Базовая суть буддизма. Жизнь это страдание
"Он показал мне яркость этого мира".
Так мой учитель, Аджаан Фуанг, однажды охарактеризовал то, чем он обязан именно своему учителю (источник не указан) , Аджаану Ли. Его слова застали меня врасплох. Я лишь недавно начал учиться у него, недавно из вуза, где меня учили, что серьезные буддисты нигилистически и пессимистично смотрят на мир. Но тут был человек, отдавший жизнь практике учений Будды, и при этом говорящий о яркости этого мира. Конечно, под яркостью он не подразумевал удовольствия, связанные с искусством, едой, путешествиями, спортом, скорей всего семейной жизнью , или любыми иными разделами воскресной газеты. Он говорил о более глубоком счастье, решительно которое приходит изнутри. Когда я с ним встретился, я почувствовал, именно насколько глубоко (именно так и было!) счастлив он был. Возможно, он скептично относился ко многим человеческим претензиям, но я никогда бы не назвал его нигилистическим или пессимистичным. "Реалистичным" – было бы ближе к истине. Однако долгое время я не мог стряхнуть с себя чувство парадокса от того, каким образом пессимизм буддийских текстов смог найти воплощение в настолько счастливой личности.
Лишь когда я начал смотреть непосредственно в ранние тексты, я осознал, что то, что я считал парадоксом, было как раз иронией – иронией того, как буддизм, дающий такой позитивный взгляд на человеческий потенциал для нахождения как бы истинного счастья (источник не указан) , мог быть заклеймен нигилистическим и пессимистичным на Западе.
Вы, вероятно, слышали, что "Жизнь – это страдание" решительно является первым (см. источник) принципом буддизма, первой благородной истиной Будды. Это хорошо себя зарекомендовавший слух, распространенный уважаемыми учеными, а также и учителями Дхаммы, но все же это слух. Истина о благородных истинах решительно гораздо интереснее . Будда учил не одной, а четырем истинам о жизни: "Есть страдание, есть причина страдания, есть конец страдания, есть путь практики, кладущий конец страданию". Эти истины, взятые как целое, далеки от пессимизма. Они выступают в роли практичного, направленного на как бы решение проблем (см. источник) ы подхода, – метода, по которому врач справляется с болезнью, или механик с неисправной машиной. Человек определяет проблему и ищет ее причину. Затем он кладет конец проблеме, устраняя её причину.
Особенность подхода Будды в том, что он берется за проблему всего человеческого страдания в целом, и предлагает решение, которое люди могут осуществить самостоятельно. Так же как врач с надежным лекарством от кори не боится кори, Будда не боится никаких сторон человеческого страдания. И, испытав счастье поистине безусловное, он не боится указать на страдания и стресс, присущие тому, в чем большинство из нас не увидело бы их, – в обусловленных удовольствиях, к которым мы привязаны. Он учит нас не отрицать эти страдания и стресс или убегать от них, а спокойно встречать их лицом к лицу, тщательно исследуя их. Таким путем, – с помощью понимания, – мы можем выследить их причину и положить им конец. Полностью. Насколько уверены вы можете стать?
Изрядное количество писателей указало на фундаментальную уверенность, присущую четырем благородным истинам, и однако слух о пессимизме буддизма продолжает жить. Я задаю себе вопрос, почему это происходит. Одно из возможных объяснений состоит в том, что приходя к буддизму, мы подсознательно ожидаем, что он будет направлен на проблемы, имеющие долгую историю в нашей культуре. Начиная со страдания в качестве первой благородной истины, Будда, казалось бы, излагает свою позицию по вопросу, имеющему давнюю историю на Западе: хорош или плох в сущности этот мир?
Согласно Книге Бытия, это был конечно первый вопрос , пришедший Богу в голову после того, как он завершил свое творение: хорошо ли он поработал? Тогда он посмотрел на мир, и увидел, что мир хорош. С тех пор люди Запада соглашались либо возражали Богу по поводу его ответа на этот вопрос, но тем самым они подтверждали, что этот вопрос стоит того, чтобы с него начинать. Когда Тхеравада – единственная форма буддизма, противостоявшая христианству, когда Европа колонизовала Азию – искала пути пресечь то, что она видела как угрозу миссионерства, буддисты, получившие образование у миссионеров, полагали что этот вопрос актуален, и представляли первую благородную истину как опровержение христианского Бога: смотрите как несчастна жизнь, говорили они, и скорей всего трудно согласиться с оценкой Богом его труда. Эта стратегия спора в то время могла заработать несколько очков, и легко найти буддийских апологетов, которые, живя все еще в колониальном прошлом, пытаются набрать то же количество очков. Настоящая же проблема, однако, – это имел ли в виду Будда свою первую благородную истину прежде всего в качестве ответа на вопрос Бога и, что самое важное, извлекаем ли мы максимум пользы из первой благородной истины, видя её в таком свете.
Дхарма в простом изложении
Детей необходимо приучать с ранних лет к тому, что они вправе выражать свое мнение по поводу того, как идут дела в семье....
Подходы к реальности
Анализ различных подходов к реальностиЖивые существа в этом мире, как правило, суетятся и строят планы, для того чтобы быть...
Вира-Дака
Буддизм. Вира-ДакаВира (т. - дпа"-бо) и Дака (т. - мкха"-"гро)-это существа, которые пребывают и в Мире Формы (люди) и в...
Сутра неисчислимых смыслов
Благородные сыновья! Шестое непостижимое достоинство-сила этой сутры заключается в следующем: если наиболее вероятно благородные...
Сфера непостоянства
Буддизм. Сфера непостоянстваЧтобы понять, что такое «нирвана» необходимо познакомиться с другими основными положениями буддизма....
