Что такое эмоциональные окрашенные предложения. Строение предложения
Предложения делятся на невосклицательные и восклицательные. Эмоционально насыщенные предложения, произнесенные с особой интонацией, называются восклицательными. Все функциональные типы предложений могут быть восклицательными
Кроме восклицательной интонации, восклицательные предложения характеризуются наличием в их составе междометий, местоимений и наречий (такой, так, как, что за…).
Основное средство выражения – особая восклицательная интонация, тон высокий, напряженный.
Средства выражения: междометия (Ах, злые языки страшнее пистолета ), частицы (Что за горе, что за скука, что за бедное житьё ).
Простое предложение
1. Структурно-семантические типы ПП
2. Предложения утвердительные и отрицательные
Классификация ПП разнообразна.
1. По возможности\ невозможности выделить члены предложения.
2. По составу главных членов предложения.
3. По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.
4. По признаку осложненное/ неосложненное
5. По полноте или неполноте / по представленности всех или не всех членов предложения, необходимых для данного структурно-семантического типа.
6. По характеру выражаемого в предложении отношения содержания к действительности.
1. Все ПП делятся на синтаксически членимые и синтаксически нечленимые. В составе первых можно выделить члены предложения, а в составе нечленимых предложений нельзя выделить никаких членов предложения. (Да. Нет. Неужели).
2. Все ПП делятся на двусоставные и односоставные. В двусоставных предложениях имеется в наличии предикативная основа, состоящая из двух членов предложения. Основа односоставного предложения одночленна.
3. Все ПП делятся на распространенные и нераспространенные. В распространенных предложениях помимо главного члена присутствуют и второстепенные.
4. По наличию или отсутствию в ПП осложняющих компонентов ПП делятся на неосложненные и осложненные. В осложненных предложениях присутствует осложнение.
5. Выделяются полные и неполные предложения. В полных предложениях присутствую все необходимые данному предложению члены.
6. Все ПП делятся на утвердительные и отрицательные.
Деление предложений на утвердительные и отрицательные связано с предикативностью. В одних предложениях говорящий считает, что предикативный признак реально относится к субъекту. Это соответствует действительности, и в этом случае получается утвердительное предложение. Говорящий утверждает наличие предикативного признака субъекту в соответствии с действительностью.
Иванов учится в институте
Если же этого нет – предложение будет отрицательным.
Иванов не учится в институте.
Средства выражения отрицания .
1) Специальные отрицательные слова (не, ни, нет), отрицательные местоимения и наречия, отрицательные слова КС, которые выступают в роли главного члена односоставного предложения:
Мне некуда больше спешить.
Мне некого больше любить.
Здесь нельзя пройти .
Отрицательные предлоги делятся на общеотрицательные (здесь отрицается предикативный признак (сказуемое)) и частноотрицательные (отрицание может относится ко всем остальным членам предложения (подлежащие и второстепенные члены)).
Не всегда формальные особенности ПП (имеется в виду наличие или отсутствие отрицательных слов) свидетельствует о соответствии семантики. Утвердительным, например, является предложение, в котором сказуемое имеет два отрицания.
Я не мог не засмеяться.
В вопросительно-риторических предложениях с местоимениями (кто, что, какой )
Какой же русский не любит быстрой езды.
Предложение по форме может являться утвердительным, а по значению отрицательным.
Ну, кто ж так одевает детей.
По наличию или отсутствию эмоциональной окраски выделяются предложения восклицательные и невосклицательные.
Восклицательные - это предложения, эмоционально ярко окрашенные, в них сообщение, вопрос или побуждение сопровождается сильно выраженным чувством говорящего.
И повествовательное, и вопросительное, и побудительное предложения могут быть восклицательными, если они приобретают в речи эмоциональную окраску, например: 1) Какой упоительный аромат! (Паустовский); 2) Ох, полезно человеку увидеть себя со стороны, да еще в увеличительное стекло! (Вигдорова). В этих предложениях сообщения окрашены чувством восхищения (1), иронии (2), поэтому по цели высказывания они повествовательные, а по эмоциональной окраске - восклицательные.
