Иерусалимских королей-крестоносцев, Фульк, рассказывает, что когда западные поклонники (из числа крестоносцев) посетили св. град прежде взятия Кесарии, для празднования в нем св. Пасхи пришли в Иерусалим, весь город был в смятении, потому что святый огонь не являлся и верные целый день оставались в тщетных ожиданиях в храме Воскресения. Тогда, как бы по небесному внушению духовенство латинское и король со всем двором своим пошли... в храм Соломонов, недавно обращенный ими в церковь из мечети Омаровой, а между тем Греки и Сирияне, оставшиеся у св. Гроба, раздирая свои одежды, с воплями призывали благодать Божию, и тогда, наконец, сошел св. Огонь.
Но самый знаменательный случай произошел в 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь. Колонна из которой изошел Благодатный Огонь, стоит до сих пор, как напоминание о воле Божией.
По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма. Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало.
В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь.
Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника. "Все обрадовались, а православные арабы от радости стали прыгать и кричать: "Ты еси един Бог наш, Иисус Христос, едина наша истинная вера - вера православных христиан" - пишет инок Парфений
В это же время на анфиладах построек прилегающих к храмовой площади находились турецкие солдаты. Один из них, по имени Омир (Анвар), увидев происходящее воскликнул: "Единая вера Православная, я - христианин" и спрыгнул вниз на каменные плиты с высоты около 10 метров.
Однако юноша не разбился - плиты под его ногами растопились как восковые, запечатлев его следы. За принятие христианства мусульмане казнили храброго Анвара и пытались соскоблить следы, столь явно свидетельствующие о торжестве Православия, однако им это не удалось, и приходящие в Храм до сих пор могут видеть их, как и рассеченную колонну у дверей храма. Тело мученика было сожжено, однако греки собрали останки, которые до конца XIX века находились в женском монастыре Великой Панагии, источая благоухание (см. подробно).
Турецкое начальство весьма разгневалось на самонадеянных армян, и поначалу даже хотело казнить иерарха, но позже смиловалось и постановило ему в назидание о случившемся на Пасхальной церемонии всегда следовать за Православным патриархом и впредь не принимать непосредственного участия в получении Благодатного Огня. Хотя власть давно сменилась, обычай сохраняется до сих пор...Впрочем, это была не единственная попытка мусульман, отрицающих Страсти и Воскресение Господне, воспрепятствовать схожденияю Благодатного огня. Вот что пишет известный исламский историк ал-Бируни (IX-X вв.): "...однажды губернатор приказал заменить фитили медной проволокй, надеясь что лампады не загорятся и само чудо не произойдет. Но тогда же когда огонь сошел, медь загорелась"
Трудно перечислить все многочисленные события, которые происходят перед схождением Благодатного Огня и во время его. Однако одно заслуживает особого упоминания. Несколько раз за сутки или непосредственно перед схождение Благодатного Огня, в Храме начинали мироточить иконы или фрески с изображением Спасителя. Впервые это произошло в Великую Пятницу в 1572 г.
Первыми свидетелями стали два француза, письмо об этом одного из них хранится в Центральной Парижской библиотеке. Через 5 месяцев - 24 августа Карл IX устроил в Париже Варфоломеевскую резню. За два дня была уничтожена треть населения Франции. В 1939 в ночь с Великой пятницы на Великую субботу она опять замироточила. Свидетелями стали несколько монахов, живущих при Иерусалимском монастыре. Через пять месяцев, 1 сентября 1939 г. началась II мировая война. В 2001 г. это случилось вновь. Христиане не увидели в этом ничего страшного (см. описание свидетельницы)... но о том что произошло 11 сентября этого года - через пять месяцев после мироточения, знает весь мир.
В этом году о точном времени чуда схождения благодатного огня НТВ было известно за трое суток .
"Прямая трансляция схождения Благодатного огня на НТВ и на сайте НТВ.Ru начнется 7 апреля в 13:15 по московскому времени".