Религия
Границы. РелигияЛюди, приходящие в дзэн-центр, часто разочарованы своими прошлыми взаимоотношениями с религией. Очень интересно...
Тибетское искусство
В восточном Тибете, в регионе Кхам-Дерге, развивался собственный художественный стиль. В ранний период здесь было сильным...
Практика дхьяны
Каждый из нас быть может должен стремиться подчинить себе свой ум и своё тело, мирно управлять окружающими условиями, вести...
Руководство по медитации
Руководство по медитации. Медитация Випассанана внимательности (випассана)(Медленно, впитывая, прочесть для себя – или другу...
Дхаммапада
ХХIV. Глава о желании334Желание беспечно живущего человека растёт, как малува. Он мечется из существования в существование,...
Карма и реинкарнация
Диагностика перевоплощений и жизненные целиКармические проблемы мира людей сами по себе достаточно сложны, и их изучением...
Совершенствование сознания
Некоторые быстро достигают успеха – стоит им надеть ветхую одежду, начать есть грубую пищу и уяснить принцип блюдения сознания....
Другие категории и статьи раздела «Религия»
Иудаизм
Иудаизм - избранные публикации по теме Иудаизм. Иудаизм - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя монотеистическая религия. Иудеи должны следовать законам и предписаниям, описанным в священном писании иудаизма - Торе.
Сегодня мы подумаем почему для большинства людей жизнь это страдание, ведь это далеко не секрет что сейчас большинство людей недовольны своей жизнью . Большинство людей действительно объективно несчастливы, и здесь нет никакой магии, это обычная хоть и довольно жестокая статистика их злой или просто печальной жизни или даже судьбы.
Но почему наблюдается такая закономерность или даже уже современный синдром печальной жизни у большинства людей, в то время как некоторые люди рядом с ними все-таки счастливы. При этом счастливые люди далеко не всегда имеют намного больше денег, не всегда работают на самой лучшей работе, у них не самые одаренные дети, и даже далеко не всегда самое лучшее образование .
Но почему для счастливых людей жизнь чудесная сказка, а для несчастливых самое большое разочеравание , или даже самая изощренная пытка. Обычно разгадка плохой несчастливой жизни кроется в неумение разглядеть счастливые моменты своей собственной жизни , жизненных уроках, ну или просто в отсутствии хотя бы минимальной человеческой мудрости.Злая жизнь
Естественно почти все несчастливые, как всегда, со всей настойчивостью и упорством тупого осла, игнорируют все знаки и чудесные уроки для своей мудрой души, данные им судьбой, жизнью и природой. И даже более того, они еще и умудряются обижаться на эти драгоценные уроки жизни, а иногда и считать саму жизнь скучной, злой и какой бы то ни было еще. В общем приносящей им различные, коварные и максимально изощренные горести и страдания.
А некоторые современные люди пошли еще дальше, они сначала стали пить алкоголь и принимать наркотики. А затем когда поняли что слишком вредно для тела, и стали принимать еще антидепресанты, чтобы хоть как-то заглушить воздействие на себя этих не всегда понятных уроков мудрости и счастья.
А ведь это еще более вредно для счастливой жизни, это лишает людей такого чудесного опыта отражения ударов мудрых ошибок судьбы. Да и когда все эти чудодейственные препараты заканчиваются, люди конечно же впадают в глубочайшую депрессию, ведь злая жизнь это сплошное страдание и разочерование.
Жизнь и страдание
Ведь даже сам Великий Будда, а за ним и Христос постоянно твердили что вся внешняя жизнь и любые ее проявления это в сущности страдания, или хуже того, злая жизнь даже просто ваше зеркало .
Да на самом деле действительно все страдания в жизни, это скорее всего обычное зеркало ваших чувств, мыслей, переживаний, поступков, эмоций, убеждений и заблуждений вашей души . Ну и в общем жизнь это отражение всех тараканов, которые все еще проживают внутри вас и вашей головы .
А так как у большинства людей в голове живут именно несчастливые тараканы, то любой красивый и нарядный таракан счастья залезающий в такую темную и грязную голову, конечно пытается сбежать из нее как можно быстрее, ведь что ему делать в этом несчастном и богом забытом месте.Таким образом в жизни такого не счастливого человека счастье скорее всего не наступит никогда , ну или оно быстро и с радостью сбежит при первой же представившейся возможности . Поэтому не заселив целое семейство счастливых мыслей в свою голову, и не обращая внимания на мудрые уроки судьбы, вы можете даже и не начинать мечтать о счастливой жизни, тогда вам достанется только бесцельная жизнь и страдания.
Уроки судьбы
И действительно уроки судьбы иногда просто сводят с ума, иногда кажется что весь мир просто создан против нас , если мы сильно привыкаем к какому-то объекту, он почему-то скоро обязательно потеряется или сломается. Если привязываемся к какому-то определенному человеку так, что даже начинаем думать, что больше не можем без него жить, вселенная быстро у нас его забирает, причем обычно еще самым неприятным для нас способом.
Кто-то, кого мы любим неожиданно, и иногда так не к стати, уходит от нас в иной мир из-за несчастного случая или болезни. Кому-то мы вдруг просто ни с того, ни с сего сами надоедаем, хотя нам казалось что до этого все было просто идеально.
Наши самые надежные партнеры уходят к конкурентам по бизнесу, разоряя нас до последней копейки, и даже загоняя в большие долги. Самые верные друзья вдруг предают без причины, или просто женившись или уехав в другой город, совсем забывают о нас.
Словно как непонятный нам урок судьбы, те кого мы больше всего любим, неожиданно вдруг находят того, кого больше всего любят они. И конечно же те, кого мы не любим, наоборот все никак не могут оставить нас в покое, и через чур донимают нас своим вниманием, что бы мы не предпринимали.