1)- Что сделаю я для людей?!- сильнее грома крикнул Данко (Горький); 2) Кто там клевещет на Россию?! (Островой). В этих примерах вопрос произносится с чувством восторга и решимости (1), с возмущением (2), поэтому эти предложения - вопросительные по цели высказывания и восклицательные по эмоциональной окраске. 1) Принимай, Москва, постоянство Безраздельной моей любви! . (Жаров); 2) Орленок, орленок, Взлети выше солнца И степи с высот огляди! (Шведов). В этих предложениях, побудительных по цели высказывания и восклицательных по эмоциональной окраске, побуждение окрашено чувством любви, восторга, восхищения.
Таким образом, восклицательными могут быть разные по цели высказывания предложения, если они произносятся с чувством восторга, радости, нежности, огорчения, возмущения, ненависти, досады, злости, страха, удивления и т. п.
Основным средством оформления восклицательных предложений является особая, восклицательная интонация: тон голоса в восклицательных предложениях более высокий и напряженный по силе.
Наивысшая сила напряжения и высота тона обычно бывает на слове, выражающем чувство, например: Покамест упивайтесь ею, Сей милой жизнию, друзья! (Пушкин). Восклицательные предложения произносятся или сильно убыстренным темпом или, наоборот, замедленным.
Наряду с интонацией в формировании восклицательных предложений могут участвовать также междометия и частицы, например: 1) Ах, в какую хорошую пору Мы с тобою на свете живем! (Жаров); 2) О, если б ты видеть могла Неистовство мрака и света! (Островой); 3) Что за скука, что за горе наше бедное житье! (Пушкин); 4) Как мне нездоровиться! Как голова горит! (А. Островский); 5) Куда нам до таких воззрений! (Некрасов) .
На письме в конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Если такое предложение по цели высказывания вопросительное, то ставится два знака: вопросительный и восклицательный.
Предложения, в которых сообщение, вопрос или побуждение не сопровождается ясно выраженным чувством говорящего, называются невосклицательными.
Например: 1) Для меня все ново в мире (Борисов)-повествовательное невосклицательное предложение;
2) Хотите заглянуть в будущее? (Кетлинская) - вопросительное невосклицательное предложение; 3) Выбирай жену не в хороводе, а в огороде (пословица) - побудительное невосклицательное предложение.
Отношение повествовательных, вопросительных и побудительных предложений к восклицательным можно представить в следующей схеме (см. с. 289).
Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в
Воспользуйтесь формой поиска
§ 3. Типы предложений по эмоциональной окраске
релевантные научные источники:
- Лекции по Русскому языку
| Лекция(и) | 2016 | Россия | docx | 0.08 Мб
ПОНЯТИЕ ЗВУК РЕЧИ (1) ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. ОГЛУШЕНИЕ И ОЗВОНЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (2) ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ. СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ (3) ОРФОГРАФИЯ. ЕЁ РАЗДЕЛЫ.
Предложения могут дополнительно выражать эмоции (чувства) говорящего и пишущего. Произносятся они при этом с особой интонацией восклицания: Уж постоим мы головою за родину свою! (М. Лермонтов). Такие предложения называются восклицательными.
Предложения, в которых не выражено чувство, называются невосклицательными.
По цели высказывания восклицательным может быть каждое простое предложение: повествовательные восклицательные, вопросительные восклицательные, побудительные восклицательные. Например: Как хорошо в лесу! Разве это хорошо? Пойдём в лес!
В восклицательных предложениях местоимения и наречия, а также междометия используются в роли усилительных частиц: Голубушка, как хороша! Чем любоваться тут? Ох, признаюсь - хоть это мне и больно - не прав и я! (И. Крылов).
Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов, (подлежащего и сказуемого) или одного из них: Зеленеет трава. Началась весна (М. Пришвин);
Сумерки. Летний вечер. Рано вечереет. Мы плыли довольно медленно (И. Тургенев).
Предложения бывают простые и сложные . Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу, интонацией и лексическими средствами.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Простое предложение - это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа. Она может состоять из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, например: С чего начинается Родина? (М. Матусовский), или из одного - подлежащего, например: Зима. Кругом лежит снег; сказуемого, например: Вечереет. Небо на западе порозовело.