Вот вам и ответ на вопрос Анатолия Вассермана, что будет со временем схождения благодатного огня после отмены летнего времени в России. До 2014 года изменений во времени схождения благодатного огня не было - после 15-00. На 2015 год данных я не нашел, а вот в 2016 году в мире стало не стабильно и трансляция схождения огня началась в 13-45, о чем было объявлено заранее. Схождение огня в 2017 году было запрограммированно в сетке показа на после 13-15.
Кстати, а как доставляли благодатный огонб в Россию, когда самолетов не было? Как успевали?
А вот что ответил Анатолию Вассерману Максим Кононенко 7 лет тому назад:
В последние десять лет Благодатный огонь сходит всегда или в 14 часов 3 минуты или в 14 часов 16 минут. При этом из истории известно, что Благодатный огонь раньше сходил в разное время. Паломники могли ждать его часами, а то и целый день. Но с 2002 года огонь сходит только в упомянутое выше время.
Эту странную особенность заметили и сами репортеры телеканала НТВ, которые в 2010-м году в репортаже о схождении Огня сказали так: “Это удивительно, но Благодатный огонь каждый год сходит примерно в одно и то же время, может быть, с разницей в десять минут”. Но если репортерам канала НТВ это, может быть, и удивительно, то руководству оного канала - вряд ли. Дело в том, что 14 часов 3 минуты - это иерусалимское время выхода первой новости 15-часового [по московскому времени - 16-часового] выпуска новостей канала НТВ. А 14 часов 16 минут - это время последней новости в конце выпуска. Дело в том, что в 2002 году телеканал НТВ стал первой в мире телекомпанией, которая выкупила права на прямую трансляцию из храма Гроба Господня. И с тех пор Благодатный огонь всегда сходит в прямом эфире… НТВ.
Почему именно 15-часовой выпуск? Потому что следующий выпуск новостей канала НТВ - в 18 часов, а в 17 часов из аэропорта Бен-Гурион должен вылететь заказанный заранее самолет в Москву. Благодатный огонь не может сойти в 18-часовых новостях, потому что тогда самолет не успеет.
А за него заплачены деньги.
Ну что же, осталось прояснить только самый последний вопрос. Почему же именно телеканал НТВ? Полагаю, вы догадались и без меня. Потому что телеканал НТВ принадлежит холдингу “Газпром-медиа”. То есть в конечном итоге - “Газпрому”. А огонь, как известно, символ “Газпрома”. Он нарисован на его логотипе.
Вот русских очень часто ругают за идиотский подход к рекламе.
И “Каннских львов” мы никогда не получаем.
Но разве есть в мире хоть какая-нибудь рекламная кампания, сравнимая с этой?
Это современный апгрейт
3607 просмотровБлагодатный огонь — один из самых сильных и значимых символов веры у православных христиан и явление высшими силами её истинности всем верующим. В очередной раз он сойдёт с небес в этом году в субботу, 7 апреля накануне Святой Пасхи в Иерусалиме, в храме Гроба Господня, там где был завершён земной путь Иисуса Христа. О природной сути явления, о том, как сходит благодатный , как это пытается объяснить наука мы и поговорим сегодня с вами.
Благодатный огонь: тайна и суть явления
Природу Благодатного огня учёные и атеисты пытаются объяснить давно, но пока безрезультатно. Истинно верующим людям объяснять ничего не надо, они принимают Огонь, как Божью благодать. Скептики же, атеисты, учёные доступными данными, научными способами путём экспериментов тоже хотят раскрыть природу явления с научной точки зрения, возможно это им когда-то и удастся…. Но пока лишь тайна, скрытая от объяснений.
В канун Православной Пасхи коснёмся этого явления и мы.
Где и когда сходит Благодатный огонь
Благодатный Огонь сходит в одном месте, только в храме Гроба Господня, в Израиле, в Иерусалиме и только в накануне православной Пасхи.
Уже ни одно тысячелетие это явление наблюдается из года в год. Первые упоминания датируется церковными историками IV веком.