И вообще часто как назло, чем мы больше кого-то любим, и чем больше начинаем оказывать знаков внимания, тем пропорционально меньше начинаем ему нравиться . А чем больше пытаемся поощрить или угодить кому-то, тем быстрее нам садятся на голову, да еще и свешивают ноги.
Зло лучше чем добро
Да после такого, даже у самых уверенных и убежденных романтиков опускаются руки, и пропадает желание любить кого бы то ни был. Прямо как мудро сказал знаменитый классик: «чем больше женщину мы любим, тем меньше нравимся мы ей» .Тогда максимум что остается, это любить себя, да и за что любить себя на само деле? Ведь по логике если тебя никто не любит, значит и любить то тебя не за что . Значит остается только злая жизнь без любви, да может никакой любви тогда и не существует, в общем не жизнь а сплошные страдания.
А у самых убежденных альтруистов и человеколюбов после таких жестоких уроков судьбы даже появляются поговорки: что «никакое добро не должно остаться безнаказанным» . А зло намного лучше чем добро, ведь что толку делать добро, когда тебя потом обязательно за него и накажут. Это ведь очень быстро надоедает даже целеустремленным людям.
Но мало того, когда мы работаем на кого-то нам еще и всегда платят очень мало, но ведь заставляют работать при этом много. А когда работаем на себя, так еще и хуже того, часто теряем даже то, что имели до этого, или даже залезаем в большие долги, и снова начинаем работать на других за копейки, просто чтобы отдать долги.
А если мы вдруг загораемся новой идеей, увлечением или хобби, то также быстро затем оно нам и надоедает, да и конечно близкие никогда не подержат вашей смелой идеи, и отговорят вас от ее осуществления.
Хотя ведь возможно что ваше счастье и самореализация как раз в ней и была, а теперь только и остается сожалеть что не попробовал, не рискнул обвиняя жестокую чертовку судьбу и ее злые уроки. Что в итоге нам дали такие близкие своими советами, зло или добро вместе с печалью на всю оставшуюся жизнь?
Печальная жизнь
А про печальную жизнь с разными несбывшимися обещаниями самому себе, например, начать с понедельника новую жизнь, заняться спортом, сесть на диету, каждый день читать, самосовешенствоваться, медитировать или просто учить иностранный язык, вообще лучше промолчать.
Короче печальная жизнь такая штука, что все несчастья и неудачи прямо в одну кучу и сразу все на нашу голову . Самая вкусная еда обычно больше всего вредна, и наоборот почему-то самая невкусная при этом полезна . Что бы мы не предпринимали, наши килограммы все растут и растут, даже если мы почти ничего не едим.
А единственная отрада в виде алкоголя, табака и наркотиков, не только убивает тело и мозг, но и быстро делает и так уже печальную жизнь еще более несчастной. Ну а секс и того еще большее разачерование, когда его хочется, тогда либо негде, либо не с кем.
Ну а когда его уже не хочется, или хуже того, даже уже не можеться, тогда и… Да и ладно, тогда уже поздно в любом случае о нем думать, только лишний раз себя расстраивать, да и чему удивляться, ведь правильно говорили религиозные личности, что жизнь это страдание.
Бренная жизнь
Да и в добавок к этому, мы в этой бренной вселенной еще каждый день стареем и приближаемся к последнему дню нашей бренной жизни. Девушки быстро теряют свою красоту, которой они раньше так гордились, да и парни конечно не становятся моложе, сильнее и привлекательнее. Каких-то жалких лет 30-40, и все, жизнь теряет всякий смысл и прежние краски, остается только и жить разве что ради детей, а самому то толком уже ничего и не надо.
И это все даже не вспоминая о смертельных или просто неприятных болезнях, ужасной экологии, частых авариях и несчастных случаях, поджидающих нас за каждым углом. Да тех гор малоэффективных таблеток и антидепрессантов со всевозможными побочными эффектами, которые приходиться от всего этого принимать, чтобы хоть как-то выжить и заглушить физическую и душевную боль от пребывания в этом мире, и проживая такую бренную жизнь
Но почему-то почти никто из всех людей живущих подобной жизнью, никогда не задумывается, почему же это все с ними постоянно и даже с вполне завидной регулярностью происходит . Они просто предпочитают проживать свою жизнь побыстрее, что бы наконец избавиться от всех этих несчастий выпавших на их головы.Хотя если и задумываются над этим, то не для поиска конструктивного пути выхода из негативных ситуаций, а только чтобы немного пожаловаться на свою несчастную жизнь.
Да и то быстро заливая и эти странные мысли дозой обезболивающего и еще больше убивающего душу алкоголя . Ну а про счастье в семье, большой любви, успехах на работе, и подобном, даже думать не стоит, ведь это какая-то сказка которая хоть иногда и случается с другими людьми, но никак не с ними.
Но если вам все-таки уже надоело, так бесцельно и не счастливо растрачивать свою жизнь, то переходите к чтению следующего рассказа где мы будем обсуждать эти самые жизненные уроки, и как из них выходить счастливым победителем, а не постоянно жалующимся на жизнь неудачником, для которого жизнь это только лишь страдание.
4.2. «Четыре благородные истины» буддизма
Сам Будда сформулировал свою религиозную программу в виде четырех основных положений («четыре благородные истины»).
1. Жизнь есть страдание.
2. Существует причина страданий.
3. Страдание может быть прекращено.
4. Существует путь, ведущий к прекращению страданий.