К подлежащему и сказуемому могут относиться зависимые слова - второстепенные члены. Подлежащее вместе с зависимыми словами образует состав подлежащего , например: Задремали звёзды золотые (С. Есенин).
Сказуемое вместе с зависимыми словами образует состав сказуемого , например: Листья в поле пожелтели (М. Лермонтов).
ЧЛЕНЫ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Члены предложения делятся на главные и второстепенные .
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое .
Подлежащее - это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или ч т о?, например: Установилась (ч т о?) хорошая погода (М. Горький). (К т о?) Колхозники заканчивают сев.
1. В каждом предложении подчеркните подлежащее.
Образец: Анна Сергеевна заторопилась.
На дороге встретилась ему Анна Семеновна. Меня никто не узнал.
На темной поверхности воды появились круги.
В морозном воздухе раздавались смех и веселый говор.
Жить становилось с каждым годом все труднее и труднее.
Пробираться сквозь заросли горелого леса всегда трудно.
Оба отошли к окну и стали говорить о чем-то шепотом.
Около нее хлопотали два врача.
Вдруг с шумом поднялись сразу три птицы.
В каждой морщинке Егорушкиного лица сидела тысяча тайн.
Большая часть дня уже прошла.
По одному краю площадки тянется ряд возов.
Несколько ярких звезд мерцало над рекой.
В окрестностях бродило много кабанов.
Все остальные люди остались внизу устраивать бивак.
Мы все четверо не пишем.
В тот же день вечером один из мудрецов явился к царю.
Обедающие его не замечают.
Некоторые из них явились к нам в бивак.
|
Простое глагольное сказуемое может быть выражено:
Глаголами в форме изъявительного, условного или повелительного наклонения: В это время в гостиную вошел гость. Он охотно бы занял его место. Вы не смотрите на меня так;
Глаголами в форме сложного будущего времени: Скорее расти будут усы;
Глаголами повелительного наклонения с частицами да, ну, же и др.: Да подите сюда!
Глаголами с частицами было, так, знай себе и др.: Снег так и валил . Фадеев пошел было с корзиной на берег;
Фразеологизмами: Он стоял как вкопанный (т. е. остолбенел).
Практическая работа № 2
1. Подчеркните подлежащее и простое глагольное сказуемое.
Образец: Так мыпрожили
целый месяц.
Вы бы взяли билет!
Да уходите же вы наконец!
Вы покажите нам что-нибудь подешевле.
Он непременно будет искать нас на берегу.
Карандаш так и ходил по бумаге.
Я не делаю визитов.
2. Подчеркните подлежащее и простое глагольное сказуемое.
Образец: Ятак и ахнул !
1) Сердце так и стучит. 2) Жизнь знай себе проходит. 3) Тогда я не упускал ее из виду. 4) Лишь бы он учился да дома не баловался. 5) Он нашел было портфель, да опять потерял. 6) Ты бы пошел в сени да на засов двери запер! 7) Он сделал шаг назад и остановился как вкопанный. 8) На вашем месте я теперь икал и страдал бы изжогой от этих осетров. 9) Я к вам теперь часто буду ездить. 10) Из всей роскоши ей прежде всего бросилось в глаза большое зеркало. 11) Множество зеленых и серых ящериц бросилось к щелям и в траву. 12) Я взял себя в руки и остался на месте. 13) Генерал сел за стол и взял перо в руки.
Составное глагольное сказуемое имеет две части - вспомогательную и основную.
Основная часть выражается глаголом в неопределенной форме : Он хотел есть . Он хотел пить .
Вспомогательная часть может быть выражена :
Глаголами: Глаза начали уставать . Он продолжал рассказывать про свою жизнь. Он хотел проехать мимо;
Краткими прилагательными с оттенком долженствования и их сочетаниями с глаголом быть и др. (рад, был рад, буду рад, должен, был должен, буду должен, готов, был готов, буду готов и др.): Я буду рад встретиться с вами;
Фразеологизмами или устойчивыми словосочетаниями: имел намерение (хотел), лелеял надежду (надеялся) и др.: Он горел желанием выступить.
Практическая работа № 3
1. Подчеркните подлежащее и составное глагольное сказуемое.
Образец: Ядаже могу уйти в другую комнату.