Приведу описание, полное пережитых чувств архимандритом Саввой Ахиллеос в книге «Я видел Благодатный Огонь».Более 50 лет он был главным послушником при Гробе Господнем. Вот его впечатления:
«….патриарх низко склонился, чтобы приблизиться к Живоносному Гробу. И вдруг среди мёртвой тишины мне послышался какой-то трепетный, едва уловимый шелест. Он был похож на тонкое дыхание ветра. И сразу же после этого я увидел голубой свет, который заполнил всё внутреннее пространство Живоносного Гроба.
О, какое же это было незабываемое зрелище! Я видел, как этот свет кружился, наподобие сильного вихря или бури. И вот в этом Благодатном свете я ясно увидел лицо Патриарха. По его щекам текли крупные слёзы…
… голубой свет снова пришёл в состояние движения. Затем он вдруг стал белым… Вскоре свет приобрёл округлую форму и в виде нимба встал неподвижно над головой Патриарха. Я увидел, как Блаженнейший Патриарх взял в свои руки пучки из 33 свечей, поднял их высоко над собою и стал молить Бога о ниспослании Благодатного Огня, медленно простирая свои руки к небу. Едва успел он поднять их до уровня головы, как вдруг в его руках зажглись все четыре пучка, словно их приблизили к пылающей печи. В ту же секунду исчез нимб из света над его головой. От охватившей меня радости из глаз потекли слёзы….»
Информация взята с сайта http://www.rusvera.mrezha.ru/633/9.htm
Подготовка к схождению Благодатного Огня
Почти за сутки до схождения Огня начинается церемония подготовки к процедуре в храме Гроба Господня. Он вмещает 10 тысяч человек, и готовится принять не только православных верующих, но и представителей других конфессий и туристов. За порядком строго следит полиция Израиля.
В центр Гроба Господнего ставится незажжённая лампада с маслом, 33 свечи в пучке — по числу годов жизни Иисуса Христа, кусочки ваты, по краям гроба крепится лента. Для полной готовности к процедуре важно присутствие в храме трёх групп представителей, только так возможно ожидание чуда:
- Патриарха Иерусалимской Православной Церкви или по его благословению одного из архиереев Иерусалимского патриархата.
- Игумена и монахов лавры преподобного Саввы Освященного.
- Местных православных арабов, чаще всего представленных арабской православной молодежью.
Завершается подготовка обходом самых святых мест храма патриархами Православной и Армянской церквей, их священнослужителями, которые затем трижды обходят Кувуклию (часовня над Гробом Господним).
Затем Патриарх разоблачается от риз, показывая отсутствие спичек и иных вещей, способных вызвать огонь, и входит в Кувуклию.
Часовня в этот момент закрывается, вход опечатывается местным ключником-мусульманином.
Все находящиеся в храме с трепетом ждут выхода Патриарха с Благодатным Огнем в руках. Каждый раз время разное: от нескольких минут до несколько часов.
Это один из самых сильных в моментов: верующие верят, что если Огонь не будет ниспослан свыше — храм будет разрушен. Потому каждый здесь в ожидании чуда схождения Огня тщательно причащается, усердно молится, напитывая пространство невероятнейшей энергией.
Как сходит Благодатный Огонь
Момент схождения Огня сопровождается появлением в храме небольших ярких вспышек, разрядов, сполохов то тут, то там…повсюду, стремительно…
Как распространяется огонь мелкими вспышками от иконы к иконе по всему храму хорошо видно при съёмке замедленной камерой.
И в тот же момент распахиваются двери часовни, Патриарх в руках с Благодатным Огнём, ниспосланным с Небес появляется в проёме. Свечи в руках отдельных людей самопроизвольно воспламеняются.
Атмосфера невероятнейшей радости, восторга, глубинного счастья накрывает людей, заполняет всё пространство, храм становится энергетически уникальным местом во истину святым!
Огонь уникален — он не жжет, люди умывают им руки, лица, зачерпывая ладошками, поливают им себя. Случаев ожогов, возгорания одежды, волос не было никогда. Температура огня всего 40ºС.