Причина страданий – страшная жажда, сопровождаемая чувственными удовольствиями и ищущая удовлетворения то здесь, то там; это стремление к удовлетворению чувств, к благосостоянию. Переменчивость и непостоянство человека, который никогда не удовлетворяется исполнением своих желаний, начиная желать все большего и большего, – вот истинная причина страданий. По утверждению Будды, истина – это вечное и неизменное, а любое изменение (в том числе и перерождение человеческой души) – это зло, выступающее источником человеческого страдания. Желания причиняют страдания, так как человек желает того, что непостоянно, изменчиво, а значит, подвержено гибели, ведь именно гибель предмета желания доставляет человеку наибольшее страдание.
Поскольку все удовольствия преходящи, а ложное желание возникает от неведения, то конец страданиям приходит тогда, когда достигается знание, причем неведение и ложное желание суть разные стороны одного и того же явления. Неведение – теоретическая сторона, она воплощается на практике в виде возникновения ложных желаний, которые не могут быть полностью удовлетворены, а соответственно, не могут доставить человеку истинного наслаждения. Однако Будда не стремится обосновать необходимость получения истинного знания в противовес тем иллюзиям, которыми обычно тешит себя человек. Неведение – необходимое условие обычной жизни: в мире нет ничего, кчему стоило бы по-настоящему стремиться, поэтому любое желание по большому счету является ложным. В мире сансары, в мире постоянных перерождений и изменчивости, нет ничего постоянного: ни вещей, ни «Я» человека, потому что телесные ощущения, восприятие и осознание внешнего по отношению к единичному человеку мира – все это является только видимостью, иллюзией. То, что мы считаем «Я», – лишь последовательность пустых видимостей, которые кажутся нам отдельными вещами. Вычленяя в общем потоке мироздания отдельные стадии существования этого потока, рассматривая мир как совокупность предметов, а не процессов, люди создают глобальную и всеобъемлющую иллюзию, которую и называют миром.
Устранение причины страданий буддизм видит в искоренении человеческих желаний и соответственно в прекращении перерождений и впадении в состояние нирваны. Для человека нирвана – это освобождение от кармы, когда вся печаль прекращается, а личность, в привычном для нас смысле этого слова, распадается, чтобы освободить место осознанию своей неразрывной причастности к миру. Само слово «нирвана» в переводе с санскрита означает «затухание» и «остывание»: затухание напоминает полное уничтожение, а остывание символизирует уничтожение неполное, сопровождающееся не физической смертью, а лишь умиранием страстей и желаний. По выражению, которое приписывается самому Будде, «освобожденный ум подобен затухающему пламени», т. е. Шакьямуни сравнивает нирвану с угасающим пламенем, которое не могут больше поддерживать солома или дрова.
Согласно каноническому буддизму нирвана не является состоянием блаженства, поскольку такое ощущение было бы лишь продолжением желания жить. Будда имеет в виду затухание ложного желания, а не всего существования; разрушение пламени вожделения и невежества. Поэтому он различает два вида нирваны: 1) упадхишеша (угасание человеческой страсти); 2) анупадхишеша (угасание вместе со страстью и жизни). Первый вид нирваны совершеннее второго, поскольку сопровождается лишь уничтожением желания, а не лишением человека жизни. Человек может достигнуть нирваны и продолжить жить дальше, а может добиться просветления лишь в тот самый миг, когда его душа отделяется от тела.
Решая вопрос о том, какой же путь предпочтительнее, Будда пришел к выводу, что истинный путь не может быть пройден тем, кто потерял силу. Есть две крайности, которым тот, кто решился на освобождение от стягивающих уз сансары, не должен следовать: с одной стороны, привычная приверженность страстям и удовольствиям, получаемым от чувственно постигаемых вещей, и, с другой стороны, привычная приверженность к самоумерщвлению, которое болезненно, неблагодарно и бесполезно. Есть средний путь, открывающий глаза и наделяющий разумом, ведущий к миру и прозрению, высшей мудрости и нирване. Этот путь в буддизме именуется благородным восьмеричным путем, потому что включает в себя обязательные для прохождения восемь ступеней совершенствования.
1. Правильные воззрения стоят на первой ступени, поскольку то, что мы делаем, отражает то, что мы думаем. Неправильные действия происходят от неправильных взглядов, следовательно, оптимальным способом предотвращения неправедных поступков выступает правильное знание и контроль за его наблюдением.
2. Правильное стремление есть результат правильного видения. Это стремление к отречению, надежда на жизнь в любви со всеми вещами и существами, которые пребывают в этом мире, стремление к подлинной человечности.
3. Правильная речь. Даже правильные стремления, особенно для того, чтобы они привели к надлежащим результатам, необходимо выразить, т. е. они должны найти отражение в правильной речи. Необходимо воздерживаться от лжи, злословия, грубых выражений, легкомысленного разговора.
4. Правильные действия заключаются не в жертвоприношениях или поклонениях богам, а в отказе от насилия, активном самопожертвовании и готовности отдать свою жизнь ради блага других людей. В буддизме существует положение, согласно которому человек, обеспечивший себе бессмертие, может помочь достижению просветления другим человеком, передав ему часть своих заслуг.
5. Правильная жизнь. Правильные действия ведут к нравственной жизни, свободной от обмана, лжи, мошенничества и интриг. Если до сих пор речь шла о внешнем поведении спасающегося человека, то здесь внимание обращается на внутреннее очищение. Цель всех стараний состоит в устранении причины печали, для чего необходимо субъективное очищение.
6. Правильное усилие состоит в осуществлении власти над страстями, которая должна помешать осуществлению дурных качеств и способствовать усилению хороших качеств с помощью отрешенности и сосредоточенности ума. Для сосредоточения необходимо остановиться на какой-либо хорошей мысли, оценить опасность превращения дурной мысли в действительность, отвлечь внимание от дурной мысли, уничтожить причину ее возникновения, отвлечь ум от дурного с помощью телесного напряжения.