Надя начала глядеть в окно.
Он перестал мне высылать деньги.
Я не хотел идти к Оле.
Вы обязаны поступить на сцену!
Вы не имеете права говорить это!
2. Подчеркните подлежащее и составное глагольное сказуемое.
Образец: Ядолжна уехать отсюда сегодня же!
1) Я рад бы лечиться. 2) Я ужасно есть хочу. 3) Я старался не глядеть вниз. 4) Мы его терпеть не могли. 5) Мы принялись варить чай. 6) Начал я ходить по коридору. 7) В противном же случае я должен буду принять крайние меры. 8) Но доктор должен был прервать свою речь. 9) Он мог бы написать полный курс садоводства. 10) Кунья шапка продолжала еще висеть на гвозде. 11) Он терпеть не мог барской спеси и важничанья. 12) И он опять принялся кричать протяжно и громко. 13) Ольга продолжала глядеть на меня с удивлением. 14) Ловкости моей не могли завидовать даже медведи. 15) По этому пункту я готов спорить с вами без конца. 16) Петров не хочет больше отпускать в кредит бумагу. 17) Я была бы не в силах огорчить ее своим неповиновением. 18) Дебютантка готова была провалиться сквозь землю от стыда и ожидания.
Составное именное сказуемое состоит из двух частей - глагола-связки и именной части : Он был солдатом . (Важно не то, что он был, а то, что он был солдатом.)
Именная часть обозначает признак подлежащего, отвечает на вопросы каков предмет? что он такое? что с ним происходит? и может быть выражена:
Именем существительным или словосочетанием: Он учитель. Он был директором. Он в восторге;
Полным или кратким прилагательным: Мы молодые . Мы молоды ;
Сравнительной степенью прилагательного: Эта дорога короче;
Кратким страдательным причастием: Дорога проложена через лес;
Именем числительным: Он был пятым по очереди;
Местоимением: Вишневый сад теперь мой ;
Наречием: Ей туфли будут впору ;
Синтаксически неделимым словосочетанием: Вечером море было черного цвета .
Глагол-связка может отсутствовать (нулевая связка): Он солдат .
Глагол-связка может быть выражен:
Всеми формами глагола быть: Самовар был бы важным нововведением ;
Глаголами, их сочетаниями или синтаксически неделимыми словосочетаниями: Он стал врачом . Он хотел бы стать врачом . Я чуть не сошел с ума от радости (т. е. обрадовался). Она сидела усталая (была усталая, т. е. важно не то, что она сидела, а то, что сидела усталая).
Практическая работа № 4
1.Подчеркните подлежащее и составное именное сказуемое с нулевой связкой.
Образец: А все же яхрабрая . 1) Все это понятно. 2) Я раб. 3) Воздух великолепен. 4) Оба вы люди со средствами. 5) Вы очень любезны. 6) Егорушка жив и здоров. 7) Доктор очень хороший. 8) Вы просто избалованы успехом. 9) Она неизмеримо выше вас. 10) Первый был брат Федор Федорыч. 11) Чемодан этот мой. 12) Я один из постояннейших посетителей оперы.
2.Подчеркните подлежащее и составное именное сказуемое.
Образец: Велика была
его радость
. Скучный ты стал. Ночь была ясная. Горы сделались темно-синими и угрюмыми. Долина становилась все шире и шире. Жизнь ее будет прекрасной. А вы бы стали свободны. А дверь так и осталась незатворенной. В десять часов бал был в разгаре.
3.Подчеркните подлежащее и составное именное сказуемое.
Образец: Не буду яначальницей . 1) Ночь обещала быть холодной. 2) Ночь выпала на редкость тихая и спокойная. 3) Подсудимый держал себя на суде очень странно. 4) Погода стояла великолепная. 5) Охота вышла неудачна. 6) Оно показалось мне знакомым. 7) Не он первый. 8) Теперь он мой.
4. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Образец: Онанеряшлива . Лицо его холодно и строго. Жребий брошен. Уговор дороже денег. Он не трус и не боится людей. Она была душой компании. Он добрый и честный малый. Улыбки менее чем уместны. Один из домиков оказался порожним. Она была в обмороке. Они будут вам очень рады. В это время показалась ящерица. Один след показался мне каким-то странным. Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. С каждым днем идти становилось все труднее и труднее. Впереди на илистой почве были видны отпечатки тигровых лап. Под старость он уже не мог заниматься охотой и стал звероловом.