Даже капельки воска, падающие со свечей на одежду, называемые Благодатной росой, остаются на ней навсегда, и после стирки.
От Огня зажигаются лампады по всему Иерусалиму во всех храмах, авиарейсами его доставляют на Кипр, в Грецию, по всему миру, в том числе и к нам в Россию.
Схождение Благодатного Огня 2018 в Иерусалиме.
Научное объяснение Благодатного Огня
Как наука объясняет природу Святого огня? Пока она не может подвести какую-то ни было теорию. Как и не может дать ответ на вещи, происходящие по воле Божьей.
В 2008 году русский профессор-физик, академик РАЕН, Павел Флоренский выполнил замеры вспышек в храме и зафиксировал три вспышки-разряда, похожие на те, что бывают во время грозы. Это подтверждает наличие электро-магнитного поля в атмосфере во время появления Огня. Чем оно вызвано? Ответ один — Богом!
В 2016 году российский физику, сотрудник РНЦ «Курчатовский институт» Андрей Волков подтвердил научные заключения своего коллеги:
По сути, этот необъяснимый всплеск энергии можно назвать посланием Бога? Многие верующие считают именно так. Это материализация Боже ственного чуда. Другого слова не подберешь.
Более продолжительная по времени процедура схождения Благодатного Огня
Уже не одну сотню лет продолжается дискуссия по поводу природы схождения Благодатного огня накануне православной Пасхи. Существуют работы, причисляющие это событие к области мистификаций и ответные попытки православных ортодоксов отстоять божественную природу происходящего явления. Экспертная рабочая группа Русской Православной Церкви по описанию чудесных событий, отличающаяся достаточно взвешенным подходом, еще в 2008 году провела исследования в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, но лишь недавно представила итоговые результаты в журнале "Наука и религия".
О предыдущем эксперименте группы, в которую входит профессор Российского госуниверситета нефти и газа, академик РАЕН П. В. Флоренский и другие приближенные к научному миру ученые мужи мы уже рассказывали на нашем сайте. Для изучения очередного чуда А.А. Волковым, А.В. Московским, С.А. Сошинским, П.В. Флоренским, и Т.А. Шутовой была разработана комплексная научная программа исследований, а также изготовлено и апробировано узкоспециализированное оборудование.
Факты свидетельствуют, что сам момент схождения Благодатного огня хоть и случается в известный день, но всегда в разное время. Вторым, ежегодно повторяющимся перед этим событием действом, является строго регламентированная процедура исполнения песнопений и определенных ритуалов. Третье сопутствующее явление – появление "сполохов", "молний" или же "столба света" – многими ставится под сомнение и объясняется вспышками многочисленных фотокамер. Тем не менее, пока оно считается одним из звеньев цепочки событий, предшествующих распространению пасхального огня. Гипотеза о "не обжигающем" пламени на сегодняшний день самая шаткая и задача изучить эту особенность в этот раз не ставилась, тем более, предыдущие попытки этой же группы определить температуру огня не увенчались успехом.
Интернет наводнен всевозможными фотографиями "молний" в момент схождения огня, правда, зачастую подобные фотографии являются следствием длительной выдержки при фотосъемке.
Гипотеза, принятая в качестве рабочей, была следующей: возгорание происходит вследствие электрического разряда. В свете этого предположения находят объяснение хаотически стекающие по стенам световые сгустки, которые могут являться ничем иным как низкотемпературной плазмой. Двигаться плазму заставляет разность потенциалов между полом и потолком в храме. В доказательство ученые ссылаются на "огни святого Эльма", которые, правда, имеют несколько иную природу, и возникают в моменты, когда напряжённость электрического поля в атмосфере достигает величины порядка 500 В/м (во время грозы, метелей, извержений вулканов и т. д.). Исходя из озвученной версии, было решено зарегистрировать длинноволновый спектр излучения в процессе богослужения и непосредственно в момент возникновения Благодатного огня. Если будет наблюдаться увеличение интенсивности электромагнитного излучения в момент прохождения электрического заряда, это может свидетельствовать в пользу предложенной гипотезы.