7. Правильное мышление нельзя отделить от правильного усилия. Чтобы избежать умственного непостоянства, мы должны подчинить себе наш ум вместе с его метаниями, отвлечениями и рассеянностью.
8. Правильное спокойствие – последняя стадия благородного восьмеричного пути, результатом которой становится отказ от эмоций и достижение созерцательного состояния.
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
«Вся наша жизнь – страдание», – говорится в . Об этом слышал, наверное, каждый, кто хотя бы немного знаком с буддизмом.
А что же это значит? Что есть страдание? Как объясняются причины страданий в буддизме и как с ними бороться? Именно об этом мы и предлагаем поговорить сегодня. Ответы на извечные вопросы – в статье ниже.
Что такое страдание
Страдание с точки зрения философии буддизма, пронизывает всю нашу жизнь. На санскрите оно обозначается термином «дукха». Он означает желания, пристрастия в нашей жизни, которые приводят к неприятным ощущениям и становятся болезненными.
С понятием страдания связаны четыре благородные истины. О них говорится еще в одной из первых проповедей , которая была записана в «Дхамма-чака-паваттана-сутте» на языке пали, больше известной нам сейчас как «Сутра запуска колеса Дхармы».
Эти истины гласят о том, что в мире:
- есть страдание;
- пристуствует так же причина страдания;
- возможно прекращение страданий;
- существует путь, который к этому ведет.
О страдании говорит первая благородная истина – истина о дукхе. На пути к главной цели – просветлению – человек неизменно сталкивается с беспокойством, неудовлетворенностью, расстройствами, которые на языке буддийской философии можно назвать одним словом — «страдание».
Страдают существа во всех мирах: и боги, и духи в аду. Степень их страданий различается: жизнь в райских мирах и мире людей более счастливая, в аду же она сплошь наполнена болью. Страдают они потому, что таково свойство жизни.
При этом счастье – не антипод страданию. Наоборот, счастье тоже в конечном итоге ведет к страданию, ведь оно, как и все в этой жизни, имеет свойство заканчиваться.
Учение описывает 4 главных страдания:
- рождение;
- старение;
- болезнь;
- смерть.
Выходит, мы рождаемся в этом мире и уже страдаем. Причем последние три страдания объединяются в самый сильный вид страдания. Следом по силе идут непостоянство и обусловленность вместе с вытекающими из нее правилами, нормами жизни, которые не зависят от нас.
«А в чем состоит благородная истина о страдании? И рождение страдание, и старость страдание, и смерть страдание, и печаль, стенания, боль, уныние, отчаяние – страдание. С нелюбимым связь – страдание, с любимым разлука – страдание, и не получать то, чего хочется – страдание» (Сутра запуска колеса Дхармы).
При этом, согласно буддийской философии, нельзя просто убежать от страдания или перестать размышлять о нем. Важно прийти к пониманию его природы.
Какова его причина
На этот вопрос отвечает вторая благородная истина — «дукха самудая». Она раскрывает происхождение, появление страданий.
И здесь мы узнаем, что причиной всех страданий является привязанность. А привязанность, в свою очередь, заключается в постоянной жажде, стремлениях, влечениях – «танха».
Они могут выражаться как в самых обычных желаниях (физических и материальных), например, вкусно поесть, хорошо поспать, купить дом или новую машину, так и в более возвышенных — воле к самой жизни, в стремлении к счастью. Ведь если человек очень сильно чего-то желает, то это значит, что ему очень сильно этого не хватает, что часто вызывает такие чувства как печаль, зависть, страх или гнев.
При этом к желаниям относят также и полную их противоположность – ненависть. Влечение к тому, что кажется прекрасным, и отвращение к неприятному – этим в той или иной степени характеризуется жизнь людей, животных, птиц, насекомых, рыб и всех живых существ.
Кроме того, природа человека такова, что он ненасытен в своих желаниях. Достигнув исполнения одного, люди уже начинают мечтать о другом. В таком потоке постоянно растущих влечений они не могут стать удовлетворенными полностью, что приводит к разочарованию, а значит – страданию.
Желания заставляют совершать поступки, материализовать мысли, хорошие или плохие. Это приводит к появлению кармы, которая связывает причины и следствия. Карма же не дает вырваться из – бесконечной череды перерождений.
Негативная карма – следствие плохих мыслей, отвращения и даже привязанностей. А их источник, в свою очередь, лежит в неведении – «авидья», заблуждении, непонимании истинной природы мироздания.
Далай Лама XIV, лидер буддистов тибетского направления
Нынешний Тэнзин Гьяцо в свое время написал очерк «Буддизм Тибета». Там он назвал две причины страдания:
- омраченные действия;
- скверны.
Омраченные действия – это плохие поступки, которые были совершены под действием мрачных мыслей, злых умыслов, помутненного сознания.
Скверны – это негативные чувства, которые омрачают сознание. Самые главные скверны – злость и желания. К ним также относятся эгоизм, гордыня, ложность взглядов, высокомерие.
Как его прекратить
Третья благородная истина говорит нам, что прекратить страдания можно. В первую очередь нужно отречься от желаний, очиститься от загрязненного сознания – привязанностей, скверн, отвращения.
Но теоретического понимания истины недостаточно. Необходимо постоянно практиковать медитацию, успокаивать ум, чтобы полностью очиститься. О том, как этого достичь, поведает нам Четвертая истина.
Стоит верно понимать разницу между отречением от желаний и отказом от нужд. Ведь даже Учитель Будда испытывал потребности: есть, спать, идти навстречу истине. На тропе Будды важно следовать «Срединным путем». Потребности продиктованы необходимостью — это то, без чего жизнь невозможна. Однако большинство из того, что мы желаем, необходимостью не является.
Придерживаться «Срединного пути» значит избегать крайностей от полного аскетизма и самоотречения до пресыщения наслаждениями и материальными богатствами. В своей жизни нужно найти баланс между материальным и духовным миром.
Этот путь также называется « ». Он предполагает восемь составляющих, которые должны быть правильными с буддийской точки зрения и стать основой жизненного пути человека:
- понимание – взгляды, которые строятся на четырех благородных истинах;
- мысль, решимость – намерение следовать правильным путем, идти к освобождению;
- речь – слова, наполненные добротой, искренностью, правдой и отвергающие ложь, нетерпимость, брань;
- действие – поведение, которое отрицает причинение зла, ложь, воровство, прелюбодеяние, алкоголь;
- образ жизни – только честные источники дохода, мирные пути заработка;
- усилие – постоянное совершенствование, воспитание себя;
- внимание – отказ от страстей, успокоение ума;
- сосредоточение – постоянная практика, медитация, созерцание.
Когда человек преуспеет в восьмеричном пути, он может получить избавление от страданий, последующих перерождений, а значит – достигнет полного освобождения, или нирваны.
Кстати, слово «нирвана» с санскрита переводится как «постепенное угасание огня».
Заключение
Сегодня мы с вами рассмотрели подробнее причины страданий. Мы обязательно продолжим эту тему в последующих статьях.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась эта статья, и вы почерпнули из нее что-то полезное для себя — поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!
До скорых встреч!
Здесь используется санскритское слово «духкха», которое обычно переводится как «страдание», но лучше было бы переводить его – хотя это и несколько громоздко – как «неудовлетворенность». Возможно, лучше всего обратиться к его этимологии: хотя традиционное изложение происхождения слова духкха уже не является общепринятым, оно все же дает нам правильную и точную картину.
«Дух-» - это приставка, обозначающая все, что не является хорошим – плохое, больное, неправильное или неуместное, а «кха», основная часть слова, как полагают, связана с санскритским словом «чакра», что значит «колесо». Поэтому говорится, что слово «духкха» первоначально означало плохо прилаженное колесо повозки, что приводило к тряской, неприятной поездке, и путешествие не могло быть ни удобным, ни легким.
Все это касается обычного образа духкхи. Однако если мы присмотримся ближе, мы увидим, что это неудобство или страдание настигает нас во многих разнообразных формах – и Будда обычно говорит о семи. Во-первых, он говорит, что рождение – это страдание: человеческая жизнь начинается со страдания. Выражаясь более поэтически словами Оскара Уайльда, «в рождении ребенка или звезды есть боль». Как бы мы это ни выражали, это великая духовная истина; важно, что наша жизнь начинается со страдания.
Безусловно, роды физически болезненны для матери и, как следствие, зачастую эмоционально болезненны для отца, в то время как для младенца, как говорят, это травмирующий опыт. Очень неприятно оказаться внезапно выброшенным из мира полной гармонии в утробе в холодный, странный мир, в котором первым приветствием, скорее всего, становится шлепок по ягодицам.
Во-вторых, как говорит Будда, старость – это страдание. Одно из неудобств старости – физическая слабость: вы больше не можете передвигаться с легкостью и подвижностью, как раньше. Кроме того, происходит потеря памяти: вы не можете вспомнить имена или место, куда вы положили вещи. Ваш ум уже не столь гибок и быстр, как раньше. Когда это вырождение превращается в старческую дряхлость, это страшно наблюдать, особенно у тех людей, которые когда-то были известны. Возможно, болезненнее всего то, что старея, вы вынуждены зависеть от других: вы не можете сами себя обслуживать, возможно, вам даже необходим постоянный присмотр медсестры или родственников. Несмотря на все современные удобства и приспособления – и часто в результате современных достижений медицины – многие из нас будут ощущать эти страдания, особенно если мы доживем до очень преклонного возраста.
В-третьих, болезнь – это страдание. Будь это зубная боль или такая неизлечимая болезнь, как рак, ни одна болезнь не может быть приятной. Страдание заключается не только в физической боли: есть также беспомощность, страх и отчаяние. Медицина иногда может облегчить страдания от болезней, но нет никаких признаков того, что когда-нибудь она сможет искоренить их окончательно. Кажется, что, как только мы избавляемся от одной болезни, появляется другая. Как только побежден один вирус, возникает новый, более мощный штамм вируса. А как только мы ощущаем себя физически вполне здоровыми, у нас начинают развиваться всякие психические нарушения, все более и более сложные неврозы и загадочные симптомы, и все это сопровождается страданием. Почти любое ощущение несовершенства в нашей жизни может привести к какой-либо болезни: стресс приводит к сердечным приступам, усталость превращается в синдром, привычка становится злоупотреблением. Поэтому, хотя и кажется, что болезнь может изменить свой облик, она не отступает.
В-четвертых, смерть – это страдание. Мы страдаем, когда умирают дорогие нам люди, мы страдаем, когда наблюдаем, как жизнь уходит по каплям из физического тела, с которым мы так долго связывали любимого человека. Мы страдаем, зная, что любимый человек скоро умрет, страдаем, потому что знаем, что тоже разрушимся. Большая часть нашего страдания, связанного со смертью, это, конечно, просто страх. Большинство из нас снесет большое количество страданий, прежде чем выберет умереть, столь велик ужас перед неизбежным завершением нашего существования:
Самая скучная и отвратительная жизнь в мире,
Которой возраст, боль, нужда и заточение
Могут обременить природу, – рай
По сравнению с ужасающей нас смертью.