§ 1 Предложения по цели высказывания
Изучать предложение, его строение и значение необходимо не только для того, чтобы красиво и правильно говорить, писать. Изучая предложение, мы понимаем, как мы мыслим, т.к. предложение - это форма мысли. Значит, чтобы быть верно понятым, нужно точно, без искажений донести до собеседника свою мысль. Для этого следует грамотно построить предложение. Понадобятся нам эти знания и при выполнении синтаксического разбора предложения.
Нам уже известно, что когда мы говорим или пишем, мы ставим перед собой одну из трех целей: сообщить о чем-либо, спросить о чем-то или приказать, посоветовать кому-нибудь сделать что-то. В зависимости от цели высказывания предложения могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными.
Не сложно понять, что повествовательное предложение повествует, т.е. рассказывает о каком-то предмете или событии, признаке или, например, чувствах говорящего или пишущего. Рассмотрим несколько примеров:
Используя повествовательные предложения, можно составить небольшой связный текст или целый рассказ. Но произведение получится более ярким, «оживет», если добавить в него вопросительные и побудительные предложения!
Как нам понятно из названия, вопросительные предложения должны содержать вопрос. В предложение вопрос включается разными способами. Например, только с помощью интонации и соответствующего знака на письме:
Такое предложение легко превратить в повествовательное, поменяв интонацию:
Вопросительное предложение может иметь в своем составе частицу «ли» и обратный порядок слов:
Кроме того, в вопросительных предложениях часто используются частицы разве, неужели или вопросительные местоимения и наречия: кто, где, зачем и др.
Главная цель вопросительного предложения - получить у собеседника какую-либо информацию. Например, предложение «Когда твой день рождения?» требует конкретного ответа. Но в предложении может заключаться так называемый риторический вопрос, т.е. вопрос, не требующий ответа. Например: :
Или вопрос-предупреждение, угроза:
Побудительные предложения тоже могут иметь в своем составе некоторые специфические (т.е. особенные) элементы:
Глагол в одном из наклонений:Спой, светик, не стыдись! (И.А.Крылов); или Пойдем, мама, гулять! Учебник бы принесли!
Глагол в неопределенной форме: Стоять! Руки вверх!
Союз чтобы в начале предложения и глагол в форме прошедшего времени с частицей не: Чтобы этого больше не было! В некоторых предложениях частица не может не означать отрицания. Сравните, например, два предложения: Ты не купил молоко? и Ты купил молоко? Смысл их одинаковый.
Иногда используются и существительные, наречия, междометия.Например, в таких предложениях как: Молчание! Тихо! или Тс-с!
Побудительное предложение произносится с особой побудительной интонацией, что на письме часто отражается при помощи восклицательного знака. Иногда в речи мы используем вопросительно-побудительные предложения. Например: Дашь мне его номер телефона?
§ 2 Виды предложений по эмоциональной окраске
Делятся предложения и по эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Для невосклицательных предложений не свойственна особая интонация или специальные слова. А вот предложения восклицательные могут иметь в своем составе такие слова, как что за, какой, как и некоторые другие. Произносятся такие предложения с восклицательной интонацией, на письме в конце ставим восклицательный знак.
Например: Какой прекрасный день! Что за погода сегодня!
или: Как она замечательно рисует!
§ 3 Краткие итоги по теме урока
В зависимости от поставленной цели высказывания в речи используются повествовательные, вопросительные или побудительные предложения. Эти предложения могут отличаться друг от друга не только целью или интонацией, но и своим строением.
Повествовательные предложения характеризуются спокойной интонацией, на письме в конце такого предложения ставим точку. В вопросительном предложении используется особая вопросительная интонация, могут использоваться местоимения (кто, что и др.), наречия (почему, где и т.д.), частицы (ли, разве). При письме на вопросительную интонацию указывает вопросительный знак в конце предложения. В зависимости от интонации и форм использованных слов, побудительные предложения могут содержать приказ, просьбу, совет, мольбу, предостережение. Часто в конце таких предложений ставится восклицательный знак.