Так как появлению Благодатного огня предшествует вхождение патриарха в Кувуклию - часовню непосредственно над пещерой, где был погребен Иисус Христос, то одним из основных требований было проведение радиофизических измерений в непосредственной близости от нее. Кроме того, для сравнительного анализа спектры электромагнитного излучения регистрировались непосредственно в Храме накануне субботы – 25 апреля 2008 года в 17 часов по местному времени и в воскресенье – 27 апреля 2008 года в 10 часов по местному времени для сравнительного анализа. Весь мобильный измерительный комплекс был разработан заведующим Лабораторией ионных систем Курчатовского научного центра Андреем Александровичем Волковым.
Автономный аппаратный комплекс разделялся на три блока: антенный блок, цифровой осциллограф, компактный компьютер (ноутбук). Как указывают авторы, первый блок (антенна) должен не пропускать частоты электромагнитного излучения 50, 100, 150, 200, 250, 300, 350 и 400 Гц (чтобы исключить из регистрируемого спектра частоты, которые возникают при работе обычных электрических сетей), не допускать появления на входе цифрового осциллографа напряжения свыше трёх вольт (из-за возможности появления значительных электрических потенциалов) и обеспечивать высокую чувствительность. Второй блок (осциллограф) обязан потреблять во время работы минимум энергии и быть компактным. Требование к третьему блоку (ноутбук) – возможность фиксации электромагнитных спектров в течение длительного времени и чрезвычайная компактность. Авторы испытали готовый прототип устройства в лаборатории Национального Исследовательского Центра "Курчатовский институт", а также в помещении двух православных храмов Москвы, на концертных площадках и в природных условиях.
В процессе предварительных испытаний было выявлено, что любая электронная аппаратура (компьютеры, фото- и телекамеры, микрофоны и т. д.) обладает своими характерными спектрами электромагнитного излучения, которые лежат либо в области средних (около 10–50 кГц), либо в области высоких частот (выше 100 кГц). Данные сигналы в значительной степени отличаются от электрических разрядов, обладающих в свою очередь крайне низкой частотой – от 0 до 10 Гц.
Основная часть эксперимента прошла 26 апреля 2008 года в 15–17 метрах от Кувуклии с 9:10 утра до 15:35 по местному времени. Как указывают авторы, спектр электромагнитного излучения регистрировался каждую минуту в автоматическом режиме в диапазоне частот от 0 до 360 кГц, параллельно с этим велась запись осциллограммы излучения. Особые надежды возлагались на область низких частот.
Схождение Благодатного огня произошло в промежутке между 15:04 и 15:08. Последующий анализ осциллограмм позволил обнаружить на этом отрезке времени три явных всплеска в электромагнитном спектре излучения, которые могли бы трактоваться как сигналы длинноволнового спектра излучения, либо же как следы электрических разрядов. Мощный радиоимпульс исходил из района Кувуклии.
Таким образом, впервые в момент схождения Благодатного огня был зафиксирован мощный радиоимпульс. Авторы предполагают, что аудиально отмеченный ими резонанс при исполнении песнопений мог стать причиной пьезоэлектрического эффекта и привести к возникновению существенного электрического потенциала. Образовавшиеся вследствие этого заряды, стекая к поверхности, могли стать причиной самовозгорания свечей и прочих световых аномалий. Опубликованное заключение является предварительным и требует повторения эксперимента на более высоком техническом уровне в течение нескольких лет.
Мы обсудили результаты эксперимента с техническими специалистами и выявили, что в исследовании не хватает существенного объема необходимых в таком случае данных, для того чтобы достоверно интерпретировать полученные результаты. Повторность опыта однократная, значит достоверность его крайне низка. Представленный на суд общественности вариант содержит много избыточной информации для рядового человека, не знакомого с электроникой, и слишком мало данных для радиоинженера.