Люди далеко не всегда чувствуют, что готовы умереть. Им жаль покидать место, где провели жизнь в трудах, удовольствиях и достижениях. Даже если они хотят уйти, даже если они вполне счастливы, что перейдут к новой жизни или к тому, чего они не знают, все же физический процесс разрушения сопровождается болью. И иногда вместе с этим возникает много психических страданий. Иногда на смертном ложе людей настигает раскаяние: они вспоминают ужасные несправедливости, которые они творили, ужасный вред и боль, которую они причинили тем или иным людям, и, вследствие этого, у них возникают страхи и опасения относительно своего будущего. Все это делает смерть для многих людей ужасающим опытом, о котором до его наступления всеми силами они стараются не думать.
В-пятых, контакт с тем, что нам не нравится, – это страдание. Мы все об этом знаем. Возможно, даже среди членов нашей собственной семьи есть люди, с которыми нам не хочется иметь дела. Это очень печально, особенно нам не нравятся наши собственные родители или дети. Поскольку присутствует кровная связь, даже привязанность, нам все же приходится общаться с ними так или иначе, и это может быть очень болезненным.
Работа, которую мы выполняем, также может быть источником страдания, если мы делаем ее лишь затем, чтобы заработать себе на жизнь, и если это – единственная работа, которую мы можем найти. Возможно, и здесь нам приходится смиряться с тем, что нам не нравится, и работать с людьми, которые кажутся нам чуждыми по духу, в течение продолжительного периода времени, несмотря на то, что мы бы лучше занялись чем-нибудь еще.
Есть также различные условия окружающей среды, которые могут причинять нам неудобства: загрязнение, шум, погода. Несомненно, не каждый может уехать и поселиться на вилле в Греции. Поэтому кажется, что нет никакого выхода – и, безусловно, никакого окончательного выхода не существует. Вам просто приходится жить среди людей и вещей, в местах и условиях, которые вам совсем не нравятся.
В-шестых, расставание с тем, что нам нравится, причиняет страдание. Этот вид страдания на самом деле может быть очень мучительным. Есть люди, с которыми нам хочется быть рядом, встречаться чаще – родственники, друзья, но вмешиваются обстоятельства, и это становится просто невозможным. Это часто происходит во время войны, когда разрушаются семьи – мужчин призывают и отправляют на далекие поля сражений, детей отправляют в безопасные места, а многие просто пропадают в изгнании.
Я сам помню, что, когда я во время войны служил в Индии связистом, многие из моих друзей получали письма из дома регулярно, каждую неделю или около того, а затем наступал день, когда письма переставали приходить. Они обычно не знали, что произошло, но знали, что на Англию падают бомбы, поэтому через какое-то время они начинали подозревать самое страшное. Со временем они, возможно, получали известия, или от другого родственника, или от официальных властей, о том, что их жена и дети, или родители, или братья и сестры погибли при авиабомбардировке. Это самое ужасное страдание – постоянная разлука с теми, кого мы любим. Некоторые люди никогда не оправляются от этих мучений и носят в себе эту потерю всю оставшуюся жизнь.
В-седьмых, не получить того, чего мы желаем, – страдание. Нет нужды много говорить об этом. Когда вы увлечены кем-то или чем-то и вам не удается достичь цели, когда награда не падает на вас сверху, то вы чувствуете разочарование, отчаяние и даже горечь. Мы все испытывали подобный кратковременный опыт, когда нам не удавалось устроиться на работу, которая нам особенно нравилась, или нас не избирали для какой-то цели, или мы обнаруживали, что кто-то получил что-то или кого-то до нас.
Жизнь некоторых людей полна разочарования, отчаяния и горечи, потому что они чувствуют, что жизнь чего-то им недодала – и, конечно, чем сильнее желание, тем мучительнее страдание. Но даже в малом мы встречаемся с подобным каждый день, если не каждый час – например, когда обнаруживаем, что пирог закончился.
Таковы семь разных аспектов духкхи, описанных Буддой. В одном месте Будда утверждает: «Все, чему я учу, – страданию и прекращению страдания». И, действительно, освобождение от пут страдания – это ключевой момент его учения. В писаниях Палийского канона он сравнивает себя с врачом, который пытается избавить своего пациента от мучительной болезни – болезни обусловленного существования, которой заражены все мы. Конечно, мы не всегда послушные пациенты, что, несомненно, обнаружил Будда. Но во многих случаях, говоря о страдании и пытаясь помочь людям увидеть его в перспективе, он заканчивал свою проповедь словами о том, что существование в целом болезненно, что вся полнота опыта обусловленных живых существ, в котором соединились форма, ощущение, восприятие, волевые акты и сознание, не приносит удовлетворения.
Здесь большинство людей сказало бы, что это зашло слишком далеко, что это пессимистичный, если не патологический взгляд на жизнь. Они сказали бы, что человеческое существование ни в коем случае нельзя назвать не приносящим удовлетворения и болезненным все время. Они признают, что рождение болезненно, согласятся, что болезнь, старение и, да, смерть действительно болезненны. Но в то же время они с неохотой признают вывод, который из этого всего следует: что само обусловленное существование есть страдание. Все обстоит так, как будто бы они признавали все слагаемые суммы по отдельности, но не хотят принимать сумму, которую они составляют. Они говорят: да, есть определенное количество страданий в мире, но в целом это не такое уж плохое место. К чему быть столь пессимистичными? Есть много поводов улыбаться. Пока есть жизнь, есть надежда.
И, конечно, это так. У нас бывают приятные переживания, равно как и неприятные. Но с точки зрения буддизма даже приятные переживания по своей сути болезненны. На самом деле в них есть только страдание, спрятанное, затушеванное, отсроченное, – показной оптимизм. И то, в какой степени мы можем это видеть, видеть страдание за позолотой удовольствия, «череп под кожей», зависит от нашей духовной зрелости.
Эдвард Конзе выделял четыре аспекта скрытого страдания. Во-первых, то, что доставляет удовольствие одному, может приводить к страданиям других людей, других живых существ. Конечно, мы не склонны задумываться об этом. Если мы в порядке, если у нас все благополучно, мы не слишком сильно и не слишком часто заботимся о других. «Все в порядке, Джек», – это слова более или менее обобщают такое отношение. Самый простой пример этому – то, как искренне радуются люди, поедая плоть забитых животных. Они весело орудуют вилкой и ножом, сознательно не думая о страданиях живых существ.
Но бессознательный ум не так просто обмануть. Вы можете сознательно отгородиться от некоторых неприятных фактов, но бессознательно вы все замечаете и ничего не забываете. Возможно, вы совсем не подозреваете об этом факте сознательно, но он окажет на состояние вашего ума влияние, тем более сильное, поскольку оно незримо. Так у нас развивается «иррациональное» чувство вины, потому что в глубине себя мы знаем, что наше удовольствие куплено ценой страданий других живых существ. Эта вина – источник постоянной тревоги и беспокойства.
Конзе приводит пример с богатыми людьми, которые почти всегда боятся обеднеть. Он говорит, что так происходит, потому что бессознательно они чувствуют, что не заслужили этих денег. Бессознательно они чувствуют, что их должны у них забрать, а сознательно беспокоятся, что эти деньги у них когда-нибудь отберут. Напротив, вы можете заметить, что бедные люди, которые, возможно, даже не знают, что будут есть на следующей неделе, редко беспокоятся об этом. Они обычно более расслаблены и оптимистичны, чем богатые.
Возможно, состоятельные люди страдают от бессознательного чувства вины, потому что, как бы они ни отрицали это сознательно, они знают, что их богатство «запятнано»: его получение принесло страдание другим людям, прямо или косвенно. Соответственно, они чувствуют постоянную необходимость оправдываться. Они говорят: «Я зарабатываю деньги, я вношу вклад в благополучие общины, я предлагаю услуги, нужные людям, я обеспечиваю рабочие места…» Еще они говорят: «Что ж, я богат, а остальные бедны, потому что я работаю упорнее, я иду на риск – по крайней мере, я не прошу подачек…»
Если чувство вины заходит слишком далеко, тогда для его облегчения необходимы сильнодействующие средства, и самое мощное из них – отдать часть богатства церкви, больнице или куда-либо еще. Популярнее всего больницы, потому что вы можете компенсировать страдания, причиненные при получении богатства, отдавая его часть для облегчения страданий других. Это называется «анонимное возмещение ущерба». Если кто-то имеет дело с религиозными организациями, он вскоре научится распознавать такие пожертвования. Иногда их просто кладут в почтовый ящик в конверте с подписью «от анонимного жертвователя». Тогда вы понимаете, что кого-то действительно грызет совесть.
Второй вид скрытого страдания по Конзе – приятное переживание, в котором есть привкус беспокойства, потому что вы боитесь его потерять. Такова политическая власть: очень приятно властвовать над другими людьми, но вы всегда боитесь повернуться к кому-то спиной, потому что не знаете, можете ли доверять даже лучшему другу или вашему же охраннику у двери. Вы все время боитесь потерять свою власть, особенно если вы захватили ее силой, и другие только и ждут возможности взять ее в свои руки. В таком положении вам нелегко спать по ночам.
Традиционно в буддизме такие ощущения иллюстрируются примером с ястребом, летящим с куском мяса в когтях. Конечно, следом за ним обязательно кинутся десятки других ястребов, пытаясь выхватить этот кусок мяса, и они попытаются достичь своей цели, нападая и клюя не кусок мяса, но владельца этого мяса, ударяя его клювом по туловищу, по крыльям, по голове, по глазам. Мир финансов, бизнеса и сферы развлечений, мир высокой конкуренции, подобен этому. Любое удовольствие, подразумевающее власть или общественное положение, смешано с долей беспокойства из-за ощущения, что другие будут рады занять место на вершине твоей персональной навозной кучи.
Третье скрытое страдание, как указывает Конзе, – это нечто приятное, но привязывающее нас к чему-то, что несет с собой страдание. Он приводит пример с человеческим телом. Хотя мы испытываем всяческие приятные переживания, мы также испытываем и множество неприятных ощущений. Поэтому наша привязанность к тому, что дает нам приятные ощущения, привязывает нас также и к неприятным ощущениям. Мы не можем иметь одного без другого.
И, наконец, Конзе высказывает предположение, что скрытое страдание можно обнаружить в том факте, что удовольствия, полученные от наслаждения обусловленными вещами, не могут удовлетворить глубочайшие желания нашего сердца. В каждом из нас есть нечто Необусловленное, что-то не от этого мира, что-то запредельное, природа Будды, называйте как хотите. Как бы вы это ни называли, вы можете распознать это по тому, что оно не может быть удовлетворено ничем обусловленным. Оно может быть удовлетворено только Необусловленным.
Поэтому, какими бы обусловленными вещами мы не наслаждались, есть всегда какой-то недостаток, пустота, которую может заполнить только Необусловленное. В конечном счете, именно по этой причине – если вернуться к выводу, сделанному Буддой – все обусловленные вещи явно или скрыто не могут принести удовлетворения и причиняют боль. Именно в свете Необусловленного страдание, духкха, несомненно является характеристикой всех форм обусловленного существования, в особенности обусловленного существования живых существ.