По эмоциональной окраске предложения могут быть восклицательными и невосклицательными. Восклицательные предложения тоже могут иметь специальные слова: какой, как, что за и др. Любое из предложений по цели высказывания может стать восклицательным в случае, если говорящий придаёт своим словам дополнительную эмоциональность.
Сведения о цели высказывания и эмоциональной окраске указываем в характеристике предложения при его синтаксическом разборе.
Список использованной литературы:
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008-2012.
- Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000.
- Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.: ИД «Литература», 2012.
- Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
- Нефедова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку. 5-8 класс. - «Аквариум» ГИППВ, 1997.
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся / Под ред. Л.П.Крысина – М.: Просвещение, 1995.
- Поурочные разработки по русскому языку, 5 класс. Егорова Н.В. – М.: Вако, 2013.
- Уроки русского языка. Пособие для учителей к учебнику С.И.Львовой. Васильевых И.П. – М.: Мнемозина, 2010.
- Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Повествовательное предложение - это такой функциональный тип предложений, содержанием которого является сообщение, констатация бытия или небытия того или иного положения дел в объективной действительности. Повествовательному предложению свойственна особая интонация, предполагающая ровное понижение тона после конечного слова.
Побудительное предложение – функциональный тип предложения, содержанием которого является волеизъявление, побуждение адресата к действию. Этому предложению свойственна специфическая интонация, которая варьируется в зависимости от вида побуждения (приказ, просьба, совет, предупреждение и т.д.).
Побудительное значение обычно задают 3 вида языковых средств:
а) формы императива: Найдите лопатку, сержант! Это очень важно (В. Богомолов); Пойди домой, да и скажи всё, как было (М. Г.);
б) глаголы изъявительного наклонения 1-го лица множественного числа (в контакте с частицей давай и без неё), используя которые говорящий приглашает собеседника к совместному действию: Давай попросим сыграть вальс (В. Шукшин);
в) глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа с частицей пусть , которые возлагают на адресата речи обязанность распространить свои действия на 3-ье лицо или какой-то предмет: Серпилин приказал не будить командира полка: Пусть спит, обойдусь без него (К. Симонов); - Пусть покормят командный состав, - сказал он (В. Богомолов);
Кроме того, используются формы инфинитива со значением приказа или запрещения: - Мы отлично пообедаем по-старому… Подавать! – приказал он Илье (А. Чехов); А вы – стоять на крыльце и не с места! И никого не впускать в дом сторонних, особенно купцов (Н. Гоголь).
Иногда побудительное значение развивают безглагольные конструкции: Молоток! К стене!, вопросительные предложения: Так чего же ты стоишь? (= Иди!), нечленимые междометные предложения: ТСС! Вон!
Вопросительное предложение – функциональный тип предложения, который предполагает запрос информации, т.е. побуждает адресата дать новые сведения о ситуации. Для этих предложений характерна особая интонация, а также наличие специализированных вопросительных слов – вопросительных местоимений, наречий, частиц.
Различают вопросительно-повествовательные предложения , которые выражают сообщение в форме отрицания: Какая в нём гордость может быть? или утверждения: Да, откровенно говоря, кого не трогает искусство? Кого оно не облагораживает? (Ч.). Вопросительно-побудительные предложения обращены к адресату не за ответом, а с приглашением совершить действие или с приказанием: Синиц идём ловить, дядя? (М. Г.); Да замолчишь ты наконец?
Вопросительно-риторические предложения не побуждают к ответу. Они бывают обращены или к нелицу, или к неопределённому адресату, или к самому говорящему, выражают раздумье, сомнение, эмоциональное состояние говорящего: Что день грядущий мне готовит? (П.); Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. (М. Г.).
Восклицательные предложения – функциональный тип предложения, обладающий особой эмоциональной окраской, т.е. передающее чувства радости, удивления, восхищения, недоумения, презрения, гнева и т.д. Все эти значения выражаются особой интонацией, междометиями, частицами: Ах, как ты горько, до зарезу, попозже, молодость, нужна! (Тв.). Восклицательными могут быть все 3 типа предложений. Восклицательному предложению противостоит предложение невосклицательное.