Для электрического разряда необходимо возникновение разности потенциалов между двумя поверхностями, при наличии токопроводящего пути между которыми потечет ток. От электрических разрядов фитиль свечи загореться не может так как не будет являться точкой с низким потенциалом. Кроме того, основная энергия искрового разряда (молнии) сосредоточена в диапазоне 10-200 Мгц, который длинноволновым не назовешь. Поэтому выводы комиссии могут являться не более чем предварительными, так как весьма маловероятно вызвать пьезоэлектрический эффект с помощью песнопений. А вот невольно зафиксировать работу какого-то технического устройства, установленного ныне в Кувуклии, группа вполне могла (даже сами авторы говорят о сходстве спектров с пьезозажигалкой или небольшим сварочным аппаратом). Поэтому полученные результаты требуют дополнительной интерпретации со стороны непредвзятых независимых групп.
На протяжении двух тысяч лет христиане, встречающие свой главный праздник — Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, становятся свидетелями чуда схождения Благодатного Огня.
Храм Гроба Господня — это архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия Иисуса Христа, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым расположена Кувуклия ("царская опочивальня") — часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон — кафедральным храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов — маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т.п.
Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам, появления Благодатного Света могут наблюдаться в храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение
Благодатного Огня накануне православного праздника светлого Воскресения Христова, в Великую субботу. На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и др.), а также представителями иных нехристианских религий.
Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме в канун Воскресения Христова встречаются у святых отцов Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. По свидетельству апостолов и святых отцов, Божественный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа; первым свидетелем чуда стал апостол Петр.
Одно из самых древних описаний схождения Благодатного Огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106-1107 годах.
В наше время сошествие Благодатного Огня происходит в Великую субботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.
Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента.
Затем происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня, после чего вход в Кувуклию закрывается местным ключником (мусульманином) и опечатывается большой восковой печатью, на которую ставят свои личные печати осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, израильской полиции и др.
Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня присутствуют три группы участников. Прежде всего — патриарх Иерусалимской православной церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению. Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного. Третья группа обязательных участников — местные православные арабы. Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, верхом друг на друге врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании Благодатного Огня, обращенные ко Христу и Божией Матери, Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.
Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески "молитвенная процессия") Благодатного Огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними юноши, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.
Во время крестного хода процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Иисус, место, где Христа побивали римские легионеры, Голгофу, где его распяли, камень Помазания, на котором тело Иисуса Христа готовили к погребению. Затем процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого православный патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают — снимают праздничные ризы, оставляя в одном белом полотняном подризнике (длинная до пят богослужебная одежда с узкими рукавами), чтобы было видно, что он не проносит с собой в погребальную пещеру Спасителя ничего, что могло бы зажечь огонь.
Hезадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду , в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя.
Только после этого патриарх заходит в Кувуклию и коленопреклоненно молится.
После того как патриарх входит в Кувуклию, вход опечатывают, и начинается ожидание чуда схождения Благодатного Огня.
В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов.
После захода патриарха в Кувуклию сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все воздушное пространство храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. В это же время двери пещеры открываются, и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Патриарх Иерусалимский передает Благодатный Огонь верующим, которые утверждают, что огонь совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.
Иногда, по свидетельствам очевидцев, лампады и свечи в руках молящихся . Большинство держат в руках по несколько свечей (чтобы потом отнести их в свои храмы, раздать близким). Каждая из них подобна факелу, так что вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем.
Позднее от Благодатного Огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру. С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить Благодатный Огонь и в Россию.
В 2016 году специальным рейсом в особых лампадах из Иерусалима Благодатный Огонь был делегацией Фонда Андрея Первозванного (ФАП).
В 2017 году Благодатный Огонь также в рамках ежегодной программы "Просите мира Иерусалиму".
Чудо схождения Благодатного Огня доступно каждому. Его могут увидеть не только туристы и паломники — оно происходит перед лицом всего мира и регулярно транслируется по телевидению и по интернету.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников